СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство и его роль в жизни общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Искусство и его роль в жизни общества»

2.6Искусство

  • По­нятие и ви­ды ис­кус­ства

  • Ис­кусс­тво и мо­раль

  • Ис­кусс­тво и ре­лигия

  • Ис­кусс­тво и тех­ни­ка

Понятие и виды искус­ства

В от­ли­чие от дру­гих сфер об­ще­ствен­ной де­ятельно­сти (на­уки, по­лити­ки и др.) ис­кус­ство удов­летво­ря­ет по­треб­ность че­лове­ка в вос­при­ятии ок­ру­жа­ющей действи­тельно­сти в раз­ви­тых фор­мах че­лове­че­ской чувс­твен­ности. Речь идет о спе­цифи­чес­кой че­лове­че­ской спо­соб­ности эс­те­тичес­ко­го вос­при­ятия яв­ле­ний, фак­тов, со­бытий объек­тивно­го ми­ра, пред­по­лага­ющей раз­ви­тое твор­ческое во­об­ра­жение.

Ис­кусс­тво — раз­но­вид­ность ду­хов­ной де­ятельно­сти лю­дей, вид ду­хов­но­го ос­во­ения действи­тельно­сти че­лове­ком, име­ющий целью фор­ми­рова­ние и раз­ви­тие его спо­соб­нос­ти твор­чески пре­об­ра­зовы­вать ок­ру­жа­ющий мир и са­мого се­бя по за­конам кра­соты и гар­мо­нии.

По­нятие «ис­кус­ство» име­ет не­сколько зна­чений. В ши­роком смыс­ле — это со­вокуп­ность всех раз­но­вид­ностей ху­доже­ствен­но­го твор­чес­тва: ли­тера­туры, скульпту­ры, те­ат­ра, ки­но и др. В уз­ком смыс­ле — это только изоб­ра­зительное ис­кус­ство. Кро­ме то­го, ис­кус­ством на­зыва­ют выс­шую сте­пень мас­терс­тва в ка­кой-ли­бо сфе­ре де­ятельно­сти.

Ре­ша­ющую роль в воз­никно­вении и раз­ви­тии ис­кус­ства сыг­рал труд. Ис­то­риче­ски ис­кус­ство раз­ви­ва­ет­ся как сис­те­ма кон­крет­ных ви­дов (му­зыки, ли­тера­туры, ар­хи­тек­ту­ры, изоб­ра­зительно­го ис­кус­ства и др.), в ко­торых мно­го­об­ра­зие ре­ально­го ми­ра пред­ста­ет во всем сво­ем бо­гатс­тве. Про­из­ве­дения ис­кус­ства фор­ми­ру­ют че­лове­ка, спо­соб­но­го нас­лаждаться кра­сотой и по­нимать ее. Бла­года­ря мно­го­об­ра­зию сво­ей ви­довой сущ­ности ис­кус­ство объеди­ня­ет в се­бе все те фор­мы об­ще­ствен­ной де­ятельно­сти и по­зна­ния, где про­яв­ля­ет­ся от­но­шение ин­ди­вида к действи­тельно­сти и к са­мому се­бе. Имен­но этим оп­ре­деля­ет­ся спе­цифи­ка ис­кус­ства, его уни­кальность как осо­бого спо­соба ду­хов­но­го про­из­вод­ства. Пос­кольку ис­кус­ство вклю­ча­ет в се­бя от­ра­жение всех форм со­ци­альной де­ятельно­сти, сфе­ра его воз­действия на жизнь прак­ти­чес­ки без­гра­нич­на. В свя­зи с этим ис­кус­ство при­об­ре­та­ет со­ци­альный ха­рак­тер.

