СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство России 18 века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с искусством  Руси 18 века.

Просмотр содержимого документа
«Искусство России 18 века.»












План-конспект

урока по окружающему миру в 4- А классе











Тема: Искусство России 18 века.

Цель урока: познакомить учащихся с искусством  Руси 18 века

Задачи: 

  1. Образовательные:

  • Охарактеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в.

  • Расширять знания о русских живописцах, скульпторах, архитекторах, зодчих.

  1. Развивающие:

  • Создавать условия для развития эстетического вкуса, творческой активности, способности к художественному творчеству.

  • Развивать умение анализировать, сравнивать,  выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с текстом;  правильно выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения.

  1. Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, гордости и любви к наследию своего народа, уважению к культурному достоянию России.
  • Воспитывать уважение и бережное отношение к памятникам искусства и архитектуры.

Оборудование: учебник.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

Орг. момент

Красиво встали, спинки выпрямили. Садимся.

Приветствует учителя.

1 мин

Проверка домашней работы

Опрос учащихся по теме Русская икона, Обрядовые праздники, Скоморохи.

3 ученика рассказывают , по желанию.

5-7 мин

Изучение нового материала

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию в XVIII век. Представьте, что наш авиалайнер приземлился на земле града Петра. И наш кабинет превращается в комфортабельный автобус, а я, ваш учитель, буду гидом на протяжении всего нашего путешествия.

-Ребята, скажите, а что это за город, град Петра?






Санкт- Петербург

10мин


Ребята, тема нашего урока : «Искусство России  18 века»

-Ребята, скажите что такое искусство?


А что мы отнесем к искусству?


Я расскажу вам о  искусстве России на примере города Санкт-Петербурга. Так в 18 веке именно этот город был центром культуры нашего государства. Мы с вами узнаем о строительстве Петербурга, об архитектурных памятниках XVIII века. Мы побываем с Вами в Академии наук и в Академии художеств, театре. Увидим замечательную петербургскую скульптуру, поговорим о живописи того времени.

-Ребята, а вы были в этом центре культуре?

-А что удивительного вы видели на улицах города?


-А что такое архитектура?

-Ребята, а вы знаете с чего все начиналось?

Ну тогда я вам сейчас расскажу. При Петре I строительство, особенно в его новой столице России, приняло широкий размах. А начиналось всё так. На Заячьем острове по приказу Петра выросла Петропавловская крепость. Для того, чтобы укрепить границы России на Балтийском море, на отвоёванной у шведов земле. Затем под прикрытием пушек, стоявших на бастионах крепости, появляются жилые дома. Для строительства «парадиза» были приглашены мастера из Западной Европы: архитекторы, скульпторы, живописцы, гравёры.

Парадиз — в романском зодчестве, сени при входе в церковь, заключающиеся между двумя башнями по бокам главного ее фасада.

Теперь обратимся к учебнику на стр. 85 и на следующий странице абзац. прочитайте про себя текст.

-Какие же ещё строили сооружения?

-Кого приглашали для строительства зданий?

-Самый известный архитектор

-Что вы о нём узнали?

Познакомимся с лучшими постройками Петровской эпохи. В Петропавловской крепости по проекту Трезини начали строить новый каменный Петропавловский собор с необычайно высокой колокольней, общая её высота -121,8 м. Это было самое высокое здание Петербурга.

Золочёный шпиль, словно гигантский сверкающий меч, вонзается в небо. Шпиль, как архитектурная форма, пришёл из Западной Европы, только там их не золотили. В Петербурге неожиданно совместились две эти традиции. Выработался новый смешанный стиль с использованием иноземных и местных мотивов.

Главными отличительными чертами всех построек Петровского времени является их целесообразность, практическое назначение, строгая и простая планировка зданий, простота композиционных построений.

Но удивительные постройки были не только в этом городе. А вы знаете какую постройку назвали «сказка куполов»?

- Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на странице 87. Скажите где расположено это чудо -архитектуры? Какая легенда дошла до нас?


Продолжаем наше путешествие и знакомимся с творениями в стиле барокко. Барокко – одно из направлений искусства XVI-XVIII вв.,

-Ребята, а вы знаете, что это за стиль барокко?

Барокко это- жемчужина неправильной формы, центром которой была Италия.

