Искусство маньеризма
Маньеризм – художественный стиль в искусстве XVI века, появившийся на исходе Ренессанса, стилистическими особенностями которого являются:
- намеренное нарушение перспективы,
- экспрессия поз и мотивов движения,
- колористические и светотеневые диссонансы,
- искажение анатомических пропорций фигур.
Маньеризм является переходным периодом в развитии искусства между Ренессансом и барокко.
Основным мерилом красоты, по мнению представителей маньеризма, является субъективная художественная идея художника.
В связи с этим маньеристы искажали принципы гармонии, в центре их внимания были эфемерность мира и зыбкость человеческой судьбы.
Микеланджело
Понтормо
В современном мире искусства считается, что маньеризм зародился в Тоскане, на родине Микеланджело, где работали родоначальники тосканского маньеризма - Понтормо и Фьорентино.
"Страшный Суд" Микеланджело
Кроме того, иные искусствоведы уверены, что "Страшный Суд" (Микеланджело) в Сикстинской капелле по технике исполнения несет в себе заметные черты этого стиля.
Архитектура
маньеризма
Виньола
Джакомо делла Порта
Б. Амманати
Архитектура маньеризма характерна нарушением выверенности и сбалансированности архитектуры Ренессанса. Архитекторы-маньеристы делали упор на детализацию для усиления живописного эффекта, а иногда прибегали к искажению форм и пространства.
Среди наиболее известных архитекторов, творивших в духе маньеризма – Виньола, Джакомо делла Порта, Бартоломео Амманати, Бернандо Буонталенти, Джорджо Вазари, Пирро Лигорио, Джулиано Романо.
Дж. Романо
Б. Буонталенти
Дж.Вазари
Палаццо дель Те в Мантуе
Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело
(работа Джулио Романо)
Для здания, выполненного в стиле маньеризма, характерно использование множества выразительных декоративных элементов при отсутствии стилистического единства между ними. Максимум внимания уделяется фасаду. Здесь используются золотые инкрустации, псевдолепнина, псевдобарельефы, богатая роспись полов и потолков. Планировка зачастую непродуманная, несбалансированная, поскольку главный ориентир для архитектора - стремление разрушить установленные правила.
Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо)
В дизайне интерьера использовались богатые и сложные украшения. Стены покрывались узорами и скульптурным орнаментом, при этом типы орнамента смешивалась - человеческие фигуры соседствовали с геральдическими знаками, растениями, фигурами животных и фантастических существ. Широко использовались мифологические мотивы.
Библиотека Лауренциана во Флоренции
Амманати. Вилла Джулия 1550-1555
Бартоломео Амманати вместе с Виньолой принимал участие в сооружении виллы папы Юлия III (вилла Джулия) - сложного комплекса, в композиции которого выражено значение продольной оси, проходящей сквозь само здание виллы, главный двор, лоджию в нимфей, а затем в сад.
Вазари. Уффици 1560-1581
Черты внутреннего противоречия проявляются в комплексе правительственных зданий Уффици, наиболее крупном творении Джорджо Вазари (1511-1574). Задуманные как единый ансамбль, комплекс решен в виде улицы, связывающей площадь Синьори с набережной Арно. С обеих сторон улица застроена одинаковыми по архитектуре зданиями, которые соединены у выхода на набережную узкими переходным корпусом с аркой-лоджией в нижнем этаже.
Живопись
маньеризма
Основоположником маньеризма во Флоренции был Якопо Понтормо-итальянский живописец, представитель флорентийской школы, один из основоположников маньеризма. В десятилетнем возрасте, потеряв отца, Понтормо отправился во Флоренцию, где и провёл всю свою жизнь. Он учился у Пьеро ди Козимо и Андреа дель Сарто.
Первым его произведением стала фреска на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано, сюжетный замысел которого трудно определим. В противовес классическим решениям здесь нет ни героя, ни действия, связь между персонажами перенесена в сферу мечтательной и едва уловимой тревоги.
В крупной станковой композиции "Христос в Эммаусе" Пантормо с неприкрытой правдой обрисовал типы босоногих апостолов. Художник ввел в колористическую гамму картины полосы открытого алого, лимонно-желтого, зеленого и синего цветов.
Россо Фьерентино (1495-1540) в первый период своего творчества тяготел к драматическим сюжетам. В произведениях Россо Фьорентино искажал пропорции фигур, уплотнял композиционное пространство и экспериментировал с оригинальной цветовой палитрой. Художник использовал холодные тона, интенсивный желтый, а также зеленые и красные оттенки.
«Снятия с креста"
"Моисей и дочери Иофара»
В резко угловатых линиях и кричащих красках, в обрисовке персонажей "Снятия с креста" есть нечто историческое. Композиция "Моисей и дочери Иофара" полна яростного возбуждения.
Пармиджанино
«Мадонна с длинной шеей»
Пармская школа маньеризма связана с творчеством Пармиджанино - (Франческо Маццола) (1503-1540), у которого принципы нового направления определены в таких работах, как "Мадонна с длинной шеей". Изысканные линии удлиненной фигуры мадонны представлены в каноническом "змеевидном изгибе", манеры движения рук, тонкие бескостные пальцы. Колорит словно замутнен. В портретах Пармиджанино субъективная фантазия автора противостоит реальным качествам модели.
" Портрет Биа Медичи, дочери Козимо I"
Бронзино
«Элеонора Толедская с сыном»
Еще один флорентиец Бронзино (настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Мариано) (1503 - 1572) ученик Якопо Понтормо. В настоящее время он известен как великолепный портретист, но художник мастерски работал в самых различных жанрах - от миниатюр до фресок. Его самые значительные произведения: "Элеонора Толедская с сыном" (1545), "Портрет Биа Медичи, дочери Козимо I" (1542), "Аллегория с Венерой и Амуром" (1546) и др.
Эль Греко
В Испании маньеризм нашел своего мастера - Эль Греко (настоящее имя Доменико Теотокопули) (1541 - 1614), родившийся на Крите. Начальное художественное образование он получил в мастерской иконописца Георгия Клонцаса. Затем предположительно, брал уроки в мастерской Тициана, где, вероятно, перенял мастерство колорита.
Композиции его картин строятся на произвольно смешивающихся планах, на смелых ракурсах, контрастах света и тени, передающие ощущение взволнованности. Фигуры вытягиваются, части тела деформируются, головы фигур обретают форму эллипса.
"Погребение графа Оргаса"
Главное произведение в творчестве Эль Греко - "Погребение графа Оргаса" 1586-1588 годов.
Характерная особенность работ Эль Греко - цветовое решение неприкрытых участков тела фигур. Совершенно лишив тела всех оттенков красного, придающего фигурам жизненность, он использовал оттенки исключительно желтого и серого цвета.
Джузеппе Арчимбольдо
Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году в семье, которая имела древние германские корни.
Свидетельств о том, что Арчимбольдо обучался в каких-то художественных школах нет, его карьера началась в мастерских Миланского собора, где он создавал витражи и фрески.Джузеппе Арчимбольдо был одним из самых ярких представителей маньеризма. Его картины – это изобретательное и гениальное сочетание образов природы, которое являет нам непривычных средневековый коллаж, где образ человека возникает из природы и снова исчезает в ней.
Цикл “Времена года”
«Зима»
«Весна»
Цикл “Времена года”
«Лето»
«Осень»
«Король Максимилиан с семьей»
Цикл “Стихии”
«Вода»
«Воздух»
Цикл “Стихии”
«Земля»
«Огонь»