В XIX в. воз­ни­кали по­пыт­ки со­зда­ния «чис­то­го ис­кус­ства», «ис­кус­ства для ис­кус­ства», ко­торое дол­жно бы­ло быть са­моцен­ным, ав­то­ном­ным, не­зави­симым от об­ще­ствен­ной жиз­ни, мо­рали, на­уки и по­лити­ки. Иде­оло­ги этой кон­цепции по­лага­ли, буд­то только в сфе­ре «чис­то­го ис­кус­ства» воз­можны лич­ная не­зави­симость ху­дож­ни­ка и сво­бода ху­доже­ствен­но­го твор­чес­тва. На де­ле ис­кус­ство не мо­жет не от­ра­жать ре­альный ок­ру­жа­ющий мир и воз­ни­ка­ющие в нем от­но­шения.

Государственная Третьяковская галерея

Что та­кое ис­кус­ство? Этот воп­рос до сих пор ос­та­ет­ся пред­ме­том спо­ров меж­ду ма­тери­алис­та­ми и иде­алис­та­ми. Ма­тери­ализм рас­смат­ри­ва­ет ис­кус­ство как от­ра­жение ре­альной действи­тельно­сти и ви­дит имен­но в об­ще­ствен­ной жиз­ни тот объек­тивный ис­точник, ко­торый внут­ренне свя­зыва­ет и обус­ловли­ва­ет вза­имо­действие ис­кус­ства с по­лити­кой, на­укой, мо­ралью и т.д. Иде­алис­ты счи­та­ют, что ис­кус­ство отор­ва­но от прак­ти­чес­кой де­ятельно­сти.

Ис­кусс­тво — это осо­бая фор­ма об­ще­ствен­но­го со­зна­ния. С этой точ­ки зре­ния мож­но дать объяс­не­ние ро­ли ис­кус­ства в раз­ви­тии об­ще­чело­вече­ской культу­ры. Ос­но­вой ис­кус­ства слу­жит ху­доже­ствен­ный об­раз.

Ху­дожес­твен­ный об­раз — чувс­твен­ное вос­со­зда­ние действи­тельно­сти на ос­но­ве субъек­тивной по­зиции ав­то­ра.

Об­ла­дая, по сло­вам Ге­геля, спо­соб­ностью «ме­нять на­шу точ­ку зре­ния на пред­мет», ис­кус­ство си­лой твор­ческо­го во­об­ра­жения пре­об­ра­жа­ет мир в пред­став­ле­нии, де­лая это сво­бод­но, т.е. по за­конам кра­соты. Про­цесс сво­бод­но­го фор­ми­рова­ния пред­метно­го ми­ра в сфе­ре ху­доже­ствен­но­го твор­чес­тва про­ис­хо­дит с по­зиций оп­ре­делен­но­го эс­те­тичес­ко­го иде­ала и за­вер­ша­ет­ся со­зда­ни­ем про­из­ве­дений или об­ра­зов ис­кус­ства.

Бла­года­ря це­лос­тно­му, все­об­ще­му ха­рак­те­ру от­ра­жения пред­ме­тов и яв­ле­ний ок­ру­жа­юще­го ми­ра ис­кус­ство воз­действу­ет од­новре­мен­но на чувс­тва, мыс­ли и во­лю лю­дей, про­буж­дая и раз­ви­вая в них твор­ческое от­но­шение к действи­тельно­сти. Раз­ви­тие и си­ла со­ци­ально­го воз­действия ис­кус­ства за­висят от ус­ло­вий жиз­ни об­ще­ства, ко­торые мо­гут быть бо­лее или ме­нее бла­гоп­ри­ят­ны­ми для твор­ческой де­ятельно­сти че­лове­ка.

