СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интерактивных методов обучения на уроках географии как средство формирования ключевых компетенций школьников

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа раскрывает особенности использования интерактивных методов обучения

Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных методов обучения на уроках географии как средство формирования ключевых компетенций школьников»

ДОНЕЦКИЙ РЕГИОНАЛЬННЫЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет повышения квалификации

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания

Отдел естественных дисциплин





КУРСОВАЯ РАБОТА

Использование интерактивных методов обучения на уроках географии как средство формирования ключевых компетенций школьников




Выполнила

слушатель курсов

«Использование инновационных технологий

при преподавании географии и природоведения» 

для учителей географии

Скилевая Татьяна Семеновна

Руководитель:

Панкина Виктория Евгеньевна,
методист отдела естественных дисциплин Донецкого института последипломного педагогического образования



Донецк -2015

Аннотация

Скилевая Т.С. Использование интерактивных методов обучения на уроках географии как средство формирования ключевых компетенций школьников– Донецк, Донецкий ИППО, 2015.-26с. В работе раскрывается проблема использования интерактивных методов обучения на уроках географии, исследуется сущность и структура понятия «компетенции» и «компетентности», особенности их формирования на уроках географии. Особое внимание уделено исследовательской, проектной деятельности учащихся , работе над ситуативными и проблемными заданиями, предлагаются рекомендации методическому кабинету с целью изучения и внедрения в работу данной проблемы. В роботе выделяется проблема использования интерактивных методов как средство формирования ключевых компетенций школьников и как способа инновационного развития ученого заведения. Табл. 1, схем 3, диагр. 1, библиогр.: 18 наим.

Скілева Т.С.. Використання інтерактивних методів навчання як засіб створення ключових компетенції учнів - Донецьк, Донецький ІППО, 2015 р. – В роботі розкривається проблема використання інтерактивних методів навчання географії уроки, досліджується сутність і структура поняття "компетентність" та «компетенція», особливості їх формування на уроках географії. Особливу увагу приділено дослідницькій, проектній роботам, виконанням проблемних та ситуативних завдань школярами. В роботі виділяється проблема використання інтерактивних методів як засіб формування ключових компетенцій учнів і як спосіб інноваційного розвитку навчального закладу. Табл. 1, схем 3, диагр. 1, библиогр.: 18 наим.




Содержание



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………с.4

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

1.1 История формирования проблемы………………………………………...с.7

1.2 Функции и значимость компетенций в обучении………………………с.11 РАЗДЕЛ II . ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ….с.14

2.1 Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках естественного цикла……………………………………с.14 2.2 Формирование ключевых компетенций через исследовательскую деятельность учащихся на уроках естественного цикла……………………с.16 2.3 Формирование ключевых компетенций через использование проблемных заданий на уроках естественного цикла…………………………………..…с.17

2.4 Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках естественного цикла через использование ситуативных заданий………….с.19

2.5 Приёмы работы с программированными педагогическими средствами (ППС) для формирования ключевых компетенций………………………….с.22 2.4.1 Работа с интерактивной доской………………………………………...с.22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….с.25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………с.27 ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………………………с.29





ВВЕДЕНИЕ

Современный выпускник школы должны знать основы науки, обладать методами мыслительной деятельности и быть в состоянии использовать приобретенные знания новых ситуациях, самостоятельно пополнять их. Таким образом, главным результатом процесса обучения должно быть развитие школьников.

По словам л. знаменитый психолога Л.С. Выговского, обучение ведет за собой развитие , то есть должно идти впереди. Оно является источником развития, поэтому взрослому , который учит ребенка или подростка всегда следует сосредоточиться на «зоны ближайшего развития», то есть, на завтрашний день знаний и навыков интеллектуальной деятельности.

Цель этого исследования философ К. Поппер определил двумя словами: «не навреди!» (то есть, дай молодым то, в чем они нуждаются, чтобы стать независимым от нас и могли сделать свой выбор). « Не так уже важно учить детей, - подчеркивает К. Роджерс, - как важно создать такую ситуацию, в которой ребенок может просто научиться самостоятельно и делать это с удовольствием.»

В свое время к.д. Ушинский подчеркнул, что школьники овладевают знаниями только в процессе проявление самостоятельности.

