СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проектно-исследовательской технологии в обучении географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация представляет мой  опыт практической деятельности  использования    проектно-исследовательской      технологии в обучении географии и экологии. Приведены примеры использования данной технологии в учебной и во внеурочной деятельности в разных классах. Результативность участия в различных конкурсах.

Просмотр содержимого документа
«Использование проектно-исследовательской технологии в обучении географии»

                 МБОУ Морткинская средняя общеобразовательная школа         Использование    проектно-исследовательской    технологии в обучении географии     Иноземцева Светлана Семёновна  учитель географии и экологии

МБОУ Морткинская средняя общеобразовательная школа

Использование

проектно-исследовательской

технологии в обучении географии

Иноземцева Светлана Семёновна

учитель географии и экологии

 Скажи мне, и я забуду  Покажи мне, и я запомню  Дай мне действовать самому,  И я научусь.  Древнекитайская мудрость

Скажи мне, и я забуду

Покажи мне, и я запомню

Дай мне действовать самому,

И я научусь.

Древнекитайская мудрость

Задача общеобразовательной школы   — подготовить личность, способную ориентироваться в современном мире, в огромном потоке информации, умеющую творчески мыслить.

Задача общеобразовательной школы  

  • — подготовить личность, способную ориентироваться в современном мире, в огромном потоке информации, умеющую творчески мыслить.
 Задачи моей педагогической деятельности : -изучение и внедрение современных педагогических технологий в преподавании предмета; -создание условий для развития творческой деятельности школьника и формирование устойчивого интереса к предмету; -формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений обучающегося индивида, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых; -создание ситуации успеха с целью формирования адекватной самооценки. Развития новых навыков общения через интерактивные методы преподавания.

Задачи моей педагогической деятельности :

  • -изучение и внедрение современных педагогических технологий в преподавании предмета;
  • -создание условий для развития творческой деятельности школьника и формирование устойчивого интереса к предмету;
  • -формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений обучающегося индивида, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых;
  • -создание ситуации успеха с целью формирования адекватной самооценки. Развития новых навыков общения через интерактивные методы преподавания.
 Ис след овательская деятельность направлена на поиск нового знания.  Её можно сравнить с работой след опыта, который стремится извлечь  необходимую информацию, чтобы  понять окружающий мир

  • Ис след овательская деятельность направлена на поиск нового знания. Её можно сравнить с работой след опыта, который стремится извлечь необходимую информацию, чтобы понять окружающий мир
Исследовательская деятельность решает следующие задачи: -стимулирует самостоятельность в выборе объекта исследования; -повышает самооценку учащихся; -развивает наблюдательность; -развивает решительность, уверенность в себе (я хочу и я могу); -развивает уважение к чужому труду.

Исследовательская деятельность решает следующие задачи:

  • -стимулирует самостоятельность в выборе объекта исследования;
  • -повышает самооценку учащихся;
  • -развивает наблюдательность;
  • -развивает решительность, уверенность в себе (я хочу и я могу);
  • -развивает уважение к чужому труду.
Критерии исследовательской деятельности Возрастные и психологические особенности учащихся; Творческий подход к поставленной проблеме; Опыт ученика; Эмоциональный настрой; Личностная значимость для ученика

Критерии исследовательской деятельности

  • Возрастные и психологические особенности учащихся;
  • Творческий подход к поставленной проблеме;
  • Опыт ученика;
  • Эмоциональный настрой;
  • Личностная значимость для ученика
Существуют разные структуры проектно-исследовательской деятельности 1 вариант Исследование , которому посвящена большая часть времени, завершается проектом 2 вариант Проектирование , составляющее ядро деятельности, предваряется исследованием (например: сбором данных, опросом общественного мнения) 3 вариант В структуре деятельности доли исследования и проектирования равнозначны

Существуют разные структуры проектно-исследовательской деятельности

1 вариант

Исследование , которому посвящена большая часть времени,

завершается проектом

2 вариант

Проектирование , составляющее ядро деятельности, предваряется исследованием (например: сбором данных, опросом общественного мнения)

3 вариант

В структуре деятельности доли исследования и проектирования равнозначны

 Деятельность учащегося:   - Распознает и четко формулирует проблемы.  - Собирает данные при наблюдении, работает с литературными источниками.  -Намечает план действий.  - Формулирует гипотезу с помощью логических рассуждений.  -  Проверяет гипотезы.  - Оформляет результаты деятельности, выбирая адекватную форму представления результатов.

