СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование возможностей особо охраняемых природных территорий для развития личности учащихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на 4-ой Международной научно-практической конференции "Особо охраняемые природные территории: прошлое, настоящее, будущее"

Просмотр содержимого документа
«Наше выступление»

IV Международная научно-практическая конференция

«Особо охраняемые природные территории: прошлое, настоящее, будущее»



























Использование возможностей особо охраняемых природных территорий для развития личности учащихся





















Работу выполнили учителя МОУ СОШ с.Апалиха:

Евсеев Анатолий Иванович – учитель истории,

Юдина Наталья Анатольевна – учитель географии и

биологии





















Апалиха-2017



«Знание без общей перспективы, понимания и личного участия могут привести куда угодно или не привести никуда».(слайд 2) Эти слова, взятые из шведского методического пособия «ЭкоЛоджик» (что в переводе означает «Эковедение»), можно поставить эпиграфом к нашему выступлению. Так кратко, выразительно и весьма доходчиво выражается идея необходимости особых психолого-педагогических действий, направленных на понимание детьми личной значимости экологических проблем, видение перспектив их решения и личное участие каждого в посильной практической природоохранной работе. Это, по сути, три основных показателя результатов экологического образования, которые формируются через обучающие, воспитывающие и развивающие действия педагогов. Мы стараемся сочетать эти задачи и применять их в просветительской деятельности школьников.

В настоящее время к образованию предъявляются особые требования. Они прописаны в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) основного общего образования. Ключевым понятием является система ценностных ориентиров, которые определяют цели образования. Важнейшими личностными результатами становятся(слайд 3):

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимость её сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.

Исходя из этого, главная цель нашей работы - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей любить и беречь природу.

Наше село Апалиха расположено на территории Национального парка «Хвалынский» (слайд 4). Это особо охраняемая природная территория, получившая этот высокий статус в силу уникальности природных характеристик. Они обладают, по сравнению с другими территориями страны, наиболее благоприятными условиями для воспитания любви и уважения к нашей природе - национальному достоянию России. Среди таких условий можно назвать высокое биологическое разнообразие, здесь имеется возможность наблюдать ненарушенный ход природных процессов, познавать законы природы, проводить сравнительную оценку природных комплексов и объектов в границах ООПТ. Общение с прекрасной и здоровой, а не измученной и угнетенной природой позволяет не только расширить экологический кругозор, приобрести определенные навыки в проведении научных исследований и решении практических природоохранных задач, но и создаёт почву для воспитания патриотизма и ответственности за судьбу родного края и Земли в целом.

Основными формами работы с учащимися в нашей школе являются(слайд 5):

• организация и проведение школьных турпоходов и экспедиций;

• организация и работа школьного лесничества;

• разработка и защита экологических проектов;

• проведение школьных экскурсий на заповедной территории;

• проведение тематических занятий со школьниками;

• организация конкурсов, олимпиад, викторин, конференций;

• привлечение школьников к участию в экологических праздниках и акциях.


Наши посещения леса начались с турпоходов (слайд 6). Сначала они имели больше развлекательный характер. Приходилось решать эту проблему: боролись с детским порывом собрать букеты цветов, пустым времяпровождением за поеданием пищи и т.д. Среди воспитательных задач на первое место мы ставили развитие эмоционального отношения учащихся к окружающему миру, поэтому мы выбирали такой маршрут, где есть возможность остановиться в живописных местах, наблюдать, фотографировать, рисовать и просто любоваться красотами природы. Но при этом понимали, что необходимо не только пассивно созерцать, но и вызвать у учащихся активное отношение к изучению этой красоты. Замечено, что с каждым последующим походом ребята всё больше стали замечать краски природы, звуки, запахи (слайд 7). Конечно, сначала с нашей помощью они стали обращать внимание на шум ветра, причудливые формы листьев и цветов, цвет неба, маленьких насекомых, спрятавшихся в траве.

Останавливались, всматривались, фотографировали всё, что вызывало интерес у детей. Старались, чтобы каждый высказал своё отношение к увиденному, поделился своими впечатлениями, размышлениями. А иногда просто молчали, прислушивались к звукам природы. Когда цель, поставленная нами (развитие эмоционального отношения учащихся к окружающему миру, пробуждение интереса к активному изучению природы) была достигнута, мы стали использовать другие формы экологической работы.

