СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер- класс "Использование кейсовой технологии в воспитательной работе".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Что представляет собой кейс-технология;
  • особенности применения данного метода в обучении;
  • какие учебные задачи решаются при использовании кейс-технологий в учебном процессе;
  • разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения;
  • правила и алгоритм разработки кейсов для обучения.

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс "Использование кейсовой технологии в воспитательной работе".»

Горячих Оксана Ивановна









Мастер - класс

«Использование кейсовой технологии в воспитательной работе»







Автор:

учитель английского языка,

классный руководитель

МБОУ «Гимназия № 80»

Горячих Оксана Ивановна



















Использование кейсовой технологии в воспитательной работе

Цель: актуализация знаний педагогов о применении метода кейсов в учебно-воспитательном процессе

Задачи: 
1. Расширить знания о методе кейсов и их применении в воспитательно-образовательном процессе.
2. Формировать навыки практической работы над кейсом.

Дидактический материал: кейсы (по количеству участников), презентация по теме.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, портфель 

Ожидаемые результаты:
Получат знания:

  • что представляет собой кейс-технология;

  • особенности применения данного метода в обучении;

  • какие учебные задачи решаются при использовании кейс-технологий в учебном процессе;

  • разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения;

  • правила и алгоритм разработки кейсов для обучения;

Выработают умения:

  • анализировать конкретные ситуации (кейсы);

  • применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;

  • подбирать варианты кейсов к конкретному учебному курсу.


Ход мастер – класса


Интересный урок можно создать за счёт следующих условий:

  • личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

  • содержания учебного материала;

  • применения современных обучающих технологий.

Думаю, что каждый из нас понимает, что первые два пункта не всегда в нашей власти, а вот последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. В период перехода на новые стандарты и в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог» одной из главных задач, стоящих перед учителем является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. что соответсвует системно-дейтельностному подходу

Кейсовая технология получила своё первое применение ещё в начале прошлого века в Америке и применялась больше всего при работе со студентами.


Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.

Термин «кейс-метод», «кейс-технология» означает:

  • описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;

  • набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.

Следует отметить, что в методической литературе встречаются определения и кейс – технологии и метода кейсов.

Метод кейсов основан на следующих положениях:

  • метод предназначен для обучения дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос

  • акцент в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучаемого и преподавателя.

  • результатами применения кейсового метода помимо знаний являются практические навыки.

Цели кейс-метода:

  • Развитие навыков анализа и критического мышления

  • Соединение теории и практики

  • Демонстрация различных позиций и точек зрения

  • Представление последствий принимаемых решений

  • Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

Данные цели соответствуют системно- дейтельностному подходу и формированию УУД.



При решении задач формируются различные компетентности:

  • Отрабатываются коммуникативные навыки

  • Формируются навыки применения контраргументации

  • Развиваются презентационные умения и навыки по представлению информации

  • Вырабатывается уверенность в себе и в своих силах;

  • Формируются устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации при решении комплексных проблем

  • Осуществляются самооценка и на ее основе самокоррекция индивидуального стиля общения и поведения

  • Осваиваются партнерские отношения и приобретаются навыки сотрудничества и т.д.

Методы кейс-технологий, активизирующие учебный процесс:

  • Метод инцидента;

  • Метод ситуационно-ролевых игр;

  • Метод разбора деловой корреспонденции;

  • Игровое проектирование;

  • Метод дискуссии.

  • Кейс-стади.


Метод инцидентов.

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

  • Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

  • Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Метод разбора деловой корреспонденции.

  • Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

  • Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.

Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Игровое программирование.

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

  • Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.


Ситуационно-ролевая игра.

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

  • Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

Метод дискуссии.

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Кейс-стади.

Цель метода кейс - стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.


Любой из этих методов можно применять не только в учебном процессе, но и в работе с родителями.

Виды кейсов:

-Практические

Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

-Обучающие:

Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»

-Научно-исследовательские:

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

В воспитательной работы можно применять как готовые кейсы, так и разработать кейс самостоятельно с учётом существующих потребностей.

Что должен содержать в себе кейс?

  • Проблему, предполагающую несколько вариантов её решения

  • Вспомогательную информацию

  • Задание

Для того чтобы создать кейс, педагог должен ответить на следующие вопросы:

  • Для кого и чего пишется кейс?

