Медико-педагогические подходы
к организации физического
воспитания школьников
учитель
физкультуры:
МБОУ «СОШ№1
ст. Архонская
Чернуцкий Владислав Н.
Сущность и средства физического воспитания
Воспитание физических качеств основывается
на постоянном стремлении сделать сверх возможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни.
К средствам физического воспитания
относятся физические упражнения, оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы. Физические упражнения – это двигательные действия, по форме и содержанию соответствующие задачам физического воспитания.
Если в целях спортивной тренировки используется бег, то это естественное двига-
тельное действие
приобретает рациональ-
ные формы. То же самое
можно сказать о любых
других двигательных
действиях, которые
возникли первоначально в сфере труда и быта, а затем, видоизменяясь, становились физическими упражнениями-средствами физического воспитания.
Взаимосвязь физ. упражнений с физическим трудом заключается в том, что, возникнув на основе трудовых действий, упражнения стали средством физкультурно-спортивной практи-
ки, подготовки к труду. Число разработанных и используемых в различных видах спорта физ. упражнений чрезвычайно велико. Они существенно отличаются друг от друга по форме, содержанию и по целевой направлен-
ности.
Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы являются средствами физ. воспитания. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, служат средствами укрепления здоровья, закаливания, повышения работоспо-
собности человека. Оздоровительные силы природы используются в процессе физического воспитания в двух направлениях:
• как сопутствующие условия
(занятия на открытом воздухе,
в условиях горного климата),
усиливающие воздействие
физических упражнений.
• при организации специальных дозированных процедур (сеансы закаливания, воздушные, солнечные и водные ванны).
Физ. упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к ряду
неблагоприятных воздействий внешней среды.
Соблюдение гигиенических правил в процессе физ. воспитания усиливает положительный эффект физ. упражнений. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внеш- них условий занятий (чистота, освещенность, вентиляция мест занятий) , способствуют
эффективности проводимых физ. упражнений.
Медико-педагогические подходы к организации физического воспитания школьников
Особое значение физ. культуры для развиваю-
щегося организма определяется тем, что
двигательная активность является фактором
физиологической биологической стимуляции,
пусковым механизмом развития ребёнка.
Ограничение двигательной активности
приводит не только к
ухудшению двигательных
качеств, но и к общему
замедлению развития,
включая и эмоциональную
и интеллектуальную сферы. Увеличение физ. нагрузки сверх определенного предела неизбеж- но приводит к переутомлению, невротизации, способствует развитию по началу функциональ-
ных нарушений, а затем и органических заболе-
ваний. Нормой суточной двигательной актив-
ности школьников 11 - 15 лет следует считать наличие 20- 24% динамического компонента в режиме дня. При этом суточный
расход энергии должен составлять
3100 – 4000 ккал. Рекомендуется
занятия физ. упражнениями
разного характера (уроки, физкульт-
паузы, танцы, физический труд и др.)
в следующих объемах:
девочки 5 - 12 ч. в неделю,
мальчики 7 - 15 ч.
Интенсивность таких
ежедневных занятий
должна быть достаточно
велика – средняя частота
пульса 140 –160 уд. в мин. Санитарные нормы и правила рекомендуют следующий минимальный объем двигательной активности, обязательный для выполнения в условиях образовательного учреждения:
Центральной проблемой оздоровительного влияния физ. воспитания является вопрос о выборе и дозировке физических нагрузок, направленных на повышение функциональных возможностей детского организма в различные периоды его развития.Глубокие биохимические, гормональные и другие изменения в организме, вызываемые физ.нагрузками предполагают три необходимых условия их регламентации:
- наличие информации об исходном
состоянии организма, его потенциаль-
ных возможностях и, следовательно,
возможность прогнозирования
последствий занятий;
- наблюдение за состоянием учащихся, контроль диапазона физиологических реакций на нагрузку–оперативная обратная связь в управлении процессом физического воспитания;
- объективная оценка результатов физ. воспитания, как с позиций физической подготовленности, тренированности, так и с позиций оздоровления.
Тип нагрузки
Характер воздействия физ.
тренировки на организм
зависит, прежде всего,от вида
упражнений, структуры
двигательного акта. В оздоровительной тренировке различают три
основных типа упражнений обладающих различной избирательной направленностью:
1 тип - циклические упражнения аэробной направленности, способствующие развитию общей выносливости;
2 тип - циклические упражнения смешанной аэробно- анаэробной направленности, развива-
ющие общую и специальную (скоростную) выносливость;
3 тип - ациклические упражнения, повышающие силовую выносливость.
Таким образом, основной тип нагрузки, используемый в оздоровительной физической культуре, - аэробные циклические упражнения.
