СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство маньеризма

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архитектура маньеризма

Маньеризм в изобразительном искусстве

Просмотр содержимого документа
«Искусство маньеризма»

Искусство маньеризма

Искусство маньеризма

 Маньеризм – художественный стиль в искусстве XVI века, появившийся на исходе Ренессанса, стилистическими особенностями которого являются: намеренное нарушение перспективы, экспрессия поз и мотивов движения, колористические и светотеневые диссонансы, искажение анатомических пропорций фигур.  Маньеризм является переходным периодом в развитии искусства между Ренессансом и барокко.  Основным мерилом красоты, по мнению представителей маньеризма, является субъективная художественная идея художника.  В связи с этим маньеристы искажали принципы гармонии, в центре их внимания были эфемерность мира и зыбкость человеческой судьбы.

Маньеризмхудожественный стиль в искусстве XVI века, появившийся на исходе Ренессанса, стилистическими особенностями которого являются:

  • намеренное нарушение перспективы,
  • экспрессия поз и мотивов движения,
  • колористические и светотеневые диссонансы,
  • искажение анатомических пропорций фигур.

Маньеризм является переходным периодом в развитии искусства между Ренессансом и барокко.

Основным мерилом красоты, по мнению представителей маньеризма, является субъективная художественная идея художника.

В связи с этим маньеристы искажали принципы гармонии, в центре их внимания были эфемерность мира и зыбкость человеческой судьбы.

Микеланджело Понтормо  В современном мире искусства считается, что маньеризм зародился в Тоскане, на родине Микеланджело, где работали родоначальники тосканского маньеризма - Понтормо и Фьорентино.

Микеланджело

Понтормо

В современном мире искусства считается, что маньеризм зародился в Тоскане, на родине Микеланджело, где работали родоначальники тосканского маньеризма - Понтормо и Фьорентино.

"Страшный Суд" Микеланджело

Кроме того, иные искусствоведы уверены, что "Страшный Суд" (Микеланджело) в Сикстинской капелле по технике исполнения несет в себе заметные черты этого стиля.

Архитектура маньеризма

Архитектура

маньеризма

Виньола Джакомо делла Порта Б. Амманати  Архитектура маньеризма характерна нарушением выверенности и сбалансированности архитектуры Ренессанса. Архитекторы-маньеристы делали упор на детализацию для усиления живописного эффекта, а иногда прибегали к искажению форм и пространства. Среди наиболее известных архитекторов, творивших в духе маньеризма – Виньола, Джакомо делла Порта, Бартоломео Амманати, Бернандо Буонталенти, Джорджо Вазари, Пирро Лигорио, Джулиано Романо. Дж. Романо  Б. Буонталенти Дж.Вазари

Виньола

Джакомо делла Порта

Б. Амманати

Архитектура маньеризма характерна нарушением выверенности и сбалансированности архитектуры Ренессанса. Архитекторы-маньеристы делали упор на детализацию для усиления живописного эффекта, а иногда прибегали к искажению форм и пространства.

Среди наиболее известных архитекторов, творивших в духе маньеризма – Виньола, Джакомо делла Порта, Бартоломео Амманати, Бернандо Буонталенти, Джорджо Вазари, Пирро Лигорио, Джулиано Романо.

Дж. Романо

Б. Буонталенти

Дж.Вазари

  Палаццо дель Те в Мантуе Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело (работа Джулио Романо)  Для здания, выполненного в стиле маньеризма, характерно использование множества выразительных декоративных элементов при отсутствии стилистического единства между ними. Максимум внимания уделяется фасаду. Здесь используются золотые инкрустации, псевдолепнина, псевдобарельефы, богатая роспись полов и потолков. Планировка зачастую непродуманная, несбалансированная, поскольку главный ориентир для архитектора - стремление разрушить установленные правила.  

  Палаццо дель Те в Мантуе

Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело

(работа Джулио Романо)

Для здания, выполненного в стиле маньеризма, характерно использование множества выразительных декоративных элементов при отсутствии стилистического единства между ними. Максимум внимания уделяется фасаду. Здесь используются золотые инкрустации, псевдолепнина, псевдобарельефы, богатая роспись полов и потолков. Планировка зачастую непродуманная, несбалансированная, поскольку главный ориентир для архитектора - стремление разрушить установленные правила.  

  Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо)  В дизайне интерьера использовались богатые и сложные украшения. Стены покрывались узорами и скульптурным орнаментом, при этом типы орнамента смешивалась - человеческие фигуры соседствовали с геральдическими знаками, растениями, фигурами животных и фантастических существ. Широко использовались мифологические мотивы.

  Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо)

В дизайне интерьера использовались богатые и сложные украшения. Стены покрывались узорами и скульптурным орнаментом, при этом типы орнамента смешивалась - человеческие фигуры соседствовали с геральдическими знаками, растениями, фигурами животных и фантастических существ. Широко использовались мифологические мотивы.

Библиотека Лауренциана во Флоренции

Библиотека Лауренциана во Флоренции

Амманати. Вилла Джулия 1550-1555  Бартоломео Амманати вместе с Виньолой принимал участие в сооружении виллы папы Юлия III (вилла Джулия) - сложного комплекса, в композиции которого выражено значение продольной оси, проходящей сквозь само здание виллы, главный двор, лоджию в нимфей, а затем в сад.

Амманати. Вилла Джулия 1550-1555

Бартоломео Амманати вместе с Виньолой принимал участие в сооружении виллы папы Юлия III (вилла Джулия) - сложного комплекса, в композиции которого выражено значение продольной оси, проходящей сквозь само здание виллы, главный двор, лоджию в нимфей, а затем в сад.

Вазари. Уффици 1560-1581  Черты внутреннего противоречия проявляются в комплексе правительственных зданий Уффици, наиболее крупном творении Джорджо Вазари (1511-1574). Задуманные как единый ансамбль, комплекс решен в виде улицы, связывающей площадь Синьори с набережной Арно. С обеих сторон улица застроена одинаковыми по архитектуре зданиями, которые соединены у выхода на набережную узкими переходным корпусом с аркой-лоджией в нижнем этаже.

Вазари. Уффици 1560-1581

Черты внутреннего противоречия проявляются в комплексе правительственных зданий Уффици, наиболее крупном творении Джорджо Вазари (1511-1574). Задуманные как единый ансамбль, комплекс решен в виде улицы, связывающей площадь Синьори с набережной Арно. С обеих сторон улица застроена одинаковыми по архитектуре зданиями, которые соединены у выхода на набережную узкими переходным корпусом с аркой-лоджией в нижнем этаже.

Живопись маньеризма

Живопись

маньеризма

 Основоположником маньеризма во Флоренции был Якопо Понтормо-итальянский  живописец, представитель флорентийской школы, один из основоположников маньеризма. В десятилетнем возрасте, потеряв отца, Понтормо отправился во Флоренцию, где и провёл всю свою жизнь. Он учился у Пьеро ди Козимо и Андреа дель Сарто.

Основоположником маньеризма во Флоренции был Якопо Понтормо-итальянский  живописец, представитель флорентийской школы, один из основоположников маньеризма. В десятилетнем возрасте, потеряв отца, Понтормо отправился во Флоренцию, где и провёл всю свою жизнь. Он учился у Пьеро ди Козимо и Андреа дель Сарто.

 Первым его произведением стала фреска на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано, сюжетный замысел которого трудно определим. В противовес классическим решениям здесь нет ни героя, ни действия, связь между персонажами перенесена в сферу мечтательной и едва уловимой тревоги. 

Первым его произведением стала фреска на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано, сюжетный замысел которого трудно определим. В противовес классическим решениям здесь нет ни героя, ни действия, связь между персонажами перенесена в сферу мечтательной и едва уловимой тревоги. 

 В крупной станковой композиции 

В крупной станковой композиции "Христос в Эммаусе" Пантормо с неприкрытой правдой обрисовал типы босоногих апостолов. Художник ввел в колористическую гамму картины полосы открытого алого, лимонно-желтого, зеленого и синего цветов.

 Россо Фьерентино (1495-1540) в первый период своего творчества тяготел к драматическим сюжетам.  В произведениях Россо Фьорентино искажал пропорции фигур, уплотнял композиционное пространство и экспериментировал с оригинальной цветовой палитрой. Художник использовал холодные тона, интенсивный желтый, а также зеленые и красные оттенки.

Россо Фьерентино (1495-1540) в первый период своего творчества тяготел к драматическим сюжетам.  В произведениях Россо Фьорентино искажал пропорции фигур, уплотнял композиционное пространство и экспериментировал с оригинальной цветовой палитрой. Художник использовал холодные тона, интенсивный желтый, а также зеленые и красные оттенки.