  • Чему должны научиться дети?

  • Какие уроки они из этого извлекут?

В качестве источников информации можно использовать:

  • Жизнь

  • Художественную и публицистическую литературу;

  • Произведения искусства – музыка, изо, кино;

  • Статистические данные;

  • Научные статьи, монографии.

  • Интернет

При работе с кейсом рекомендуется соблюдать следующие этапы работы:

  • создание кейса или использование уже имеющегося

  • распределение учеников по малым группам (4-6 человек)

  • знакомство учащихся с ситуацией и определение проблемы

  • организация работы учащихся в малых группах

  • определение докладчиков

  • организация презентации решений в малых группах

  • организация общей дискуссии

  • обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации

  • оценивание учащихся учителем

Я предлагаю вам один из кейсов, в котором представлена проблемная ситуация из работы классного руководителя. Для этого вам необходимо объединиться в мини – группы, обсудить проблему и найти решение. Затем один представитель из группы представит ваше решение, и мы должны будем выработать единый вариант.

Работа в мини – группах. Время для обсуждения – 10 минут.

Уважаемые коллеги, сегодня вы познакомились с кейсовой технологией. Всё ли было понятно, какие вопросы у вас остались? Что вас удивило, что понравилось больше всего? Планируете ли вы использовать данный метод в своей работе? Каким образом?

В ходе нашей коллективной работы я предложила вам лишь один из вариантов, но вы можете продолжить работу и для этого я вам подготовила кейс. В нём содержится вся теоретическая информация, а так же задачи - ситуации, которые вы сможете разобрать на заседаниях методического объединения или педсоветах.

Умный учится на ошибках, а очень умный на кейсах.





























Кейсы

Задачи ситуации по ключевому слову

Структура задачи-ситуации:

1. Название задачи-ситуации, отражающее главную проблему

2. Информация по данной проблеме, представленная в различном виде: цитаты, выдержки из художественных, научных, публицистических произведений, придуманные диалоги

3. Перечень вопросов для размышления, обсуждения, дискуссии и принятия

педагогического решения.

АВТОРИТЕТ

Дискуссия на заседании педсовета…

- Учителю приходится все время быть разным: когда-то настаивать на своем, а

когда-то и согласиться с ребятами, уступить им, признать их правоту!

- Но такое признание подрывает наш авторитет, ослабляет позицию! Разве

детям позволено обсуждать требования учителя? Тогда в школе не видеть ни порядка,

ни дисциплины!

- Опасения ваши понятны, но чего стоит дисциплина, если она – следствие

авторитаризма, что называется, из-под палки, под страхом, а не из уважения к

учителю?..

Авторитет и авторитарность – понятия и однокоренные, то есть восходящие к

некоему изначально общему смыслу, и в то же время – взаимоисключающие, поскольку

и без того пользующемуся уважением ребят педагогу вовсе нет нужды быть жестким с

ними, подавлять их своим «Я», а учителям, склонным подавлять других, трудно

рассчитывать на подлинный авторитет.

Согласны ли вы с таким утверждением?

На чем основан авторитет? Он – черта личности или атрибут профессии? Говорят,

авторитет завоевывают. С кем (с чем) эта «война»? Как «побеждать»?

Где и почему вы ощутили себя авторитетом – на работе, в семье, в быту?

Приходилось ли вам проявлять авторитаризм? К чему это привело?

Что, вы полагаете, характерно для вашего отношения к мужу (жене), детям? Оно

вас удовлетворяет? А семью?


Компетентностно - ориентированные задачи ситуации на основе таксономии Б. Блума


Таксономия целей (ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка)


Структура задачи-ситуации:

1. Название задания

2. Личностно-значимый познавательный вопрос

3. Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст,

таблица, график, статистические данные и т.д.)

4. Задания на работу с данной информацией.

Трудная …школа

Размышляет школьный психолог: «Вот часто говорят, что у трудных детей

трудные семьи. Им самим неблагополучно; трудно и с ними. А почему мы совсем не

обеспокоены другим явлением, распространенным, быть может, не меньше:

трудная…школа. Для ребенка. Есть естественные трудности в учении, в привыкании

к режиму, к требованиям, к педагогам. Но у приемного ребенка этих трудностей еще

больше. Эти дети испытывают часто психологический дискомфорт от открытости

их судеб для окружающих (например, возникают естественные вопросы от

сверстников о разнице в фамилиях родителей и ребенка), от того, что их не

понимают товарищи и учителя («учительница меня не любит», «она ко мне

придирается».