Наиболее доступным и эффективным является
оздоровительный бег.
В последнее время школа
сталкивается с проблемой
преподавания физкультуры
учащимся с ослабленным
здоровьем, которые требуют особых норм физ.
нагрузки и индивидуального подхода в органи-
зации занятий. Необходима дифференциация ученического состава в зависимости от состоя-
ния здоровья школьников.
- основная –обучающиеся имеющие удовлетвори-
тельное состояние здоровья;
- подготовительная - дети с недостаточным физ.
развитием или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья;
- специальная мед. группа (СМГ)- дети, которые
на основании мед. заключения не могут заниматься физкультурой по общепринятой программе.
В свою очередь, СМГ условно делится на две подгруппы:
-подгруппа «А» - обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных занятий могут быть
переведены в подготовительную группу;
- подгруппа «В» - учащиеся с патологическими
отклонениями / необратимыми заболеваниями.
Основными задачами физического воспитания учащихся из группы СМГ являются:
- Укрепление здоровья, стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеваниями, а иногда и их ликвидация.
- Содействие правильному физическому развитию,
закаливанию, повышение сопротивляемости организма.
- Улучшение показателей физического развития,
освоение жизненно важных двигательных умений и навыков.
- Повышение функционального уровня органов и
систем, ослабленных болезнью.
- Постепенная адаптация организма к воздействию
физических нагрузок.
- Овладение комплексами специальных упражнений,
благотворно воздействующих на организм, с учетом
имеющегося заболевания.
- Обучение способам самоконтроля и дозировки нагрузки.
- Воспитание интереса к самостоятельным занятиям
физкультурой.
Для проведения занятий учитель физкультуры должен быть достаточно подготовлен в вопросах медико-педагогического контроля и влияния физ. упражнений на растущий организм с учетом анатомо-физиологических особенностей.
Проведение занятий с ослабленными детьми отдельно от здоровых школьников позволяет избежать многих методических и педагогических ошибок, щадить психику ребенка, позволяет использовать дифференцированные нагрузки, контролировать состояние учащихся и
их адаптацию к нагрузке.
Основной формой физического воспита-
ния в школе являются уроки
оздоровительной гимнастики, проводимые 2–3 раза в неделю по 30–40 минут. Лучше всего включать их в расписание на стыке смен или шестым уроком при односменных занятиях в школе.
Уроки должны быть построены по схеме: подготовительная, основная, заключительная части.
Подготовительная часть длится 7-12 минут и состоит из общеразвивающих гимнастических упражнений, которые проводятся в медленном и среднем темпе и чередуются с дыхательными упражнениями. Нагрузка повышается постепенно, путём
выполнения упражнений для
различных мышечных групп и
увеличения числа повторений
каждого движения. Упражнения
выполняются из исходных
положений – стоя, сидя. Не следует давать много новых упражнений, поскольку это затрудняет период врабатывания. В основной части занятий выполняются главным образом свободные, корригирующие и дыхательные упражнения. Широко используются упражнения с гимнасти-
ческими снарядами (гантелями, палками, мячами, обручами, скакалками) и на гимнастических снарядах (стенках, скамьях, канатах, брёвнах).
Особое внимание уделяется формированию правильной осанки в покое и при сменах положения тела. Занятия должны включать движения основанные на ползании, лазании, метании и ловле мяча. Следует отметить, что
для детей, имеющих отклонения
в работе сердечнососудистой
системы, противопоказаны
упражнения, выполнение
которых связано с задержкой
дыхания. Им рекомендуются общеразвивающие упражнения, задействующие все группы мышц (кисти и стопы, голени и предплечья, шеи и лица, груди и живота). Используется ходьба, дозированный бег в медленном темпе. Важнейшее значение имеют упражнения на тренировку внимания и управляемой релаксации. Детям с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, астма, гайморит)
противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания. Уделяется внимание дыха-
тельным упражнениям. Они имеют первосте-
пенное значение и при занятиях с детьми, страдающими эндокринной патологией (ожире-
ние, сахарный диабет, надпочечниковая недостаточ-
ность и др.). Детям с заболеваниями органов зрения рекомендуются специальные упр-ния
на тренировку глазных и глазодвигательных
мышц, ограничение прыжко-
вых элементов и резких
изменений положения тела.
