СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование арт-технологий на уроках изобразительного искусства в условиях ФГОС

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия художественной деятельностью оказывают значительное психотерапевтическое воздействие на школьников, снимая нервно-психическое напряжение, восстанавливая энергию и создавая эмоционально-положительный настрой.   В своей практике  с детьми  ОВЗ  использую   современные технологии  арт-терапии и арт-педагогики, основанные на синтезе искусств, которые предоставляют уникальную возможность творческого моделирования себя (ребенка), своего окружения, своего социокультурного  пространства.

Просмотр содержимого документа
«Использование арт-технологий на уроках изобразительного искусства в условиях ФГОС»









Использование арт-технологий на уроках изобразительного искусства

в условиях ФГОС


Смена приоритетов в системе образования, ориентация на формирование творческой личности приводит к интенсивному поиску нового содержания и наиболее эффективных средств образовательной деятельности, способствующих раскрытию возможностей личности. Ключевыми проблемами современного образования в новых контекстах являются приведение содержания образования в соответствии с требованиями современных изменений и создание условий для развития ребенка как подлинного субъекта образовательной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на воспитание качественно новой личности школьника, его творческих способностей.

Научить ребенка видеть красоту окружающего мира наиболее полно помогает программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», по которой работаю с 1988 года. Она дает возможность ребенку через художественный образ выразить свое отношение к миру, формирует эстетический вкус, развивает образное мышление, воображение, способствует приобретению специальных знаний и умений. Но особенно важно, что родится в душе каждого ребенка от встречи с искусством.

Занятия художественной деятельностью оказывают значительное психотерапевтическое воздействие на школьников, снимая нервно-психическое напряжение, восстанавливая энергию и создавая эмоционально-положительный настрой. В своей практике с детьми ОВЗ использую современные технологии арт-терапии и арт-педагогики, основанные на синтезе искусств, которые предоставляют уникальную возможность творческого моделирования себя, своего окружения, своего социокультурного пространства.

Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. (термин ввел А.Хилл).

Арт-технология – это способ вовлечения в действие одновременно когнитивной, личностной, аффективной, коммуникативной и творческой сферы ребенка, которые независимо от включения механизмов усвоения ценностей обеспечивают ему эмоциональный комфорт в образовательном процессе.

Помочь детям восстановить эмоциональное равновесие способна арт-терапия, как средство творческого свободного самовыражения личности, невербального языка искусства. Арт-терапия имеет латентное терапевтическое влияние на эмоциональное состояние ребенка, ориентируется на внутренний потенциал каждого учащегося и помогает ему выразить свои мысли и чувства посредством творчества, погружения в различные виды искусства. Таким образом, арт-терапия выступит средством адаптации, площадкой для регуляции эмоционального состояния ребенка. Процесс создания творческого продукта позволит учащимся проявить свою фантазию, активизировать мышление и восприятие, увидеть результат своей деятельности в символической, художественной форме, проявить свои творческие способности, развить коммуникационные навыки.

Арт – терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что оно приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.

Метод арт-терапии заключается в реконструировании психотравмирующей ситуации с использованием художественно-творческой деятельности. Это помогает вывести переживания во внешнюю форму и создать новые положительные эмоции. В настоящее время арт-терапия включает следующие направления: сказкотерапия; изотерапия; игротерапия; имаготерапия; пластическая терапия; фототерапия; мульттерапия; музыкотерапия. Каждое направление имеет определенное коррекционно-развивающее значение.

Изотерапия является одним из самых распространенных видов арт-терапии. Она представляет собой лечебное воздействие посредством изобразительной деятельности. В современной изотерапии выделяются следующие направления: использование готовых произведений для анализа и интепретации; побуждение к самостоятельной активности в изобразительной деятельности. Изотерапия имеет несколько принципиальных отличий от учебных занятий. Изотерапия – это выражение с помощью рисунка конфликтной ситуации. На уроках рисования ребенок просто овладевает средствами и техникой изображения. В изотерапии качество рисунка не является важным критерием оценки. Он обладает собственной ценностью, связанной с разрешением внутренних конфликтов. На учебных занятиях основным критерием при анализе рисунка является степень овладения учеником системой изобразительных средств.

Арт-диагностика предполагает использование искусства для передачи чувств и иных проявлений психики с целью изменения структуры мироощущения личности, обладает значительным здоровьесберегающим потенциалом. Считаю, что важным условием успеха данной технологии является выбор художественной техники и материала, которые не только помогают детям выразить широкий спектр эмоций, но и снять внутреннее напряжение, освободиться от агрессивности. Во время творческой работы арт-диагностика плавно перетекает в процесс терапевтического рисования. В процессе занятий дети не только проявляют свои творческие способности, но и учатся устанавливать визуальный контакт, коммуникационные связи, выражать свое настроение, получить новые знания об искусстве, познать себя и своих одноклассников.