Задания:

1. Составьте список школьных трудностей, с которыми сталкиваются многие

дети; а также трудностей, характерных только для приемных детей.

2. Объясните причины того, что приемные дети часто испытывают большие

трудности в школе.

3. Какие действия Вы, как родитель, предпримите, если из школы

систематически будут поступать жалобы на плохое поведение и слабую успеваемость

Вашего ребенка.

4. Постройте классификацию школьных затруднений приемного ребенка,

выделив среди них те, преодоление которых зависит в большей степени от самого

ребенка, от помощи родителей, от участия педагогов.

5. Разработайте памятку для педагогов «Если к Вам в класс пришел приемный

ребенок». Выступайте не в роли критикующей стороны, а в роли советчика, который

проникся трудностями пребывания в школе своего ребенка и хочет обрести в педагоге

своего союзника.

6. Согласны ли Вы с тем, что приемных детей сложно и следует отнести к

категории «особые дети»? Ответ обоснуйте.


Социально – педагогические задачи ситуации на основе уровневого подхода

(Галагузова М.А.,Ларионова И.А., Галагузов А.Н.)

Простые модели

Пример

Неполная семья, сыну 15 лет, в последнее время испортились отношения с

матерью. Сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не

прислушивается. Его друзья и девушка ничего не имеют против выпивок. Мать

настроена против друзей и девушки, из-за чего отношения с сыном еще более

ухудшились.

Вопросы

1. Что должен сделать социальный педагог на первом этапе работы с семьей?

2. Какие мероприятия необходимо осуществить социальному педагогу с данной

семьей?

Ответы

1. Социальный педагог должен выявить причину злоупотребления алкоголем у

юноши.

2. Провести работу с матерью и помочь ей пересмотреть свои отношения с

сыном.


Пример

Свете, ученице 8 класса, позвонила ее одноклассница и печальным голосом

пожаловалась на свое одиночество, на то, что она больше не верит, что жизнь

может принести ей что-то хорошее, и поэтому она постоянно думает о смерти.

Света обещала к ней вечером заехать.

Вопросы

1. Как и о чем должна Света разговаривать с Катей?

2. Может ли Света реально помочь Кате?

Усложнённые модели

Пример

Из письма в редакцию: «Пишу Вам, потому что больше не могу терпеть, пишу из

отчаяния, не знаю, как дальше жить. Сегодня я снова не пошла в школу (и это уже не в

первый раз). Сижу, а на душе так плохо, все равно через день или два придется идти, а

там одноклассники, учителя (учусь я в 9 классе). “Почему ты не ходишь в школу, —

спросите, — что случилось?» А ничего. Даже писать стыдно. Не знаю, поймете ли Вы

меня, ведь все это с виду пустяки, но для меня не так… Я плохо учусь, хоть и

стараюсь. Учителя жалеют, ставят тройки за четверть, хотя у меня одни двойки из

года в год. Сколько ни старайся, ничего не получается, переводят из класса в класс за

старательность, а сколько огорчений.…Как все-таки жизнь несправедлива! Есть у нас

в классе одна девочка. Красивая, стройная, учится хорошо, дома все в порядке, у

матери и отца под крылышком. И такая беспечность! Учеба дается от природной

способности, никакого труда. А я должна, как раб Божий, сидеть за книгами день и

ночь, потому что до меня не дойдет все сразу, да еще вдобавок все равно одни двойки

получишь. Почему же одним людям живется на свете легче, чем другим? У одних есть

все, а у тебя ничего: ни способностей к учебе, ни человеческого вида (я сама себе

противна), ни жизни порядочной (в семье у нас пьет отчим). Живем мы на частной

квартире, скоро приедут хозяева, и нам надо уходить. Моим родителям уже по 36 лет,

а над головой нет своей крыши, нет ничего, даже телевизора. Еды не хватает, хотя

мать зарабатывает на бетонном заводе неплохо, но она не может экономно вести

хозяйство. Одеваться тоже не на что, а ведь я в 9 классе, да притом некрасивая, ношу

очки и еще много, много других недостатков, о волосах и говорить не хочется…».

Предложения

1. Определите основную проблему девочки.

