Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии МОУ «Лицей №43» г.о. Саранск
Климкиной Татьяны Ивановны
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
В связи с принятием нового Федерального закона «Образование в РФ» (ФЗ No 273) в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Одна из ключевых задач – повышение качества образования.
Информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования.
Цель инновационного опыта: создание оптимальных условий для повышение качества обучения учащихся по предмету «биология» посредством новизны деятельности, повышения интереса к работе с компьютером; формирование педагогического опыта для его дальнейшего использования в собственной практике и распространение среди учителей биологии.
Информатизация образования означает переход на использование новых средств информации. Внедрение ИКТ, системный подход к организации работы с информацией позволяет решить множество проблем, а творческий подход определяется научным выбором лучшего из возможного.
Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса.
Согласно государственному стандарту нового поколения, изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;
-методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях;
-о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
-о человеке как биосоциальном существе; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
-использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
-работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
-проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
Как видно из требований государственного стандарта, предмет биологии достаточно сложен и нагляден, требует демонстрации процессов, систем и закономерностей, что усложняет усвоение предмета биологии школьниками.
Урок биологии в школе всегда отличался наглядностью. Трудно «на пальцах» научить пониманию внешних и внутренних процессов, происходящих в живых организмах. Поэтому учитель биологии всегда стоял перед выбором средств обучения для использования их на уроке.
Для учителя ИКТ дает возможность:
рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса:
увеличение времени общения с учениками, что особенно важно в режиме дискуссии, а не монолога;
расширение информационной емкости и плотности урока;
соответствие требованиям, предъявляемым не только педагогическим и ученическим коллективами и родителями;
понимание своей востребованности, конкурентоспособности.
Для ученика ИКТ позволяет:
коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
существенно расширить возможности самостоятельной работы: заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент - можно моделировать с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов.
изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.
представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.
использовать компьютеры с целью индивидуального обучения и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)
В настоящее время существует целый ряд различных электронных учебных пособий, и на своих уроках я с большим удовольствием их применяю.
Использование цифровых образовательных ресурсов на различных этапах обучения
Этап «Объяснение»
Цветные рисунки, фото и слайд-шоу - цифровые технологии позволяют насытить урок большим количеством цветных иллюстраций, придать ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни. Мной они часто применяются при изучении многообразия организмов.
Видеофрагменты - выполняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень (возможность использования паузы, копирования кадра, увеличения отдельного фрагмента, сопровождения его текстом, выносками; создание собственного объекта на основе кадра и т.д.). Например, я часто использую видеофрагменты по зоологии, демонстрирующие поведение животных.
3D-рисунки и модели - пространственные рисунки с возможностью изменения ракурса рассматривания, приближения и удаления объекта с эффектом увеличения заменяет собой серию рисунков, разрезов и выносок и позволяет учителю выбирать для комментария тот или иной фрагмент. Например, на уроках при изучении систем органов человека я применяю 3D-рисунки отдельных органов. Это позволяет учащимся достаточно быстро рассмотреть их строение.
Анимации короткие (упрощенные), анимации сюжетные - «ожившие картинки», аналоги традиционных фрагментов «мультфильмов», показывающие динамику тех или иных биологических процессов. Могут содержать всплывающие подписи, выделение отдельных частей, сопроводительный текст диктора. Например, на уроках я демонстрирую такие анимации как: «работа сократительных вакуолей у инфузории», «захват и проглатывание пищи земноводными», «митоз, мейоз», «биосинтез белка» и так далее.
Интерактивные модели, интерактивные рисунки - анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Могут использоваться для имитации биологических процессов. К этому типу объектов можно отнести интерактивные таблицы (когда фрагменты могут «оживать» в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей). На уроках с детьми мы проводим виртуальные лабораторные работы.
Вспомогательный материал – сюда можно отнести справочные и обобщающие таблицы, формулы.
Этапы «Закрепление» и «Контроль»
Задания с выбором ответа, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры, с использованием, фото, видео и анимацией, интерактивные задания - все эти типы, обычно используются на этапе закрепления и контроля.
Отлично демонстрируют процессы в живой природе кино- и видеофрагменты.
Теоретическое обоснование опыта.
Теоретической основой реализации данного вопроса являются нормативные документы:
Стратегия развития информационного общества в РФ (07.08. 2008г. № 212)
Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020г. (08.12. 2011г.№ 2227-р)
Указ президента РФ от 07.05.2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации».