Деятельность учащегося:

- Распознает и четко формулирует проблемы. - Собирает данные при наблюдении, работает с литературными источниками. -Намечает план действий. - Формулирует гипотезу с помощью логических рассуждений. -  Проверяет гипотезы. - Оформляет результаты деятельности, выбирая адекватную форму представления результатов.

 Деятельность учителя :  - Управляю процессом овладения способами получения знаний, не навязывая своего мнения. - Управляю развитием умений практически использовать полученные знания и формирую мировоззрение школьников. -  Обучаю приемам подготовки презентации различных типов. - Координирую и вдохновляю учащихся в их поисковой деятельности.

Деятельность учителя :

- Управляю процессом овладения способами получения знаний, не навязывая своего мнения.

- Управляю развитием умений практически использовать полученные знания и формирую мировоззрение школьников.

-  Обучаю приемам подготовки презентации различных типов.

- Координирую и вдохновляю учащихся в их поисковой деятельности.

 5 - 6 класс - Самовоспитание «сделай себя сам» Работая с ребятами данного возраста, ориентирую их на приобретение положительных качеств личности. При этом использую следующие задания: составление сказок по теме урока, стихов, рассказов, выражение темы через фотографию, рисунок.Знакомлю их с основами исследовательской деятельности.

5 - 6 класс - Самовоспитание «сделай себя сам»

  • Работая с ребятами данного возраста, ориентирую их на приобретение положительных качеств личности. При этом использую следующие задания: составление сказок по теме урока, стихов, рассказов, выражение темы через фотографию, рисунок.Знакомлю их с основами исследовательской деятельности.
7 класс - Научи себя учиться   «самообразование» Для этого возраста подбираю задания которые развивают умения и навыки школьника, повышающие интерес к обучению: Составление проектов по теме, использование маршрутных листов, презентаций, слайдфильмов, сообщений и докладов.

7 класс - Научи себя учиться «самообразование»

  • Для этого возраста подбираю задания которые развивают умения и навыки школьника, повышающие интерес к обучению: Составление проектов по теме, использование маршрутных листов, презентаций, слайдфильмов, сообщений и докладов.
-8 класс - Утверждай себя «самоутверждение» В восьмых классах ребятам предлагаю решать проблемные ситуации, составлять проекты прогнозирующие дальнейшие изменения, слайдфильмы по теме и исследовательские работы.

-8 класс - Утверждай себя «самоутверждение»

  • В восьмых классах ребятам предлагаю решать проблемные ситуации, составлять проекты прогнозирующие дальнейшие изменения, слайдфильмы по теме и исследовательские работы.
-9 класс - Найди себя «самоопределение» Ребятам 9 классов предлагаю ряд самостоятельных работ, где они выступают в роли руководителей районов, отраслей промышленных предприятий, решают проблемные ситуации, создают проекты, проводят исследования с использованием различных носителей информации, создают презентации.

-9 класс - Найди себя «самоопределение»

  • Ребятам 9 классов предлагаю ряд самостоятельных работ, где они выступают в роли руководителей районов, отраслей промышленных предприятий, решают проблемные ситуации, создают проекты, проводят исследования с использованием различных носителей информации, создают презентации.
 Урок- проект  Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. 9 кл.   План работы над проектом.   1. Разбить учащихся на группы . 2. Распределить роли в группе. 3. Обозначить цели перед учащимися. 4. Работа в группах по созданию опорно-логической схемы. 5. Представление результата работы. Результат проекта : опорно-логическая схема. 1. Группа. «Наукоёмкость» 2. Группа «Трудоемкость» 3. Группа «Металлоемкость» 4. Группа «Транспортный фактор» 5. Группа «Специализация и кооперирование»

Урок- проект Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. 9 кл.

  • План работы над проектом.  

1. Разбить учащихся на группы .

2. Распределить роли в группе.

3. Обозначить цели перед учащимися.

4. Работа в группах по созданию опорно-логической схемы.

5. Представление результата работы.

Результат проекта : опорно-логическая схема.

1. Группа. «Наукоёмкость»

2. Группа «Трудоемкость»

3. Группа «Металлоемкость»

4. Группа «Транспортный фактор»

5. Группа «Специализация и кооперирование»

-10 класс - Управляй собой  « саморегуляция» В 10 классе ребята также занимаются проектной и исследовательской работой, как на уроке так и в внеурочное время. Принимают участие в научно-практических и краеведческих конференциях.

