СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование метода наглядного моделирования по формированиию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю Вашему вниманию приемы форимирования связной речи дошкольников с использованием методики В.К. Воробьевой, построенной именно на наглядном моделировании (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.). Эффективна и при составлении предложений, и рассказов-описаний, и составления рассказа по картине и по серии сюжетных картин.

Просмотр содержимого документа
«Использование метода наглядного моделирования по формированиию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи»













ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ











Составитель: Лабутина Е.В., воспитатель

группы компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

детского сада № 25


Многолетний опыт работы убедил меня в том, что овладение родным языком один из основных элементов формирования личности и тесно связан с умственным, нравственным, эстетическим развитием. Отставание в развитии речи может привести к задержке психических функций и, прежде всего мышления.

Нормально развивающийся ребенок овладевает речью под влиянием общения со взрослыми: сначала он начинает понимать обращенную к нему речь, а к концу первого началу второго года жизни произносит первые осмысленные слова. Речь ребенка продолжает развиваться под непрерывным воздействием общения с окружающими.

Результаты стартовой диагностики, которые я провожу, в первые две недели сентября показывают, что у детей (имеющих общее недоразвитие речи) по разным причинам, в различной форме и степени такое речевое общение нарушено. У них резко ограниченный словарный запас, нарушена слоговая структура слов, низкий уровень фразовой речи, наблюдается отставание в овладении грамматическим строем родного языка, навыками связной, прежде всего монологической, речи.

Поэтому, одной из важнейших задач коррекционной работы с детьми речевой группы, является формирование у них связной монологической речи. Это необходимо, как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для развития у детей коммуникативных способностей, а так же подготовке детей к предстоящему школьному обучению.

Перед нами возникла проблема поиска наиболее эффективных методов и приемов развития связной речи у детей с ослабленным механизмом запоминания.

Апробировав различные методики и рекомендации по обучению связному высказыванию, я выбрала для работы с детьми методику Валентины Константиновны Воробьевой, поскольку она, на мой взгляд, очень интенсивна, оптимальна, за короткое время позволяет добиться колоссальных результатов по развитию связной речи детей.

В своем выступлении расскажу о том, как работаю над развитием у детей монологической речи, в частности составлением рассказа-описания.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения по формированию связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи), на мой взгляд, является использование наглядного моделирования.

Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Вся методика В.К. Воробьевой построена именно на наглядном моделировании: и предложений, и рассказов-описаний, и составления рассказа по картине и по серии сюжетных картин.

Необходимо отметить, что сложность обучения описанию состоит в том, что для составления такого рассказа у детей, недостаточно накопленного опыта, поэтому необходима активная интеллектуальная работа по выделению признаков и свойств предмета или явления.

Во время образовательной деятельности по формированию связной речи при рассматривании предметов использую сенсорно-графическую схему, отражающую каналы получения информации о признаках предметов:

  • зрительныйсимвол "глаз" - через него дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины, места нахождения, способа передвижения.

  • обонятельныйсимвол "нос" – помогает определять запах, аромат.

  • тактильныйсимвол "рука" – через него дети определяют фактурные качества предмета (твердый, мягкий, гладкий, пушистый, тяжелый, легкий, упругий и т.д.).

  • вкусовой – символ "рот" - через него узнают вкусовые ощущения (сладкий, кислый, пресный, горький, сочный).

  • слуховойсимвол "ухо" - способ обнаружения предмета.

Эта схема помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.

Дополнительными символами являются:

  • символ "?" - для обозначения логических признаков, а именно, принадлежность предмета к определенной обобщающий группе (овощи, фрукты, игрушки).

  • символ "+" - польза и " – " - вред.

  • символ "два глаза" - среда обитания (где можно увидеть?).

  • символ "газовая плита" - что или как готовят.

  • символ "детская коляска" - детёныши.


