СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование технологии Г.М.Зегебарт «Учение без мучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время возрастает количество детей, имеющих проблемы в обучении. Одна из причин этих проблем - нарушения устной и письменной речи у школьников. Это проявляется в бедности словарного запаса, невозможности последовательного пересказа, неумении правильно строить предложение.

Просмотр содержимого документа
««Использование технологии Г.М.Зегебарт «Учение без мучения.»

«Использование технологии Г.М.Зегебарт «Учение без мучения. Коррекция дисграфии» в работе по устранению нарушений письма и чтения у младших школьников.

В настоящее время возрастает количество детей, имеющих проблемы в обучении. Одна из причин этих проблем - нарушения устной и письменной речи у школьников. Это проявляется в бедности словарного запаса, невозможности последовательного пересказа, неумении правильно строить предложение. При письменном изложении событий такие дети допускают множество ошибок: как правило, бывают «съедены» окончания слов, заменены гласные звуки, перепутаны согласные и т.п. Дети с такими нарушениями, не получившие своевременной помощи, могут на всю жизнь остаться полуграмотными со всеми вытекающими отсюда последствиями. Проблемы в усвоении материала школьных программ, в свою очередь, являются причиной снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей поведенческого характера.
Исследования показали, что начиная с 1977 года количество учащихся начальных классов общеобразовательной школы с затруднениями подобного рода, выросло с 8,7% до 70% и продолжает увеличиваться.
Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения. Её механизмы связаны с образованием динамического стереотипа слова в единстве акустических, оптических и кинетических составляющих. Процесс письма обеспечивается согласованной работой нескольких анализаторов: слухового, зрительного и двигательного. При письме совершается ряд операций. Первая из них — анализ звукового состава слова, подлежащего записи, определение последовательности звуков в слове с последующим их уточнением, за счёт чего и происходит превращение слышимых в данный момент звуковых сочетаний в чёткие обобщённые речевые звуки — фонемы. Акустический анализ и синтез протекают при непосредственном участии артикуляции. За акустическим анализом (образованием фонем) следует их перевод в графемы — зрительные схемы графических знаков с учётом пространственного расположения элементов. На первых порах оба эти процесса требуют особого внимания: важно выработать у ребенка необходимые навыки, чтобы в дальнейшем эти процессы автоматизировались. Затем происходит «перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений для записи (перевод графем в кинемы). Процессы перешифровки происходят в теменно-височных и затылочных областях мозга (третичные зоны коры головного мозга), а мотивационный уровень письма обеспечивается лобными долями. Звуки речи образуют слово; набор слов на заданную тему даёт словосочетания, фразы и речевой поток.
Разные системы мозга вносят свой собственный вклад в реализацию любой психической функции, при этом созревают они неодновременно и функционируют асинхронно. Так, правое полушарие (эмоции) демонстрирует зрелость уже к 5 годам, а левое (в частности, речевые зоны) — только к 8 —12 годам. Удержание информации в памяти обеспечивается целостной деятельностью мозга, которая зависит и от формирования подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, объединяющих работу различных церебральных систем в единое целое. Становится ясно, насколько важны для формирования сенсомоторной основы психического развития ребёнка координационные связи, возникающие между глазом и рукой, слухом и голосом.
Нарушение звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития, как правило, имеет церебрально-органическое происхождение и влечет за собой частичное специфическое нарушение процесса чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Однако многие учителя объясняют проблемы детей исключительно нежеланием учиться, ленью, небрежностью, невнимательностью при письме, пропусками занятий и т.п., то есть делают упор на личностные качества ученика. Но препятствия для нормального обучения появились не сегодня, они росли вместе с ребёнком. И зависят не только от воспитания и генетических предпосылок, но и от степени готовности отдельных участков мозга к конкретным процессам, обеспечивающим чтение и письмо.
