СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесбережение – это целенаправленная системная деятельность школы по применению в практике различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных факторов нарушения здоровья.  Здоровье сберегающие технологии – это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, организуемых ОУ для медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний школьников в рамках традиционной системы образования.

Здоровый ребенок- успешный ребенок.

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровье сберегающих технологий на уроках технологии»

«Использование здоровье сберегающих технологий на уроках технологии»

Дюльгер Г.Ф., учитель технологии МАОУ СОШ №2 УИИЯ г. Ноябрьск ЯНАО

Здоровьесбережение – это целенаправленная системная деятельность школы по применению в практике различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных факторов нарушения здоровья.
 Здоровье сберегающие технологии – это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, организуемых ОУ для медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний школьников в рамках традиционной системы образования.

Здоровый ребенок - успешный ребенок.

Здоровье — одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Здоровье обучающихся, его сохранение и поддержка, укрепление является одной из высших ценностей школы как гуманной организации. Сохранение здоровья влияет на качество работы, на качественное изменение самого образовательного процесса, поэтому одним из направлений деятельности педагогического коллектива должно являться здоровье сбережение школьников. И если недостаток образования еще как-то можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить труднее, а нарушенное в детском возрасте, зачастую уже невозможно. В школе каждый ребенок проводит 11 лет своей жизни и именно здесь он теряет свое здоровье. Так, за время обучения в школе число детей с близорукостью возрастает в 5 раз, с нарушениями опорно-двигательного аппарата - в 1,5 раза, с заболеваниями нервной системы - в 2 раза.

По данным Российского детского фонда и специальных исследований РАМН РФ, из-за непосильных нагрузок только половина нынешних 16-летних школьников доживут до пенсии: за год обучения в наших школах здоровье каждого ребенка ухудшается минимум в 5 раз. Лишь 5% ребят заканчивают школу совершенно здоровыми. 80% выпускников школ имеют хронические заболевания, 70% — нервно-психические расстройства. По данным Министерства здравоохранения РФ уровень здоровья воспитанников образовательных учреждений свидетельствует о том, что 50% младших школьников заканчивают учебный день с признаками выраженного и резко выраженного переутомления. Возрастающий поток информации, постоянная модернизация и интенсификация программ, широкое использование новых средств обучения, увеличивающих объем учебной нагрузки, создают ощутимое давление на организм ребенка (нарушение осанки, зрения, речевого развития, слуха), вызывая напряжение и перенапряжение, способствуя ухудшению состояния соматического здоровья - это здоровье физическое, здоровье тела и органов.

Факторы, разрушающие здоровье обучающихся:

  • длительное искусственное сокращение произвольной двигательной активности;

  • недостаточная освещенность рабочих мест;

  • недостаточный воздухообмен в помещении;

  • несоответствие школьной мебели индивидуальным физическим особенностям детей;

  • чрезерная интенсивность умственного труда и утомительность учебной нагрузки;

  • стрессогенная среда на уроке (страх получить плохую отметку, страх отвечать у доски, быть наказанным и т.д.);

  • авторитаризм учителя.

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работ:

Степень естественности позы школьников на уроке служит хорошим индикатором психологического воздействия учителя.

Степень его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.

Гигиенические условия в кабинете:

Гигиенические условия в кабинете: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. п. (иначе могут возникнуть утомляемость, риск аллергических расстройств)

Виды деятельности, используемые учителем технологии на уроках:

*опрос учащихся,

*письмо,

*чтение,

*слушание,

*рассказ,

*показ материалов с применением ИКТ,

*рассматривание наглядных пособий,

*ответы на вопросы,

*решение технологических задач,

*практические работы (для учащихся 5-7 классов 75% времени занятия). *длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям:

в 5-х классах – 10минут,

в 6-х – 12минут,

в 7-8-х – 16 минут.

Физкультминутки и физкультпаузы:

Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Норма - на 15-20 минуте урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого, а также важен эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни:

На уроках в 5-8 классах изучаются темы :

  • «Гигиена и косметика»,

  • «Физиология питания»,

  • «Санитария и гигиена»,

  • «Красота и здоровье»,

  • «Здоровый микроклимат в доме».

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности:

* методы свободного выбора (свободная беседа; выбор действия, его способа; выбор приемов взаимодействия; свобода творчества и т.д.);

* активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, дискуссия);

* метод проектов, направленный на развитие творческих способностей, самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.

Экологические аспекты:

Изучаемые темы: «Экология жилища», «Производство и окружающая среда»; Экологический раздел в творческих проектах учащихся 5-8 классов.

Акценты делаются на уменьшение отходов производства, их утилизацию или вторичное использование, экономию сырья, энергии, труда.

Благоприятный психологический климат на уроке:

Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье учащихся.

Критерии удачного урока с точки зрения сохранения здоровья учеников:

* отсутствие усталости у детей и учителя;

* положительный эмоциональный настрой;

* удовлетворение от сделанной работы;

* желание продолжать работу.

Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения:

*Число видов учебной деятельности, используемых учителем: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.;

*средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (смена не позже чем ч/з 7-10 минут);

*чередование видов преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа;

*использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся (наглядно-образных, словесно-логических, практических, аудиовизуальных) не менее трёх за занятие);

*умение учителя использовать возможности показа материалов с применеием ИКТ;

*позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;

*физкультминутки и физкультпаузы;

*включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

*наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;

*благоприятный психологический климат на уроке;

*преобладающее выражение лица учителя;

*момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;

*темп и особенности окончания урока;

*состояние и вид учеников, выходящих с урока.

Анкета

«Здоровье сберегающий урок глазами учащихся»

  1. Даются ли вам на уроке знания о том, как сохранять и укреплять свое здоровье? а) да; б) нет, в) затрудняюсь.

  2. Если «да», то какие именно знания о культуре здоровья вы получаете на уроке?

  3. Какой учебный материал в большей степени помогает вам задуматься о своем здоровье? а) теории, законы, факты; б) упражнения, задачи, практические работы и т.д.; в) знакомство с жизнью замечательных людей; г) выполнение исследовательских и творческих работ.

  4. Какое настроле6ние у тебя преобладает на уроке? (подчеркни нужное): восторженное, радостное, приятное, спокойное, грустное, тревожное, унылое, трудно сказать.

  5. Какова твоя физическая работоспособность на уроке? а) работоспособность поддерживается на хорошем уровне; б) работоспособность понижается; в) трудно сказать.

  6. Как вы оцениваете умственную работоспособность? а) переутомляюсь; б) не переутомляюсь; в) трудно сказать.

  7. Предоставляется ли на уроке возможность снять мышечное напряжение с помощью физических упражнений, двигательных игр и т.д.? а) да; б) нет; в) трудно сказать.

  8. Использует ли учитель на уроке различные приемы снятия психоэмоционального напряжения (упражнения на расслабление, дыхательная гимнастика, юмор, музыкальные паузы и др.)? а) да; б) нет; в) трудно сказать.

  9. Учитывает ли учитель на уроке твои индивидуальные особенности (характер, внимание, память, мышление, способность, речь и др.)? а) да; б) нет; в) трудно сказать.

  10. Учитывает ли учитель на уроке состояние твоего здоровья (зрения, слуха, нарушение осанки, хронические заболевания и др.)? а) да; б) нет; в) трудно сказать.

  11. Воспитывает ли учитель на уроке нравственные качества, как доброта, честность, справедливость, милосердие, терпимость и др.? а) да; б) нет; в) трудно сказать.







Список использованных материалов

Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Издательство «АРКТИ», 2006 г., с.319

http://office.microsoft.com/ru-ru,

http://fantasyflash.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!