Формирование ключевых компетенций на уроках географии – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (из Федерального компонента государственного стандарта образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании» статья 7 и концепцией модернизации российского образования на период до 2010года). «Информационный взрыв», возникший вследствие использования информационных технологий привел не только к увеличению в десятки раз объема потребляемой информации, но и к ее быстрому старению и постоянному обновлению. В подобных обстоятельствах продуктивность деятельности учащихся зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания для достижения цели. Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям) обуславливается требованием современного общества.               

Условие возникновения, становления работы над проблемой Передо мной, как учителем-предметником, встала задача поиска педагогических форм, приемов и методов работы, способствующих дальнейшему развитию компетентности учащихся. Как одно из направлений своей работы я выбрала формирование и развитие коммуникативной компетентности, поскольку это способствует  развитию уверенности в себе, напористости, развитию стрессоустойчивости и психологической защиты, способствует выработке умения контролировать свои эмоции, обеспечивает преодоление коммуникативных барьеров и пр.

          Актуальность проблемы Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников. Оптимальным средством формирования и развития коммуникативной компетентности школьников, на мой взгляд, является интерактивное обучение. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с передаточных на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Формирование коммуникативной компетентности в образовательном процессе неизбежно приводит к изменению как методов преподавания, так и отслеживания результатов образовательного процесса, переориентации всей образовательной работы с результата на процесс ее выполнения. Таким образом, сложилось противоречие между необходимостью развития коммуникативной компетентности в образовательном процессе и ограниченностью ее развития в рамках традиционного обучения учащихся.

Новизна заключается в практическом преломлении идей использования методов интерактивного обучения в школьном образовании, в понимании развития коммуникативной компетентности учащихся с целью их более высокой адаптации и социальной самореализации.

 Теоретическая база В последние полтора десятка лет понятийное пространство педагогики стало осваиваться смежными науками. В процессе поиска определения, которое бы отражало новое содержание учебных взаимодействий, появился термин интерактивное обучение. Понятие интеракции заимствовано из научного направления в социологии «символический интеракционизм» (Г. Блумберг, Дж. Г. Мид, Р. Сирс и др.). Базовыми для разработки изучаемой проблемы явились следующие труды: - В.П. Беспалько, В.И. Загвязинского, Н.В. Кузьминой, Б.Н. Кулюткина, А.Я. Найна и др., посвященные вопросам управленческих аспектов деятельности педагога, работающего в интерактивном режиме; - Т.М. Давыденко, Ю.Н. Кулюткина, И.Б. Сенновского, В.А. Сластенина и др., в которых представлены психологические и педагогические основы саморазвития участников образовательного процесса; - Б.З. Вульфова, Е.В. Ильиной, А.В. Захаровой, Ю.Н. Кулюткина и др., где отражены психологические и педагогические аспекты развития взаимодействия учителя и учащихся; - О.С. Анисимова, Б.З. Вульфова, А.К. Марковой, А.А. Реана, М.К. Тутушкиной и др., которые посвящены актуальным вопросам развития рефлексии педагога и школьников.



РАЗДЕЛ 1 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 История формирования проблемы

Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Однако происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата.

В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетенция/компетентность».

Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для нашей школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. Этот процесс развивается как под влиянием международных тенденций, так отчасти и независимо от них. В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами.

Прежде ориентированное на компетенции образование (образование, основанное на компетенциях: competence-basededucation - СВЕ) формировалось в 70-х годах в Америке в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965г. (Массачусетский университет) понятия «компетенция» применительно к теории языка, трансформационной грамматике. Как отметил Н. Хомский, «мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим - слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях). Только в идеализированном случае... употребление является непосредственным отражением компетенции». В действительности же оно не может непосредственно отражать компетенцию. 1970-1990 гг. характеризуются использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), а также профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению; разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности». В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», появившейся в Лондоне в 1984г., дается развернутое толкование компетентности. Компетентность «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие — к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения». При этом, как подчеркивает Дж. Равен, «виды компетентности» суть «мотивированные способности. Дж. Равен выделяет 37 видов компетентностей Опираясь на проведённые ранее исследования, следует отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность». Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни (опредения QCA). Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, что компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.

Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва, Хуторской Андрей Викторович даёт своё понимание сегодняшнего термина  компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Необходимо раскрыть составляющие элементы понятия "компетенция": знания ,навыки ,способность, стереотипы поведения ,усилия .[приложение 1]

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны.

Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Достичь такого согласования не всегда удается. Например, в ходе международного проекта «Определение и отбор ключевых компетентностей», реализуемого Организацией экономического сотрудничества и развития и Национальными институтами образовательной статистики Швейцарии и США строгого определения ключевых компетентностей не выработано. 
Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен примерный перечень ключевых компетенций.

Ключевые компетенции отечественного образования.

Перечень ключевых компетенций, которые приведен ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций:  ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные , коммуникативные , социально-трудовые , компетенции личностного самосовершенствования.

1.2 Функции и значимость компетенций в обучении.

«Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» (Хуторской А.В.). То есть компетентность всегда окрашена качествами конкретного ученика. Данных качеств может быть множество – от смысловых и связанных с целеполаганием (зачем мне необходима данная компетенция), до рефлексивно-оценочных (насколько успешно я применяю данную компетенцию в жизни) Компетенция не сводится только к знаниям или только к умениям. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике. Анализ различных перечней компетенций показывает их креативную (творческую) направленность. К собственно креативным компетенциям можно отнести следующие: «уметь извлекать пользу из опыта», «уметь решать проблемы», « раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий», «уметь находить новые решения».

Основные функции компетенций, которые выделены на основании анализа их роли и места в обучении: 1. отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни; 2. быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования; 3. задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности; 4. быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования; 5. соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач; 6. представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.

Компетенции различаются по своей значимости. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета)

Вывод: Современная школа как социально-педагогическая система призвана обеспечить такие образовательные результаты, которые соответствовали бы целям развития личноси и современным потребностям общества. Чтобы достойно жить в современном обществе, личность должна быть компетентной в разных сферах деятельности. Школа должна помочь учащимся в овладении технологиями формирования жизнетворчества, создать условия для раскрытия потенциала самопознания, самооценки, самопрограммирования, самоактуализации, саморегуляции, самореализации, самоконтроля, интеграции в социокультурное пространство. Целью образования является формирование уровня социальной зрелости учащихся, достаточный для обеспечения их автономности, самостоятельности в разных сферах жизнедеятельности. Компетентностный подход призван преодолеть пропасть между образованием и жизнью.



.



РАЗДЕЛ II ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ

В методической литературе [6] предложены технологии оценивания сформированности ключевых компетенций учащихся:

  1. Решение ситуативных заданий

  2. Использование метода проектов

  3. Постановка и решение проблемных заданий

  4. Использование исследовательской работы [приложение 1]

2.1 Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках естественного цикла.

