Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволяет сделать выводы о некоторых чертах, характерных для мыслительной деятельности данной категории детей:
- недостаточно развитое наглядно-образное мышление, что в свою очередь говорит не о дефектах мышления (как при умственной отсталости), а пробелах в сфере восприятия, представления, пространственного воображения, которые должны служить базой для становления мышления;
- трудности в овладении мыслительными операциями: сравнение, анализ, синтез,
классификация. Детям требуется постоянная направляющая помощь взрослого при овладении данными операционными компонентами мышления.
- ригидность мышления, которая прослеживается в трудностях применения усвоенных мыслительных операций в новых условиях;
- низкий уровень обобщающей деятельности мышления, то есть способность обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира;
- низкий уровень ассоциативного мышления, что выражается в трудностях при подборе слов-синонимов, антонимов или однокоренных слов и понимании их значений;
- слабое понимание переносного смысла пословиц и поговорок;
- часто невозможность мотивации своего способа действия (например, при выборе картинки в игре «4 лишний»);
- слабый уровень развития сукцессивных способностей, то есть способности к воспроизведению последовательности и как следствие:
- неточное понимание логико-грамматических конструкций (характерны персеверации),
- отсутствие причинных связей в речи ребенка (причина часто меняется со следствием).
Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, однако отставание в дальнейшей учебе неизбежно. Именно поэтому в работе с детьми с ОНР логопеду важно постоянно использовать серии специальных игр и упражнений для развития всех психических процессов.
В своей работе постоянно использую различные виды заданий на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления дошкольников с ОНР, в частности, в процессе проведения организационных моментов коррекционных занятий:
Игры и упражнения на развитие слухового восприятия:
- Откуда звучит сигнал сирены (пение птицы)?
- Покажи направление звука дудочки (игра с закрытыми глазами).
- «Глухой телефон»
- «Чей голос звучит?» (магнитофонные записи)
- «Что за звук?» (предметы, издающие звуки за ширмой)
Развитие зрительной памяти:
- Д/и «Посмотри, запомни и назови»
- Д/и «Чего (кого) не стало?
- Д/И «Что прибавилось, появилось?»
- Д/И «Запомни что где находится – разложи картинки так же, найди пары среди перевёрнутых картинок и пр.»
Развитие слуховой памяти:
- Запомни и повтори слова в том же порядке (работа с автоматизируемым звуком).
- Повтори слова в обратном порядке.
- Послушай слова и скажи какое слово я пропустила при повторе? (упрощённый вариант: посмотри на картинки, запомни их, убери и послушай слова, какое слово потерялось?) Какое слово новое появилось?
- «Пароль» (повторить пары слов, три, четыре слова).
- «Телеграф» (отбивание ритмов карандашом, музыкальным молоточком).
- «Повтори цепочки слогов» (звуковую цепочку).
- Выполнение простых и многоступенчатых инструкций логопеда (сядет тот, кто выполнит моё задание в заданном порядке…).
Развитие логической памяти и мышления:
- Воспроизведение слов-названий картинок по слову-подсказке, связанному по смыслу.
- Подбор пары к картинке по смыслу.(с ориентировкой на лексическую тему недели).
- Продолжи логический ряд (назвать третье, четвёртое слово с ориентировкой на общность признаков первых названных предметов).
- Работа по словесной инструкции (логические задачки типа Маша бежит от медведя, кто вереди?, кто позади? Волк догоняет зайца. Кто убегает?)
- Д/и «Найди лишний предмет» (упражнение в классификации по различным признакам).
- Отгадывание загадок (загадки-складки, обманки, рифмовки…).
- Д/и «Отгадай предмет по частям» (полка, стенки, дверцы, ручки, дно, ножки – шкаф).
Развитие внимания и зрительного восприятия:
- Д/у «Найди фрагмент или предмет на картинке?»
- Сосчитай предметы (наложенные или в зашумлённом пространстве).
- Д/у «Называем по цепочке» (в соответствии с темой занятия: дни недели, времена года, предлоги, «живые» слова, домашних животных и т.д. с ориентировкой на зрительные образы).
- Игра «Повторяй все упражнения за мной, но руки вверх не поднимай» (как пример).
- Д/у «Узнай спрятанную букву» (игры на развитие константности восприятия– буквы разного шрифта, предметные изображения букв).
- Д/и «Что перепутал художник?»
Развитие пространственного восприятия
- Посмотри и скажи, где находится бабочка (кошка, гусь и др. игрушка, предмет) – перед тобой или за тобой? Посмотри, кто (что) находится за тобой? Какую птицу (другой предмет) ты видишь слева, справа?
- Повернись так, чтобы картинка, изображающая берёзу, оказалась сзади тебя. Где я нахожусь – справа или слева от тебя?
- Поставь игрушку (предмет) справа, слева от белочки (тетради и пр.).
- Откуда показался самолёт (слева, справа)?
- «Куда пойдёшь- что найдёшь. Направо пойду - … подосиновик найду (фразы строить в соответствии с картинным материалом расположенным на столе перед ребёнком).
- «Магический квадрат» и «Цветные квадратики» - выложить предмет, ориентируясь на тему занятия.
- Игра по типу пробы Хеда (покажи правой рукой левую коленку, закрой левой рукой правое ухо).
Систематическое использование игр и упражнений на развитие психических процессов позволяет повысить познавательный интерес ребенка с ОНР к занятиям, активизировать его речевую деятельность. Что в свою очередь, положительно сказывается на результате работы, повышая эффективность коррекционных занятий логопеда.
Просмотр содержимого документа
«Использование организационных моментов на коррекционных занятиях учителя-логопеда для развития психических процессов у дошкольников с ОНР.»
