СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство первобытного общества. очаги первобытной культуры на территории европы и россии

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытоого урока на тему: "Искусство первобытного общества. Очаги первобытной культуры на территории Европы и России"

Просмотр содержимого документа
«Искусство первобытного общества. очаги первобытной культуры на территории европы и россии»

Тахтамукайская детская школа искусств








Открытый урок

на тему

ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ОЧАГИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЫ И РОССИИ.

4 «А» класс.




Провела урок:

Преподаватель Тахтамукайской

детской школы искусств

С.Ю. ДЖАСТЕ.

На уроке присутствовали:

Директор А. Р. Пшипий

Завуч А.А. ХАТИТ




















А. Тахтамукай, 2009–2010 уч. г.


Оборудование: Наскальные изображения: на берегах Ангары, Ладожского озера; росписи в пещерах: Ласко, Фон-де-Гом, Альтамира; «Палеолитические Венеры», Мегалиты: дольмены (Кавказ), менгиры (Франция), Кромлехи (Великобритания), Каменные ящики (Северный Кавказ), свайные постройки.


Цель и задачи урока: ознакомление учащихся с искусством первобытного общества.


ПЛАН УРОКА


  1. Организационный момент – 2 - 3 мин.

  2. Объяснение нового материала - 25 мин.

  3. Закрепление пройденного материала - 10 мин.

  4. Выставление оценок – 2 - 3 мин.


ХОД УРОКА

1. Рассаживаемся по местам, проверяю по журналу, сколько учащихся присутствует на уроке.


2. Начинаю изложение нового материала: История существования человека почти в 500 раз длиннее, чем история цивилизаций (это страны и народы, достигшие больших успехов в искусстве, науке, технологии, высокого уровня социального и культурного развития). Считается, что самые первые человекоподобные существа жили в Африке около 4-6 млн. лет назад. Современный человек – Homo sapiens или человек разумный появился приблизительно 40 тыс. лет назад.

Homo sapiens поначалу охотился на животных, собирал коренья и ягоды, жил в пещерах. Он уже умел пользоваться огнем, делать орудия из дерева и камня. Только 9000 лет до н.э. он стал обрабатывать землю и селиться близ своих полей.

Самыми древними сохранившимися образцами искусства являются рисунки на стенах пещер. Древние люди изображали животных, людей, орнаменты, фантастические существа. Краски изготовлялись из разноцветных минералов.

Примерно с середины XIX в. началась серия открытий, ставших возможными благодаря развитию научной археологии. Были обнаружены стоянки пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты – копья, рубила, иглы, скребки. Были также найдены предметы – художественные произведения. Силуэты зверей, узоры и загадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, костяных пластинах и каменных плитах. Рисунки, рельефы и резьба на скалах. Какой-нибудь выступ, напоминающий тело зверя, обтесан и доведен до полного сходства с кабаном или медведем. Есть скульптуры из глины. В пещере Монтеспан (Франция) открыли «израненную» глиняную фигуру медведя без головы; у ног этой статуи лежал череп настоящего медведя. Очевидно, к ней приставляли окровавленную голову убитого зверя.

На стенах и потолках пещер изображались животные – олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые на земле уже не водятся – длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются человеческие фигуры и головы, вернее ритуальные маски.

Только позднее в эпоху неолита (нового каменного века) стали изображать сцены из жизни первобытного племени – охоты, сражения, пляски и т.д. Они относятся к 4-6 тысячелетию до н.э.

Изображения животных относятся к верхнему палеолиту (древнекаменному веку) т.е. сделаны 40-2- тыс. лет тому назад. Такие памятники находят в разных местах нашей планеты. Знаменитые пещеры Альтамиры найдены в Испании, во Франции – пещеры фон де Гом, Монтеспан и др., в Сибири, на Дону, в Италии, Англии, Германии, Алжире.

Вот рисунок на потолке Альтамирской пещеры – изображающий бизона – ему 200 тыс. лет экономными, смелыми уверенными штрихами, в сочетании с большими пятнами краски передана мощная фигура зверя с точным ощущением анатомии и пропорций. Изображение не только контурное но и объемное: рисунок полон жизни, бизон наклонил голову и готов ринуться вперед. Это не элементарный рисунок. Этой работе мог бы позавидовать современный художник-анималист. Предположение о «детских каракулях» первобытного человека не подтверждается. Это и не удивительно. Ведь чтобы выжить, ему необходимы были острая наблюдательность и твердая рука мастера способного руками с помощью кремневых скребков выточить иглу и проделать в ней ушко. Искусность руки и меткость глаза дали возможность создать мастерские изображения. Но сказать что они ни в каком отношении не примитивны, тоже не верно. Примитивность проявляется, например, в отсутствии чувства общей композиции, согласованности. На потолке Альтамирской пещеры нарисовано около 20 бизонов, лошадей и кабанов; каждое изображение в отдельности превосходно, но как они расположены? Здесь царит хаос: некоторые нарисованы вверх ногами, многие накладываются одно на другое. И никакого намека на окружающую их природу. Вот и аналогия с рисунками маленького ребенка, которые он рисует вкривь и вкось не пытаясь согласовать с форматом листа. Наверно первобытный человек пристально вглядывался в отдельные явления, но не понимал их взаимосвязей.