  1. Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения. На основе проектной деятельности осуществляется формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:
    ИНФОРМАЦИОННАЯ а) поиск и сбор информации по проекту (справочная литература, сеть Интернет, первоисточники в архивах, библиотеке и т.д.)
    б) обработка информации
    - составление планов к тексту
    - составление вопросов
    - анализ, обобщение
    - составление диаграмм, схем, графиков
    в) передача информации
    - доклады, сообщения
    - информационные проекты
    - сценарии
    - выпуск печатных ученических изданий (газеты)
    - научно-исследовательская работа
    2. КОММУНИКАТИВНАЯ
    а) методы устной коммуникации
    - учебный диалог
    - доклады, сообщения
    - опросы, интервью
    - диспуты, дискуссии
    - участие в школьных спектаклях, постановках и др.
    б) методы письменной коммуникации
    - учебные проекты
    - написание заметок и статей в СМИ
    - рецензирование заметок и исследовательских статей
    3. КООПЕРАТИВНАЯ
    - работа в парах и группах
    - исследовательская и проектная работа (вне урока)
    - групповые мини-проекты на уроке
    Мини-проекты на уроке
    1. Требования к учебному мини-проекту: 2. Наличие проблемы 3. Планирование действий 4. Поиск информации 5. Результат работы – продукт, разработанный учащимися. 6. Презентация Например: Итоговый урок в 7 классе по теме «Евразия» проводится по принципу мини-проектов.
    Учащимся предлагается создать три туристических агентства с целью заинтересовать потенциальных клиентов выбрать маршрут путешествия именно их бюро.
    На уроке разрабатываются три маршрута по темам: 1. Величайшая из великих – Русская равнина. 2. «Спят курганы темные» («Родина моя - Донбасс») 3. Одно из семи всемирных чудес света в Евразии В каждом бюро работают: - генеральный директор (под его руководством создается доклад), - экскурсовод (докладчик),- рекламные агенты (оформляют рекламный стенд и придумывают рекламный призыв), - художник-оформитель (оформляет маршрут на контурной карте), - другие служащие по усмотрению учащихся. У учащихся в данной работе формируются все виды компетенций.  Коммуникативная – умение быстро объединиться в группы по интересам, учитывая возможности и особенности своих товарищей. 
    Кооперативная - умение правильно организовать работу в группе, распределить четко обязанности между всеми её членами.
    Проблемная – умение, получив задание, увидеть в нем конечную цель, выделить главное, определить последовательность выполнения работы.
    Информационная – умение составить план ответа, из большого объема информации выделить главную и передать её в виде презентации своего агентства.
    В последнее время стали актуальны экологические проекты, на примере которых и формируется в большей степени проблемная компетенция.
    Пример 2 мини-проект «Зачем вы мусорите, люди?»
    Задачи проекта:
    1. Расширять знания учащихся о взаимосвязи человека и природы. 2. Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. 3. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умения оперировать имеющимися знаниями, делать выводы. 4. Учить в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм. Предполагаемые результаты:
    Осознание учащимися проблемы утилизации мусора, экологически безопасного поведения в природе. Участники проекта:
    Учащиеся школы, их родители (по желанию) , учителя.
    Этапы работы над проектом 1. Экологическая разведка: наблюдение и анализ экологического состояния различных объектов (река, парк, улица, школьный двор и др.) 2. Реализация проекта - беседы по данной теме
    - экологические акции по уборке парка, стадиона и др. объектов; - работа по теме «Мусорное рукоделие» 
    - агитационные мероприятия
    3. Итоги работы
    - выпуск фотогазеты
    - оформление стенда по темам: «Здесь были люди», «Стадион до и после…» и другое
    - классные часы, проводимые учащимися среднего звена у подшефных малышей - исследовательская работа учащейся 11 класса Гнутовой Анастасии в рамках III областной конференции «Майбутнє України очима молоді»[приложение 2]
    Данная работа позволяет формировать у учащихся не только проблемную компетенцию, где дети учатся видеть проблему, занимаются исследовательской и поисковой работой, но и другие виды компетенций о которых говорилось выше.

2.2.Формирование ключевых компетенций через исследовательскую деятельность учащихся на уроках естественного цикла.


Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, т.е. это опыт деятельности, который учащиеся накапливают и учебные достижения, которые учащиеся демонстрируют. 

Источником интеллектуального потенциала и важным дополнением к школьной жизни в системе непрерывного образования являются географические исследования малой академии наук. Именно использование элементов МАН создают общую природу обучения, формируют навыки самообразования и способность учиться, формируют альтернативное мышление и видение новых задач, функций, структуры объектов или явлений. Обеспечивают контроль и самоконтроль в объективной оценке своих собственных результатов и достижений . Например, исследовательская работа ученицы 9 класса Коркиной Маргариты 2010-2011 уч. год. «Проблемы малых городов и поселков в Донецкой области» стала победителем в школьном этап защиты исследований, работой заинтересовались на Х Юбилейной конференции молодежи в Европейском университете и она был представлен на Всеукраинской конференции учителей географии в 2011-2012 учебном году.

На ХI конференции молодежи в Европейском университете в 2011-2012 учебном году была представлена работа победителя II этапа конкурса-защиты исследовательских работ ученицы 10 класса Коркиной Маргариты «Проблемы использования рекреационных ресурсов родного края», а на ХII конференции молодежи в Европейском университете в 2012-2013 уч.году – работа победителя III этапа конкурса-защиты исследовательских работ МАН ученицы 11 класса Обуховской Ольги «Перспективы создания и развития малого бизнеса на территории Шахтерска и Шахтерского района»[приложение 4] .