2. Разработайте план и программу работы с ней.

Сложные модели

Пример

«У меня был Иван Петрович Городич. Это было еще в колонии имени Горького.

Он что-то не так сделал в походе. Он дежурил по колонии. Я разозлился. Спрашиваю:

— Кто дежурный? 5 часов ареста!

— Есть 5 часов ареста. Слышу голос Ивана Петровича, педагога. Мне даже

холодно немножко стало. Он снял с себя пояс, отдал дежурному, пришел ко мне в

кабинет:

— Я прибыл под арест.

Я сначала хотел было сказать ему — “брось”. А потом думаю: “Ладно, садись”.

И просидел 5 часов под арестом. Ребята заглядывают в кабинет — Иван Петрович

сидит под арестом. Когда кончился арест, он вышел на улицу. Ну, думаю, что-то

будет. Слышу гомерический хохот. Ребята его качают.

— За что?

— За то, что сел под арест и не спорил»1

1. Как Вы относитесь к наказанию воспитателя в присутствии коллектива

воспитанников?

2. Не способствует ли такая мера ослаблению авторитета воспитателя у

воспитанников?

3. Приемлемо ли такое решение с точки зрения педагогики сотрудничества? Как

бы Вы поступили в данной ситуации с позиции руководителя колонии и воспитателя?


Тезаурусный подход к составлению и решению

социально - педагогических

задач - ситуаций

(Иванова Н.П.)

Структура задачи-ситуации:

1. Преподавателем или самими студентами выбираются и описываются типичные

профессиональные ситуации

2. Определяются цели и задачи деятельности социального педагога при решении данной

задачи-ситуации

3. Описываются параметры ситуации: тип проблемы, виды оказываемой помощи,

внутренняя связь, внешняя связь, время на разрешение ситуации)

4. Выбираются методы и формы работы социального педагога по решению данной ситуации.

Контекстный подход к решению педагогических

задач-ситуаций (Писарева С.А.)

Пример задачи «В класс пришел ребенок из семьи мигрантов»

• Обобщенная формулировка, характеризующая проблему обучения детей-инофонов

• Ключевое задание: разработайте стратегию действия педагога, которая

позволит наладить отношение класса с ребенком из семьи мигрантов

• Контекст решения задачи: описана конкретная ситуация. «В 7 класс пришел

новый ученик Алан Бероев. Его семья приехала из Чечни. Алан плохо владеет русским

языком, так как в семье чаще говорят на родном – чеченском. Педагоги практически не

спрашивают Алана на занятиях. Дети сторонятся его. А классный руководитель не

оказывает мальчику помощи в адаптации к новым условиям жизни и учебы».

• Задания, которые приведут к результату (продукту):

1. Как решались подобные задачи в истории педагогики?

2. Как решается данная задача, исходя из концепции поликультурного образования?

3. Какие педагогические принципы были нарушены педагогами?

4. Придумайте варианты развития ситуации: благоприятный и неблагоприятный,

исходя из конкретных социально-педагогических реальностей.

• Контекст предложенной задачи в реальной жизни. Встречались ли вы в своей жизни с подобными ситуациями?

Задачи - ситуации

на формирование стиля педагогического

мышления (Ю.В.Сенько)

Структура задачи-ситуации:

1. Афоризмы, философские идеи, выдержки из художественной и психолого-педагогической литературы по данной проблеме

2. Перечень вопросов для размышления и обсуждения, способствующих формированию

определенного ценностного отношения к проблеме.

«Образование имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то

есть существом со свободной волей», - полагал Гегель. В контексте гегелевской

трактовки цели образования обсудите вопросы:

- Свободным от чего или свободным для чего?

- Может быть, цель образования заключается в том, чтобы научить наших

детей обходиться без нас?

- А может быть, целью образования является выращивание человека, способного

занять самостоятельную позицию по отношению к внешним условиям, как считал

В.Франкл?

- Или целью образования является открытость человека опыту, жизни?

- Или определение цели образования для Другого и за Другого некорректно,

«несправедливо, незаконно и невозможно», как считал Толстой?

- Или…? Сформулируйте свое, собственное представление о цели образования

- Какое ценностное отношение актуализирует данная задача-ситуация? К чему

она побуждает?


Источник:


Савельева М.Г.

Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и

оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие/Ижевск, УдГУ, 2013.-

94с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!