Это было организация экспедиций. Маршрутом первой экспедиции стала Троицкая гора (слайд 8). Троицкая гора - живописный природный объект удивительный по своему природному и историческому наследию. Была выбрана цель экспедиции, разработан её маршрут (слайд 9), распределены обязанности между участниками экспедиции, осуществлён сбор информации по теме экспедиции, были выбраны объекты исследования, подготовлено снаряжение. Была реализована важная воспитательная задача - формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю (слайд 10). Также был достигнут воспитательный эффект, когда у детей появилось желание сделать что-то, чтобы защитить природу, помочь ей. Ребята встретились с нашим лесничим и договорились о посадке саженцев сосны на территории Национального парка. А результатом всей ранее проведённой работы стала организация школьного лесничества на базе нашей школы (слайд 11). Таким образом, цели нашей экологической работы значительно расширились. Кроме воспитательной цели добавилась цель - углубление знаний подростков в области лесного хозяйства, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии, места работы.

Очень запоминающимся и познавательным стал турпоход «В поисках лесного озера»(слайд 12 ), который состоялся в последний майский учебный день 2016 года. Мы неоднократно слышали о существовании такого озера в Армейских горах, недалеко от горы «Три Шишки». Охотовед Шишковский А.А. рассказал, как приблизительно найти туда дорогу. А дорога оказалась очень непростой (слайд 13): пробирались через густой бурелом, преодолевали крутые подъёмы. Озеро найти удалось не сразу, но когда напали на звериные тропы, они и привели нас к этому необычному озеру (слайд 14). Сразу возник вопрос: а почему в озере такая мутная вода? Ученики обошли весь берег озера, обнаружили большое количество звериных следов: кабанов, косулей, лосей (слайд 15). И только после этого догадались, что озеро являлось ещё и местом водопоя и купания этих диких животных. И действительно, во всём лесном массиве Армейских год это был единственный водный источник. Кроме этого, на правом берегу озера были обнаружены кормушки для подкормки диких зверей (слайд 16), в которых ещё находились остатки соли и комбикорма. Нам ещё предстоит увлекательная работа по исследованию и описанию этого озера, его происхождения, видового, растительного и животного состава.

Одной из наиболее эффективных форм работы в ООПТ является проектная деятельность, в ходе которой происходит не только углубление экологических знаний, но и совершенствование исследовательских, природоохранных и коммуникативных умений, реализация которых возможна как в учебном процессе, так и в обычном социальном окружении. Основной педагогический принцип, используемый при работе со школьниками на базе ООПТ – обучение через деятельность.

Итогом первой экологической экспедиции стал проект учащихся «К Троицкой горе, или в поисках утраченного» (слайд 17). Цель проекта была: Посетить, изучить, описать Троицкую гору и объекты, имеющие историческую и духовную ценность на пути к ней. Работали над проектом 8 учеников 7 и 8 классов. Выяснили, откуда такое название – Троицкая гора? Старожилы села рассказали, как когда-то молодёжь села на Троицу ходила на эту гору петь под гармошку, гулять и веселиться. Туда же приходила и молодёжь соседнего села Дёмкино. По пути ребята узнали о существовании ранее исчезнувшей теперь улицы Лягушовка, о старообрядческом кладбище, определяли и описывали различные виды растений и животных. С данным проектом наши ученики выступили на Всероссийской научно-практической конференции «ООПТ. Прошлое, настоящее, будущее» в 2015 году здесь в г.Хвалынске (слайд 18), а также получили диплом 2-ой степени во Всероссийском заочном конкурсе «Край родной, родимый край – милая сторонка!» в городе Оренбурге и стали победителями 3-го Всероссийского конкурса учебных проектов «Учим географию!» в Москве, организованном издательским центром «Вентана-Граф».

Члены лесничества «Берендеи» приняли участие в акции «Собери шишки» (слайд 19), после которой родился новый проект «Чудо сосновой шишки».