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволяет сделать выводы о некоторых чертах, характерных для мыслительной деятельности данной категории детей:
- недостаточно развитое наглядно-образное мышление, что в свою очередь говорит не о дефектах мышления (как при умственной отсталости), а пробелах в сфере восприятия, представления, пространственного воображения, которые должны служить базой для становления мышления;
- трудности в овладении мыслительными операциями: сравнение, анализ, синтез,
классификация. Детям требуется постоянная направляющая помощь взрослого при овладении данными операционными компонентами мышления.
- ригидность мышления, которая прослеживается в трудностях применения усвоенных мыслительных операций в новых условиях;
- низкий уровень обобщающей деятельности мышления, то есть способность обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира;
- низкий уровень ассоциативного мышления, что выражается в трудностях при подборе слов-синонимов, антонимов или однокоренных слов и понимании их значений;
- слабое понимание переносного смысла пословиц и поговорок;
- часто невозможность мотивации своего способа действия (например, при выборе картинки в игре «4 лишний»);
- слабый уровень развития сукцессивных способностей, то есть способности к воспроизведению последовательности и как следствие:
- неточное понимание логико-грамматических конструкций (характерны персеверации),
- отсутствие причинных связей в речи ребенка (причина часто меняется со следствием).
Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, однако отставание в дальнейшей учебе неизбежно. Именно поэтому в работе с детьми с ОНР логопеду важно постоянно использовать серии специальных игр и упражнений для развития всех психических процессов.
В своей работе постоянно использую различные виды заданий на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления дошкольников с ОНР, в частности, в процессе проведения организационных моментов коррекционных занятий:
Игры и упражнения на развитие слухового восприятия:
Откуда звучит сигнал сирены (пение птицы)?
Покажи направление звука дудочки (игра с закрытыми глазами).
«Глухой телефон»
«Чей голос звучит?» (магнитофонные записи)
«Что за звук?» (предметы, издающие звуки за ширмой)
Развитие зрительной памяти:
Д/и «Посмотри, запомни и назови»
Д/и «Чего (кого) не стало?
Д/И «Что прибавилось, появилось?»
Д/И «Запомни что где находится – разложи картинки так же, найди пары среди перевёрнутых картинок и пр.»
Развитие слуховой памяти:
Запомни и повтори слова в том же порядке (работа с автоматизируемым звуком).
Повтори слова в обратном порядке.
Послушай слова и скажи какое слово я пропустила при повторе? (упрощённый вариант: посмотри на картинки, запомни их, убери и послушай слова, какое слово потерялось?) Какое слово новое появилось?
«Пароль» (повторить пары слов, три, четыре слова).
«Телеграф» (отбивание ритмов карандашом, музыкальным молоточком).
«Повтори цепочки слогов» (звуковую цепочку).
Выполнение простых и многоступенчатых инструкций логопеда (сядет тот, кто выполнит моё задание в заданном порядке…).
Развитие логической памяти и мышления:
Воспроизведение слов-названий картинок по слову-подсказке, связанному по смыслу.
Подбор пары к картинке по смыслу.(с ориентировкой на лексическую тему недели).
Продолжи логический ряд (назвать третье, четвёртое слово с ориентировкой на общность признаков первых названных предметов).
Работа по словесной инструкции (логические задачки типа Маша бежит от медведя, кто вереди?, кто позади? Волк догоняет зайца. Кто убегает?)
Д/и «Найди лишний предмет» (упражнение в классификации по различным признакам).
Отгадывание загадок (загадки-складки, обманки, рифмовки…).
Д/и «Отгадай предмет по частям» (полка, стенки, дверцы, ручки, дно, ножки – шкаф).
Развитие внимания и зрительного восприятия:
Д/у «Найди фрагмент или предмет на картинке?»
Сосчитай предметы (наложенные или в зашумлённом пространстве).
Д/у «Называем по цепочке» (в соответствии с темой занятия: дни недели, времена года, предлоги, «живые» слова, домашних животных и т.д. с ориентировкой на зрительные образы).
Игра «Повторяй все упражнения за мной, но руки вверх не поднимай» (как пример).
Д/у «Узнай спрятанную букву» (игры на развитие константности восприятия– буквы разного шрифта, предметные изображения букв).
Д/и «Что перепутал художник?»
Развитие пространственного восприятия
Посмотри и скажи, где находится бабочка (кошка, гусь и др. игрушка, предмет) – перед тобой или за тобой? Посмотри, кто (что) находится за тобой? Какую птицу (другой предмет) ты видишь слева, справа?
Повернись так, чтобы картинка, изображающая берёзу, оказалась сзади тебя. Где я нахожусь – справа или слева от тебя?
Поставь игрушку (предмет) справа, слева от белочки (тетради и пр.).
Откуда показался самолёт (слева, справа)?
«Куда пойдёшь- что найдёшь. Направо пойду - … подосиновик найду (фразы строить в соответствии с картинным материалом расположенным на столе перед ребёнком).
«Магический квадрат» и «Цветные квадратики» - выложить предмет, ориентируясь на тему занятия.
Игра по типу пробы Хеда (покажи правой рукой левую коленку, закрой левой рукой правое ухо).
Систематическое использование игр и упражнений на развитие психических процессов позволяет повысить познавательный интерес ребенка с ОНР к занятиям, активизировать его речевую деятельность. Что в свою очередь, положительно сказывается на результате работы, повышая эффективность коррекционных занятий логопеда.
Методические рекомендации
Подготовила: Маслова В.В.
учитель-логопед МБДОУ «ЦРР-д/с № 3»