СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование материалов экологических экскурсий на уроках биологии и крымоведения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье речь идет о экологическом воспитании, использовании материалов собранных во время экскурсий

Просмотр содержимого документа
«Использование материалов экологических экскурсий на уроках биологии и крымоведения»

Использование материалов экологических экскурсий на уроках биологии и крымоведения









Очень важным в воспитании экологической культуры школьников является изменение в их сознании представлений о приоритете человека над природой, формирование правильного представления человек-природа. При изучении курса биологии в 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

В 6—7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей.

В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получат знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

При планировании результатов освоения учебного курса крымоведения также важны гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимое ее сохранение и рациональное использование. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. В этом случае очень важным аспектом является экологическое воспитание.

Экологическое воспитание-формирование ответственного отношения школьников к человеку как природному существу, к природе как среде его обитания, к деятельности по ее охране [3].

В процессе экологического воспитания необходимо учитывать три основных компонента.

  1. Интеллектуальный (экологические знания и интеллектуальные умения мировоззренческого характера);

  2. Личностный (мотивация, отношение и оценка);

  3. Внутренняя готовность (желание намерение потребность реализовать свои позиции в деятельности по охране природной среды)

В цели экологического воспитания входит также формирование:

1. потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;

2. установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;

3. убеждений в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;

4. потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических знаний.

Одним из важнейших условий формирования экологической ответственности школьников является их деятельность, связанная с познанием и заботой о сохранении природы. К такой деятельности можно отнести непосредственный контакт с природой. Этот контакт возможен, например, при проведении экологических экскурсий.

«Контакты с животными и растениями являются тем дополнительным компонентом взаимодействия личности с окружающей миром, который может способствовать как психологической, так и социальной ее реабилитации» [2]. Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактом общего формирования и развития личности.

Экскурсии позволяют конкретизировать знания учащихся полученные на занятиях, а также расширить их, стимулирует интерес школьников, которые должны не только смотреть, но и делать выводы из увиденного. Таким образом экскурсия – это непосредственное общение с природой, которое позволяет любоваться не только красотой луга, леса, гор, но и вести наблюдение, делать выводы, воспитывает экологическое самосознание школьников.

В основе экскурсии положены не просто посещение каких-либо объектов, а целая цепь задач. Перед тем как собраться на экскурсию необходимо продумать ее структуру: название, цель, задачи, оборудование и т.п.

Материалы, собранные во время экскурсий, могут использованы на уроках биологии и крымоведения. На уроках крымоведения необходимы знания о растительном и животном мире родного края. Например, при изучении темы «Природные условия и ресурсы региона», учащиеся по фотографиям должны определить название растения и животного того или иного региона. Здесь им пригодятся знания, полученные во время экскурсии по экологической тропе «Таракташ».



Также на уроках крымоведения необходимы знания о реликтах и эндемах Крыма, их также можно получить, отправившись на экскурсию не только по тропе, но и на экскурсию в Никитский ботанический сад, в можжевеловую рощу поселок Новый свет, на гору Бакаташ, которая является памятником природы местного значения.

Эти знания пригодятся при изучении растительного мира своего края по биологии. В начале урока после короткого вступления учителя, учащиеся получают комплекты из 10 пронумерованных фотографий видов из Красной Книги. На фото могут быть представлены: сон-трава, горицвет весенний, подснежник складчатый, примула, пион крымский, безвременник анкарский и другие. Все фотографии выполнены заранее учениками, побывавшими на экскурсии.

Ученикам задают вопрос: Какие из этих растений вам знакомы? Как правило, дети называют несколько видов известных растений, а остальные не знают, но те, кто хоть раз побывал на тропе запоминают растения достаточно хорошо. Кроме этого на уроках можно использовать презентацию, на слайдах которой изображены виды, произрастающие в нашей местности или в целом в Республике Крым. Благодаря экскурсиям впоследствии появляются такие научно-исследовательские работы как «Исследование сезонных изменений у растений школьного парка» ученица 6 класса Осаволюк Анжелика, «Удивительное дерево кипарис» ученица 6 класса Шевченко Алена, «Изучение уникальности ландшафтов Судака» работа ученицы 8 класса Османовой Эльмаз, «Изучение первоцветов на экологической тропе Таракташ» Шевчук Наталья 9 класс и др.

Многие экологические экскурсии позволяют собрать материал о расселении и распространении живых организмов, наблюдать за сезонными изменениями в природе и жизнедеятельности организмов родного края. Другим примером использования местного материала для обучения и экологического воспитания может быть поисковая работа по теме «Состояние популяции рукокрылых в Судакском регионе». Рукокрылые это группа млекопитающих, к которым учитель биологии обращается не раз, иллюстрируя ряд биологических закономерностей: гомологичность органов, эхолокация, гетеротермия, охрана редких видов. Урок по этой теме в разделе «животные» дополняют сведениями о видовом и количественном составе представителей этого отряда в исследованных зимних убежищах. С интересом узнают учащиеся о жизни этих удивительных животных.

Очень интересной является работа по наблюдению за паукообразными и чешуекрылыми. Ребята узнают много новой информации, идут в библиотеки, ищут ее в интернете. Для этой работы класс можно поделить на группы, по изучению отдельных паукообразных и чешуекрылых. На заключительной беседе обобщаются результаты наблюдений и проведенных исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформление собранных материалов, завершение записей в дневниках, оформление отчета каждой группы.

Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в Республиканской заочной природоохранной акции «Птица года», которая проводится среди учащихся, учебных коллективов и педагогических работников образовательных организаций Республики Крым с целью привлечения внимания учащихся, общественности к проблеме охраны птиц и их природных биотопов путем пропаганды охраны соответствующего вида птиц.

Участие в Акции предполагает:

  • проведение учета и наблюдений за видом;

  • практические мероприятия по охране конкретных видов птиц и мест их обитания.

  • массово-агитационную и пропагандистскую работу: проведение бесед, лекций, издание буклетов, плакатов, листовок, выступление по радио, в прессе, по телевидению о полезной роли птиц в природе и хозяйственной деятельности человека, о бережном отношении и охране птиц;

  • разнообразие мероприятий: тематические занятия, недели «Птица года», конкурсы, соревнования и т.д.

Кроме этого мы являемся победителями ежегодной экологической акции «Первоцвет 2016», 2017, участниками и победителями экологической конференции «Проблема охраны окружающей среды».

Таким образом экологическая экскурсия — это туристическое путешествие с активными способами передвижения, которое совершается с целью изучения состояния биотической и абиотической сторон природы определенного региона и влияния человека на нее. Экологическая экскурсия несет в себе огромный воспитательный потенциал, формируя эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Под впечатлением от экскурсий рассказы учащихся и их письменные отчеты несут яркий эмоциональный характер. Живое общение с природой и умелая педагогическая помощь воспитывает у детей сохранение всех живых существ, которыми богата флора и фауна Крыма, влияет на формирование стойких экологических убеждений.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!