Тахтамукайская детская школа искусств
Открытый урок
на тему
ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ОЧАГИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЫ И РОССИИ.
4 «А» класс.
Провела урок:
Преподаватель Тахтамукайской
детской школы искусств
С.Ю. ДЖАСТЕ.
На уроке присутствовали:
Директор А. Р. Пшипий
Завуч А.А. ХАТИТ
А. Тахтамукай, 2009–2010 уч. г.
Оборудование: Наскальные изображения: на берегах Ангары, Ладожского озера; росписи в пещерах: Ласко, Фон-де-Гом, Альтамира; «Палеолитические Венеры», Мегалиты: дольмены (Кавказ), менгиры (Франция), Кромлехи (Великобритания), Каменные ящики (Северный Кавказ), свайные постройки.
Цель и задачи урока: ознакомление учащихся с искусством первобытного общества.
ПЛАН УРОКА
Организационный момент – 2 - 3 мин.
Объяснение нового материала - 25 мин.
Закрепление пройденного материала - 10 мин.
Выставление оценок – 2 - 3 мин.
ХОД УРОКА
1. Рассаживаемся по местам, проверяю по журналу, сколько учащихся присутствует на уроке.
2. Начинаю изложение нового материала: История существования человека почти в 500 раз длиннее, чем история цивилизаций (это страны и народы, достигшие больших успехов в искусстве, науке, технологии, высокого уровня социального и культурного развития). Считается, что самые первые человекоподобные существа жили в Африке около 4-6 млн. лет назад. Современный человек – Homo sapiens или человек разумный появился приблизительно 40 тыс. лет назад.
Homo sapiens поначалу охотился на животных, собирал коренья и ягоды, жил в пещерах. Он уже умел пользоваться огнем, делать орудия из дерева и камня. Только 9000 лет до н.э. он стал обрабатывать землю и селиться близ своих полей.
Самыми древними сохранившимися образцами искусства являются рисунки на стенах пещер. Древние люди изображали животных, людей, орнаменты, фантастические существа. Краски изготовлялись из разноцветных минералов.
Примерно с середины XIX в. началась серия открытий, ставших возможными благодаря развитию научной археологии. Были обнаружены стоянки пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты – копья, рубила, иглы, скребки. Были также найдены предметы – художественные произведения. Силуэты зверей, узоры и загадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, костяных пластинах и каменных плитах. Рисунки, рельефы и резьба на скалах. Какой-нибудь выступ, напоминающий тело зверя, обтесан и доведен до полного сходства с кабаном или медведем. Есть скульптуры из глины. В пещере Монтеспан (Франция) открыли «израненную» глиняную фигуру медведя без головы; у ног этой статуи лежал череп настоящего медведя. Очевидно, к ней приставляли окровавленную голову убитого зверя.
На стенах и потолках пещер изображались животные – олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые на земле уже не водятся – длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются человеческие фигуры и головы, вернее ритуальные маски.
Только позднее в эпоху неолита (нового каменного века) стали изображать сцены из жизни первобытного племени – охоты, сражения, пляски и т.д. Они относятся к 4-6 тысячелетию до н.э.
Изображения животных относятся к верхнему палеолиту (древнекаменному веку) т.е. сделаны 40-2- тыс. лет тому назад. Такие памятники находят в разных местах нашей планеты. Знаменитые пещеры Альтамиры найдены в Испании, во Франции – пещеры фон де Гом, Монтеспан и др., в Сибири, на Дону, в Италии, Англии, Германии, Алжире.
Вот рисунок на потолке Альтамирской пещеры – изображающий бизона – ему 200 тыс. лет экономными, смелыми уверенными штрихами, в сочетании с большими пятнами краски передана мощная фигура зверя с точным ощущением анатомии и пропорций. Изображение не только контурное но и объемное: рисунок полон жизни, бизон наклонил голову и готов ринуться вперед. Это не элементарный рисунок. Этой работе мог бы позавидовать современный художник-анималист. Предположение о «детских каракулях» первобытного человека не подтверждается. Это и не удивительно. Ведь чтобы выжить, ему необходимы были острая наблюдательность и твердая рука мастера способного руками с помощью кремневых скребков выточить иглу и проделать в ней ушко. Искусность руки и меткость глаза дали возможность создать мастерские изображения. Но сказать что они ни в каком отношении не примитивны, тоже не верно. Примитивность проявляется, например, в отсутствии чувства общей композиции, согласованности. На потолке Альтамирской пещеры нарисовано около 20 бизонов, лошадей и кабанов; каждое изображение в отдельности превосходно, но как они расположены? Здесь царит хаос: некоторые нарисованы вверх ногами, многие накладываются одно на другое. И никакого намека на окружающую их природу. Вот и аналогия с рисунками маленького ребенка, которые он рисует вкривь и вкось не пытаясь согласовать с форматом листа. Наверно первобытный человек пристально вглядывался в отдельные явления, но не понимал их взаимосвязей.