-10 класс - Управляй собой « саморегуляция»

  • В 10 классе ребята также занимаются проектной и исследовательской работой, как на уроке так и в внеурочное время. Принимают участие в научно-практических и краеведческих конференциях.
-11 класс - Реализуй себя «самоактуализация» Это дети, которые могут уже без особых проблем использовать все накопленные навыки, адаптированные к современным условиям жизни, сориентированные на правильный выбор профессии, конкурентноспособные при поступлении в различные учебные заведения.

-11 класс - Реализуй себя «самоактуализация»

  • Это дети, которые могут уже без особых проблем использовать все накопленные навыки, адаптированные к современным условиям жизни, сориентированные на правильный выбор профессии, конкурентноспособные при поступлении в различные учебные заведения.
Многообразие форм представления проектов Макет географического объекта    Путеводитель Презентация Наглядное пособие Карта Экскурсия - Школьный праздник -Сайт школы, класса -Коллекция минералов, горных пород -Газета, журнал -Видеофильм -Урок для параллельного - класса, младшего класса

Многообразие форм представления проектов

  • Макет географического объекта
  • Путеводитель
  • Презентация
  • Наглядное пособие
  • Карта
  • Экскурсия

- Школьный праздник

-Сайт школы, класса

-Коллекция минералов, горных пород

-Газета, журнал

-Видеофильм

-Урок для параллельного - класса, младшего класса

Исследовательские работы  учащихся 2002 год . 2002 год .  1.Лечебные озера Курганской области.  2.Уровень жизни Курганской области и его влияние на заболеваемость туберкулезом.  1.Лечебные озера Курганской области.  2.Уровень жизни Курганской области и его влияние на заболеваемость туберкулезом. 2007-2008г . Демографическая ситуация в Куртамышском районе и факторы, влияющие на здоровье населения. 2007-2008г . Демографическая ситуация в Куртамышском районе и факторы, влияющие на здоровье населения. 2011г. 1.Забытое имя на карте.  2011г. 1.Забытое имя на карте.   2. Проблема утилизации бытового мусора. Пути решения.  2. Проблема утилизации бытового мусора. Пути решения.   2012г. Памятники природы Куртамышского района. 2012г. Памятники природы Куртамышского района.

Исследовательские работы учащихся

  • 2002 год .
  • 2002 год .

1.Лечебные озера Курганской области.

2.Уровень жизни Курганской области и его влияние на заболеваемость туберкулезом.

  • 1.Лечебные озера Курганской области. 2.Уровень жизни Курганской области и его влияние на заболеваемость туберкулезом.
  • 2007-2008г . Демографическая ситуация в Куртамышском районе и факторы, влияющие на здоровье населения.
  • 2007-2008г . Демографическая ситуация в Куртамышском районе и факторы, влияющие на здоровье населения.
  • 2011г. 1.Забытое имя на карте.
  • 2011г. 1.Забытое имя на карте.

2. Проблема утилизации бытового мусора. Пути решения.

  • 2. Проблема утилизации бытового мусора. Пути решения.
  • 2012г. Памятники природы Куртамышского района.
  • 2012г. Памятники природы Куртамышского района.
    Подготовка к районной краеведческой  конференции «Моя малая родина»  2007- 2008 уч.год

    Подготовка к районной краеведческой конференции «Моя малая родина» 2007- 2008 уч.год

    Участие в районной научно- практической краеведческой  конференции «Моя малая родина». Тема работы: «Демографическая ситуация в Куртамышском районе и факторы, влияющие на здоровье населения».  2 место

    Участие в районной научно- практической краеведческой конференции «Моя малая родина». Тема работы: «Демографическая ситуация в Куртамышском районе и факторы, влияющие на здоровье населения». 2 место

    Участие в областной краеведческой конференции обучающихся « Отечество», 2008 год, г. Курган.  1 место. Работа участвовала во Всероссийском конкурсе исследовательских работ « Отечество».

    Участие в областной краеведческой конференции обучающихся « Отечество», 2008 год, г. Курган. 1 место. Работа участвовала во Всероссийском конкурсе исследовательских работ « Отечество».

    Результаты

    Результаты

    2010 - 2011г. - факультатив «Исследователи Курганской области  2012 -2013 г. - занятия факультатива «Я – исследователь», разработала индивидуальную учебную программу для занятий исследовательской деятельностью с одарёнными детьми.

    2010 - 2011г. - факультатив «Исследователи Курганской области 2012 -2013 г. - занятия факультатива «Я – исследователь», разработала индивидуальную учебную программу для занятий исследовательской деятельностью с одарёнными детьми.

