Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Экономический лицей г.Новосибирска
«Рассмотрено» на заседании пед.совета школы Протокол №_от__________2019 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _______/Глыбочко О.В./ _____________2019 г. | «Утверждено» Директор МБОУ ЭКЛ ________/Некрасова Л.А./ Приказ №___от_____________2019 г. |
Рабочая программа базисного учебного плана (региональный компонент)
по искусству родного края
для 8 –х классов общеобразовательного и гуманитарного профиля МБОУ ЭКЛ
Учитель: Духовникова Людмила Дмитриевна,
Высшая квалификационная категория.
Новосибирск
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Искусство родного края» для 8 класса разработана на основе программы сотрудников кафедры ОО «Искусство и технология»: заведующей кафедрой Мельниковой И.Ю., кандидата искусствоведения, профессором Никифоровой В.М. кндидатом педагогических наук, доцентом Арбузовой Л.В. и методистом Артамоновой З.С.
Данный предмет входит в образовательную область «Искусство».
Изучается в МБОУ ЭКЛ в количестве 18 часов – 8А,Б и В классы
Сквозной линией учебного курса является изучение регионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев.
Цель программы 8 класса – формирование личности выпускника школы как образованного представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и традиций.
Рабочая программа реализуется через решение следующих задач:
приобщение учащихся к художественным и эстетическим ценностям родного края;
формирование способности к восприятию региональной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и в результате — осознание ее ценности, уникальности и неповторимости;
воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель социокультурного развития, организовывать личный досуг и включаться в самостоятельное художественное творчество;
развитие у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии; вариативности личных интерпретаций её феноменов, что может способствовать включению подростка в продуктивную, поисковую и творческую деятельность. Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Планируемые результаты учебного предмета «Искусство родного края»:
Личностные результаты:
1. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога ,как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Метапредметные результаты :
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Предметные
Ученик научится:
-определять основные виды искусства в Новосибирской области в различные исторические периоды;
-распознавать и называть имена выдающихся представителей различных видов искусства, работавших в Новосибирской области в различные исторические периоды;
-характеризовать памятники материальной и духовной культуры региона, вошедшие в мировой художественный фонд;
распознавать и называть виды деятельности народных умельцев и представителей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт) или школу;
Ученик получит возможность научиться:
выделять характерные черты творческого наследия сибирских авторов, отражающие традиции художественной культуры региона;
работать с источниками информации, преобразовывая ее в интеллектуальный продукт (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения;
ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с региональными особенностями развития искусства;
высказывания собственного суждения о представителях искусства Сибири через анализ их произведений;
организации личного и коллективного досуга.
Содержание учебного предмета
Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы следующие: краеведческий подход, содержательно- деятельностный подход, личностно-ориентированный подход. Основные принципы, определяющие структуру и реализацию содержания образования курса: принцип культурных доминант, территориальный принцип, принцип интегративности. Структура содержания программы «Искусство родного края» представлена 2 модулями:
«Архитектура, скульптура и дизайн».
«Декоративно-прикладное и изобразительное
искусство».
В разделе «Архитектура, скульптура и дизайн» раскрываются вопросы из истории становления архитектурного облика Новосибирска как областного центра: первые городские постройки, храмы, административные здания города и области, архитектурные стили и ансамбли, промышленные сооружения, места досуга, жилые массивы; представлено творчество ведущих архитекторов прошлого и настоящего времени; затронуты вопросы градостроительного дизайна, дизайна окружающей среды, их роль в формировании современного облика города.
В разделе «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство» большое внимание уделяется музеям декоративно-прикладного творчества и Новосибирскому художественному государственному музею. Раскрывается творчество ярких личностей из плеяды новосибирских художников и детских художников-иллюстраторов. Затронуты вопросы возникновения истоков современного декоративно-прикладного творчества на примере народных мастеров Купинского игрушечного промысла.
Приоритетные направления в методике преподавания курса «Искусство родного края» — преемственность в реализации содержания образования с учетом внутрипредметных связей, учет межпредметных связей, проектный подход в организации учебно-познавательной деятельности.
Методика реализации курса «Искусство родного края» отдает приоритет деятельностному и практико-ориентированному подходам.
Контроль знаний и умений будет осуществляться через презентацию индивидуальных или коллективных творческих проектов, и оцениваться в режиме пятибальной оценки, в конце изучения проводится итоговый тест.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | «Архитектура, скульптура и дизайн». | 10 |
2 | «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство». | 8 |
| Итого | 18 |
Темы для презентации творческих проектов
Раздел 1. «АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА И ДИЗАЙН»
1.«Город сегодня и завтра.».
«Архитектурный облик города».
«Новосибирские архитекторы».
«Храмы Новосибирска».
«Любимые места твоего города».
«Мой Новосибирск».
Раздел 2. «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
«Новосибирский государственный краеведческий музей: история создания».
Новосибирские художники .
Художники – иллюстраторы.
ИСТОЧНИКИ:
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/iskusstvo_rodnogo_kraya_095528.html
Примерный КТП:
1. Основание города. Деревянное зодчество первых десятилетий.
2. Новосибирск купеческий. Первая каменная застройка.
3. Классицизм и конструктивизм - два стиля в архитектуре 30-х гг. Новосибирска
4.Ампир и типовое строительство, архитектура от 40-х до 60-х гг.
5. Хай-тек, современный город. Бионика.
6. Проверка знаний. Викторина "Стили"
7. Презентации проектов "Мой Новосибирск". Храмы, театры, места досуга.
"8. Скульптура Новосибирска"
9. Парковая скульптура. Экспрессия материала.
10. Практическая работа - лепка формы памятника
11.Живопись в Новосибирске. Монументальная и станковая. Музеи и коллекции.
12. Живописные работы современных художников. Мастер - класс "Регата"
13. Иллюстраторы в Новосибирске.
14. Декоративно - прикладное искусство. Истоки народных ремесел.
15. Музеи декоративно - прикладного искусства.
16. Роль народных художественных промыслов в современной жизни
17. Музыка красоты в Новосибирске. Презентации проектов.
18.Итоговая аттестация - тест