Вы­деля­ют три груп­пы ви­дов ис­кус­ства:

1) прос­транс­твен­ные или плас­ти­чес­кие ис­кус­ства — жи­вопись, скульпту­ра, гра­фика, ху­доже­ствен­ная фо­тог­ра­фия, ар­хи­тек­ту­ра, де­кора­тив­но-прик­ладное ис­кус­ство и ди­зайн; они раз­верты­ва­ют свои об­ра­зы в прос­транс­тве;

2) вре­мен­ны́е или ди­нами­чес­кие — му­зыка, ли­тера­тура, т.е. та­кие, где об­ра­зы стро­ят­ся во вре­мени, а не в ре­альном прос­транс­тве;

3) прос­транс­твен­но-вре­мен­ны́е — та­нец, ак­тер­ское ис­кус­ство, те­атр, ки­но­ис­кус­ство, те­ле­ис­кус­ство, эс­трад­но-цир­ко­вое ис­кус­ство; они об­ла­да­ют ди­намиз­мом и час­то на­зыва­ют­ся зре­лищ­ны­ми ис­кус­ства­ми.

Ни один из ви­дов ис­кус­ства не мо­жет сво­ими собс­твен­ны­ми средс­тва­ми дать пол­ную ху­доже­ствен­ную кар­ти­ну ми­ра. Та­кую кар­ти­ну мо­жет соз­дать только вся ху­доже­ствен­ная культу­ра че­лове­че­ства в це­лом, сос­то­ящая из от­дельных ви­дов ис­кус­ства.

Изу­чени­ем ис­кус­ства за­нима­ет­ся ис­кус­ствоз­на­ние.

Ис­кусс­твоз­на­ние (ис­кус­ство­веде­ние) — со­вокуп­ность на­ук, ис­сле­ду­ющих со­ци­ально-эс­те­тичес­кую сущ­ность ис­кус­ства, его про­ис­хожде­ние и за­коно­мер­ности раз­ви­тия, осо­бен­ности и со­дер­жа­ние ви­дово­го рас­чле­нения ис­кус­ства, при­роду ху­доже­ствен­но­го твор­чес­тва, мес­то ис­кус­ства в со­ци­альной и ду­хов­ной жиз­ни об­ще­ства.

Сов­ре­мен­ное ис­кус­ствоз­на­ние ис­сле­ду­ет ис­кус­ство в кон­тек­сте ду­хов­ной культу­ры.

Струк­ту­ра ис­кус­ствоз­на­ния от­ли­ча­ет­ся ком­плексностью и про­яв­ля­ет­ся в сле­ду­ющем:

  • во-пер­вых, ис­кус­ствоз­на­ние раз­де­ля­ет­ся на об­щее и час­тное со­от­ветс­твен­но чле­нению са­мого ис­кус­ства на раз­личные ви­ды ху­доже­ствен­но­го твор­чес­тва. Как сис­те­ма час­тных на­ук об от­дельных ви­дах ис­кус­ства ис­кус­ствоз­на­ние вклю­ча­ет ли­тера­туро­веде­ние, те­ат­ро­веде­ние, му­зыкоз­на­ние, ар­хи­тек­ту­рове­дение, ис­кус­ство­веде­ние, ки­нове­дение и др. Каж­дая из этих час­тных на­ук име­ет от­но­сительно са­мо­сто­ятельный ха­рак­тер и в то же вре­мя вхо­дит в ка­чес­тве сос­тавной час­ти в об­щую струк­ту­ру ис­кус­ства как сис­те­мы це­лос­тно­го зна­ния о ху­доже­ствен­ном твор­чес­тве;

  • во-вто­рых, в на­ибо­лее об­щем ви­де ис­кус­ствоз­на­ние пред­став­ля­ет со­бой со­вокуп­ность трех дис­циплин: ис­то­рии ис­кус­ства, те­ории ис­кус­ства, ху­доже­ствен­ной кри­тики. Час­тные на­уки об ис­кус­стве вклю­ча­ют ана­логич­ные дис­ципли­ны: те­ат­ро­веде­ние — ис­то­рию те­ат­ра, те­орию те­ат­ра, те­ат­ральную кри­тику; му­зыкоз­на­ние — ис­то­рию му­зыки, те­орию му­зыки, му­зыкальную кри­тику и т.д.

Об­щей те­ори­ей ис­кус­ства выс­ту­па­ет эс­те­тика (от греч. aisthētikós — чувс­тву­ющий).