Но главная примитивность первобытного «художника» проявляется в том, что рисует только животных на которых охотится. А как он изображает себя?
В разных местах земли найдены статуэтки женщин, – в которых сразу бросается в глаза одновременно и мастерство и примитивность. Мастерство в том как цельно почувствована пластика объемов тела. Но в них нет духовности, нет даже лица, – лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения.
«Палеолитическая Венера» с ее вздутым животом, громадными мешками грудей – сосуд плодородия и ничего более. Она более животна, чем сами животные, как они изображаются в искусстве палеолита.
Любопытный парадокс этого искусства: отношение к человеку – преимущественно животное, в отношении к зверю – больше человечности. В изображении зверей не просто отношение к зверю как к добыче, а чувствуется восхищение его силой, почтение к нему как к покровителю рода.
Человек формировал свой духовный мир через познание природы, мира зверей.
Но зачем он создавал эти иногда очень трудоемкие произведения? Наверное для осознания мира и упражнений в охоте (вспомним глиняного медведя). Это еще не было религией. Поэтому можно сказать что искусство старше религии и старше науки. Но оно моложе труда.
В эпоху неолита появляются связанные композиции и сцены. Где человек занимает главное место. Искусство неолита более «условное», чем палеолита, утратилось реалистическое видение охотников. В сценках охоты найденных в пещерах Африки, Испании захватывающая динамика и ритм, стрелки с луками настигают оленя; на другом – сражаются; на третьем – кружатся танцующие фигуры. Но сами фигуры это тощие черные силуэтные фигурки. Животные изображаются более реалистично, чем человек, но уже не встречаются столь живые «портреты» как в Альтамирской пещере.
Схематизируя предметы человек неолита узнает о прямоугольнике, круге, симметрии, замечает повторяемость сходных форм. Появляется орнамент.
Как я уже говорила искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир, и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.
Произведения изобразительного искусства появились уже в ориньякское время (то есть в самом начале позднего палеолита). Важнейшие памятники искусства палеолита – пещерные изображения. Кроме того, в позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в том числе глиняные статуэтки женщин – так называемые ориньякско-солютрейские «Венеры», связанные с культом «прародительниц»), а также первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне). Характерная черта палеолитического искусства – его наивный реализм. В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.
В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными примерно на треть в землю куполообразными постройками, иногда с длинными туннелеобразными входами. В качестве строительного материала употреблялись иногда кости крупных животных. Многочисленные образцы позднепалеолитического искусства обнаружены на территории СССР [на Украине (Мезинская стоянка), в Белоруссии, на Дону (Костёнковско-Ботшевские стоянки), в Грузии, Сибири (Буреть, Мальта)].
Зодчество неолита и энеолита представлено архитектурой общинных поселений (многокомнатные сырцовые дома Средней Азии и Двуречья, жилища трипольской культуры с каркасной основой из прутьев и глинобитным полом и т. д.). В эпоху неолита появились также первые мегалиты и свайные постройки.
Мегалиты (от мега… и греческого líthos – камень), сооружения из больших блоков дикого или грубо обработанного камня. К ним относятся дольмены, менгиры, кромлехи, каменные ящики, крытые галереи. М. распространены во всём мире, кроме Австралии, преимущественно в приморских областях. В Европе М. в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3–2 тысячелетия до н. э.), за исключением Англии, где М. относятся к эпохе неолита. Назначение М. не всегда можно установить. Большей частью они служили для погребений или были связаны с погребальным культом. По-видимому, М. – общинные сооружения. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.
Дольмен (франц. dolmen, от бретонского tol – стол и men – камень), древнее погребальное сооружение, один из видов мегалитических построек. Д. сложены из огромных каменных глыб и плит до нескольких десятков тыс. кг, поставленных вертикально и покрытых одной или несколькими плитами сверху. Д. – один из первых типов целостной архитектурной композиции, основанной на законах архитектоники. Д. обычно содержат останки нескольких умерших с каменными или бронзовыми орудиями и украшениями. Некоторые Д. использовались для погребений в течение десятков или даже сотен лет. Предполагают, что Д. сооружались для погребения родовых старейшин; по другой гипотезе, они первоначально служили родовыми святилищами и лишь позднее были превращены в места погребений. Д. распространены в приморских областях Европы, Северной Африки и Азии; в СССР известны на Черноморском побережье Кавказа и в Крыму. В Европе и Северной Африке Д. относятся к бронзовому веку, в Индии и Японии – к железному веку; на Кавказе Д. сооружались в эпоху ранней и средней бронзы (3–2-е тысячелетие до н. э.), а некоторые использовались даже в 1-м тысячелетии до н. э.