Исследовательская работа учащейся 11 класса Гнутовой Анастасии в рамках III областной конференции «Майбутнє України очима молоді»[приложение 2] явилась результатом кропотливой деятельности учащейся на протяжении учебного года и была отмечена членами оргкомитета конференции как «кропотливый, тщательный, ответственный подход к региональной проблеме».

2.3 Формирование ключевых компетенций через использование проблемных заданий на уроках.

     Компетентностный подход в обучении сосредотачивается на том, чтобы не увеличивать объем информированности учащегося, а помочь самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.  «Ключевые компетенции» являются  «ключом», владение которым позволяет ученику быть успешным в любой сфере деятельности и особенно в обучении.     Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в поле информации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьезные затруднения в восприятии учебного материала. Чтобы осуществить переход от информационной модели обучения к деятельной необходимо процесс обучения строить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности.

     Для развития умения воспринимать информацию использую работу с составлением таблиц.

     Пример. Тема урока «Чуткая Субарктика», 7 класс.

Учащимся предложено работу в группах. Посовещавшись, им необходимо заполнить те графы, которые  им знакомы. [приложение 7]

Вопрос: что я знаю по теме? Это могут быть какие-то ассоциации, предположения, сведения. После обсуждения полученных данных пытаемся сформулировать цель урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях заполняем остальные графы таблицы. После изучения темы соотносим полученную информацию с той, которая была в начале урока.

     Очень часто использую многообразие иллюстративного материала в учебнике: карты, диаграммы, фотографии, схемы. Например, применение схем в учебном процессе способствует активизации творческой деятельности учащихся, развитию интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать…), самостоятельности в осуществлении самоуправления учебной деятельностью. Схемы представляю в виде презентаций для усвоения географических терминов (урок «Реки в природе и на географических картах»), или, читая текст, слушая объяснение учителя,  школьники учатся выражать с помощью схем то, что понимают, что пытаются осмыслить, что хотят сделать. Для осмысления содержания текста использую прием – чтение с остановками. При этом в тетрадь выписываются новые слова, «ключевые слова», топонимы и т.д. На предложенное задание: найти в тексте и выписать слова и высказывания, заслуживающие особого внимания и которые достойны обсуждения, учащиеся, как правило, работают активно. Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги – поиск дополнительной информации – доклад, реферат – тема: «Уникальные уголки нашего края»

     Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. В этом случае использую прием «Верные – неверные утверждения» Можно предложить несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяя ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока.

     Пример: Тема: «Природные зоны земли» 6 класс. Верите ли вы, что:

- в саваннах преобладает травянистая растительность;

- во влажных экваториальных лесах у деревьев нет годичных колец;

- во влажных экваториальных лесах обитает множество лазающих, прыгающих и летающих животных;

- в саваннах много обезьян;

- в саваннах два сезона года: один – влажный, другой – сухой;

- в пустынях у растений длинные корни;

- в пустынях животные ведут ночной образ жизни;

- часть животных пустынь  запасают воду и жир.

Учащиеся обсуждают вопросы,  вырабатывают общую позицию, обосновывают и зачитывают правильные ответы.

2.4 Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках естественного цикла через использование ситуативных заданий.