Эс­те­тика — на­ука о сущ­ности и за­коно­мер­ностях твор­ческо­го ос­во­ения действи­тельнос­ти по за­конам кра­соты.

Эс­те­тика пред­став­ля­ет те­оре­тиче­скую ос­но­ву по от­но­шению к час­тным ис­кус­ство­вед­ческим на­укам.

Рас­простра­нение средств мас­со­вой ком­му­ника­ции — пе­ри­оди­чес­кой пе­чати, зву­ко­за­писи, ки­но, ра­дио, те­леви­дения и др. — су­щес­твен­но из­ме­нило ху­доже­ствен­ную жизнь об­ще­ства в XX в. Эти средс­тва поз­во­лили при­об­щить к дос­ти­жени­ям ми­ровой культу­ры ши­рокие слои на­селе­ния, ко­торые ра­нее прак­ти­чес­ки не име­ли дос­ту­па к ху­доже­ствен­ным цен­ностям. При этом в про­цес­се по­лиг­ра­фичес­ко­го, зву­ково­го или эк­ранно­го ти­ражи­рова­ния про­из­ве­дения тра­дици­он­ных ви­дов ис­кус­ства (в пер­вую оче­редь жи­вопи­си, скульпту­ры, те­ат­ра) пре­тер­пе­вали су­щес­твен­ные из­ме­нения, те­ряя ряд сво­их свойств, та­ких как уни­кальность тво­рения, пря­мой кон­такт меж­ду ак­те­рами и а­уди­тори­ей в те­ат­ре и т.д.

Искусство и мораль

Оп­ре­делен­ную роль иг­ра­ет вза­имо­связь ис­кус­ства и мо­рали. Ис­кусс­тво и мо­раль — это две фор­мы об­ще­ствен­но­го со­зна­ния и ду­хов­но-прак­ти­чес­кой де­ятельно­сти че­лове­ка, тес­но свя­зан­ные и вза­имо­действу­ющие друг с дру­гом.

В ис­то­рии ис­кус­ства су­щес­тво­вали два под­хо­да к проб­ле­ме вза­имо­от­но­шений ис­кус­ства и мо­рали:

1) мо­ралис­ти­чес­кий, ут­вер­ждав­ший единс­тво ис­кус­ства и мо­рали и под­чи­нение ху­доже­ствен­но­го твор­чес­тва нравс­твен­ным це­лям и за­дачам;

2) им­мо­ралис­ти­чес­кий, пос­тро­ен­ный на про­тиво­пос­тавле­нии мо­рали и ис­кус­ства, оп­равда­нии амо­ральных тен­денций в ис­кус­стве.

Вза­имос­вязь ис­кус­ства и мо­рали на­до ис­кать в кон­тек­сте об­щих мо­рально-эти­чес­ких проб­лем: доб­ра и зла, ин­те­реса и дол­га, смыс­ла жиз­ни, счастья, люб­ви и т.д. Мо­раль ус­та­нав­ли­ва­ет нор­мы по­веде­ния, а ис­кус­ство ре­ша­ет эти проб­ле­мы в ху­доже­ствен­ной фор­ме и ху­доже­ствен­ны­ми средс­тва­ми.

