МБОУ Морткинская средняя общеобразовательная школа
Использование
проектно-исследовательской
технологии в обучении географии
Иноземцева Светлана Семёновна
учитель географии и экологии
Скажи мне, и я забуду
Покажи мне, и я запомню
Дай мне действовать самому,
И я научусь.
Древнекитайская мудрость
Задача общеобразовательной школы
- — подготовить личность, способную ориентироваться в современном мире, в огромном потоке информации, умеющую творчески мыслить.
Задачи моей педагогической деятельности :
- -изучение и внедрение современных педагогических технологий в преподавании предмета;
- -создание условий для развития творческой деятельности школьника и формирование устойчивого интереса к предмету;
- -формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений обучающегося индивида, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых;
- -создание ситуации успеха с целью формирования адекватной самооценки. Развития новых навыков общения через интерактивные методы преподавания.
- Ис след овательская деятельность направлена на поиск нового знания. Её можно сравнить с работой след опыта, который стремится извлечь необходимую информацию, чтобы понять окружающий мир
Исследовательская деятельность решает следующие задачи:
- -стимулирует самостоятельность в выборе объекта исследования;
- -повышает самооценку учащихся;
- -развивает наблюдательность;
- -развивает решительность, уверенность в себе (я хочу и я могу);
- -развивает уважение к чужому труду.
Критерии исследовательской деятельности
- Возрастные и психологические особенности учащихся;
- Творческий подход к поставленной проблеме;
- Опыт ученика;
- Эмоциональный настрой;
- Личностная значимость для ученика
Существуют разные структуры проектно-исследовательской деятельности
1 вариант
Исследование , которому посвящена большая часть времени,
завершается проектом
2 вариант
Проектирование , составляющее ядро деятельности, предваряется исследованием (например: сбором данных, опросом общественного мнения)
3 вариант
В структуре деятельности доли исследования и проектирования равнозначны
Деятельность учащегося:
- Распознает и четко формулирует проблемы. - Собирает данные при наблюдении, работает с литературными источниками. -Намечает план действий. - Формулирует гипотезу с помощью логических рассуждений. - Проверяет гипотезы. - Оформляет результаты деятельности, выбирая адекватную форму представления результатов.
Деятельность учителя :
- Управляю процессом овладения способами получения знаний, не навязывая своего мнения.
- Управляю развитием умений практически использовать полученные знания и формирую мировоззрение школьников.
- Обучаю приемам подготовки презентации различных типов.
- Координирую и вдохновляю учащихся в их поисковой деятельности.
5 - 6 класс - Самовоспитание «сделай себя сам»
- Работая с ребятами данного возраста, ориентирую их на приобретение положительных качеств личности. При этом использую следующие задания: составление сказок по теме урока, стихов, рассказов, выражение темы через фотографию, рисунок.Знакомлю их с основами исследовательской деятельности.
7 класс - Научи себя учиться «самообразование»
- Для этого возраста подбираю задания которые развивают умения и навыки школьника, повышающие интерес к обучению: Составление проектов по теме, использование маршрутных листов, презентаций, слайдфильмов, сообщений и докладов.
-8 класс - Утверждай себя «самоутверждение»
- В восьмых классах ребятам предлагаю решать проблемные ситуации, составлять проекты прогнозирующие дальнейшие изменения, слайдфильмы по теме и исследовательские работы.
-9 класс - Найди себя «самоопределение»
- Ребятам 9 классов предлагаю ряд самостоятельных работ, где они выступают в роли руководителей районов, отраслей промышленных предприятий, решают проблемные ситуации, создают проекты, проводят исследования с использованием различных носителей информации, создают презентации.
Урок- проект Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. 9 кл.
- План работы над проектом.
1. Разбить учащихся на группы .
2. Распределить роли в группе.
3. Обозначить цели перед учащимися.
4. Работа в группах по созданию опорно-логической схемы.
5. Представление результата работы.
Результат проекта : опорно-логическая схема.
1. Группа. «Наукоёмкость»
2. Группа «Трудоемкость»
3. Группа «Металлоемкость»
4. Группа «Транспортный фактор»
5. Группа «Специализация и кооперирование»
-10 класс - Управляй собой « саморегуляция»
- В 10 классе ребята также занимаются проектной и исследовательской работой, как на уроке так и в внеурочное время. Принимают участие в научно-практических и краеведческих конференциях.