Но главная примитивность первобытного «художника» проявляется в том, что рисует только животных на которых охотится. А как он изображает себя?

В разных местах земли найдены статуэтки женщин, – в которых сразу бросается в глаза одновременно и мастерство и примитивность. Мастерство в том как цельно почувствована пластика объемов тела. Но в них нет духовности, нет даже лица, – лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения.

«Палеолитическая Венера» с ее вздутым животом, громадными мешками грудей – сосуд плодородия и ничего более. Она более животна, чем сами животные, как они изображаются в искусстве палеолита.

Любопытный парадокс этого искусства: отношение к человеку – преимущественно животное, в отношении к зверю – больше человечности. В изображении зверей не просто отношение к зверю как к добыче, а чувствуется восхищение его силой, почтение к нему как к покровителю рода.

Человек формировал свой духовный мир через познание природы, мира зверей.

Но зачем он создавал эти иногда очень трудоемкие произведения? Наверное для осознания мира и упражнений в охоте (вспомним глиняного медведя). Это еще не было религией. Поэтому можно сказать что искусство старше религии и старше науки. Но оно моложе труда.

В эпоху неолита появляются связанные композиции и сцены. Где человек занимает главное место. Искусство неолита более «условное», чем палеолита, утратилось реалистическое видение охотников. В сценках охоты найденных в пещерах Африки, Испании захватывающая динамика и ритм, стрелки с луками настигают оленя; на другом – сражаются; на третьем – кружатся танцующие фигуры. Но сами фигуры это тощие черные силуэтные фигурки. Животные изображаются более реалистично, чем человек, но уже не встречаются столь живые «портреты» как в Альтамирской пещере.

Схематизируя предметы человек неолита узнает о прямоугольнике, круге, симметрии, замечает повторяемость сходных форм. Появляется орнамент.

Как я уже говорила искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир, и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.

Произведения изобразительного искусства появились уже в ориньякское время (то есть в самом начале позднего палеолита). Важнейшие памятники искусства палеолита – пещерные изображения. Кроме того, в позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в том числе глиняные статуэтки женщин – так называемые ориньякско-солютрейские «Венеры», связанные с культом «прародительниц»), а также первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне). Характерная черта палеолитического искусства – его наивный реализм. В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.

В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными примерно на треть в землю куполообразными постройками, иногда с длинными туннелеобразными входами. В качестве строительного материала употреблялись иногда кости крупных животных. Многочисленные образцы позднепалеолитического искусства обнаружены на территории СССР [на Украине (Мезинская стоянка), в Белоруссии, на Дону (Костёнковско-Ботшевские стоянки), в Грузии, Сибири (Буреть, Мальта)].

Зодчество неолита и энеолита представлено архитектурой общинных поселений (многокомнатные сырцовые дома Средней Азии и Двуречья, жилища трипольской культуры с каркасной основой из прутьев и глинобитным полом и т. д.). В эпоху неолита появились также первые мегалиты и свайные постройки.

Мегалиты (от мега… и греческого líthos – камень), сооружения из больших блоков дикого или грубо обработанного камня. К ним относятся дольмены, менгиры, кромлехи, каменные ящики, крытые галереи. М. распространены во всём мире, кроме Австралии, преимущественно в приморских областях. В Европе М. в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3–2 тысячелетия до н. э.), за исключением Англии, где М. относятся к эпохе неолита. Назначение М. не всегда можно установить. Большей частью они служили для погребений или были связаны с погребальным культом. По-видимому, М. – общинные сооружения. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.

Дольмен (франц. dolmen, от бретонского tol – стол и men – камень), древнее погребальное сооружение, один из видов мегалитических построек. Д. сложены из огромных каменных глыб и плит до нескольких десятков тыс. кг, поставленных вертикально и покрытых одной или несколькими плитами сверху. Д. – один из первых типов целостной архитектурной композиции, основанной на законах архитектоники. Д. обычно содержат останки нескольких умерших с каменными или бронзовыми орудиями и украшениями. Некоторые Д. использовались для погребений в течение десятков или даже сотен лет. Предполагают, что Д. сооружались для погребения родовых старейшин; по другой гипотезе, они первоначально служили родовыми святилищами и лишь позднее были превращены в места погребений. Д. распространены в приморских областях Европы, Северной Африки и Азии; в СССР известны на Черноморском побережье Кавказа и в Крыму. В Европе и Северной Африке Д. относятся к бронзовому веку, в Индии и Японии – к железному веку; на Кавказе Д. сооружались в эпоху ранней и средней бронзы (3–2-е тысячелетие до н. э.), а некоторые использовались даже в 1-м тысячелетии до н. э.

