СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование формативного оценивания как способ формирования мотивации учащихся»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый отчет рассказывает о способах формирования у учащихся компетенций и навыков тому, как учиться "знать", "делать","жить вместе, "быть" и как стать "умственно самостоятельными", увлечеными , уверенными,самомотивированными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением.

Просмотр содержимого документа
««Использование формативного оценивания как способ формирования мотивации учащихся»»


Рефлексивный отчет

по теме «Использование формативного оценивания

как способ формирования мотивации учащихся»

учителя русского языка и литературы

Елены Викторовны Моргуновой


Разум, однажды расширивший свои границы,

никогда не вернётся в прежние.

Альберт Энштейн


Позиция ЮНЕСКО по поводу современного качества образования зафиксирована в отчете «Образование: сокрытое сокровище», подготовленном международной комиссией по образованию для ХХI века (под председательством Жака Делора). Комиссия рассмотрела явление образования в течение всей жизни человека как базирующееся на четырех основаниях:

-учиться знать, что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы;

-учиться делать фокусируется на практическом применении изученного;

-учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество;

-учиться быть акцентирует умения, необходимые индивиду развивать свой потенциал.

Учащиеся через репродуктивные, контрольные, обобщенные вопросы и задания, вопросы и задания проблемного характера направлены на развитие компетентностей:

-«учиться познавать», «знать» (информационная и языковая компетентности);

-«учиться делать» (предметно-практическая компетентность) развивается через задания на создание продукта, разработку проекта;

-«учиться жить» (социальная компетентность) развивается через задания на взаимодействия с другими людьми (коммуникации);

-«учиться быть» (личностная компетентность) развивается через задания, предполагающие рефлексию, оценку себя («Кто я?», «Какой я?») .

Школа формирует не собственно компетентности, а самостоятельность в решении проблем, показателем которой является превращение знаний, умений, навыков в средства разрешения проблем. Показателями умственной самостоятельности являются:

1) перенос знаний и способов действий в новую ситуацию (Д.Н.Богоявленский, Е. Н. Кабанова - Меллер, Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн);

2) свернутость мыслительных действий и способность их выполнения во внутреннем плане (П.Я. Гальперин, Я. А. Пономарев);

3) возможность применять общие принципы при решении задач (С. Л. Рубинштейн).

В эпоху высочайшего динамизма, интенсивного развития средств коммуникации, меняющих образ жизни, общения и мышления, методы достижения благосостояния, интеллект человека, способность к преобразующей, созидательной деятельности становятся основным капиталом общества. В этих условиях одной из актуальных проблем является формиро­вание конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и эко­номических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему.

В связи с этим на первый план выходят определенные требования к такой личности - креативность, активность, социальная ответственность, обладание развитым ин­теллектом, устойчивая мотивация к познавательной деятельности. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» подчеркнул: «Нам нужна современная система образования, соответствующая потребностям экономической и общественной модернизации».

Для того чтобы учащиеся лицея могли соответствовать требованиям времени и современного общества, педагогический коллектив лицея сформулировал на 2016-17 уч.год перспективную задачу «Достижение нового качества образования на основе обновления содержания и технологий обучения, контрольно-оценочной системы, воспитательной деятельности». А поставленная мною методическая проблема «Развитие логического и креативного мышления как составляющих в системе формирования функциональной грамотности» позволяет культивировать у ребят качества, востребованные духом времени.

Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан нацелена на формирование у учеников компетенций и навыков обучения тому, как учиться «знать», «делать», «жить вместе», «быть» и как стать «умственно самостоятельными», независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.

Дети часто задают вопрос «Зачем что-то делать на уроке, если это не оценивается?». Поэтому у меня возник вопрос «А что можно сделать для того, чтобы заинтересовать детей, как повысить внутреннюю мотивацию учащихся?» Ведь оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. Изучая литературу по оцениванию, я сделала вывод, что форма, которую принимает оценивание, может быть разной: одни тесты проводятся с карандашом в руках и бумагой, а другие осно­вываются на постановке вопросов в процессе обычного общения в классе. Все виды оценивания имеют общие характеристики и предполагают процессы:

-наблюдения;

-интерпретации полученных данных;

-заключения для определения дальнейших действий.