В процессе работы использую следующую методику

составления описания с помощью моделирования

На I этапе рассказ-описание составляется воспитателем совместно со всеми детьми группы.
  1. Прежде всего, узнавание и называние предмета.

  2. Затем обследуем предмет и подбираем символы, помогающие выделить свойства предмета. На I этапе составления выбор символов идет из двух предлагаемых, а в дальнейшем количество предлагаемых характеристик увеличивается.

  3. Далее строим схему, то есть наглядно – графический план, который складывается на наборном полотне.

  4. После построения схемы взрослый дает образец описательного рассказа.

Далее аналогичные схемы-модели дети составляют подгруппами или индивидуально на других предметах описания, после чего, переходим от составления описательного рассказа по схеме – модели с помощью педагога к самостоятельному высказыванию.

Понимание смысла составленного рассказа-описания можно проверить, применив такие приемы:

  • взрослый описывает предмет, ребенок раскладывает карточки, потом повторяет рассказ;

  • на полотне располагаются все карточки, кроме первой, взрослый описывает предмет по плану-схеме, дети угадывают, что это, затем повторяют описание;

  • взрослый начинает описание, ребенок продолжает его по оставшимся карточкам;

  • дети самостоятельно придумывают рассказ по плану, данному взрослым;

  • ребенок сам раскладывает карточки и придумывает рассказ;

Детям очень нравятся такие игры, как:

  • игра "Карточка обиделась". От одной до трех карточек повернуты изображением вниз. Ребенок составляет описание предмета, включая в рассказ закрытые пункты плана;

  • игра "Карточки разбежались". Взрослый предлагает детям составить рассказ-описание, чтобы помочь Незнайке, от которого убежали все карточки. Детям приходится составлять описание, удерживая в памяти план рассказа.

Для того чтобы высказывания детей были более полными, отражающими реальный предмет или событие использую подготовительные упражнения (на материале лексических тем перспективного плана занятий по всем видам деятельности):

  • на развитие наблюдательности.

  • узнавание предмета по его описанию (загадки).

  • сравнение предмета по существенным признакам.

  • словарные и грамматические упражнения для обогащения словаря названиями признаков, синонимами, антонимами, образными средствами языка ("Назови по-другому"; "Какой, какая, какое?").

  • упражнения на составление словосочетаний и предложений с опорой на зрительное и тактильное восприятие предмета.

На занятиях по составлению описаний использую натуральные предметы, муляжи, красочные игрушки. Для повышения эмоционального настроя, побуждения к более детальному описанию привлекаю кукольные персонажи, сказочных и мультяшных героев, которые "интересуются" рассказом ребенка.

Мотивацию деятельности обеспечиваю путем создания проблемных ситуаций: Угадай предмет; Загадай-ка; Ты увидел котенка, уговори маму купить его, расскажи какой он; Ты увидел в магазине забавную игрушку, расскажи о ней по телефону другу, чтобы он представил ее себе. Речевую деятельность детей активизирую письменной речью (Ты расскажешь, а я запишу, и мы пошлем письмо Деду Морозу; Письмо-рассказ о празднике заболевшему другу).

Таким образом, включение наглядных моделей в процесс обучения составлению рассказа позволило более целенаправленно развивать связную речь детей.

Результаты промежуточного обследования состояния речевого развития детей (в группах компенсирующей направленности это проводится в конце каждого года обучения) показывают, что ведение систематической работы по развитию связной монологической речи с использованием методики В.К. Воробьевой эффективно, оптимально и позволяет за короткое время добиться положительных результатов в развитии монологической речи детей.

Кроме того, использование моделирования оказывает разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, речевого и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. Применение моделей позволяет педагогу создать такие ситуации, в которых дети проявляют речевую активность, целенаправленно овладевают языковым материалом, речевыми навыками и умениями, повышают уровень речевого развития.

Данный опыт показывает, что приобретенные детьми навыки и умения в дальнейшем облегчают процесс школьного обучения, что подтверждается диагностикой адаптации детей к школе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!