Лоренцо Бернини. Ангел. Замок Святого Ангела

Ис­кусс­тво от­ра­жа­ет ре­альный мо­ральный опыт, ут­вер­жда­ет нравс­твен­ный иде­ал об­ще­ства, заг­ля­дывая да­леко впе­ред, про­веряя действи­тельное со­дер­жа­ние и жиз­ненную си­лу действу­ющей мо­рали. Вы­ражая стрем­ле­ние к вы­сокой че­ловеч­ности, по­треб­ность че­лове­ка во всес­то­рон­нем рас­кры­тии сво­их твор­ческих сил и воз­можнос­тей, ис­кус­ство, по­доб­но мо­рали, сво­ими средс­тва­ми вы­пол­ня­ет и прог­ности­чес­кую фун­кцию. Си­лу нравс­твен­но­го воз­действия ис­кус­ства не сле­ду­ет ни пре­уве­личи­вать, ни пре­уменьшать. Оно не об­ла­да­ет спо­соб­ностью, как от­ме­чал Арис­то­тель, прев­ра­щать зло­го че­лове­ка в доб­ро­го. Для вос­при­ятия ис­кус­ства нуж­но, что­бы че­ловек был уже в ка­кой-то сте­пени го­тов дос­тойно оце­нить мо­ральный об­раз мыс­лей ге­ро­ев про­из­ве­дений, нравс­твен­ную на­прав­ленность их пос­тупков. Не учи­тывая это­го об­стоя­тельства, иног­да неп­ра­вомер­но воз­ла­га­ют на ис­кус­ство всю от­ветс­твен­ность за «па­дение нра­вов», тог­да как та­кую от­ветс­твен­ность на­до воз­ла­гать на со­ци­альную действи­тельно­сть.

Мо­ральное воз­действие ис­кус­ства на лю­дей мо­жет осу­щест­вляться при­мером нрав­ствен­но­го по­веде­ния ге­роя про­из­ве­дения или си­лой вы­зыва­емо­го ху­доже­ствен­ным про­из­ве­дени­ем эс­те­тичес­ко­го пе­режи­вания, по­буж­да­юще­го лич­ность к раз­мышле­нию. Си­ла нравс­твен­но­го воз­действия ис­кус­ства не ис­че­за­ет с прек­ра­щени­ем не­пос­редс­твен­но­го кон­такта с про­из­ве­дени­ем, а нап­ро­тив, только на­чина­ет­ся, ухо­дя в глубь со­зна­ния че­лове­ка, где не­замет­но для не­го зат­ра­гива­ет все сфе­ры жиз­не­де­ятельно­сти, вли­яя на мо­тивы, сти­мулы, цен­нос­тные ус­та­нов­ки и в ре­зульта­те на по­веде­ние, че­лове­че­скую лич­ность в це­лом.

Искусство и религия

Тес­ная вза­имос­вязь су­щес­тву­ет и меж­ду ис­кус­ством и ре­лиги­ей. Для ре­лигии ха­рак­терны ве­ра в сверхъес­тес­твен­ные объек­ты, их по­чита­ние и пок­ло­нение им, раз­ви­тая сис­те­ма культо­вых действий. В ис­кус­стве важ­но отоб­ра­жение ре­альной действи­тельно­сти в ху­доже­ствен­ных об­ра­зах.

Тес­ная вза­имос­вязь ис­кус­ства и ре­лигии объяс­ня­ет­ся на­личи­ем в них це­лого ря­да об­щих черт. Ис­кусс­тво и ре­лигия вы­ража­ют цен­нос­тное от­но­шение че­лове­ка к действи­тельно­сти. Они ча­ще опи­ра­ют­ся на про­тиво­реча­щие фор­мальной ло­гике пред­став­ле­ния, на об­разно-сим­во­личес­кое мыш­ле­ние, чем на по­нятийное. От­сю­да — их об­ра­щение не к соз­на­тельной, а к чувс­твен­но-эмо­ци­ональной сто­роне пси­хики че­лове­ка.

Эмо­ци­ональное воз­бужде­ние, ду­хов­ное пе­режи­вание соп­ро­вож­да­ют и вос­при­ятие про­из­ве­дения ис­кус­ства, и ре­лиги­оз­ные ри­ту­алы, только в пер­вом слу­чае они зна­чимы са­ми по се­бе, а во вто­ром — ос­мысли­ва­ют­ся как фор­мы об­ще­ния со сверхъес­тес­твен­ным ми­ром.

