СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационно-коммукационно технологий в процессе обучения предмета химии и биологии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модель развития Российского образования на период до 2020 года ориентирует педагогов на реализацию компетентностного подхода.  В профессиональных учебных заведениях студенты завершают среднее общее образование; в процессе изучения  общеобразовательных дисциплин формируются общие компетенции, направленные на подготовку и усвоение специальных дисциплин.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммукационно технологий в процессе обучения предмета химии и биологии»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУКАЦИОННО ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ХИМИИ И БИОЛОГИИ

Л.В. Барбашина

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж»

E-mail: [email protected]



Модель развития Российского образования на период до 2020 года ориентирует педагогов на реализацию компетентностного подхода. В профессиональных учебных заведениях студенты завершают среднее общее образование; в процессе изучения  общеобразовательных дисциплин формируются общие компетенции, направленные на подготовку и усвоение специальных дисциплин. Каждая дисциплина, изучаемая студентами, должна вносить вклад в профессиональное образование, давая студентам целостную картину явлений и процессов. Система образования сегодня “настроена” на подготовку профессиональной конкурентоспособной, творческой, саморазвивающейся, самосовершенствующейся личности. Информационные и коммуникационные технологии, естественно входящие в жизнь каждого человека, способствуют качественному решению этой задачи.

Современный урок невозможен без использования информационно-коммуникационных технологий, особенно это касается дисциплин естественно - научного цикла. В изучении курса химии и биологии можно выделить несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

наглядное представление объектов и явлений микромира;

изучение производств химических продуктов;

моделирование химического эксперимента и химических реакций;

система тестового контроля.

Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор обучающихся и облегчает понимание сути химических процессов, происходящих в живых организмах. Главное достоинство использования ИКТ на  занятиях химии - его использование при рассмотрении взрыво - и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, на уроках биологии – наблюдение микромира. Актуальность использования ИКТ в обучении биологии и химии обусловлена тем, что в компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся на качественно новом уровне. Очень важно, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность учащимся идти в ногу со временем, но и позволяет повысить качество обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии и химии становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.

Среди различных форм ИКТ мы применяем следующие:

Использование готовых электронных ресурсов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

Использование мультимедийных презентаций позволяет экономить время объяснения нового материала, закрепления изученного, повышает эффективность воздействия на обучающихся. Визуальная насыщенность учебного материала, делает его ярким, убедительным и способствует повышению интереса к изучаемым предметам. В ходе такого урока учащиеся обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях, то есть ИКТ не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в некотором смысле облегчают и актуализируют технологию его создания. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание аудитории на значительных моментах изучаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, графических комбинаций, иллюстраций и т.п. Особенностью химии, как предмета, является обязательное присутствие химического эксперимента. Но многие опыты не могут быть продемонстрированы на уроках, и на это существует масса причин: отсутствие необходимых реактивов, чрезмерная опасность проведения некоторых опытов и т.д. Применение цифровых образовательных ресурсов различных коллекций, где можно найти демонстрацию любого опыта, решает эту проблему. Не лишним будет еще раз отметить, что преимуществом такой демонстрации эксперимента является лучшая видимость, безопасность пр. Презентации удобно использовать и во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, игр. Это и демонстрация портретов учёных, и рассказ об их открытиях, и иллюстрация практического применения знаний в жизни и проведении возможность повторения с любого этапа эксперимента. Компьютерные образовательные программы и мультимедийные презентации-сопровождения при разумном применении имеют множество плюсов: наглядность, большой объем, скорость, дифференцированные уровни информации, контроль и стимул к обучению.

Использование ресурсов сети Интернет. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети нужную информацию, учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; отыскивать новую и сопоставлять ее с известной. Таким образом создается проблемная ситуация инициирующая конструктивное общение.

Использование интерактивной доски поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений, сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, упрощая проверку усвоенного материала. При этом много времени и сил не затрачивается.

Информационно-коммуникативная технология  применима при работе над проектами. Обучающиеся самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивают систему доказательств. Такая работа практикуется в колледже несколько лет, за это время в кабинете химии и биологии создана методическая копилка информационных ресурсов.

Следует отметить, что мы подошли к такому этапу развития профессионального образования, когда практически ни один современный урок химии, биологии уже не может быть таковым без использования разнообразных форм, методов и приемов использования ИКТ. Использование разных форм ИКТ в систему уроков химии и биологии, способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и
способствует повышению познавательного интереса к предмету. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения. Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности, как студента, так и преподавателя.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!