СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование активных методов обучения на уроках информатики в рамках реализации ФГОС ООО

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Очевидно, что переход от обучения “знаниям, умения и навыкам” к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу — использование активных методов обучения в учебном процессе. 

Просмотр содержимого документа
«Использование активных методов обучения на уроках информатики в рамках реализации ФГОС ООО»

Использование активных форм и методов обучения в условиях перехода на ФГОС

Мы живем в особое время – время перемен . Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС ) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности

Одной из главных особенностей ФГОС является переход от формирования у обучающихся знаний, умений , навыков к формированию компетентности ученика

Анфимова Светлана Евгеньевна , учитель информатики и математики, высшей квалификационной категории.

 Понятие компетентный человек подразумевает способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, обучаться на протяжении всей жизни. Данные требования особенно ярко отражены в портрете выпускника.

Понятие компетентный человек подразумевает способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, обучаться на протяжении всей жизни. Данные требования особенно ярко отражены в портрете выпускника.

Активные методы обучения Активными методами  обучения и воспитания считаются те методы, которые позволяют “учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями” за счет сознательного “воспитания способностей учащегося” и сознательного “формирования у них необходимых деятельностей” . Очевидно, что переход от обучения “знаниям, умения и навыкам” к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу — использование активных методов обучения в учебном процессе. Активными методами  обучения и воспитания считаются те методы, которые позволяют “учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями” за счет сознательного “воспитания способностей учащегося” и сознательного “формирования у них необходимых деятельностей” .

Активные методы обучения

Активными методами обучения и воспитания считаются те методы, которые позволяют “учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями” за счет сознательного “воспитания способностей учащегося” и сознательного “формирования у них необходимых деятельностей” .

Очевидно, что переход от обучения “знаниям, умения и навыкам” к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу — использование активных методов обучения в учебном процессе.

Активными методами обучения и воспитания считаются те методы, которые позволяют “учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями” за счет сознательного “воспитания способностей учащегося” и сознательного “формирования у них необходимых деятельностей” .

50 % того, что он видит 10 % того, что он слышит В памяти человека запечатлевается Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. 90 % того, что человек делает

50 % того, что он видит

10 % того, что он слышит

В памяти человека запечатлевается

Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит.

90 % того, что человек делает

Что слышу - забываю; Что вижу - помню; Что делаю - понимаю.    Конфуций:  Активность ученика на уроке - одна из актуальных проблем в образовательной практике. Чтобы обучать эффективно, нужно создавать условия, при которых ученик самостоятельно открывает для себя такую часть учебного материала, какую максимально он может усвоить.,Н аиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие

Что слышу - забываю;

Что вижу - помню;

Что делаю - понимаю.

Конфуций:

Активность ученика на уроке - одна из актуальных проблем в образовательной практике. Чтобы обучать эффективно, нужно создавать условия, при которых ученик самостоятельно открывает для себя такую часть учебного материала, какую максимально он может усвоить.,Н аиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие

АМО «Замок и ключик»  Класс делится на 2 команды:  «Замки» и «Ключи».  Замки получают вопросы.  Ключи получают ответы на эти вопросы. Каждый замок должен найти свой ключ. Когда пары образовались, озвучивается вопрос и ответ. Остальные определяют правильность. Актуализация знаний Цель: повторить основные сведения, необходимые для восприятия нового материала; зафиксировать затруднение, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний. УДД Познавательные: осуществление поиска необходимой информации; самостоятельное создание способов решения постав- ленной задачи. Коммуникативные : умение работать в парах; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные : внесение необходимых корректив. Личностные: формирование границ собственного знания и незнания.

АМО «Замок и ключик»

Класс делится на 2 команды:

«Замки» и «Ключи».

Замки получают вопросы.

Ключи получают ответы на эти вопросы. Каждый замок должен найти свой ключ. Когда пары образовались, озвучивается вопрос и ответ. Остальные определяют правильность.

Актуализация знаний

Цель: повторить основные сведения, необходимые для восприятия нового материала;

зафиксировать затруднение, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний.

УДД

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации; самостоятельное создание способов решения постав- ленной задачи.