Ху­дожес­твен­ные и ре­лиги­оз­ные эле­мен­ты бы­ли тес­но пе­реп­ле­тены в струк­ту­ре древ­не­го ми­фоло­гичес­ко­го со­зна­ния. В пер­во­быт­но-об­щинный пе­ри­од раз­ви­тия об­ще­ства ис­кус­ство еще не бы­ло са­мо­сто­ятельным и вы­пол­ня­ло прик­ладные фун­кции в рам­ках пер­во­быт­ных культов и ри­ту­алов. Ре­лиги­оз­ный ри­ту­ал стро­ил­ся на ху­доже­ствен­но-эс­те­тичес­кой ос­но­ве, соп­ро­вож­дался пляс­ка­ми, пе­ни­ем, му­зыкой, со­дер­жал эле­мен­ты те­ат­ральнос­ти. Ху­дожес­твен­ные эле­мен­ты ри­ту­ала вос­при­нима­лись как действие сверхъес­тес­твен­ных сил на че­лове­ка, как ду­хов­ный кон­такт с объек­том пок­ло­нения. Поз­же все это пе­реш­ло в ре­лигии древ­них ци­вили­заций.

С воз­никно­вени­ем ми­ровых ре­лигий от­но­шения меж­ду ис­кус­ством и ре­лиги­ей ста­ли раз­ви­ваться слож­но и про­тиво­речи­во. Все яв­ле­ния культу­ры и ис­кус­ства ста­ли оце­ниваться с по­зиции той или иной ре­лигии. Все, что со­от­ветс­тво­вало ре­лиги­оз­ным нор­мам или мог­ло быть ис­пользо­вано для их под­держа­ния и рас­простра­нения, при­нима­лось, а ос­тальное, как пра­вило, от­ри­цалось. Так, в ис­ла­ме дол­гое вре­мя зап­ре­щалось изоб­ра­жать лю­дей и жи­вот­ных, что су­щес­твен­но за­тор­мо­зило раз­ви­тие изоб­ра­зительно­го ис­кус­ства в ис­лам­ском ми­ре. Ран­нее хрис­ти­анс­тво от­ри­цательно от­но­силось прак­ти­чес­ки ко всем ви­дам ис­кус­ства, так как ус­матри­вало в них связь с язы­чес­ки­ми культа­ми. Од­на­ко уже с IV—V вв. пе­ние, ора­тор­ское ис­кус­ство, де­кора­тив­но-прик­ладное ис­кус­ство, жи­вопись на­чали про­никать в хрис­ти­ан­ский культ, а не­сколько поз­же и хрис­ти­ан­ские иде­оло­ги приз­на­ли не­об­хо­димость ак­тивно­го ис­пользо­вания ис­кус­ства в ре­лиги­оз­ных це­лях. В Ви­зан­тии, на­при­мер, цер­ковное бо­гос­лу­жение пред­став­ля­ло со­бой це­лос­тное ху­доже­ствен­ное действо, в ко­торое вклю­чались ар­хи­тек­ту­ра, жи­вопись, де­кора­тив­ные и пе­сен­но-по­эти­чес­кие ис­кус­ства, ора­тор­ское ис­кус­ство, хо­ре­ог­ра­фия, све­тоц­ве­товая и да­же обо­нятельная ат­мосфе­ра в хра­ме.