Менгир (бретонск. menhir, от men – камень и hir – длинный), простейший вид мегалитических сооружений, состоящий из одного блока камня, вертикально вкопанного в землю. М. достигают высоты 4–5 м и более (крупнейший М. высотой 20 м весит около 300 т, находится во Франции). Иногда М. составляют длинные аллеи (Карнак) или расположены по кольцу (Кромлех). По-видимому, М. имели культовое значение. Больше всего М. в Северо-Западной Европе, встречаются также в Азии и Африке. На территории СССР М. распространены в ряде районов Сибири и Кавказа.
Кромлех (от бретонского crom – круг и lech – камень), один из видов мегалитических построек времени неолита и главным образом бронзового века. Обычно состоит из огромных (до 6–7 м высотой), отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. Они опоясывают площадку, в середине которой иногда находится дольмен или менгир. К. свидетельствуют, что их создатели уже овладели началами композиции, чувством ритма и масштаба, тектоникой стоечно-балочной конструкции. При раскопках внутри К. находили погребения, шлифованные каменные топоры, лепную керамику, каменные зернотёрки. К. встречаются в Азии и Америке, но особенно много в Европе (Франция, Великобритания, Скандинавия), на территории СССР – в Закавказье. Особенно известны К. Стоунхендж и Эйвбери в Великобритании и у Карнака во Франции. Назначение К. спорно. Вероятнее всего, это ритуальные сооружения для погребений, а также для религиозных церемоний. Согласно одной из теорий, К. связаны с солнечным культом и являлись храмами солнца.
К
аменные ящики, погребальные сооружения прямоугольной формы из каменных плит, поставленных на ребро, и нескольких покровных плит. Были широко распространены в эпоху бронзы, связаны с различными археологическими культурами. Использовались для индивидуальных и групповых захоронений. Иногда над К. я. возводились курганы. На территории СССР традиция погребений в К. я. прослеживается почти во всех районах Кавказа (на Северном Кавказе до 19 в.), а также в Крыму, где наиболее характерна для тавров. К. я. тавров (2-я половина 1-го тыс. до н. э.) содержат коллективные захоронения в скорченном положении; в погребениях найдены бронзовые украшения и бусы.
Д
ольмен (Геленджик) Гранитный менгир Кромлех Стоунхендж
(Франция) (Великобритания)
Свайные постройки, древние жилые постройки или целые поселения, сооруженные на деревянных сваях, у берегов рек, озёр, морских заливов, в заболоченных местах. Древние С. п., известные с неолита, впервые открыты в середине 19 в. на швейцарских и приальпийских озёрах, позднее также в Северной Италии (террамары), Дании, Германии, Придунавье и других районах. Площадь некоторых поселений достигала значительных размеров, в их застройке отмечаются элементы примитивной планировки. В Придунавье, Северной Италии и на Балканском полуострове С. п. существовали и в античное время. На территории СССР исследованы С. п., относящиеся к эпохам неолита, бронзы и более позднему времени: Модлонское свайное поселение, поселения, обнаруженные на оз. Лача (Архангельской области), в Шигирском торфянике и Горбуновском торфянике в Среднем Зауралье. С. п. известны и у некоторых современных народов Южной и Восточной Азии, Индонезии, Океании, Южной Америки, Африки, занимающихся главным образом рыболовством.
3. Провожу опрос учащихся, используя следующие вопросы для повторения:
Когда и где жили первые человекоподобные существа?
Когда появился «человек разумный»?
Когда и где были найдены первые стоянки первобытного человека?
Что и где изображали в эпоху верхнего палеолита?
В чем заключается профессиональность и примитивность рисунков древнего человека?
Кого предпочитает изображать древний человек?
Как он относится к человеческому изображению?
Что нового появляется в эпоху неолита?
Какие геометрические фигуры узнает человек и как их использует?
Какие краски и материалы использует древний человек?
Когда и где жили первые человекоподобные существа?
Когда появился «человек разумный»?
Чем представлено зодчество неолита и энеолита?
Где и когда появился так называемый звериный стиль?
Что относится мегалитам?
Что такое «каменный стол»?
Как называется мегалитическое сооружение, состоящее из одного блока камня, вертикально вкопанного в землю?
Как называются мегалитические постройки времен неолита и главным образом бронзового века состоящие из огромных (до 6–7 м высотой), отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей?
Для чего сооружались каменные ящики?
Какие древние жилые постройки или целые поселения создавал древний человек?
4. По результатам опроса выставляю оценки и объявляю их учащимся.
Материалы: Искусство стран и народов мира/ под ред. Б.В. Иогансон. – М.: СЭ, 1962, С. 80, 276; Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985.; Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997.; Фармозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР.- М., 1997.
6