Использование инновационных технологий обученияс целью повышения качества обучения и развития творческого потенциала учащихся на уроках технологии
Сегодня общество заинтересованно в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Основная парадигма работы учителя - «Главное – дать каждому ученику возможность реализовать свои способности. Создать комфортные условия для каждого ученика. Формировать ситуацию успеха. Использовать на каждом уроке личностно ориентированные педагогические технологии»
Изучение и анализ научно-методической литературы по данной проблеме, передовой педагогической практики позволили мне сформировать идею работы: повышение качества образования на уроках технологии в школе возможно при использовании инновационных технологий, которые направлены на:
повышение качества знаний учащихся;
развитие научно-исследовательских и творческих способностей учащихся;
формирование умений, необходимых для изучения технологии;
повышение мотивации к учебной деятельности;
развитие ключевых компетенций учащихся.
Реально достичь цели и решить проблемы мне помогает комплексное использование следующих технологий:
Здоровьесберегающие технологии.
Регулярно проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз, соблюдаются требования техники безопасности и санитарно-гигиенические требования.
Смена видов деятельности - достижение эффективности урока. Однообразие урока способствует утомлению школьников. Поэтому за время урока я стараюсь чаще менять виды деятельности.
Технологии личностно-ориентированного обучения.
Для такого обучения использую задания по картам разного уровня сложности, пошаговые инструкции для выполнения отдельных заданий, карточки для коррекции знаний по технологии. Задания дифференцируются для каждого учащегося и учитываются его личностные возможности роста с опорой на «зону ближайшего развития».
Для организации эффективной самостоятельной работы учащихся применяю дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приемов, т.е. систему действий в определенной последовательности.
Информационно – коммуникационные технологии
Основными направлениями использования компьютерных технологий в предметной области «Технология» являются электронное сопровождение уроков (презентации, видеоролики), подготовка учащихся к олимпиаде по технологии, работа с одаренными детьми, тестирование учащихся.
Использование компьютерных технологий в обучении технологии позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Я ориентирую своих учащихся на использование компьютера при подготовке к урокам, докладам. Для повышения самообразования учащихся используются и Интернет-ресурсы.
Технология проектного обучения
Программа “Технологии” в 10-11 классах предусматривает проектную деятельность, которая ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся. Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.
Поэтому технологии проектного обучения использую с 5 класса.
Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.
Наибольшую ценность имеют работы исследовательского характера, проводимые с учащимися, как на уроках, так и во внеурочной работе, способствующие формированию аналитических навыков, умения работать с первоисточниками. Все это позволяет повышать не только качество знаний учащихся и их интерес к предмету, но и развивать индивидуальные способности школьников.
В ходе проектирования учитель является консультантом: дает рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, обсуждает с учащимися этапы реализации проекта. Творческий проект учащихся - способ организации познавательно-трудовой деятельности школьника. Проект направлен на самореализацию личности в деятельности. При выполнении проекта учитываю индивидуальные способности учащихся, веру в творческие силы человека, в его возможности.
Технология обучения в сотрудничестве.
Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника. Движущие силы учения - это радость творчества, ощущение своего роста, совершенствование, приращение знаний, уверенности в себе. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.
Я чаще всего применяю метод обучения в сотрудничестве «Учимся вместе». Класс разбивается на группы в 3—5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую — достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую — осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения и создание какого-либо конкретного продукта. И то, и другое одинаково значимо.
Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Известное изречение мудрецов: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!» в данном случае очень популярно. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся выступает на одно из важных мест, наравне с организацией, условия и методики работы над заданием.
ТРИЗ – технология.
Для создания атмосферы творчества сотрудничества взрослого и ребенка, взаимопонимания детей внутри группы использую модель перспективного образования на основе ТРИЗ – одной из образовательных технологий обучающих творчеству на основе познавательной деятельности школьников.
Основные цели ТРИЗ - технологии:
решение открытых задач (изобретательских и исследовательских);
развитие системного мышления;
способы разрешения противоречий (надо и нельзя);
методы креативного мышления (решение вечного противоречия: желания бесконечны, а возможности ограничены);
Над система (для чего и где использовать) и под система (из чего состоит) позволяют развивать у школьников логическое мышление и ее главная функция – научить жить в быстро развивающемся мире при быстро устаревающих знаниях.
Предмет «Технология» особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Умение много и хорошо делать своими руками – залог уверенности в себе. Современный социум, технический прогресс, сложные экономические условия в стране требуют развитие таких способностей человека как мобильности, профессионализма, компетентности, умения ориентироваться в различных сферах науки, культуры и производства; постоянно совершенствующего свою компетентность, умеющего и желающего учиться.
Постоянно работая над изучением индивидуальных особенностей учащихся веду постоянный поиск эффективных методов и приемов обучения
В своей работе использую коммуникативные методы обучения, провожу различные типы уроков как стандартные, так и нестандартные: урок – соревнование, урок – конкурс, урок – презентация, интегрированные уроки.
Каждый урок стараюсь строить так, чтобы он был направлен на формирование основных умений и навыков, на наработку детьми новых знаний. Ставлю своей главной целью – помочь добиться каждому ученику успеха над собой.
При обучении применяю различные типы заданий разного уровня сложности, обеспечивая дифференцированный подход к обучению, что позволяет полнее раскрыть творческие и интеллектуальные способности учащихся, активизировать их познавательную деятельность. Исходя из возможностей ученика, условий обучения и материального обеспечения выбираю соответствующие виды труда, учитываю содержание программы.
Основное в работе - учить детей учиться. Но выполнить это можно, если обеспечена прочная мотивация на конечный результат – маяк, к которому следует стремиться при решении учебных.
На уроках для каждого ученика стараюсь создать такую ситуацию, в которой он добывается успеха. По результатам работы использую похвалу, демонстрирую каждый, самый не значительный, особенно у слабых, успех перед классом
Новые социально-экономические условия жизни диктуют свои требования к детям. Поэтому учу воспитанников планировать и организовывать работу, оценивать результаты, находить и использовать необходимую информацию, владеть знаниями, умениями, использовать разные средства и пути преобразования материалов, информации в конечный потребительский продукт, творчески относиться к качественному осуществлению трудовой деятельности.
Работы, выполненные детьми на уроках, участвуют в выставках, что придает силу и повышает самооценку учащихся, дает уверенность в завтрашнем дне.
С 2011 года воспитал 10 победителей І-ІІ этапов Всеукраинских олимпиад по трудовому обучению (І место – 7, ІІ место – 2, ІІІ место – 5), 13победителей конкурсов – выставок разных уровней (І место – 10, ІІ место – 5, ІІІ место – 8), 9 участников и призёров конференций МАН (по линии Донецкого Европейского университета, Донецкого университета управления, Донецкого национального университета), 7 участников и призёров ВТЮИР.