Помочь ребёнку в скорейшем овладении навыками письма и чтения можно только осуществляя комплексный подход к решению его проблем. В 1990—1997 годах группа психологов под руководством А.В. Семенович разработала метод комплексной нейропсихологической коррекции, который получил название метода замещающего онтогенеза .
С позиции комплексного подхода, для того чтобы ребенок обучался успешно, необходимо развить у него произвольную саморегуляцию, способность к предвосхищению ответной реакции в условиях недостаточности информации (антиципацию), навыки внимания, детекции ошибок, понимание причинно-следственных отношений; а также слух, зрение, мелкую моторику, координацию движений.
В программе Зегебарт Г.М. «Учение без мучения. Коррекция дисграфии» используются элементы комплексного подхода к решению проблемы чтения и письма. Упражнения данной методики позволяют развивать одновременно слуховую, зрительную и моторную память, синхронно задействовать отделы мозга, непосредственно отвечающие за автоматизацию навыков чтения и письма.
Методика представляет собой соединение основных разделов школьной программы по русскому языку с элементами игры и новейшими достижениями психологии. Она не вызывает у детей негативных эмоций и способствует развитию учебной мотивации и формированию устойчивых учебных навыков.
Основная задача этого пособия — активизация природной грамотности ребёнка, улучшение качества и скорости чтения вслух, развитие внимания и способности обучаться самостоятельно практически по всем предметам.
Большинство младших  школьников на выполнение домашних заданий тратят необоснованно много времени и сил.  В результате у них практически не остаётся свободного времени для игр, накапливается эмоциональная и физическая усталость и, как следствие, появляется негативное отношение к процессу обучения как таковому.
Дефицит свободного времени — это итог, заранее предопределенный отсутствием у детей достаточной степени концентрации внимания, развитой моторики рук, серьёзных навыков чтения и самостоятельности действий. При этом любые дополнительные занятия по развитию перечисленных навыков, но не связанные напрямую со школьной программой, забирают у ребёнка остатки сил и эмоций.
Игры данные в пособии позволяют в кратчайшие сроки научить ребёнка читать и устойчиво грамотно писать. Но не только это. Особая методика чтения, многократное повторение изучаемого материала в разнообразных формах и его идентификация, самостоятельная работа по проверке, мощная игровая и эмоциональная составляющая — всё это даёт возможность сформировать у ребёнка образ правильного слова, что позволит в дальнейшем не только увидеть, но и исправить допущенные ошибки. При этом увеличивается скорость чтения вслух, развивается способность к буквенному анализу слова, улучшается моторная и зрительная память.
Главный итог используемых игр — быстрое и лёгкое формирование устойчивых навыков чтения, письма и счёта, так как подобные игры активизируют умственную деятельность в целом. В результате ребёнок постепенно учится учиться. Его практические успехи в школе становятся очевидны и окружающим, а это резко поднимает его самооценку.
Методика реально помогает и не очень успешным на начальный момент обучения детям, и, что не менее важно, детям, готовым работать с опережением, но «зажатым» рамками школьной программы.
Словарные слова неизбежно присутствуют в жизни школьников любого возраста, и можно использовать те же приемы работы со старшеклассниками, составив для них аналогичные упражнения. Старшеклассники, при правильно выстроенной мотивации, упражнения могут выполняться дома. Это даст возможность педагогу не перегружать урок, а посвятить его более углубленному изучению предмета.
Информационные потоки, даже в рамках обычных школьных программ, весьма велики, а времени на их обработку, как правило, не хватает. Упражнения подобного рода активизируют природную грамотность школьников, резко повышают скорость и соответственно сокращают время усвоения любой информации.
По аналогии со словарными словами можно работать с любыми трудными словами, в которых дети допускают типичные ошибки.  Методика очень полезна для занятий иностранным языком. Работа по этой программе весьма эффективна не только для индивидуальных, но и для групповых занятий

























































ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:

« УЧЕНИЕ БЕЗ МУЧЕНИЯ. КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ»

ТЕХНОЛОГИЯ Г.М.ЗЕГЕБАРТ.

















Подготовила Голубева Г.Н.

учитель начальных классов.



Ноябрь 2010г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!