Посмотрите на иллюстрации в учебнике на стр.88. Там изображены фонтаны Петербурга, что о них можно сказать? Они выполнены в стиле барокко Чем же отличается стиль барокко?

В стиле барокко работал знаменитый Варфоломей Растрелли с которым мы уже немного познакомились.


Искусство – это воплощение всего красивого что нас окружает.

Театр, Живопись, Здания, Балет, Скульптура.








Ребята, в этом городе очень красивая архитектура.

Это постройки, строения города.















Варфоламей Растрелли



















Это постройка – Кижи, расположен на острове на Онежском озере. Поставил эту церковь мастер –Нестор.







Отличался  декоративной пышностью, динамичными сложными формами, контрастностью и живописностью. Используются такие элементы, как колонны, лепка, скульптуры.


Физминутка

Пора немного отдохнуть. Поиграем в игру кусты, деревья, трава.

Кусты – стоят

Трава- сидят

Деревья – руки вверх

1 мин

Изучение нового материала

Так же активно развивалось скульптура. Известным Растрелли был сделан Бронзовый бюст Петра I, знаменитые памятники Петру I названный Пушкиным «Медный всадник».

Большую роль в формировании русской скульптуры сыграла Академия художеств.

Она включала в себя таких замечательных мастеров как Ф.Шубин, М. Козловский.

В XVIII в. художники начинают искать новые пути для создания глубокого достоверного образа человека. Художнику надо было показать решительных и деятельных людей своего времени, сильных характером и духом.

А теперь прочитаем в учебнике на стр 88 про живопись.

Рассмотрим иллюстрации. В основном это были портреты.

стр 90. вопрос


Ребята, а театр относится к искусству?

-А вы знаете, кто является основателем первого русского театра?

В XVIII в. возникали любительские театры в школах, училищах. Вельможи заводили свои театры, набирали в труппы одарённых крепостных. Так возник крепостной театр. Особенно славилась труппа графов Шереметьевых.

Театр стал одним из очагов национальной культуры. В 1756 г. возник профессиональный театр. Помещался театр в демократической части Петербурга на Васильевском острове. Театр должен был обслуживать широкие круги городского населения. Первым актёром стал Ф.Г. Волков. Он дал жизнь русскому национальному театру. Для Волкова театр не был забавой, приятным времяпрепровождением. Со сцены он призывал зрителей к добру и человечности. Русский театр XVIII в. вошёл в историю, как театр трагический, театр гражданских чувств и патриотических идей.

-А как вы думаете, могли ли крепостные крестьяне играть в театре?


Петровские преобразования затронули и повседневный быт всех слоёв общества. Дворяне сменили старинные одежды, тяжёлые, длинные и неудобные на более простые и удобные европейские камзолы, костюмы, сбрили бороды, курили табак. Подобные новшества прививались и среди купцов и других слоёв населения.







вслух







Крепостное право-форма зависимости крестьян, заключавшаяся в прикреплении их к земле и подчинении административной и судебной власти феодала. 1861 год. 3 марта







Крепостной театр  — в Российской империи до отмены крепостного права в 1861 г. частный театр дворянина, состоявший из крепостных актёров, принадлежавших ему на праве собственности.

Выступала такая труппа где, сколько и как указывал хозяин, использовалась как в развлекательных, так и в коммерческих целях. Актёр крепостного театра был абсолютно бесправен, так как оставался крепостным и вместе со всей труппой мог по решению дворянина быть продан в другие руки, наказан, отправлен на тяжёлые работы.

21 мин

Итог урока

Наша экскурсия подходит к концу. Давайте подведем итог нашего сегодняшнего урока. Посмотрим, что вы запомнили:

-Какие архитектурные сооружения строили?

-Известный архитектор, который вырос в Италии?

-В каком стиле он работала?

-Какие его лучшие творения?

-Что это за постройка, которую называют «сказкой куполов», где он находится

-Почему возникли подписи «неизвестный автор»


-Самый известный портретист

-Кто является основателем русского театра?

-А кто был первый актёр?


Дом. задание пересказ стр 85-91



соборы, царские палаты, крепости.

Растрелли

барокко

Зимний дворец

Кижи в Онежском озере


писались крепостными имена их не знали

Боровиковский

Шереметьев

Ф.Г. Волков

1 мин



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!