Церковь Вознесения в Коломенском

Сред­не­веко­вые хрис­ти­ан­ские иде­оло­ги ори­ен­ти­рова­ли ис­кус­ство на вы­раже­ние ре­лиги­оз­но­го ми­ровоз­зре­ния и свя­зан­ной с ним мо­рали, стре­мились сос­ре­дото­чить твор­ческий по­тен­ци­ал ис­кус­ства на ос­новных ду­хов­ных иде­алах сво­его вре­мени. В ре­зульта­те воз­рос ин­те­рес ис­кус­ства к сфе­ре иде­ально­го, оно дос­тигло вы­соко­го уров­ня ху­доже­ствен­но­го вы­раже­ния об­ще­чело­вече­ских ду­хов­ных цен­ностей. Ше­дев­ры ви­зан­тийской и древ­не­рус­ской жи­вопи­си и ар­хи­тек­ту­ры, го­тичес­кие хра­мы, сред­не­веко­вая му­зыкальная и пев­ческая культу­ра по­ража­ют сво­ей ху­доже­ствен­ной си­лой и ду­хов­ной глу­биной да­же да­леко­го от ре­лигии че­лове­ка XXI в. Од­на­ко ре­лиги­оз­ное ис­кус­ство бы­ло в зна­чительной ме­ре обо­соб­ле­но от кон­крет­ной со­ци­ально-ис­то­риче­ской действи­тельно­сти, от по­всед­невной жиз­ни на­рода. Это бы­ло ис­кус­ство внев­ре­мен­ны́х ду­хов­ных иде­алов. Цер­ковь час­то ак­тивно бо­ролась с вне­цер­ковны­ми, свет­ски­ми, раз­вле­кательны­ми ви­дами и жан­ра­ми ис­кус­ства. Хрис­ти­анс­тво, на­при­мер, дол­гое вре­мя зап­ре­щало те­ат­ральные пред­став­ле­ния, по­сто­ян­ным го­нени­ям под­верга­ло тра­дици­он­ную на­род­ную культу­ру (в Рос­сии это кос­ну­лось ско­моро­шес­тва).

Важ­ным ре­гуля­тором вза­имо­от­но­шений ис­кус­ства и ре­лигии был ка­нон. Прак­ти­чес­ки все культо­вое ис­кус­ство бы­ло ка­нони­зиро­ван­ным, т.е. вве­ден­ным в оп­ре­делен­ные, ис­то­риче­ски сло­жив­ши­еся и за­креп­ленные цер­ковны­ми ус­та­нов­ле­ни­ями стро­гие рам­ки. Они су­щес­твен­но ог­ра­ничи­вали ху­доже­ствен­ное твор­чес­тво не только на со­дер­жа­тельном, но и на фор­мальном уров­не. Свою твор­ческую ин­ди­виду­альность сред­не­веко­вый ху­дож­ник час­то мог про­явить только в сфе­ре чис­то вы­рази­тельных средств (цве­та, ли­нии, му­зыкальной ин­то­нации и т.д.). И здесь он не­ред­ко дос­ти­гал уди­вительных вы­сот.

На­чав­ша­яся в пе­ри­од Воз­рожде­ния се­куля­риза­ция культу­ры раз­де­лила ис­кус­ство и ре­лигию. Но­вый этап сбли­жения на­метил­ся в XX в. Кри­зис ре­лиги­оз­но­го со­зна­ния за­ста­вил Цер­ковь ис­кать под­дер­жку у ис­кус­ства, ис­пользо­вать для сво­их це­лей его но­вейшие ви­ды и на­прав­ле­ния (ки­но, ви­део- и зву­коза­пись, элек­трон­ную му­зыку).

Искусство и техника

Мно­гие ви­ды ис­кус­ства, осо­бен­но в нас­то­ящее вре­мя, тре­бу­ют оп­ре­делен­ных тех­ни­че­ских средств, со­вер­шенс­тву­ющих­ся по ме­ре раз­ви­тия об­ще­ства. Это ка­са­ет­ся му­зыки, ки­но и др.