«Снятия с креста

«Снятия с креста"

"Моисей и дочери Иофара»

В резко угловатых линиях и кричащих красках, в обрисовке персонажей "Снятия с креста" есть нечто историческое. Композиция "Моисей и дочери Иофара" полна яростного возбуждения.

  Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей»  Пармская школа маньеризма связана с творчеством Пармиджанино - (Франческо Маццола)  (1503-1540), у которого принципы нового направления определены в таких работах, как

  Пармиджанино

«Мадонна с длинной шеей»

Пармская школа маньеризма связана с творчеством Пармиджанино - (Франческо Маццола)  (1503-1540), у которого принципы нового направления определены в таких работах, как "Мадонна с длинной шеей". Изысканные линии удлиненной фигуры мадонны представлены в каноническом "змеевидном изгибе", манеры движения рук, тонкие бескостные пальцы. Колорит словно замутнен. В портретах Пармиджанино субъективная фантазия автора противостоит реальным качествам модели.

" Портрет Биа Медичи, дочери Козимо I"

Бронзино

«Элеонора Толедская с сыном»

Еще один флорентиец Бронзино (настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Мариано) (1503 - 1572) ученик Якопо Понтормо. В настоящее время он известен как великолепный портретист, но художник мастерски работал в самых различных жанрах - от миниатюр до фресок. Его самые значительные произведения: "Элеонора Толедская с сыном" (1545), "Портрет Биа Медичи, дочери Козимо I" (1542), "Аллегория с Венерой и Амуром" (1546) и др.

Эль Греко  В Испании маньеризм нашел своего мастера - Эль Греко (настоящее имя Доменико Теотокопули) (1541 - 1614), родившийся на Крите. Начальное художественное образование он получил в мастерской иконописца Георгия Клонцаса. Затем предположительно, брал уроки в мастерской Тициана, где, вероятно, перенял мастерство колорита.   Композиции его картин строятся на произвольно смешивающихся планах, на смелых ракурсах, контрастах света и тени, передающие ощущение взволнованности. Фигуры вытягиваются, части тела деформируются, головы фигур обретают форму эллипса.

Эль Греко

В Испании маньеризм нашел своего мастера - Эль Греко (настоящее имя Доменико Теотокопули) (1541 - 1614), родившийся на Крите. Начальное художественное образование он получил в мастерской иконописца Георгия Клонцаса. Затем предположительно, брал уроки в мастерской Тициана, где, вероятно, перенял мастерство колорита. 

Композиции его картин строятся на произвольно смешивающихся планах, на смелых ракурсах, контрастах света и тени, передающие ощущение взволнованности. Фигуры вытягиваются, части тела деформируются, головы фигур обретают форму эллипса.

"Погребение графа Оргаса"

Главное произведение в творчестве Эль Греко - "Погребение графа Оргаса" 1586-1588 годов.

Характерная особенность работ Эль Греко - цветовое решение неприкрытых участков тела фигур. Совершенно лишив тела всех оттенков красного, придающего фигурам жизненность, он использовал оттенки исключительно желтого и серого цвета.

Джузеппе Арчимбольдо  Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году в семье, которая имела древние германские корни.  Свидетельств о том, что Арчимбольдо обучался в каких-то художественных школах нет, его карьера началась в мастерских Миланского собора, где он создавал витражи и фрески.Джузеппе Арчимбольдо был одним из самых ярких представителей маньеризма. Его картины – это изобретательное и гениальное сочетание образов природы, которое являет нам непривычных средневековый коллаж, где образ человека возникает из природы и снова исчезает в ней.

Джузеппе Арчимбольдо

Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году в семье, которая имела древние германские корни.

Свидетельств о том, что Арчимбольдо обучался в каких-то художественных школах нет, его карьера началась в мастерских Миланского собора, где он создавал витражи и фрески.Джузеппе Арчимбольдо был одним из самых ярких представителей маньеризма. Его картины – это изобретательное и гениальное сочетание образов природы, которое являет нам непривычных средневековый коллаж, где образ человека возникает из природы и снова исчезает в ней.

Цикл “Времена года” «Зима» «Весна»

Цикл “Времена года”

«Зима»

«Весна»

Цикл “Времена года” «Лето» «Осень»

Цикл “Времена года”

«Лето»

«Осень»

«Король Максимилиан с семьей»

«Король Максимилиан с семьей»

Цикл “Стихии”  «Вода» «Воздух»

Цикл “Стихии” 

«Вода»

«Воздух»

Цикл “Стихии”  «Земля» «Огонь»

Цикл “Стихии” 

«Земля»

«Огонь»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!