Время постоянно меняет наши представления о средствах обучения биологии. И если ранее речь шла о возможностях наблюдения за объектом, то в настоящее время школьники и учителя имеют возможность использовать виртуальное пространство компьютера для решения дидактических задач. Постепенно ушли в прошлое кинопроекторы, всё реже используется видеомагнитофон. На смену им пришёл компьютер. С его помощью тоже можно смотреть видео. Но можно применять и другие цифровые образовательные ресурсы.
Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Использование ЦОР уместны на всех этапах урока: от актуализации знаний, контроля и оценки знаний, умений и навыков, до подготовки домашнего задания.
Из опыта работы
В нашем лицее созданы комфортные условия для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, т.к. лицей является ресурсным центром по информатизации учебного процесса. В кабинете биологии помимо мультимедийного проектора установлена интерактивная доска. Всё это позволяет успешно реализовать одну из ключевых проблем школы – внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
При проведении уроков использую цифровые образовательные ресурсы Единой образовательной коллекции (http://www.school-collection.edu.ru/) и Федерального Центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/), кроме этого ресурсы из электронных образовательных комплексов (электронных учебников) по биологии серии «1С: Школа» (учебники линии И.Н. Пономаревой). Как показал мой опыт работы применения электронных ресурсов, позволяет ученикам успешнее осваивать сложный учебный материал, активно решать биологические задачи, доказывать свою точку зрения.
В своей работе я выделила следующие формы применения ЭОР в преподавании биологии:
1. Применение электронных учебных изданий, электронных интерактивных дидактических материалов Особое внимание заслуживает единая коллекция цифровых образовательных ресурсов интернет, разработанная в соответствии с материалом учебников. Она представляет большой выбор различного материала практически для каждого урока. Здесь можно найти видеофрагменты и анимации, позволяющие проследить, как происходит тот или иной биологический процесс в динамике.
Перечень гиперссылок по биологии.
http://fcior.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
http://www.drofa.ru
http://pedsovet.org
http://eor-np.ru/taxonomy/term/726?page=1
6 класс
Тема «Организм – единое целое»
Организм – система органов (видео)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000021a-1000-4ddd-9e8b-010046b326a1/view/
Целостность растительного организма (анимация)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000221-1000-4ddd-9c73-2d0046b326a1/view/
органы и системы органов животных (проверка - тест)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0000021f-1000-4ddd-88f7-240046b326a1/view/
тест «Организм-единое целое»
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000223-1000-4ddd-6a06-430046b326a1/view/
8 класс.
Тема «Кровь»
Cостав крови (анимация)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000005ba-1000-4ddd-43df-4f0046bc5025/?sort=order&interface=pupil&class=50&subject=29&rubric_id[]=81762&rubric_id[]=81811
Функции крови(иллюстрация)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000005b9-1000-4ddd-bac8-4a0046bc5025/?sort=order&interface=pupil&class=50&subject=29&rubric_id[]=81762&rubric_id[]=81811
Тест по теме «Кровь»
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000005c1-1000-4ddd-88e9-1e0046bc5026/?sort=order&interface=pupil&class=50&subject=29&rubric_id[]=81762&rubric_id[]=81811
Состав внутренней среды (иллюстрация)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000005b8-1000-4ddd-6774-450046bc5025/?sort=order&interface=pupil&class=50&subject=29&rubric_id[]=81762&rubric_id[]=81811
Свертывание крови (анимация)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000005c0-1000-4ddd-3428-120046bc5026/?sort=order&interface=pupil&class=50&subject=29&rubric_id[]=81762&rubric_id[]=81811
Использование информационных технологий позволяет по – новому вести занятия, усиливает мотивацию учащихся, повышают интенсивность и результативность обучения. Кроме этого, новые информационные технологии в сфере образования выступают одним из ведущих факторов формирования личности.
5.Ожидаемые результаты
1.Интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса
2. Многоаспектное развитие школьника
3. Подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества
4. реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.
Планы на будущее.
Моя дальнейшая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых методов работы с компьютером при изучении биологии, к исследовательской работе, к участию в проектах и конкурсах в целях повышения качества образования
Совершенствовать применение информационных технологий, поиск новых форм работы с компьютером.
Освоение методики компьютерного тестирования, с цифровым микроскопом, веб-камерой, интерактивной доской.
Список литературы
Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. Школьные технологии. 2001. №3.
Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде. Школьные технологии. 2000. №6.
Волкова С. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии http://www.nic-snail.ru/festival
Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. Школьные технологии. 2004. №3.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, ACADEMIA,-2005
Постановление правительства Российской федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 "О федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы" http://www.lexed.ru
Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. М:Школа-Пресс, 2002
Бартенева Т.П. Использования информационных компьютерных технологий на уроках биологии [Electronic resource]