Различают оценивание суммативное и формативное. До начала курсов «Рефлексия в практике» я не могла дать четкого определения суммативному и формативному оцениванию; не видела разницы между отметкой и оценкой. Но работая над этим вопросом, я прояснила для себя следующее:

1.Оценивание, проводимое для выставления оценок при подведении итогов обучения, для сертификации или регистрации продвижения называется суммативным или оцениванием обучения.

2.Формативное, иначе оценивание для обучения (ОдО) – это оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей. (Руководство для учителя с.161) Такие виды оценивания как поощрение, похвала, подбадривание, словесная оценка, поддержка затрагивают невидимые струны души и вызывают положительные эмоции. А положительные эмоции сопутствуют формированию внутренней мотивации. Оценивание для обучения

-может помогать учиться на ошибках;

-может помогать понять, что важно;

-может помогать понять, что у них получается;

-может помогать обнаруживать, что они не знают;

-может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.

Реализуя идеи Программы курса «Рефлексия в практике», я провела серии последовательных уроков по русскому языку и литературе в параллели 6-х и 5 «Б» классах.

Для стимулирования обучения стараюсь использовать разные виды формативного оценивания. Основным видом оценивания, конечно же, является наблюдение. Не случайно категория «оценивание» в переводе с латинского языка означает «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один субъект внимательно наблю­дает за тем, что говорит или делает другой, либо в случае самооценивания размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Наблюдением сопровождался каждый вид работы: работа в парах, в группах, совместное обсуждение, беседы, презентация работ и др.

В ходе наблюдения выявила такие качества у детей, о которых раньше не знала. Например, Саша Д. – способная девочка – очень стеснительная и робкая, боится выходить к доске, говорит тихим голосом. В дальнейшем планирую провести диагностическую и коррекционно-развивающую работу для ее раскрепощения и развития коммуникативных навыков. При наблюдении выявилось, что дети при письме допускают много грамматических ошибок, нет навыков схематического изображения материала, не умеют выделять ключевые моменты. Над устранением этих недостатков, над грамотностью планирую продолжать работать на своих уроках русского языка и литературы. Еще меня удивил тот факт, что еще в прошлом учебном году у некоторых детей 6-х классов был страх перед выходом к доске. На уроках, когда надо было представлять общую точку зрения группы, презентовать результаты работы вызывались одни и те же ребята. А когда попросила об этом персонально Мансура Т., он сказал: «Я не смогу объяснить». Глеб Ш. не принимал участия в предложенном группе виде работы. Проведя рефлексию уроков по организации групповой работы, сделала вывод, что надо внедрить такой вид деятельности, чтобы ребята чувствовали себя увереннее. На последующих уроках, когда дала задание, связанное с созданием кластера по теме «Разряды имен прилагательных по значению», я подходила к группам, прислушивалась к их совместному обсуждению, обращалась к каждому участнику с наводящими вопросами, старалась подбодрить, похвалить словами «хорошо», «молодец», «правильно». При этом заметила, что дети начали стараться внести свой вклад в общую работу. Похвалила группу за завершенную работу, предложила Мансуру прикрепить работу на доске. Он спокойно взял кластер и пошел к доске, как бы между прочим попросила его самого представить работу всей группы. Этот прием сработал! Благодаря приемам формативного оценивания, удалось помочь некоторым ребятам преодолеть страх перед выходом к доске. Спустя месяц, ребята смело выходили к доске для презентации своей работы и, более того, они самостоятельно распределяли между собой материал, предназначенный для представления. Исследование, названное оригинальной технической метафорой «Работа внутри черного ящика", показало, что одним из ключевых факторов, от которых зависит совершенствование обучения через оценивание, является обеспечение эффективной обратной связи с учениками. (Руководство для учителя. С.165) Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, насколько преподаватель реализовал поставленные учебные цели.