Основными видами самостоятельных работ по степени самостоятельности учащихся являются решение задач, упражнений, творческая деятельность: 1. Задач, предназначенные для воспроизведения опорных знаний в том виде, как они преподаются учителем или в учебнике или дополнительной литературе. Это первый уровень знаний, которые используются при работе с учебником, Дополнительная литература (учащиеся готовят сообщения по определенным вопросам. Например, описывают стихийные явления природы в исследовании по теме «Африка» в 7 кл). 2. Задания на применения знаний и навыков по конкретной схеме в знакомых ситуациях. Это второй уровень знаний. Например, при изучении климата Африки, учащимся предлагаются следующие задания, используя соответствующие карты атласа: - в каких климатических поясах расположена территория Африки? - какие в каждой зоне преобладают воздушные массы? - какие преобладают ветры в Африке, и т.д. 3.Задания для применения знаний и навыков в новых ситуациях, которые требу ют от учащихся активной умственной творческой деятельности. Например, в теме «Евразии» (7 кл.) на изучение основных признаков общих понятий уделяется мало времени. Поэтому здесь преобладают задания на самостоятельное и творческое применения ранее усвоенных теоретических знаний для раскрытия географических закономерностей. Учащимся предлагаются самостоятельно определить признаки для сравнения и, применяя знания о причинно-следственных связях показать влияние особенностей географического положения на климат и внутренние воды. Выполняя поставленные задачи, учащиеся овладевают сложными методами классификации умственной деятельности - классификации, сравнению, анализу, умению делать свои собственные выводы. Конечно, для достижения этой цели путем использованием только традиционных форм и методов организации образовательной деятельности невозможно. Решению этой проблемы в значительной степени способствует внедрение в учебный процесс активных методов обучения. 4. Задания поискового и творческого характера, когда ученик, имея конкретную тему, самостоятельно ищет источники информации, анализирует материал, прорабатывает его, создает проект (компьютерная презентация, макет, схемы, таблицы, рекомендации и т.д.). Например, при изучении темы «Австралия» в 7 классе, учащиеся создают памятку человеку, который отправляется в путешествие в Австралию , а десятиклассники с удовольствием создание компьютерной презентации («География рекреационных ресурсов мира », « Интеграционные группировки», и т.д.). Вот еще один вариант организации деятельности школьников получения знаний, направленные на развитие общеучебных компетенций. Это творческие работы учащихся. Конечно, творческие способности человека является весьма важным аргументом в приобретении новых умений и навыков, не говоря уже о пути к новым знаниям. Если ученику иногда предоставляют большую независимость в создании процесса обучения, он способен проявить свои творческие способности.

Речь идет о творческих листах опорных сигналов. Вся учебная информация , которые планируется за урок, делится на три или четыре блока, а учебная группа на такое же количество микрогрупп. Каждая микрогруппа получает задание , за 15-20 минут путем самостоятельной работы учебником и картой соответствует информацию и делает блок письмо ссылку сигналов. С сочетанием этих блоков на классной доске появляется коллективный творческий ЛОС. Эта деятельность способствует появлению логического мышления учащихся и попытки передачи полученной образовательной информации на бумаге, используя сильные сигналы в логической последовательности. Эта форма деятельности студентов используется при изучении нового материала один или два раза в год. Наиболее благоприятные для такой работы: - 6 класс --«Моря, поверхностные воды.» «Биосфера». «Человечество на земле» - 7класс «Австралия». «Северная Америка» - 9 класс «Транспортный комплекс»; -10 класс-«Мировые природные ресурсы», «Население мира»     

В старшем звене стараюсь на каждом уроке уделить несколько минут обсуждению проблем, ситуаций которые за прошедшую неделю потрясли мир. Самостоятельность проявляется в просмотре телепередач, чтении новостей по интернету, в газетах и т.д. Сообщения сопровождаются работой по  карте. Итог -  формируются: образ мира, навыки краткого изложения, своя точка зрения, знание карты. Старшеклассники любят прием «Учимся задавать вопросы» Пример: «Транспорт мира»

Авиационный  - воздушный вид транспорта ? репродуктивного плана  (требующие однословного ответа) какой транспорт?  динамичный, молодой, мобильный ?  требующие размышления, умения анализировать дайте объяснения почему? Сеть авиалиний опоясывает весь мир; в межконтинентальных пассажирских сообщениях воздушный транспорт вышел на 1 место; скорость перевозок очень высокая; комфортабельность, безопасность и т.д. ? согласны ли вы Предположите, что будет, если … Проводя анализ таких уроков можно отметить самостоятельность учащихся, их стремление к частично поисковой и  исследовательской деятельности. Ребята учатся вырабатывать собственное мнение, строить умозаключения, логические цепочки доказательств, выражать свои мысли уверенно. Таким образом,  критическое мышление может служить средством формирования ключевых компетенций. Все методические приемы позволяют осуществлять компетентностный подход в обучении и воспитании.



2.5 Приёмы работы с программированными педагогическими средствами (ППС) для формирования ключевых компетенций

Благодаря внедрению ППС на уроках географии основная форма учебно-воспитательного процесса приобретает современный вид, увеличивается эффективность уроков, их эмоциональность и образность. Это является запорукой более качественного обучения.