-11 класс - Реализуй себя «самоактуализация»
- Это дети, которые могут уже без особых проблем использовать все накопленные навыки, адаптированные к современным условиям жизни, сориентированные на правильный выбор профессии, конкурентноспособные при поступлении в различные учебные заведения.
Многообразие форм представления проектов
- Макет географического объекта
- Путеводитель
- Презентация
- Наглядное пособие
- Карта
- Экскурсия
- Школьный праздник
-Сайт школы, класса
-Коллекция минералов, горных пород
-Газета, журнал
-Видеофильм
-Урок для параллельного - класса, младшего класса
Исследовательские работы учащихся
1.Лечебные озера Курганской области.
2.Уровень жизни Курганской области и его влияние на заболеваемость туберкулезом.
- 1.Лечебные озера Курганской области. 2.Уровень жизни Курганской области и его влияние на заболеваемость туберкулезом.
- 2007-2008г . Демографическая ситуация в Куртамышском районе и факторы, влияющие на здоровье населения.
- 2007-2008г . Демографическая ситуация в Куртамышском районе и факторы, влияющие на здоровье населения.
- 2011г. 1.Забытое имя на карте.
- 2011г. 1.Забытое имя на карте.
2. Проблема утилизации бытового мусора. Пути решения.
- 2. Проблема утилизации бытового мусора. Пути решения.
- 2012г. Памятники природы Куртамышского района.
- 2012г. Памятники природы Куртамышского района.
Подготовка к районной краеведческой конференции «Моя малая родина» 2007- 2008 уч.год
Участие в районной научно- практической краеведческой конференции «Моя малая родина». Тема работы: «Демографическая ситуация в Куртамышском районе и факторы, влияющие на здоровье населения». 2 место
Участие в областной краеведческой конференции обучающихся « Отечество», 2008 год, г. Курган. 1 место. Работа участвовала во Всероссийском конкурсе исследовательских работ « Отечество».
Результаты
2010 - 2011г. - факультатив «Исследователи Курганской области 2012 -2013 г. - занятия факультатива «Я – исследователь», разработала индивидуальную учебную программу для занятий исследовательской деятельностью с одарёнными детьми.
2013-2014 учебный год работа в МБОУ Морткинская СОШ
Оценка степени токсичности вод реки Мортки методом биоиндикации
Процесс работы над проектом
Процесс работы над проектом
Процесс работы над проектом
Процесс работы над проектом
Вечером в Тюмени
Областной конкурс юных исследователей окружающей среды «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной» (октябрь 2013 г. Тюмень) 1 место Багушева Людмила в номинации «Водная экология и гидробиология». Исследовательская работа: «Оценка степени токсичности поверхностных вод реки Мортка методом биоиндикации».
Оценка степени токсичности вод реки Мортки методом биоиндикации
- Всероссийский конкурс школьных проектов (проходит заочный тур в г. Москве. январь-февраль 2014).
- Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников. Региональный этап. г. Нижневартовск. (Работа проходит заочный этап. январь-февраль 2014 год).
- Областной конкурс исследовательских работ старшеклассников. Тюменский государственный университет.( Работа проходит заочный этап. февраль - март 2014 год).
- Участвовала в районной олимпиаде по экологии.
Всероссийский конкурс школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» Региональный этап
г. Ханты-Мансийск.
октябрь-декабрь
2013. ). 11 участников от школы.
Победители и призёры:
- 1 место в номинации «Теоретический проект в энергосбережении.
Проект «Разрушение энергетических легенд».
Голубева Ирина 8 а кл
- 2 место - в номинации для педагогов. Разработка урока «Простые энергетические решения против изменения климата» с презентацией по энергосбережению : «Биогаз – перспективный и альтернативный вид топлива».
Учитель географии и экологии Иноземцева С. С.
- 3 место- в номинации «Информирование общества о формах сбережении энергии» видеоролик по энергосбережению: «Свет- важный энергетический продукт».
Тагильцев Евгений, Треногин Кирилл 8 а класс .
- 7 рисунков по энергосбережению учащихся 3 и 4 классов (сертификаты участников).
Результаты
Результаты
- Работы НАШЕГО ПОБЕДИТЕЛЯ И ПРИЗЁРОВ от ХМАО прошли конкурс на уровне УРФО в г. Екатеринбурге.
- Для участия в Всероссийском конкурсе школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» в г. Москве выдвинут проект Голубевой Ирины 8 а класс.
Спасибо
за
внимание!