С целью установления обратной связи с учениками на одном из уроков провела одноминутное эссе по содержанию учебного материала. Ученикам предложила для выбора три начала эссе: «Счастье – это, по-моему…», «Я счастлив, так как…», «Я считаю, что счастью свойственно…», по которым они должны были дописать свои мысли. Меня весьма заинтересовали мысли учеников. Они написали: «Я счастлива так, как никто другой! У меня есть друзья! Я говорю «Спасибо» тем, кто делает меня счастливой!...Я счастлива, что мои близкие люди всегда рядом, знаю, что они поддержат меня в трудную минуту. … Счастье для меня – это ВСЁ!»

«Я счастлив, так как меня любят родные, поддерживают, хвалят за успехи в жизни».

«Счастье, по-моему, когда тебя любят и уважают родные и близкие. Некоторые думают, что счастье – это деньги. Нет! Счастье – это поддержка, любовь, дружба, искренность, доброта».

«Я счастлив, когда меня окружают друзья; когда меня хвалят; когда получаю хорошие оценки; когда хвалят моих друзей…»

Иногда на своих уроках я совмещаю рефлексию эмоционального состояния с рефлексией учебной деятельности. Для этого раздаю детям стикеры, чтобы они написали, как прошел урок, что интересного узнали, что понравилось, что не понравилось. А затем стикеры наклеиваем на доску, где изображена лесенка с мальчиком, поднимающимся вверх. Они должны наклеить стикеры на ту ступень, где, по их мнению, они находятся. Отзывы бывают самые разнообразные и интересные:

«…Мне понравилось работать в команде…»

«Хочу, чтоб все так и продолжалось. Понравилось все, что мы выполняли. Было очень весело».

«Мне понравился урок тем, что мы общались, работали в команде».

«Я сегодня узнала много новых слов. Мне было все понятно. Мне нравятся уроки русского языка».

«Мне понравился урок, потому что он поднял мне настроение. Понравилось все, о чем мы говорили. Хочу, чтобы уроки русского языка были каждый день…»

Из этих отзывов мне понятно, что детям нравится и предмет, и групповая работа. Меня искренне радуют и вдохновляют слова детской неподдельной благодарности в отзывах на стикерах. А дети к концу практических уроков стали стилистически грамотнее, научились четче и осмысленнее выражать свои мысли, чувства. В дальнейшем планирую продолжить работу в парах, в группах, стараясь разнообразить виды работы, применяя инструменты критического мышления.

Существует еще одна проблема, с которой я столкнулась – некоторые ученики систематически не выполняют домашние задания творческого характера по литературе. Поскольку важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение, ввела в практику конкурс лучших сочинений, награждение грамотами, поощрение сладкими призами, публикацию лучших работ на школьном сайте, выставку лучших работ в кабинете и на лицейском стенде, выразительное чтение наизусть хорошо подготовленных учеников.

Немаловажным аспектом в формативном оценивании, на мой взгляд, является комментарий. При этом допускается комментарий как учителя, так и учеников. Очень важно, чтобы комментарий был сделан в корректной форме, не обидел и не оскорбил ребенка или группу в целом (в этом возрасте детям свойственен юношеский максимализм и резкость в высказываниях). Обязательно следует отмечать достоинства презентуемой работы. При оценивании кластеров по методу «Две звезды и пожелание» подвела детей к мысли о необходимости более полно отражать схемы и надписи на кластере, чтобы легче было выступать. Совместно с учениками разработали простые критерии выполнения и оценивания работ (содержательность, дизайн, научная обоснованность, лаконичность, участие каждого ученика). Уже на следующем уроке стало понятно, что дети стали обращать внимание на эстетику оформления, глубину подачи материала, научное обоснование отбора содержания и подборки примеров.

