СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках биологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе обобщен опыт использования электронных образовательных ресурсов на уроках биологии.

Просмотр содержимого документа
«Использование электронных образовательных ресурсов на уроках биологии.»


Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта  учителя биологии  МОУ «Лицей №43» г.о. Саранск

Климкиной Татьяны Ивановны

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В связи с принятием нового Федерального закона «Образование в РФ» (ФЗ No 273) в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Одна из ключевых задач – повышение качества  образования.

Информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования.

Цель инновационного опыта: создание оптимальных условий для повышение качества обучения учащихся по предмету «биология» посредством новизны деятельности, повышения интереса к работе с компьютером; формирование педагогического опыта для его дальнейшего использования в собственной практике и распространение среди учителей биологии.

Информатизация образования означает переход на использование новых средств информации. Внедрение ИКТ, системный подход к организации работы с информацией позволяет решить множество проблем, а творческий подход определяется научным выбором лучшего из возможного.

  1. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса.

Согласно государственному стандарту нового поколения, изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;

-методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях;

-о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

-о человеке как биосоциальном существе; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;

-использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;

-работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

-проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

Как видно из требований государственного стандарта, предмет биологии достаточно сложен и нагляден, требует демонстрации процессов, систем и закономерностей, что усложняет усвоение предмета биологии школьниками.

Урок биологии в школе всегда отличался наглядностью. Трудно «на пальцах» научить пониманию внешних и внутренних процессов, происходящих в живых организмах. Поэтому учитель биологии всегда стоял перед выбором средств обучения для использования их на уроке.

Для учителя ИКТ дает возможность:

рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса:

  • увеличение времени общения с учениками, что особенно важно в режиме дискуссии, а не монолога;

  • расширение информационной емкости и плотности урока;

  • соответствие требованиям, предъявляемым  не только педагогическим и ученическим коллективами  и родителями;

  • понимание своей востребованности, конкурентоспособности.

Для ученика ИКТ позволяет:

  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.

  • существенно расширить возможности самостоятельной работы: заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент - можно моделировать с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов.

  • изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.

  • представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.

  • использовать компьютеры с целью индивидуального обучения и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)

В настоящее время существует целый ряд различных электронных учебных пособий, и на своих уроках я с большим удовольствием их применяю.

Использование цифровых образовательных ресурсов на различных этапах обучения

Этап «Объяснение»

Цветные рисунки, фото и слайд-шоу - цифровые технологии позволяют насытить урок большим количеством цветных иллюстраций, придать ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни. Мной они часто применяются при изучении многообразия организмов.

Видеофрагменты - выполняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень (возможность использования паузы, копирования кадра, увеличения отдельного фрагмента, сопровождения его текстом, выносками; создание собственного объекта на основе кадра и т.д.). Например, я часто использую видеофрагменты по зоологии, демонстрирующие поведение животных.

3D-рисунки и модели - пространственные рисунки с возможностью изменения ракурса рассматривания, приближения и удаления объекта с эффектом увеличения заменяет собой серию рисунков, разрезов и выносок и позволяет учителю выбирать для комментария тот или иной фрагмент. Например, на уроках при изучении систем органов человека я применяю  3D-рисунки отдельных органов. Это позволяет учащимся достаточно быстро рассмотреть их строение.

Анимации короткие (упрощенные), анимации сюжетные - «ожившие картинки», аналоги традиционных фрагментов «мультфильмов», показывающие динамику тех или иных биологических процессов. Могут содержать всплывающие подписи, выделение отдельных частей, сопроводительный текст диктора. Например, на уроках я демонстрирую такие анимации как: «работа сократительных вакуолей у инфузории», «захват и проглатывание пищи земноводными», «митоз, мейоз», «биосинтез белка» и так далее.

Интерактивные модели, интерактивные рисунки - анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Могут использоваться для имитации биологических процессов. К этому типу объектов можно отнести интерактивные таблицы (когда фрагменты могут «оживать» в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей). На уроках  с детьми мы проводим виртуальные лабораторные работы.

Вспомогательный материал – сюда можно отнести справочные и обобщающие таблицы, формулы.

Этапы «Закрепление» и «Контроль»

Задания с выбором ответа, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры, с использованием, фото, видео и анимацией, интерактивные задания - все эти типы, обычно используются на этапе закрепления и контроля.

Отлично демонстрируют процессы в живой природе кино- и видеофрагменты.

  1. Теоретическое обоснование опыта.

Теоретической основой реализации данного вопроса являются нормативные документы:

Стратегия развития информационного общества в РФ (07.08. 2008г. № 212)

Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020г. (08.12. 2011г.№ 2227-р)

Указ президента РФ от 07.05.2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации».

