СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование мнемонических приемов в словарно-орфографической работе в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Запомнить материал не всегда просто для младшего школьника. Данная работа предлагает несколько способов быстрого запоминания.

Просмотр содержимого документа
«"Использование мнемонических приемов в словарно-орфографической работе в начальной школе"»

Использование мнемонических приемов в словарно-орфографической работе в начальной школе

Некую трудность для усвоения в начальных классах представляет написание непроверяемых орфограмм, т.е. слов, которые требуют запоминания.

Придя в школу, дети уже умеют запомнить произвольно, однако это умение несовершенно. Так, первоклассник часто не помнит, что было задано на дом (для этого требуется произвольное запоминание, хотя легко и быстро запоминает то, что интересно, что вызывает сильные чувства (непроизвольно). Чувства оказывают большое влияние на быстроту запоминания, поэтому дети легко запоминают песни, стихи, сказки, которые вызывают яркие образы и сильные впечатления.

Учитель может предложить ученикам следующие приемы запоминания: проговорить вслух негромко по слогам каждое слово (для учащихся с мотор­ной памятью);

молча посмотреть на слова, прочиты­вая их про себя по слогам; потом за­крыть глаза, чтобы представить его на­писанным; снова открыть глаза и про­верить себя (для учащихся со зритель­ной памятью);

проговаривать слова по слогам соседу по парте или послушать, как слова про­говаривает сосед (для учащихся со слуховой памятью). Фактически первый способ запоминания предполагает сочетание трех факторов: (ученик видит слово), моторики слова проговариваются), слуха (ученик слышит то, что проговаривает). На этапе введения нового слова целесообразно предоставить ученику возможность самостоятельного решения данной орфографической задачи.

В словарно-орфографическую работу необходимо включать считалки, скорого­ворки, различные рифмовки слов, так как они, вызывая положительное отношение детей к работе, способствуют более эффек­тивному и быстрому заучиванию слов с непроверяемыми орфограммами.

Как показывает практика, проблема формирования навыка правописания не­проверяемых орфограмм может эффектив­но решаться при использовании мнемони­ческих приемов (системы различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций).

Психологами И. Митюхиным, И. Рыб­никовой выделены наиболее эффективные методы организации мнемонической дея­тельности детей младшего школьного воз­раста при усвоении слов с непроверяемыми орфограммами: метод графических ассоци­аций, метод звуковых (фонетических) ассо­циаций, комбинированный метод.

При применении метода графических ассоциаций составляется рисунок, обозна­чающий само слово, и обыгрывается в нем запоминаемая буква. Этот рисунок должен хорошо запоминаться и легко вспоминать­ся, т.е. в нем должна быть четко выражена запоминаемая буква. Самостоятельное придумывание детьми таких рисунков способствует развитию у них фантазии и образного мышления.

Метод звуковых ассоциаций предпочти­телен в тех случаях, когда фраза из созву­чия и слова из орфографического словаря особенно удачны:

Приеду завтра,

На завтрак — рак,

Кричи: «Ура!»

Трудные учить слова

Помогает нам игра!

Придуманная фраза и хорошо звучит, и легко представляется.

Комбинированный метод — это исполь­зование при запоминании слова из орфо­графического словаря и графических, и звуковых ассоциаций одновременно.

Проиллюстрируем все сказанное приме­ром из практики. Проведем работу со сло­вом петух.

1. Предлагается загадка: «На заборе си­дит, утром рано голосит, просыпаться всем велит». Ученики называют отгадку.

2. Учащиеся проговаривают слово пе­тух орфоэпически, определяют ударный и безударный слоги.

3. Перед учащимися ставится задача: «В тетрадь самостоятельно записать слово, пропустив орфограмму (опасное место)».

Такой подход повышает степень само­стоятельности школьника в постановке и решении орфографической задачи, опира­ется на работу эмоционального вида памя­ти (ученику интересно узнать, какая буква должна быть в «окошке»).

4. Далее предлагается прослушать эти­мологическую справку как дополнительное средство к мнемоническим приемам: «Все знают петуха, непременного персонажа многих сказок и басен, поговорок и загадок. Славится петух важностью походки и зади­ристостью характера. Недаром говорят: «Важный, как петух...» Но главное, чем сла­вится петух — это своим пением. Петух — своеобразные поющие часы. С петухами (на рассвете) люди просыпались. С петухами (на закате) ложились спать. Сигналом слу­жил петушиный крик. За способность громко и звонко петь и прозвали петуха пе­тухом...»

После этимологической справки учи­тель задает вопрос: «Какую же букву, по вашему мнению, надо написать в первом слоге?»

Этимологическая справка как дополни­тельное средство к мнемоническим прие­мам способствует эффективному запомина­нию орфографического облика слова.

проверить по орфографическому словарю.

6. Проговаривание слова петух орфо­графически.

7. Вставка в «окошко» нужной буквы: е.

8. Повторное орфографическое чтение слова и самостоятельная запись нового сло­ва учениками.

9. Для закрепления написания слова ис­пользуется мнемонический прием:

Петуха спросили дети:

«Отчего зовут вас Петей?»

Петушок ответил детям:

«Хорошо умею петь я!»

(Можно использовать и рисунок.)

В процессе работы рождается детское творчество, ученики сами придумывают «подсказки-запоминалки» и записывают их в индивидуальные словарики.

Итак, если использовать в обучении де­тей младшего школьного возраста мнемо­нические приемы, способствующие форми­рованию навыка правописания непроверяе­мых орфограмм, то результативность рабо­ты значительно повысится.

Приведу примеры детского творчест­ва — приемы, используемые для лучшего запоминания трудных слов.

Чтобы слово не зубрить,

Попусту не мучиться,

Сочиняем мы подсказки,

Всё у нас получится!


— Да, нелёгкая диктовка,

— Почесал затылок Вовка.

И в тетрадке Королёва

Появилась вдруг «карова».

Заглянул в тетрадку Миша:

— Всё понятно, так напишем.

И тогда проворный Павел

Букву «О» на «А» исправил.

И его соседка Мила

Это сразу уловила.

И от Милы, дружбы ради,

Буква «А» попала к Наде.

Приподнялся с парты Лёва,

Быстро Пете передал.

И пошла гулять «кА-ро-ва»

По колонкам, по рядам.

Со дня несчастного того

Не расстаются с буквой «О»..

Чтоб не обиделась корова

И не прокисло молоко,

Мы оба этих трудных слова

Напишем в корне с буквой «О».

Даёт корова молоко!

Оро-оло пишем с «О».


Слово трудное потом

Про дела твердит: «Потом!»

Глядь, и месяц пролетел:

Накопилось столько дел!

И потом исходит потом,

Чтоб закончить всю работу!

Капли пота льют с него

Круглые, как буква «О».


Как-то Мише дал отец

Преогромный огурец!

О-го-го, какой большой!

Ох, и вкусный! Хорошо!

Смотрит Миша на него:

Он похож на букву «О»!

И теперь, конечно, Миша

С буквой «О» его напишет.


Солнышко на О похоже,

О в погоде пишем тоже.

Рябины ягоды, друзья,

Похожи тут на букву Я.


Карандаш мы подточили,

Букву «А» в нём получили.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!