Рекомендуется применять
на уроках физ. культуры и
музыкальное сопровождение, так как оно стимулирует центральную нервную систему и создает позитивный эмоциональный настрой у занимающихся. Обязательным является проведение занятий на свежем воздухе - это способствует закаливанию учащихся. Всех детей нужно обучать навыкам водного, воздушного и солнечного закаливания, основам гигиенического массажа и само-массажа. В
процессе физ. воспитания
следует стремиться к
оптимальному переводу
детей на щадяще-трени-
рующий и тренирующий
режимы. Следует учитывать,
что при выполнении одних и
тех же упр-й у девочек пульс
на 5–10 ударов в минуту выше,
чем у мальчиков. Игровая форма проведения занятий, элементы соревнований увеличивают частоту пульса на 15–20 и более ударов в минуту уже через 3-5 мин.
Во время врачебно-педагогических наблюдений определяется не только адекватность физ. нагрузки функциональным возможностям занимающихся, но и оценивается качество урока, то есть соответствие его педагогическим принципам: чередования нагрузки для
занимающихся, но и оценивается качество урока, то есть соответствие его педагогическим принципам: чередования нагрузки для различных мышечных групп, постепенности возрастания и снижения нагрузки. Важными факторами являются также благоприятный эмоциональный фон, привлекательность и эстетичность проведения каждого занятия. Учитель должен наблюдать за появлением первых признаков утомления.
Таблица 1 Признаки утомления
на уроке физической культуры
Диагноз заболевания не всегда дает полные представ-
ления о функциональных возможностях организма, его
компенсаторных механизмах, что является решающим для выбора форм и средств физической культуры, а также для их дозировки. Необходимо исходить из функционального принципа: учитывать не только
заболевание, но и объем, диапазон функциональных
нарушений, имеющихся у того или иного школьника. На занятиях предусматривается доступность физичес-
ких нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления или предотвращения обострений заболеваний. Определение учащихся в специальную медицинскую группу может быть как временным, так и постоянным, в зависимости от характера заболеваний и различных отклонений в состоянии здоровья.
Переход из специальной группы в подготовительную
и основную группу производится последовательно при
условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе.
Ученики с ослабленным здоровьем обязаны вести
дневник учета физического развития и физической
подготовленности.
Самоконтроль воспитывает у школьников сознатель-
ное отношение к мероприятиям, направленным на
укрепление здоровья, физическим упражнениям, к
соблюдению правил личной и общественной гигиены,
к закаливанию организма. Значение самоконтроля для
учащихся с отклонением в состоянии здоровья велико.
Выводы: организация физического воспитания школьников– наиболее полное развитие человека, способного к духовному, физическому развитию;
формирование здоровых установок и навыков
ответственного поведения;
осознание, что здоровье – главная ценность человека.
В нашей работе надо стараться создать условия для
самореализации, саморазвития, самовоспитания
школьников, самовыраже-
ния личности учащихся,
как на уроке физкультуры,
так и на классных часах,
внеклассных мероприятиях,
школьных днях здоровья.
В системе школьного образования главное – научить формировать свое здоровье. Прежде чем научить, необходимо дать учащемуся информацию о нем самом,
вооружить способами такой информации. Не познав
себя, учащимся трудно выбрать оптимальную линию поведения, которая бы помогла ему находиться в
состоянии душевного равновесия, сохранить свое здоровье и выполнить поставленные жизнью задачи.
Воспитание ответственного отношения к самому себе,
к окружающим, ответствен-
ности за состояние своего
здоровья, развитие чувства
собственного достоинства,
самовоспитание.
Физическая культура была и остается одним из глав-
ных направлений оздоровительной работы в школе. Внедрение физкультуры в образ жизни учащихся охва-
тывает широкий спектр деятельности, основными направлениями которого должны стать:
- оптимизация процессов физического воспитания в
школе, вне школы;
- воспитание привычек и потребностей в систематических занятиях физкультурой;
- широкая просветительская работа в области физкультуры среди педагогической и родительской общественности;
- критерии оценки деятельности школы по показателям состояния здоровья учащихся;
- формирование осознания престижности здоровья;
- предотвращение развития начальных форм патоло-
гии заболеваемости у школьников;
- повышение сопротивляемости организма к различ-
ным заболеваниям.
Таким образом, сегодня как никогда приоритетной
задачей школы стала формирование здорового образа
жизни у учащихся. Однако никаких усилий школы
будет недостаточно без единства взглядов на эти проблемы учителей и родителей. Под общим контро-
лем со стороны родителей должны быть учебная
нагрузка, режим дня, питание,
двигательная активность,
нервные нагрузки, психоло-
гический климат, взаимоотно-
шения родителей и детей, в
классе, школе, досуг,
нервные нагрузки, психологический климат, взаимоотношения родителей и детей, в классе, школе, досуг, развлечения и интересы.
Учитель: Чернуцкий Владислав Н.