Коммуникативные :

умение работать в парах;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные : внесение необходимых корректив.

Личностные: формирование границ собственного знания и незнания.

АМО «Потерянное звено»  Задание дается с недостаточной информацией для его выполнения, что побуждает учащихся задать вопросы и определить цель дальнейшей познавательной деятельности. Открытие нового знания Познавательные: использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; выделение информации из текстов; самостоятельное создание способов решения постав- ленной задачи. Коммуникативные : умение работать в группах; умение с кратко и точно выражать свои мысли. Регулятивные : контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него . Личностные: умение оценивать свои действия, находить ответ на вопрос.

АМО «Потерянное звено»

Задание дается с недостаточной информацией для его выполнения, что побуждает учащихся задать вопросы и определить цель дальнейшей познавательной деятельности.

Открытие нового знания

Познавательные: использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

выделение информации из текстов; самостоятельное создание способов решения постав- ленной задачи.

Коммуникативные :

умение работать в группах;

умение с кратко и точно выражать свои мысли.

Регулятивные : контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него .

Личностные: умение оценивать свои действия, находить ответ на вопрос.

АМО «Выпуск новостей»  Для выполнения работы класс делится на три группы, каждая группа выполняет своё задание, сравнивает его с эталоном и делает информационный выпуск новостей. Открытие нового знания Коммуникативные : умение работать в группах; умение с кратко и точно выражать свои мысли. Регулятивные : контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него . Личностные: умение оценивать свои действия, находить ответ на вопрос. Для выполнения работы класс делится на три группы, каждая группа выполняет своё задание, сравнивает его с эталоном и делает информационный выпуск новостей. Группа №1: Логические диски Группа №2: Файловая структура диска Группа №3: Путь к файлу Читают, заполняют свою часть задания, самостоятельно проверяют свою работу по эталону и оформляют свою колонку новостей.

АМО «Выпуск новостей»

Для выполнения работы класс делится на три группы, каждая группа выполняет своё задание, сравнивает его с эталоном и делает информационный выпуск новостей.

Открытие нового знания

Коммуникативные : умение работать в группах; умение с кратко и точно выражать свои мысли.

Регулятивные : контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него .

Личностные: умение оценивать свои действия, находить ответ на вопрос.

Для выполнения работы класс делится на три группы, каждая группа выполняет своё задание, сравнивает его с эталоном и делает информационный выпуск новостей.

Группа №1: Логические диски

Группа №2: Файловая структура диска

Группа №3: Путь к файлу Читают, заполняют свою часть задания, самостоятельно проверяют свою работу по эталону и оформляют свою колонку новостей.

АМО «Ресторан»  На доске написан список фраз, с которых ученики начинают подведение итога урока. Я съел бы еще этого… Больше всего мне понравилось… Я почти переварил… Я переел… Пожалуйста, добавьте… Дома я попробую повторить… Рефлексия Цель: Получить обратную связь от учеников. Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки. Необходимые материалы : карточки для каждого ученика Технология проведения: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: Познавательные: построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные : формулирование собственного мнения; понимание возможности различных позиций других людей. Регулятивные : осуществление итогового и пошагового контроля по результатам; адекватное восприятие оценки учителя Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки личности, самоуважения и самопринятия.

АМО «Ресторан»

На доске написан список фраз, с которых ученики начинают подведение итога урока.

Я съел бы еще этого…

Больше всего мне понравилось…

Я почти переварил…

Я переел…

Пожалуйста, добавьте…

Дома я попробую повторить…

Рефлексия

Цель: Получить обратную связь от учеников.

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки. Необходимые материалы : карточки для каждого ученика

Технология проведения:

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

Познавательные: построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные : формулирование собственного мнения; понимание возможности различных позиций других людей.

Регулятивные : осуществление итогового и пошагового контроля по результатам; адекватное восприятие оценки учителя

Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки личности, самоуважения и самопринятия.

АМО «Земля, воздух, огонь и вода»

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Разминка

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Численность – весь класс.

Проведение: звучит музыка

Воздух . Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода.

Земля . Теперь ученики должны установить контакт с землей,

«заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь . Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода . Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Можно дать дополнительные 2 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.

Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!