В своей работе по данному направлению применяю активные методы: самостоятельное творчество по созданию творческого продукта; самостоятельное творчество на основе использования существующих произведений искусств. Это может быть рисование, лепка, работа с цветной бумагой. Данные занятия развивают творческие способности, творческую активность, воображение, речь, мелкую моторику, эстетическое чувство. Активные виды деятельности укрепляют физически, активизируя хорошо функционирующие, здоровые системы организма ребенка.

Пример арт-терапии Цветотерапия. Основная цель — здоровьесбережение. Применение определенного цвета через влияние на головной мозг фотонов света различной длины нормализует мышечный тонус, нейтрализует негативные эмоциональные состояния, стимулирует интеллект, познавательную деятельность, коммуникативные навыки. Так как зоны радужной оболочки связаны через мозг со всеми внутренними органами, цветотерапия оздоравливает речь, слух, опорно-двигательную систему. Например, использование активного группового приёма «Игра «Волшебные краски».

Также на уроках применяю прием игры «Что делать?»
1. Устал – рисуй цветы,
2. Злой - рисуй линии,
3. Болит – лепи,
4. Скучно – заполни листок бумаги разными цветами,
5. Грустно – рисуй радугу,
6. Страшно – плети макраме или делай аппликации из тканей,
7. Ощущаешь тревогу – сделай куклу-мотанку,
8. При возмущении – рвите бумагу на мелкие кусочки,
9. Чувствуешь беспокойство – складывай оригами,
10. Хочешь расслабиться – рисуй узоры,
11. Важно вспомнить – рисуй лабиринты,
12. Ощущаешь неудовольствие – сделай копию картины,
13. Чувствуешь отчаяние – рисуй дороги;
14. Надо что-то понять - нарисуй мандалы,
15. Надо быстро восстановить силы – рисуй пейзажи,
16. Хочешь понять свои чувства – рисуй автопортрет,
17. Важно запомнить состояние - рисуй цветовые пятна,
18. Если надо систематизировать мысли – рисуй соты или квадраты,
19. Хочешь разобраться в себе и своих желаниях– сделай коллаж,
20. Важно сконцентрироваться на мыслях – рисуй точками,
21. Для поиска оптимального выхода из ситуации – рисуй волны и круги,
22. Чувствуешь что «застрял» и надо двигаться дальше – рисуй спирали,
23. Хочешь сконцентрироваться на цели – рисуй сетки и мишени.

По моим наблюдениям обращение к мощному потенциалу творческой деятельности как к диагностическому средству способствует развитию процессов самопознания, самопринятия, саморазвития, самоактуализации личности. На занятиях изотерапии у детей развивается воображение, эстетический опыт, творческое самовыражение; повышаются адаптационные способности; снижается утомляемость и развивается чувство внутреннего контроля.

Опыт работы в данном направлении показал, что практически все учащиеся обладают творческими способностями, которые можно развивать в процессе учебной деятельности. Это выразилось в том, что каждый ученик был способен выполнить задание в своем неповторимом варианте; самовыражать свое состояние в художественном продукте; проявлять свои интересы, ценности, внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие в творческой деятельности; уметь работать с различными инструментами изобразительного искусства; понимать свои чувства, эмоции в процессе сенсорного взаимодействия с красками.

Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности детям в своих силах. Чем лучше ребенок умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью. Эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с ОВЗ особенно механизмов саморегуляции и самоисцеления. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Навыки, приобретенные в процессе терапии искусством ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой и социумом.


Литература для педагога

Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006.

Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков /А.И.Копытин, Е.Е. Свистовская. – М.: Когито-Центр, 2010

Копытин А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала. / А.И. Копытин – СПб.:2005.

Копытин, А.И. Терапия искусством в системе образования / А.И. Копытин //Школьный психолог. – 2011. – №1

Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система за­нятий / Л.Д. Лебедева. – СПб.: Речь, 2003. –256 с.

Самойлова, В.Г. Арттерапия как одна из инновационных педагогических технологий коррекции эмоциональной сферы младших школьников / В.Г. Самойлова. – Ч.: ЧГАКИ, 2004. – 155 с.

Саморукова, В.В. Психологическое сопровождение развития эмоциональной сферы младших школьников в условиях творческой активности / В.В. Саморукова // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 5-6 – с. 367-371

Слобожанин А.В. Мастер-класс «Арт-терапия: цвет, символ, сказка» / А.В. Слобожанин // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н.Толстого. – 2013. – №1-2 (3-4). – с.69-76






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!