    2013-2014 учебный год  работа в МБОУ Морткинская СОШ

    2013-2014 учебный год работа в МБОУ Морткинская СОШ

    Оценка степени токсичности вод реки Мортки методом биоиндикации

    Оценка степени токсичности вод реки Мортки методом биоиндикации

    Процесс работы над проектом

    Процесс работы над проектом

    Процесс работы над проектом

    Процесс работы над проектом

    Процесс работы над проектом

    Процесс работы над проектом

    Процесс работы над проектом

    Процесс работы над проектом

    Вечером в Тюмени

    Вечером в Тюмени

    Областной конкурс юных исследователей окружающей среды «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной» (октябрь 2013 г. Тюмень)  1 место  Багушева Людмила в номинации «Водная экология и гидробиология». Исследовательская работа: «Оценка степени токсичности поверхностных вод реки Мортка методом биоиндикации».

    Областной конкурс юных исследователей окружающей среды «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной» (октябрь 2013 г. Тюмень) 1 место Багушева Людмила в номинации «Водная экология и гидробиология». Исследовательская работа: «Оценка степени токсичности поверхностных вод реки Мортка методом биоиндикации».

    Оценка степени токсичности вод реки Мортки методом биоиндикации  Всероссийский конкурс школьных проектов (проходит заочный тур в г. Москве. январь-февраль 2014). Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников. Региональный этап. г. Нижневартовск. (Работа проходит заочный этап. январь-февраль 2014 год).  Областной конкурс исследовательских работ старшеклассников. Тюменский государственный университет.( Работа проходит заочный этап. февраль - март 2014 год).  Участвовала в районной олимпиаде по экологии.

    Оценка степени токсичности вод реки Мортки методом биоиндикации

    • Всероссийский конкурс школьных проектов (проходит заочный тур в г. Москве. январь-февраль 2014).
    • Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников. Региональный этап. г. Нижневартовск. (Работа проходит заочный этап. январь-февраль 2014 год).
    • Областной конкурс исследовательских работ старшеклассников. Тюменский государственный университет.( Работа проходит заочный этап. февраль - март 2014 год).
    • Участвовала в районной олимпиаде по экологии.
    Всероссийский  конкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» Региональный этап г. Ханты-Мансийск. октябрь-декабрь  2013. ). 11 участников от школы.

    Всероссийский конкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» Региональный этап

    г. Ханты-Мансийск.

    октябрь-декабрь

    2013. ). 11 участников от школы.

    Победители и призёры:   1 место в номинации «Теоретический проект в энергосбережении. Проект «Разрушение энергетических легенд».  Голубева Ирина 8 а кл 2 место - в номинации для педагогов. Разработка урока «Простые энергетические решения против изменения климата» с презентацией по энергосбережению : «Биогаз – перспективный и альтернативный вид топлива».  Учитель географии и экологии Иноземцева С. С. 3 место- в номинации «Информирование общества о формах сбережении энергии» видеоролик по энергосбережению: «Свет- важный энергетический продукт».  Тагильцев Евгений, Треногин Кирилл 8 а класс . 7 рисунков по энергосбережению учащихся 3 и 4 классов (сертификаты участников).  

    Победители и призёры:

    • 1 место в номинации «Теоретический проект в энергосбережении.

    Проект «Разрушение энергетических легенд».

    Голубева Ирина 8 а кл

    • 2 место - в номинации для педагогов. Разработка урока «Простые энергетические решения против изменения климата» с презентацией по энергосбережению : «Биогаз – перспективный и альтернативный вид топлива».

    Учитель географии и экологии Иноземцева С. С.

    • 3 место- в номинации «Информирование общества о формах сбережении энергии» видеоролик по энергосбережению: «Свет- важный энергетический продукт».

    Тагильцев Евгений, Треногин Кирилл 8 а класс .

    • 7 рисунков по энергосбережению учащихся 3 и 4 классов (сертификаты участников).

     

    Результаты

    Результаты

    Результаты Работы НАШЕГО ПОБЕДИТЕЛЯ И ПРИЗЁРОВ от ХМАО прошли конкурс на уровне УРФО в г. Екатеринбурге. Для участия в Всероссийском конкурсе школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» в г. Москве выдвинут проект Голубевой Ирины 8 а класс.

    Результаты

    • Работы НАШЕГО ПОБЕДИТЕЛЯ И ПРИЗЁРОВ от ХМАО прошли конкурс на уровне УРФО в г. Екатеринбурге.
    • Для участия в Всероссийском конкурсе школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» в г. Москве выдвинут проект Голубевой Ирины 8 а класс.
     Спасибо  за  внимание!

    Спасибо

    за

    внимание!


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!