2.5.1 Работа с интерактивной доской

Учителям, которые только начинают осваивать работу с интерактивной доской будет доступен простой способ — использовать в качестве простого экрана, который доступен с компьютера (например, для просмотра видео). Эти уроки более наглядны, вызывают любопытство и интерес к обучению. Как сопровождение объяснения учителя используется презентация к урокам. На компьютере, запускаются готовые презентации (или видеоролики), а переходы между слайдами регулируются с помощью ручки на боковой панели. Одновременное использование рассказа учитель и видео улучшает запоминание на 40-50%. В отличие от мультимедийного проектора мультимедиа доска позволяет не только показать изображение, но и делать на них надписи. Эта функция используeтся на различных этапах урока, делая процесс ярким, наглядным. По экране этой доски с помощью маркера легко перемещаем объекты. Такие упражнения позволяют быстро проверить уровень усвоения нового материала, выявить пробелы, сделать уроки живыми, интересными. С помощью интерактивной доски в классе создаю схемы, сохраню их и затем использую на следующих занятиях. Сохраненные материалы всегда доступны для учащихся, которые отсутствовали на уроке. Если сбросить информацию носитель, то затем дома можно самостоятельно проработать содержание урока. Добавление изображения на экране, использование знаков увеличивает способность работать с географической картой. Например, на карту можно наносить месторождений полезных ископаемых. Используя цветной маркер легко показать, различные типы воздушных масс, можно подписывать географические объекты. Изображение карты (включая контурные) можно использоваться для контроля знаниями. Интерактивная доска позволяет не только наносить к проецируемым изображениям некоторые пометки, но и делать быстрые изменения, поправки или удаления. Пример этой функции заключается в удалении «лишних» объектов во время упражнения «удали лишнее.» Для мотивации познавательной деятельности создаю анимации, храню их и использую на следующих уроках. Использование анимации позволяет раскрыть суть и динамику изучаемого явления. Анимацию можно подготовить заранее или сделать с детьми на уроке. Весь урок можно создать в форме видео кадров, начиная от названия темы и заканчивая домашним заданием. С помощью функции перемещения объектов, можно предложитьучащимся из букв составить понятия и т.п. Если у есть доступ к сети Интернет, возможны работы с доской (проведение уроков- конференций, например, интегрированный урок в географии, информатики и всемирной истории в 11профильном классе 2013-14 уч.году «География мировых цивилизаций» [приложение 5] уроки с демонстрацией материалов на сайтах и т.д.). Учащиеся 5-11 классов с удовольствием занимаются на обучающих сайтах: UmaIgra, http://learningapps.org/ и др.. Если есть локальная сеть, учитель имеет возможность отслеживать изображения монитора любого ученика. Таким образом интерактивная доска – это удобный помощник для любого учителя. Наглядность и возможность быстро работать с компьютером непосредственно на доске является его главным преимуществом. Учитель, проводящий урок с таким современным оборудованием, видит всех учащихся, говорит с ними и в то же время демонстрирует свои материалы. Благодаря использованию таких советов экономит время урока, активизируется познавательной деятельностью как ученика, так и учителя.

Вывод: География – это уникальный наука, овладевая которой, учащийся может получить огромное количество полезной информации, освоить навыки сопоставления, обобщения, анализа, синтеза, самостоятельного принятия решений и выводов. Таким образом, география формирует интеллектуальный опыт ученика, который ему понадобится в будущем. Успех обучения зависит от познавательной и активной деятельности учащихся на уроке. Вот почему современный урок включает в себя использование нетрадиционных, активных форм и методов обучения, которые стимулируют интерес учащихся, их познавательный поиск, творческую активность.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ Цель моей педагогической деятельности – обеспечение необходимого уровня усвоения систематизированных знаний по географии через развитие коммуникативной компетентности, формирование способностей к самообразованию, потребности и умений в самосовершенствовании. В связи с этим определяются цели моей педагогической деятельности: обеспечение качества усвоения знаний по географии, содействие развитию коммуникативной компетентности, развитие общеучебных умений и навыков, организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности. На мой взгляд, интерактивное обучение решает одновременно три задачи: 1 -  познавательную задачу, которая связана с непосредственной учебной ситуацией; 2 - коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы; 3 - социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе. Решение этих задач на учебном занятии с использование методов интерактивного обучения проходит шесть этапов: I этап - подготовительный этап; IІ этап – постановка проблемной ситуации; IIІ этап – формирование учебных групп; IV этап – организация учебной деятельности учащихся в группе; V этап – презентация групповых решений; VI этап – рефлексия прошедшего занятия.