Менгир (бретонск. menhir, от men – камень и hir – длинный), простейший вид мегалитических сооружений, состоящий из одного блока камня, вертикально вкопанного в землю. М. достигают высоты 4–5 м и более (крупнейший М. высотой 20 м весит около 300 т, находится во Франции). Иногда М. составляют длинные аллеи (Карнак) или расположены по кольцу (Кромлех). По-видимому, М. имели культовое значение. Больше всего М. в Северо-Западной Европе, встречаются также в Азии и Африке. На территории СССР М. распространены в ряде районов Сибири и Кавказа.

Кромлех (от бретонского crom – круг и lech – камень), один из видов мегалитических построек времени неолита и главным образом бронзового века. Обычно состоит из огромных (до 6–7 м высотой), отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. Они опоясывают площадку, в середине которой иногда находится дольмен или менгир. К. свидетельствуют, что их создатели уже овладели началами композиции, чувством ритма и масштаба, тектоникой стоечно-балочной конструкции. При раскопках внутри К. находили погребения, шлифованные каменные топоры, лепную керамику, каменные зернотёрки. К. встречаются в Азии и Америке, но особенно много в Европе (Франция, Великобритания, Скандинавия), на территории СССР – в Закавказье. Особенно известны К. Стоунхендж и Эйвбери в Великобритании и у Карнака во Франции. Назначение К. спорно. Вероятнее всего, это ритуальные сооружения для погребений, а также для религиозных церемоний. Согласно одной из теорий, К. связаны с солнечным культом и являлись храмами солнца.

К

аменные ящики,
погребальные сооружения прямоугольной формы из каменных плит, поставленных на ребро, и нескольких покровных плит. Были широко распространены в эпоху бронзы, связаны с различными археологическими культурами. Использовались для индивидуальных и групповых захоронений. Иногда над К. я. возводились курганы. На территории СССР традиция погребений в К. я. прослеживается почти во всех районах Кавказа (на Северном Кавказе до 19 в.), а также в Крыму, где наиболее характерна для тавров. К. я. тавров (2-я половина 1-го тыс. до н. э.) содержат коллективные захоронения в скорченном положении; в погребениях найдены бронзовые украшения и бусы.

Д
ольмен (Геленджик) Гранитный менгир Кромлех Стоунхендж

(Франция) (Великобритания)

Свайные постройки, древние жилые постройки или целые поселения, сооруженные на деревянных сваях, у берегов рек, озёр, морских заливов, в заболоченных местах. Древние С. п., известные с неолита, впервые открыты в середине 19 в. на швейцарских и приальпийских озёрах, позднее также в Северной Италии (террамары), Дании, Германии, Придунавье и других районах. Площадь некоторых поселений достигала значительных размеров, в их застройке отмечаются элементы примитивной планировки. В Придунавье, Северной Италии и на Балканском полуострове С. п. существовали и в античное время. На территории СССР исследованы С. п., относящиеся к эпохам неолита, бронзы и более позднему времени: Модлонское свайное поселение, поселения, обнаруженные на оз. Лача (Архангельской области), в Шигирском торфянике и Горбуновском торфянике в Среднем Зауралье. С. п. известны и у некоторых современных народов Южной и Восточной Азии, Индонезии, Океании, Южной Америки, Африки, занимающихся главным образом рыболовством.


3. Провожу опрос учащихся, используя следующие вопросы для повторения:


  1. Когда и где жили первые человекоподобные существа?

  2. Когда появился «человек разумный»?

  3. Когда и где были найдены первые стоянки первобытного человека?

  4. Что и где изображали в эпоху верхнего палеолита?

  5. В чем заключается профессиональность и примитивность рисунков древнего человека?

  6. Кого предпочитает изображать древний человек?

  7. Как он относится к человеческому изображению?

  8. Что нового появляется в эпоху неолита?

  9. Какие геометрические фигуры узнает человек и как их использует?

  10. Какие краски и материалы использует древний человек?

  11. Когда и где жили первые человекоподобные существа?

  12. Когда появился «человек разумный»?

  13. Чем представлено зодчество неолита и энеолита?

  14. Где и когда появился так называемый звериный стиль?

  15. Что относится мегалитам?

  16. Что такое «каменный стол»?

  17. Как называется мегалитическое сооружение, состоящее из одного блока камня, вертикально вкопанного в землю?

  18. Как называются мегалитические постройки времен неолита и главным образом бронзового века состоящие из огромных (до 6–7 м высотой), отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей?

  19. Для чего сооружались каменные ящики?

  20. Какие древние жилые постройки или целые поселения создавал древний человек?


4. По результатам опроса выставляю оценки и объявляю их учащимся.


Материалы: Искусство стран и народов мира/ под ред. Б.В. Иогансон. – М.: СЭ, 1962, С. 80, 276; Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985.; Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997.; Фармозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР.- М., 1997.


6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!