Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Севастопольский государственный университет»
Морской колледж
Использование ИКТ при изучении истории в учебных заведениях СПО.
преподаватель высшей квалификационной категории
Гордиенко Алексей Иванович
Севастополь, 2015
Каждому очевидно, насколько сильно и стремительно развиваются технологии, меняющие мир вокруг нас. Меняются вызовы, меняются запросы общества, равно как и само общество.
Для получения положительного результата в обучении, необходимо научить студентов мыслить, идентифицировать себя в окружающем мире на основе критического анализа информации, овладеть навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, уметь создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, находить и решать проблемы1.
Система же образования по определению – система консервативная, меняющаяся медленнее, чем реалии окружающей жизни. Невозможно, используя только традиционные методы обучения, сформировать у выпускника, получающего среднее профессиональное образование, такие качества как активность, самостоятельность, способность обрабатывать информацию, способность и стремление к постоянному самообучению, повышению общего и профессионального уровня развития.
Для этого надо менять даже не столько содержание образования, сколько технологии обучения. Процесс обучения в ХХI веке просто необходимо организовывать на базе современных информационно-коммуникативных технологий. Преподаватель перестает быть только носителем учебной информации, поскольку электронные средства, сети Интернет используются всё шире.
В новых условиях педагогу приходиться овладевать новыми информационно-коммуникативными технологиями, поскольку они позволяют более полно реализовать возможности методов образования, более полно раскрыть способности учащихся.
Важно отдавать себе отчёт в том, что информатизация образовательного процесса – это не разовые мероприятия, а система, целый комплекс мероприятий. Главная задача ИКТ – помочь модернизировать образование обеспечить его современное качество.
Появляются подробные работы, помогающие в освоении навыков применения ИКТ2. Любопытен опыт применения ИКТ в Нижегородском радиотехническом колледже, описанный в журнале «Среднее профессиональное образование»3. Характерно, что педагоги делятся опытом по применению ИКТ с помощью именно электронных ресурсов, что само по себе символично4. И примеров таких разработок достаточно много5,6.
Уже есть чёткое понимание того, что использование ИКТ даёт целый спектр возможностей. Во-первых, само занятие станет более современным, наглядным, ярким, информативным и интерактивным. Ведь представлять информацию можно в самой разной форме (текст, графика, видео, аудио, анимации).
Во-вторых, использование ИКТ позволит более понятно и доступно изложить суть предмета, чем с использованием учебника, с учетом возрастных особенностей обучающихся, которые много смотрят и, увы, мало читают.
В-третьих, это позволит изменить и сами отношения между преподавателем и студентами в сторону большего взаимодействия и даже взаимопомощи. Ведь порой старшему поколению не грех поучиться у поколения молодого, более «продвинутого» в использовании компьютерной техники и технологий. С другой стороны, важно учитывать и то, что уровень владения компьютером – разный у разных студентов, давая им дифференцированные задания. В применении ИКТ студенты могут и должны стать авторами и соавторами процесса.
Четвертым плюсом использования ИКТ можно назвать активизацию внимания и познавательной деятельности студентов.
Пятое – возможность разнообразить формы учебной деятельности. И, наконец, шестым преимуществом использования ИКТ является возможность компактно хранить огромное количество готовых материалов и готовых разработок уроков.
Есть и заметный минус в применении ИКТ – это весьма трудоёмкий и много требующий процесс. Но плюсы от его применения перекрывают все затраты, делают обучение творческим, более интересным и ярким, помогают достижению главной цели педагога – развитию личности студента.
ИКТ – инструмент, дающий новые возможности для преподавателя, а для студента – способ поддержания интереса, усиления мотивации к познанию.
Перед началом работы важно иметь в наличии хотя бы минимальный набор видов необходимого программного обеспечения. Это, прежде всего: текстовый редактор Microsoft Word, электронные таблицы Microsoft Excel, мультимедийный редактор Microsoft Power Point.
Также перед началом работы по использованию ИКТ надо выяснить, какие именно темы, в какой степени и каким образом могут быть раскрыты с их применением. Есть темы, объяснение которых либо проходит «на пальцах», либо – с использованием бумажных репродукции, иллюстраций, либо даётся на самостоятельное изучение, после чего студент к ней не возвращается. К материалу, в изучении которого просто необходимо использовать ИКТ, можно смело отнести темы, касающиеся развития культуры. Здесь незаменимым помощником станут слайды, презентации. Специфика урока с применением ИКТ в том, что программы позволяют отказать от остальной наглядности, и максимально сосредоточить внимание студентов на ходе урока.
ИКТ удобны и тем, что могут использоваться на всех типах урока, и в любых его частях. На этапе усвоения новых знаний посредством показа презентации можно отобрать для неё самый разнообразный материал. Это может быть: подборка электронных карт, портретов, схем, диаграмм, фотографий. Отдельный плюс – вынесение на экран определений, который фиксируются студентами в конспекте. Преподаватель в таком случае экономит время и усилия на многократное повторение текста.
На этапе контроля и самопроверки знаний можно выводить на экран, к примеру, тестовые вопросы по пройденному материалу.
Применение информационных технологий на уроках истории и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, повышает мотивацию к обучению, интенсифицирует сам процесс обучения.
Конечно, это не значит, что роль преподавателя сведётся лишь к обслуживанию техники. Ведь умение сочетать ИКТ с традиционными средствами обучения позволит ему оптимизировать свой труд, создать современный урок, раскрыть способности и развить личность студента. При этом надо помнить также о том, что не все информационные ресурсы и материалы сети Интернет являются качественными и вполне подходящими для обучения. Многие из них содержат ошибки, неточности. Поэтому эффективность использования ИКТ зависит именно от преподавателя, его мастерства, умения, опыта.
Литература и интернет-ресурсы.
Гасанова Н.В. использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания // http://konkurs.ciur.ru/
Гузеев В.В. Характерные черты образовательных технологий разных поколений//Научно-практический журнал «Завуч», 2004, №3.
Иванова Т.П. Применение ИКТ на уроках истории и обществознания // http://arnar.ru
Красильникова В.А. – Информационные и коммуникационные технологии в образовании. – М., 2006.
Овчаренко М.В. использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории // http://festival.1september.ru/
Чепыжова Н.Р. Использование ИКТ для повышения качества обучения // Среднее профессиональное образование, 2010, №6.
1 Гузеев В.В. Характерные черты образовательных технологий разных поколений//Научно-практический журнал «Завуч», 2004, №3.
2 Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. – М., 2006.
3 Чепыжова Н.Р. Использование ИКТ для повышения качества обучения // Среднее профессиональное образование, 2010, №6.
4 Иванова Т.П. Применение ИКТ на уроках истории и обществознания // http://arnar.ru
5 Гасанова Н.В. использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания // http://konkurs.ciur.ru/
6 Овчаренко М.В. использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории // http://festival.1september.ru/