Для развития познавательных, коммуникативных качеств ученика целесообразно использовать исследовательскую работу в группах. Мои ученики работают с разными источниками информации. Задавая друг другу вопросы через диалог, самостоятельно получают результаты, анализируют, размышляют и приходят к единому мнению. На уроке по теме «Склонение прилагательных во множественном числе», на стадии вызова, я предложила детям картинки и попросила определить тему урока. Все ученики приняли активное участие в обсуждении, в группе нашлись лидеры, именно они начали задавать вопросы, искать сходство и различия предметов. Учащиеся с медленным мыслительным процессом тоже пытались участвовать в исследовательской беседе. В итоге лидировала та группа, которая чётко распределила роли в группе и отличилась «быстротой мышления», умением прийти к единому мнению. В учебной деятельности важно научить ребят вести исследовательскую беседу, но при этом следует предлагать такие задания и виды поощрения, которые послужат положительной мотивацией для нее.

Формативное оценивание провожу при помощи стратегий: «Светофор», «Смайлики», «Большой палец», «Дерево достижений». Применяю листы оценивания, в которых ребята оценивают свою работу и друг друга. На этапе рефлексии ребята отмечают, что им удалось на уроке, определяют собственный вклад в работу группы и выбирают такой смайлик, который соответствует их настроению. Не менее интересна работа по оцениванию собственных достижений. В начале урока ребята пишут, что ожидают от урока, а в конце - прикрепляют к дереву плоды – смайлики, если добились результатов и получили удовлетворение от урока. Этот прием позволяет ученику оценивать себя, свою деятельность. Применение формативного оценивания позволяет учителю установить с учащимися обратную связь.

В ходе последовательных уроков целесообразно использование такого оценивания, как сигналы рукой. По окончании презентации участники одной группы должны были оценить работу другой и выразить согласие или несогласие (Большой палец вверх – согласен, вниз – не согласен). Но при этом на одном из уроков Яков Ш. показал, что не согласен. Когда попросила его уточнить, с чем именно не согласен, он сказал, что «показал просто так». Мотивом выбора послужили личная симпатия или неприязнь, а может, захотел отличиться, не предполагая, что придется аргументировать свой выбор. Необходимо постоянно проводить работу, направленную на формирование объективного взаимооценивания и самооценивания. Для этого целесообразно ввести критериальное оценивание групповых работ, результатом которого может быть не отметочное оценивание, а поощрение.

Таким образом, при использовании модуля «Оценивание для обучения» наблюдается заинтересованность детей предметом, включение в работу даже самых пассивных учеников. О проявлении интереса можно судить по отзывам детей. Например, «Спасибо за интересный урок», «Мне нравятся уроки, которые ведет Елена Викторовна», «Вот таким должен быть настоящий учитель. Спасибо за уроки!», «Мне нравится, когда Вы ведете урок», «Мне нравятся уроки русского языка», «Вы учитель от Бога». Думаю, что у детей повысилась внутренняя мотивация.

Наряду с положительными моментами были трудности, которые мне в дальнейшей работе нужно преодолеть. Это и развитие речи, и коммуникативных навыков, и дальнейшая работа по созданию коллаборативной среды, и отработка навыков объективного самооценивания, взаимооценивания, и отработка навыков презентации своей работы, умения выражать чувства и мысли.

Время занятий на курсе «Рефлексия в практике» явилось стимулом для моей дальнейшей работы, неразрешимые проблемы стали вполне преодолимыми, а формативное оценивание - настоящим открытием.



Список использованной литературы и Интернет-ресурсов


  1. Руководство для учителя. Назарбаев Интеллектуальная школа, 2012 г.

  2. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. И.Логвина, Л.Рождественская. Пособие для учителя. — Нарва, 2012. — 48 с.

  3. 1_L3W2D2_TrHW2_D2_Стратегии для преодоления учителями препятствий в обучении (1).

  4. Ресурс1_TrHW2_D1_Act1Ident_Преодоление сложностей в обучении.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!