Ис­кусс­тво и тех­ни­ка вза­имос­вя­заны, так же как и ма­тери­альная и ду­хов­ная культу­ра об­ще­ства. С раз­ви­ти­ем тех­ни­ки ме­ня­ют­ся об­разный строй и ма­тери­альные воз­можнос­ти ар­хи­тек­ту­ры, плас­ти­чес­ких ис­кус­ств, му­зыки и др. По­явив­ши­еся в хо­де на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­волю­ции но­вые ви­ды и раз­но­вид­ности ис­кус­ства — фо­то­ис­кус­ство, ки­но, те­леви­дение, элек­трон­ная му­зыка и др. — обо­гати­ли и ус­ложни­ли эмо­ци­ональный мир че­лове­ка. Тех­ни­чес­кое на­коп­ле­ние фак­тов, их сис­те­мати­зация и об­ра­бот­ка с по­мощью компьютер­ных тех­но­логий, воз­можность реп­ро­дуци­рова­ния мно­жес­тва про­из­ве­дений ис­кус­ства по­лиг­ра­фичес­ки, в зву­ко- и ви­де­оза­писях ак­тивно воз­действу­ют на струк­ту­ру и раз­ви­тие ху­доже­ствен­ной культу­ры в це­лом, по­выша­ют кри­терии со­ци­ально-эс­те­тичес­кой зна­чимос­ти ре­про­дуци­ру­емых про­из­ве­дений ис­кус­ства, эс­те­тичес­ких иде­алов и вку­са на­рода.

Тер­мин «тех­ни­ка», не­ред­ко при­меня­емый для ха­рак­те­рис­ти­ки на­выков, при­емов в раз­личных ви­дах че­лове­че­ской де­ятельно­сти, мо­жет выс­ту­пать и как лич­ное уме­ние, мас­терс­тво ав­то­ров и ис­полни­телей про­из­ве­дений ис­кус­ства. Так, мы го­ворим о тех­ни­ке жи­вопи­си, тех­ни­ке ис­полни­тельско­го ис­кус­ства му­зыкан­та, ак­те­ра, тан­цо­ра и др.

В то же вре­мя ис­кус­ством, в ши­роком смыс­ле сло­ва, мо­жет на­зываться со­вер­шенное тех­ни­че­ское ис­полне­ние про­из­вод­ствен­но­го за­дания, спор­тивное выс­тупле­ние и т.д. Со­от­ветс­твен­но, мож­но сде­лать вы­вод, что ис­кус­ство и труд вза­имос­вя­заны, это две сто­роны еди­ной ма­тери­ально-прак­ти­чес­кой и ду­хов­ной де­ятельно­сти лю­дей. Труд вклю­ча­ет и твор­ческую де­ятельность в ис­кус­стве, ко­торое сво­им про­ис­хожде­ни­ем обя­зано тру­довой, со­зида­тельной де­ятельно­сти лю­дей. Пер­вые че­лове­че­ские пос­тройки, одеж­да, ут­варь, ору­дия тру­да, став не­отъем­ле­мой частью ма­тери­альной культу­ры, яв­ля­ют­ся так­же и древ­ни­ми па­мят­ни­ками ис­кус­ства, воп­ло­тив­ши­ми эс­те­тичес­кие пред­став­ле­ния лю­дей. Опи­ра­ясь на рит­мы тру­да, воз­никли пер­вые му­зыкальные и хо­ре­ог­ра­фичес­кие про­из­ве­дения. Изоб­ра­жения жи­вот­но­го и рас­ти­тельно­го ми­ра, соз­да­вав­ши­еся пер­во­быт­ны­ми людьми для ма­гичес­ких це­лей, для ор­га­низа­ции кол­лектив­ных действий в охо­те, зем­ле­делии, нес­ли ху­доже­ствен­ное со­дер­жа­ние, при­сущее ис­кус­ству.

Труд сыг­рал ре­ша­ющую роль в воз­никно­вении и раз­ви­тии ис­кус­ства.

В свою оче­редь, раз­ви­тие ис­кус­ства вы­зыва­ет к жиз­ни це­лые от­расли про­из­вод­ства и об­слу­жива­ющей его тру­довой де­ятельно­сти, как это вид­но на при­мерах строи­тельства те­ат­ров и ки­ноте­ат­ров, му­зе­ев, биб­ли­отек, раз­ви­тия по­лиг­ра­фичес­ко­го про­из­вод­ства, ки­но- и фо­тотех­ни­ки, со­зда­ния му­зыкальных инс­тру­мен­тов, со­вер­шенс­тво­вания те­леви­дения и ра­ди­ове­щания и т.д.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!