Осень прошлого года выдалась дождливой и тёплой, и поэтому богатой на грибы (слайд 20). Ученики находили маслята, рыжики, волнушки,опята, даже грузди. Ученица 6 класса Деревянко Юлия пожелала сделать проект «Грибы нашего края».

Идей для проектной деятельности ещё очень много, надеемся в дальнейшем их реализовать.

Как видите, ученики нашей школы стараются быть не только простыми наблюдателями над природой, но и её помощниками. В апреле 2016 года 12 учащихся приняли участие в акции «Посади дерево» (слайд 21), в итоге было высажено 600 саженцев молодой сосны на лесной вырубке. Данное мероприятие способствовало формированию ценностного отношения к природе. В своём сочинении участники акции Артёмова Карина и Тихонова Анна вспоминали: «Через 6 лет сосёнки, которые вы посадили сегодня, станут большими и здесь будет настоящий лес, » сказал нам наш лесничий.. Почти все мы в один голос спросили: «А можно нам следить за ними, наблюдать, как они растут?» «Конечно, можно, »- обрадовал нас Виталий Иванович. Вдруг среди разговора все умолкли, только был слышен шёпот разговаривавших между собой сосен. Нас объединяло какое – то необъяснимое чувство переживания за общее, очень дорогое сердцу и уже родное - наш маленький лес. Неужели кто-нибудь из нас после того, что ощутил, перечувствовал, способен сломать ветку или срубить дерево - даже на Новый год? Мы рады, что подружились с нашим лесничим. Впереди нас ждут новые походы, открытия и дела, которые помогут сохранить красоту родного леса».

В зимнее время школьники под руководством учителя технологии Юдина Сергея Григорьевича в рамках акций «Птичья кормушка» и «Птичий домик» изготавливают кормушки для птиц (слайд 22) и скворечники.

Ежегодно, весной и осенью, все ученики школы вместе с учителями принимают участие в акции «Уберем планету от мусора». Мусор собирается и вывозится на сельскую свалку не только с пришкольной территории, но наводится порядок и на территории всего села.

На территории ООПТ также проводились тематические практические занятия (слайд 23). Например, занятие по теме «Ориентирование на местности», «Измерение относительной высоты холмов».

И особо хочется сказать о такой форме работы, как организация участия в различных конкурсах, что даёт импульс к развитию художественных, литературных способностей учащихся. Региональный конкурс «Живая земля», в котором ежегодно принимают участие многие наши ученики, является одной из самых активных и привлекательных форм работы (слайд 24). Это литературный конкурс стихов, рассказов, басен и сказок на экологическую тему. Источники для своего творчества ребята находят в походах, экспедициях, экологических акциях. Ежегодно наши ученики занимают призовые места на районном и областном уровнях. Например, Артёмова Карина стала победителем со своим стихотворением «Мелодия ветра» (слайд 25):

Я слышала мелодию одну,

Что ветер напевает ковылю.

Танцует в волнах сказочно трава,

Переливаютcя в лучах её шелка.

Я слышала мелодию одну,

Неслышимую больше никому.

Сижу, окутанная тишиной,

Я эти звуки слышала душой.



Зимой 2016 года ученик 7 класса Вирясов Александр под моим руководством принял участие в областном конкурсе «Моё село», которое проводил Аграрный университет г.Саратова. Кроме истории села, его достопримечательностей, Саша описал в работе происхождение названий улиц села, природных объектов Армейских гор, которые являются частью Национального парка «Хвалынский», в частности: гору Ташиха, гору Троицкая, горы Три Шишки или Три Сестры, ручьёв Чёрненький, Гремячий, Белый ключ. Его работа получила самые лучшие отзывы и призовое место (слайд 26). А ученица школы Осипова Ксения под руководством учителей Евсеевой О.М. и Юдиной Н.А. выполнила межпредметный проект «Топонимические предания села Апалиха». Изучение топонимики – это не только увлекательное, но и очень полезное для школьников занятие, которое пробуждает пытливость, любознательность, развивает внимание к слову, к разным языкам.