3. Результативность опыта. Были выделены критерии результативности моей педагогической деятельности, исходя из ее задач: 1)           высокий уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся); 2)           достаточная сформированность показателей учебной деятельности: продуктивность, компетентность, успешность; 3)           достаточно высокий уровень коммуникативной компетентности школьников; 4)           высокий уровень самореализации школьников.

.Адресная направленность В экспериментальную группу вошли учащиеся 6-11 классов, обучающиеся с использованием интерактивных методов обучения на уроках географии, всего 84 учащихся. Изучались сформированность показателей учебной деятельности, уровень коммуникативной компетентности, выраженности коммуникативных барьеров и уровня самореализации в учебной деятельности.

 Условия  для достижения  устойчивого результата. Использованная мною данная методика позволила добиться устойчивых результатов  по преподаванию предмета. Системная работа  группы учителей предметников, психолога, социального педагога школы способствовала увеличению мотивации; выросло качество знаний; улучшилось качество творческих работ; увеличилось число участников олимпиад и конкурсов.

. Рекомендаии: Методическому кабинету: организовать изучение материалов мониторинга учителями географии; продолжить работу РМО учителей географии по проблеме «Внедрение инновационных педагогических технологий с целью повышения результативности учебно-воспитательного процесса»; продолжить работу творческой группы учителей географии по проблеме «Продуктивное обучение как основа стратегии инновационной личности»; при планировании и организации работы РМО учителей географии обратить внимание на решение следующих вопросов: внедрение Госстандарта базового и полного общего среднего образования; развитие и совершенствование профессиональных умений; систематически осуществлять методическую помощь учителям в преодолении недостатков в знаниях учащихся и методики преподавания предмета.






Список использованных источников:

  1. Гин А.А. Прийомы педагогической техники.-М.,2004

  2. Зимняя И.А. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос"

  3. Корнєєв В.П. Технології в навчанні географії (посібник)Х.ВГ «Основа»2004

  4. Лозова В.Г. Цілісний підхід до формування пізнавальної активності школярів (навчальний посібник)Х. ОВС 200

  5. Никитина Н.Н. Инновационная деятельность учителя (школьные технологии №2) 2003.

  6. Матеріали рубрики «Авторитетно»щодо проблем компетентнісно зорієнтованої освіти. Журнал Директор школи.Україна, №01,2009

  7. Пометун О., Пироженко Л., Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання.-К.: Видавництво А.С.К.,2004

  8. Обучающие сайты: UmaIgra, http://learningapps.org/ и др..

  9. Освітні технології: Навч.-метод.посіб./ О.М.Пєхота, А.З.Кіктенко, О.М.Любарська та ін../ Заг.ред.О.М.Пєхоти,-К.: А.С.К., 2001

  10. Родигіна І.В. Компетентнісно-орієнтований підхід до навчання. Х.: Основа, 2006

  11. Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Интернет-журнал "Эйдос".

  12. Статья «Развитие субъектов образовательной деятельности посредством формирования ключевых компетенций». http://den-za-dnem.ru/page.php?article=153

  13. Терещук В.М., Скиба В.В. Книга керівника навчально-виховного закладу (довідково-методичне видання)ПП «Торсінг плюс»Х.2006

  14. Філенко Л.І. Самостійна робота учнів в процесі вивчення географії./Географія. 2007 № 9/

  15. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.

  16. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос".

17. Шарко В. Сучасний урок фізики: технологічний 18. https://sites.google.com/site/badanovweb2/home







ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Составляющие элементы понятия "компетенция":



























Приложение 2

Отличительные черты интерактивного обучения: = формирование ключевых компетенций



























Приложение 3



Технологии оценивания сформированности ключевых компетенций:

Использование исследовательской работы



Использование метода проектов



Решение ситуативных заданий



Постановка и решение проблемных заданий




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!