СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование некоторых приемов технологии развития критического мышления при изучении творчества В.В. Маяковского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья содержит методические рекомендации к проведению вводных уроков по творчеству В.В. Маяковского. Предлагаются разнообразные задания в ключе ТРКМ и примерное содержание работ, которые должны быть выполнены учащимися.

Просмотр содержимого документа
«Использование некоторых приемов технологии развития критического мышления при изучении творчества В.В. Маяковского»

Использование некоторых приемов технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках по изучению жизни и творчества В.В. Маяковского.

Саранчина А.В.,

учитель русского языка и литературы


Технология ТРКМ – универсальная, надпредметная, проникающая, она применима в любой программе и в любом предмете.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Стадия (фаза)

Деятельность учителя. Задачи данной фазы

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Составление списка известной информации, рассказ -
предположение по ключевым словам;
систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки и т.д.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами.

Стадия осмысления (реализации).

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:
– маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
– поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально - парами-группами.

Стадия рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальным записям-
предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления

– Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
– возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
– ответы на поставленные вопросы;
– организация устных и письменных круглых столов;
– организация различных видов дискуссий;
– написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе;
– исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – группах


Источник: http://my-school18.ucoz.ru/publ/2-1-0-4

При изучении творчества В. Маяковского на стадии вызова (актуализации знаний) возможно использование приема ЗХУ (знаю - хочу узнать - узнал). Как правило, в 11 классе школьники уже знакомы с некоторыми моментами из биографии поэта, с его стихами.

Работа с первым столбиком «Знаю» может проводиться как самостоятельно каждым учеником, так и коллективно. На данном этапе важно вспомнить то, что уже известно. Работа со вторым столбцом «Хочу узнать» будет самым важным этапом урока, именно тогда учащиеся формулируют для себя цели урока – что же они хотят узнать? На этапе целеполагания учитель может оказать помощь школьникам с помощью наводящих вопросов (вопросы должны соответствовать общей цели уроков по творчеству поэта и цели учителя). Между вторым и третьим этапом, как правило, проводится стадия «Осмысления». Учащиеся работают с материалами учебника, дополнительным материалом (критика, воспоминания, лекция учителя, использование ресурсов Интернет). Эта стадия может быть перенесена на второй урок (учащиеся могут дома самостоятельно найти ответы на интересующие их вопросы). Третья стадия «Рефлексия» соответствует работе со столбцом «Узнал». Учащиеся возвращаются к записям первого «Знаю» и второго столбца «Хочу узнать» и делают вывод о том, что нового узнали, нашли ли ответы на свои вопросы. Учитель делает вывод о том, реализовалась ли цель урока. Результатом работы учащихся может быть презентация, газета, сборник стихов поэта, мини-исследования по интересующему вопросу. Данные рекомендации по работе с таблицей достаточно контурны, схематичны. Каждый учитель вносит свои коррективы, прорабатывает работу над каждой стадией в зависимости от уровня обученности класса.



Примерная работа с таблицей ЗХУ:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Родился в Грузии

Детство поэта, семья


Футурист

Почему именно футурист, а, например, не символист?


Революция

Как события рубежа веков повлияли на поэта?


Лиля Брик

Почему не был счастлив в личной жизни?


Самоубийство

Причина? Гипотезы?


Стихи лесенкой

Стихотворчество, новаторство


«Гимн обеду»

Познакомиться с новыми стихами




Другим вариантом урока с использованием ТРКМ может быть прием ассоциаций. На доске, в тетрадях записывается слово «Маяковский» в столбик. Учащиеся записывают свои ассоциации (это могут быть слова любой части речи) с поэтом напротив каждой буквы фамилии. Например:

М – мощный, маяк, марширует,

А – активный, авангард, агитирует,

Я – яркий, языкотворец, язвит,

К – колкий, крик, красит

О – опожаренный, облако, отвечает

В – важный, высь, врезывается

С – стойкий, солист, сердится

К – креативный, ключ, кривится

И – истинный, идеалист, игнорирует

Й - изможденный, игла, иронизирует

и т.д.

Либо попросить учащихся назвать (записать) три эпитета, характеризующих Маяковского, выразить собственную оценку в отношении к поэту. Обязательно в конце изучения темы вернуться к данным эпитетам, чтобы проанализировать, изменилось ли что-то в восприятии учеников по отношению к Маяковскому как к человеку и писателю. Возможно, рядом дописать новые слова-ассоциации.

Вариантом стадии вызова может быть прием «Инсерт», который предполагает работу с текстом (учебник, лекция, дополнительные текстовые материалы).

Работая с текстом, ученики помечают на полях те или иные отрывки, предложения или слова. Авторы приёма предложили использовать для этого следующие обозначения:

V — «Эта информация мне уже известна»;

+ — «Новые факты для меня»;

— — «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;

? — «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения».

Учителя, использующие ИНСЕРТ на уроках, рекомендуют вкладывать в учебники полоски листа А4, чтобы не марать книги.

После маркировки учащиеся переносят записи из учебника в специальную таблицу:

V

+

?

Тезисные записи фактов, терминов и понятий, которые уже знакомы

Всё новое, что стало известно из прочитанного

Противоречия, которые появились после прочтения

Непонятные слова, факты, требующие разъяснения

(Материал: http://paidagogos.com/?p=9998)



Прием «кластер» можно использовать на любой стадии ТРКМ – он универсален. На стадии «Вызов» на доске (или слайде) представляется схема «Кто такой Владимир Маяковский?»


Романтик


Историк


Владимир Маяковский


Сатирик


Художник


Некоторые учащиеся, возможно, вспомнят, что Маяковский художник – «Окна РОСТА», учился в Московском училище живописи и пр. На стадии «Осмысления» школьники работают с материалами учебника и дополняют каждую характеристику записями. На стадии «Рефлексия» учитель может задать вопрос: «Все ли грани поэта мы отразили?». Работу можно провести в виде самостоятельных или групповых мини-исследованиях по отдельным характеристикам поэта.

На стадии «Рефлексии» в конце изучаемой темы по творчеству поэта эффективными приемами являются эссе, мини-сочинения, кластеры, синквейны, диаманта, мини-проекты (более подробную информацию о ТРКМ и ее приемах можно найти на страницах Интернет).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!