Использование мнемонических приемов в словарно-орфографической работе в начальной школе
Некую трудность для усвоения в начальных классах представляет написание непроверяемых орфограмм, т.е. слов, которые требуют запоминания.
Придя в школу, дети уже умеют запомнить произвольно, однако это умение несовершенно. Так, первоклассник часто не помнит, что было задано на дом (для этого требуется произвольное запоминание, хотя легко и быстро запоминает то, что интересно, что вызывает сильные чувства (непроизвольно). Чувства оказывают большое влияние на быстроту запоминания, поэтому дети легко запоминают песни, стихи, сказки, которые вызывают яркие образы и сильные впечатления.
Учитель может предложить ученикам следующие приемы запоминания: проговорить вслух негромко по слогам каждое слово (для учащихся с моторной памятью);
молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам; потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным; снова открыть глаза и проверить себя (для учащихся со зрительной памятью);
проговаривать слова по слогам соседу по парте или послушать, как слова проговаривает сосед (для учащихся со слуховой памятью). Фактически первый способ запоминания предполагает сочетание трех факторов: (ученик видит слово), моторики слова проговариваются), слуха (ученик слышит то, что проговаривает). На этапе введения нового слова целесообразно предоставить ученику возможность самостоятельного решения данной орфографической задачи.
В словарно-орфографическую работу необходимо включать считалки, скороговорки, различные рифмовки слов, так как они, вызывая положительное отношение детей к работе, способствуют более эффективному и быстрому заучиванию слов с непроверяемыми орфограммами.
Как показывает практика, проблема формирования навыка правописания непроверяемых орфограмм может эффективно решаться при использовании мнемонических приемов (системы различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций).
Психологами И. Митюхиным, И. Рыбниковой выделены наиболее эффективные методы организации мнемонической деятельности детей младшего школьного возраста при усвоении слов с непроверяемыми орфограммами: метод графических ассоциаций, метод звуковых (фонетических) ассоциаций, комбинированный метод.
При применении метода графических ассоциаций составляется рисунок, обозначающий само слово, и обыгрывается в нем запоминаемая буква. Этот рисунок должен хорошо запоминаться и легко вспоминаться, т.е. в нем должна быть четко выражена запоминаемая буква. Самостоятельное придумывание детьми таких рисунков способствует развитию у них фантазии и образного мышления.
Метод звуковых ассоциаций предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и слова из орфографического словаря особенно удачны:
Приеду завтра,
На завтрак — рак,
Кричи: «Ура!»
Трудные учить слова
Помогает нам игра!
Придуманная фраза и хорошо звучит, и легко представляется.
Комбинированный метод — это использование при запоминании слова из орфографического словаря и графических, и звуковых ассоциаций одновременно.
Проиллюстрируем все сказанное примером из практики. Проведем работу со словом петух.
1. Предлагается загадка: «На заборе сидит, утром рано голосит, просыпаться всем велит». Ученики называют отгадку.
2. Учащиеся проговаривают слово петух орфоэпически, определяют ударный и безударный слоги.
3. Перед учащимися ставится задача: «В тетрадь самостоятельно записать слово, пропустив орфограмму (опасное место)».
Такой подход повышает степень самостоятельности школьника в постановке и решении орфографической задачи, опирается на работу эмоционального вида памяти (ученику интересно узнать, какая буква должна быть в «окошке»).
4. Далее предлагается прослушать этимологическую справку как дополнительное средство к мнемоническим приемам: «Все знают петуха, непременного персонажа многих сказок и басен, поговорок и загадок. Славится петух важностью походки и задиристостью характера. Недаром говорят: «Важный, как петух...» Но главное, чем славится петух — это своим пением. Петух — своеобразные поющие часы. С петухами (на рассвете) люди просыпались. С петухами (на закате) ложились спать. Сигналом служил петушиный крик. За способность громко и звонко петь и прозвали петуха петухом...»
После этимологической справки учитель задает вопрос: «Какую же букву, по вашему мнению, надо написать в первом слоге?»
Этимологическая справка как дополнительное средство к мнемоническим приемам способствует эффективному запоминанию орфографического облика слова.
проверить по орфографическому словарю.
6. Проговаривание слова петух орфографически.
7. Вставка в «окошко» нужной буквы: е.
8. Повторное орфографическое чтение слова и самостоятельная запись нового слова учениками.
9. Для закрепления написания слова используется мнемонический прием:
Петуха спросили дети:
«Отчего зовут вас Петей?»
Петушок ответил детям:
«Хорошо умею петь я!»
(Можно использовать и рисунок.)
В процессе работы рождается детское творчество, ученики сами придумывают «подсказки-запоминалки» и записывают их в индивидуальные словарики.
Итак, если использовать в обучении детей младшего школьного возраста мнемонические приемы, способствующие формированию навыка правописания непроверяемых орфограмм, то результативность работы значительно повысится.
Приведу примеры детского творчества — приемы, используемые для лучшего запоминания трудных слов.
Чтобы слово не зубрить,
Попусту не мучиться,
Сочиняем мы подсказки,
Всё у нас получится!
— Да, нелёгкая диктовка,
— Почесал затылок Вовка.
И в тетрадке Королёва
Появилась вдруг «карова».
Заглянул в тетрадку Миша:
— Всё понятно, так напишем.
И тогда проворный Павел
Букву «О» на «А» исправил.
И его соседка Мила
Это сразу уловила.
И от Милы, дружбы ради,
Буква «А» попала к Наде.
Приподнялся с парты Лёва,
Быстро Пете передал.
И пошла гулять «кА-ро-ва»
По колонкам, по рядам.
Со дня несчастного того
Не расстаются с буквой «О»..
Чтоб не обиделась корова
И не прокисло молоко,
Мы оба этих трудных слова
Напишем в корне с буквой «О».
Даёт корова молоко!
Оро-оло пишем с «О».
Слово трудное потом
Про дела твердит: «Потом!»
Глядь, и месяц пролетел:
Накопилось столько дел!
И потом исходит потом,
Чтоб закончить всю работу!
Капли пота льют с него
Круглые, как буква «О».
Как-то Мише дал отец
Преогромный огурец!
О-го-го, какой большой!
Ох, и вкусный! Хорошо!
Смотрит Миша на него:
Он похож на букву «О»!
И теперь, конечно, Миша
С буквой «О» его напишет.
Солнышко на О похоже,
О в погоде пишем тоже.
Рябины ягоды, друзья,
Похожи тут на букву Я.
Карандаш мы подточили,
Букву «А» в нём получили.