Время постоянно меняет наши представления о средствах обучения биологии. И если ранее речь шла о возможностях наблюдения за объектом, то в настоящее время школьники и учителя имеют возможность использовать виртуальное пространство компьютера для решения дидактических задач. Постепенно ушли в прошлое кинопроекторы, всё реже используется видеомагнитофон. На смену им пришёл компьютер. С его помощью тоже можно смотреть видео. Но можно применять и другие цифровые образовательные ресурсы.

Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Использование ЦОР уместны на всех этапах урока: от актуализации знаний, контроля и оценки знаний, умений и навыков, до подготовки домашнего задания.

  1. Из опыта работы

В нашем лицее созданы комфортные условия для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, т.к. лицей является ресурсным центром по информатизации учебного процесса. В кабинете биологии помимо мультимедийного проектора установлена интерактивная доска. Всё это позволяет успешно реализовать одну из ключевых проблем школы – внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

При проведении уроков использую цифровые образовательные ресурсы Единой образовательной коллекции (http://www.school-collection.edu.ru/)  и Федерального Центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/), кроме этого ресурсы из электронных образовательных комплексов (электронных учебников) по биологии серии «1С: Школа» (учебники линии И.Н. Пономаревой). Как показал мой опыт работы применения электронных ресурсов, позволяет ученикам успешнее осваивать  сложный учебный материал, активно решать биологические задачи, доказывать свою точку зрения.

  В своей работе я выделила следующие формы применения ЭОР в преподавании биологии:

1. Применение электронных учебных изданий, электронных интерактивных дидактических материалов Особое внимание заслуживает единая коллекция цифровых образовательных ресурсов интернет, разработанная в соответствии с материалом учебников. Она представляет большой выбор различного материала практически для каждого урока. Здесь можно найти видеофрагменты и анимации, позволяющие проследить, как происходит тот или иной биологический процесс в динамике.

Перечень гиперссылок по биологии.

http://fcior.edu.ru

http://school-collection.edu.ru

http://www.drofa.ru

http://pedsovet.org

http://eor-np.ru/taxonomy/term/726?page=1

6 класс

Тема «Организм – единое целое»

Организм – система органов (видео)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000021a-1000-4ddd-9e8b-010046b326a1/view/

Целостность растительного организма (анимация)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000221-1000-4ddd-9c73-2d0046b326a1/view/

органы и системы органов животных (проверка - тест)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000021f-1000-4ddd-88f7-240046b326a1/view/

тест «Организм-единое целое»

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000223-1000-4ddd-6a06-430046b326a1/view/

8 класс.

Тема «Кровь»

Cостав крови (анимация)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000005ba-1000-4ddd-43df-4f0046bc5025/?sort=order&interface=pupil&class=50&subject=29&rubric_id[]=81762&rubric_id[]=81811

Функции крови(иллюстрация)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000005b9-1000-4ddd-bac8-4a0046bc5025/?sort=order&interface=pupil&class=50&subject=29&rubric_id[]=81762&rubric_id[]=81811

Тест по теме «Кровь»

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000005c1-1000-4ddd-88e9-1e0046bc5026/?sort=order&interface=pupil&class=50&subject=29&rubric_id[]=81762&rubric_id[]=81811

Состав внутренней среды (иллюстрация)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000005b8-1000-4ddd-6774-450046bc5025/?sort=order&interface=pupil&class=50&subject=29&rubric_id[]=81762&rubric_id[]=81811

Свертывание крови (анимация)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000005c0-1000-4ddd-3428-120046bc5026/?sort=order&interface=pupil&class=50&subject=29&rubric_id[]=81762&rubric_id[]=81811

Использование информационных технологий позволяет по – новому вести занятия, усиливает мотивацию учащихся, повышают интенсивность и результативность обучения. Кроме этого, новые информационные технологии в сфере образования выступают одним из ведущих факторов формирования личности. 

5.Ожидаемые результаты

1.Интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса

2. Многоаспектное развитие школьника

3. Подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества

4. реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.

Планы на будущее.

Моя дальнейшая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых методов работы с компьютером при изучении биологии, к исследовательской работе, к участию в проектах и конкурсах в целях повышения качества образования

  1. Совершенствовать применение информационных технологий, поиск новых форм работы с компьютером.

  2. Освоение методики компьютерного тестирования, с  цифровым микроскопом, веб-камерой, интерактивной доской.

Список литературы

  1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. Школьные технологии. 2001. №3.

  2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде. Школьные технологии. 2000. №6.

  3. Волкова С. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии http://www.nic-snail.ru/festival

  4. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. Школьные технологии. 2004. №3.

  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, ACADEMIA,-2005

  6. Постановление правительства Российской федерации от 23 декабря  2005 г. № 803  "О федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы" http://www.lexed.ru

  7. Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в  науке и образовании. М:Школа-Пресс, 2002

  8. Бартенева Т.П. Использования информационных компьютерных технологий на уроках биологии [Electronic resource]





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!