Интерес ребенка к любому виду деятельности во многом определяется тем, насколько он уверен в конечном успехе и в своей личной роли в её достижении. Основной предпосылкой для развития интереса у школьников к участию в экологической работе является то, что каждая из вышеназванных форм работы направлена на решение вполне конкретной проблемы. Использование различных технологий в образовательной и просветительской деятельности позволяет наиболее эффективно использовать образовательный потенциал ООПТ и способствует переводу ученика из пассивного объекта обучения в полноправного участника педагогического процесса, где он сам становится деятельной и творческой личностью. Весь образовательный процесс ориентирован на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств, творческих способностей и социальной адаптации в обществе через исследовательскую, природоохранную и социальную деятельность.

Как приятно осознавать, что мы растим патриотов, которым небезразлична ранимая природа (слайд 27). Мы уверены, что вся работа нашего коллектива способствует развитию современной Личности, которой присуще экологические, нравственные и духовные ценности. И особо охраняемые природные территории представляют большие возможности и условия для приобщения подрастающего поколения к сохранению родного края.












Просмотр содержимого презентации
«Наша презентация»

Использование возможностей особо охраняемых природных территорий для развития личности учащихся Презентацию подготовили учителя МОУ СОШ с.Апалиха: Евсеев Анатолий Иванович – учитель истории, Юдина Наталья Анатольевна – учитель географии и биологии

Использование возможностей особо охраняемых природных территорий для развития личности учащихся

Презентацию подготовили учителя МОУ СОШ с.Апалиха:

Евсеев Анатолий Иванович – учитель истории,

Юдина Наталья Анатольевна – учитель географии и биологии

«Знание без общей перспективы, понимания и личного участия могут привести куда угодно или не привести никуда» Из шведского методического пособия «ЭкоЛоджик»

«Знание без общей перспективы, понимания и личного участия могут привести куда угодно или не привести никуда»

Из шведского методического пособия «ЭкоЛоджик»

Важнейшими личностными результатами становятся: - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимость её сохранения и рационального использования; -патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.

Важнейшими личностными результатами становятся:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимость её сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.

Вид на село с горы Ташиха

Вид на село с горы Ташиха

Основные формы работы с учащимися в нашей школе: •  организация и проведение школьных турпоходов и экспедиций; •  организация и работа школьного лесничества; •  разработка и защита экологических проектов; •  проведение школьных экскурсий на заповедной территории; •  проведение тематических занятий со школьниками; •  организация конкурсов, олимпиад, викторин, конференций; •  привлечение школьников к участию в экологических праздниках и акциях.

Основные формы работы с учащимися в нашей школе:

• организация и проведение школьных турпоходов и экспедиций;

• организация и работа школьного лесничества;

• разработка и защита экологических проектов;

• проведение школьных экскурсий на заповедной территории;

• проведение тематических занятий со школьниками;

• организация конкурсов, олимпиад, викторин, конференций;

• привлечение школьников к участию в экологических праздниках и акциях.

Вид на Троицкую гору

Вид на Троицкую гору

Люблю и знаю. Знаю и люблю.  И тем полней люблю, чем глубже знаю.  Ю.К.Ефремов Творческий проект « К Троицкой горе, или в поисках утраченного …»  Цель проекта: Посетить, изучить, описать Троицкую гору и объекты, имеющие историческую и духовную ценность на пути к ней.  Актуальность темы: Любовь к родному краю начинается с его познания.

Люблю и знаю. Знаю и люблю.

И тем полней люблю, чем глубже знаю.

Ю.К.Ефремов

Творческий проект « К Троицкой горе, или в поисках утраченного …»

Цель проекта:

Посетить, изучить, описать Троицкую гору и объекты, имеющие историческую и духовную ценность на пути к ней.

Актуальность темы:

Любовь к родному краю начинается с его познания.

Мелодия ветра Я слышала мелодию одну, Что ветер напевает ковылю. Танцует в волнах сказочно трава, Переливаются в лучах её шелка. Я слышала мелодию одну, Неслышимую больше никому. Сижу, окутанная тишиной, Я эти звуки услышала душой.

Мелодия ветра

Я слышала мелодию одну,

Что ветер напевает ковылю.

Танцует в волнах сказочно трава,

Переливаются в лучах её шелка.

Я слышала мелодию одну,

Неслышимую больше никому.

Сижу, окутанная тишиной,

Я эти звуки услышала душой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!