СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство и духовная жизнь. Урок-презентация по обществознанию, 10 класс (базовый уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация "Искусство и духовная жихнь" ориентирована на 10 класс; структурирована следующим образом: титульный слайд анонсирует тему урока, домашнее задание; далее: определены цели урока, формируемых знания, умения и навыки, выделен необходимый для усвоения понятийный ряд, план урока. Содержание основной части урока может быть использовано как путь дальнейших действий, как иллюстративный материал, как вариант для закрепления. Представлены вопросы для контроля за качеством усвоения учебного материала. Обществознание, 10. УМК Л.Н. Боголюбова. Академический учебник.

Просмотр содержимого документа
«Искусство и духовная жизнь. Урок-презентация по обществознанию, 10 класс (базовый уровень)»

Обществознание, 10 Урок № 23-24  искусство и духовная жизнь « Искусство есть посредник того, чего нельзя высказать ». ( Гёте , немецкий поэт) Д.З.: § 11, ?? (с.124), задания (с.125). Составить таблицу «Искусство и его формы» . Повторить § 8-10, понятия  © ред. А.И. Колмаков

Обществознание, 10

Урок № 23-24

искусство и духовная жизнь

« Искусство есть посредник того, чего нельзя высказать ». ( Гёте , немецкий поэт)

Д.З.: § 11, ?? (с.124), задания (с.125). Составить таблицу «Искусство и его формы» . Повторить § 8-10, понятия

© ред. А.И. Колмаков

Цели урока Показать особенности искусства, роль искусства в духовной жизни общества, в формировании и воспитании личности; раскрыть значимость нравственного фактора искусства; Воспитывать эстетически и нравственно развитую личность

Цели урока

  • Показать особенности искусства, роль искусства в духовной жизни общества, в формировании и воспитании личности;
  • раскрыть значимость нравственного фактора искусства;
  • Воспитывать эстетически и нравственно развитую личность
Понятия, термины искусство; эстетика; духовная жизнь; художественный образ; авторское произведение; виды искусства (литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр, кино); эстетическая культура

Понятия, термины

  • искусство;
  • эстетика;
  • духовная жизнь;
  • художественный образ;
  • авторское произведение;
  • виды искусства (литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр, кино); эстетическая культура
Знать и уметь Знать, Уметь пояснять

Знать и уметь

  • Знать,
  • Уметь
  • пояснять
Изучение нового материала Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Изучение нового материала

  • Искусство и духовная жизнь.
  • Искусство, его формы, основные направления.
  • Эстетическая культура.
  • Тенденции духовной жизни современной России.
Актуализация проблемы  Может ли общество обходиться без искусства?  Как вы считаете, сможет ли занятие высоким искусством приносить материальную отдачу? В чём именно это может выражаться?  Является ли искусством мода?

Актуализация проблемы

  • Может ли общество обходиться без искусства?
  • Как вы считаете, сможет ли занятие высоким искусством приносить материальную отдачу? В чём именно это может выражаться?
  • Является ли искусством мода?
Что такое искусство? Искусство - это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах : Живопись Архитектура Скульптура Литература Музыка Танцы Театральные постановки Кинофильмы Декоративно-прикладное творчество и т.д . высший уровень мастерства Специфика искусства форма общественного сознания и освоения действительности

Что такое искусство?

Искусство - это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах :

  • Живопись
  • Архитектура
  • Скульптура
  • Литература
  • Музыка
  • Танцы
  • Театральные постановки
  • Кинофильмы
  • Декоративно-прикладное творчество и т.д .

высший уровень мастерства

Специфика искусства

форма общественного сознания и освоения действительности

Причины появления искусства: Биологонизаторские . Искусство возникло как потребность человека для привлечения другого человека противоположного пола. Трудовые. Истоком искусства стал труд. Игровая. Магическая . Первые формы искусства уходят корнями в первобытное общество и тесно связаны с магией. Искусство как особую область человеческой деятельности в первую очередь изучает эстетика (от греч. Asthetikos - чувствующий, чувственный), исследует сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, а также общие законы искусства, проявляющиеся в его различных разновидностях (поэзии, литературе, музыке, живописи и т.д.).

Причины появления искусства:

  • Биологонизаторские . Искусство возникло как потребность человека для привлечения другого человека противоположного пола.
  • Трудовые. Истоком искусства стал труд.
  • Игровая.
  • Магическая .

Первые формы искусства уходят корнями в первобытное общество и тесно связаны с магией.

Искусство как особую область человеческой деятельности в первую очередь изучает эстетика (от греч. Asthetikos - чувствующий, чувственный), исследует сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, а также общие законы искусства, проявляющиеся в его различных разновидностях (поэзии, литературе, музыке, живописи и т.д.).

Общественные функции искусства Эстетическая  (способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты) Гедоническая (доставление удовольствия, наслаждения) Воспитательная  (духовно-нравственное становление личности) Познавательная (отражение объективного мира и его усвоение) Коммуникативная

Общественные функции искусства

  • Эстетическая (способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты)
  • Гедоническая (доставление удовольствия, наслаждения)
  • Воспитательная (духовно-нравственное становление личности)
  • Познавательная (отражение объективного мира и его усвоение)
  • Коммуникативная

"Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить"

(Ф.М. Достоевский)

Связь искусства и реальности Отражает и воздействует Реальность Искусство Влияет Эпоха Художник Искусство - детище двух творцов Искусство всегда опирается на бытующие в культуре данного общества эстетические представления, каноны и идеалы Представления, идеалы общества преображаются творческими усилиями конкретного художника в неповторимое, уникальное произведение искусства

Связь искусства и реальности

Отражает и воздействует

Реальность

Искусство

Влияет

Эпоха

Художник

Искусство - детище

двух творцов

Искусство всегда опирается на бытующие в культуре данного общества эстетические представления, каноны и идеалы

Представления, идеалы общества преображаются творческими усилиями конкретного художника в неповторимое, уникальное произведение искусства

Особенности искусства. Основные черты 1. Чувственное восприятие , т.е. для искусства важны такие качества как искренность, эмоциональность, глубина переживаний , а не точность, взвешенность и обоснованность. 2.  Субъективность , т.е. искусство не стремится к объективности; лишь пропустив окружающий мир через призму своих чувств, человек может претендовать на звание творца. 3.  Образность. Именно создание художественного образа более всего отличает искусство от других видов человеческой деятельности. 4.  Законченность авторских произведений. Ж ивописные полотна, скульптуры, литературные произведения на века остаются такими, какими их представил на суд публики автор, продолжают нести отпечаток личности создателя; связь с автором произведения искусства особенно важна.

Особенности искусства. Основные черты

1. Чувственное восприятие , т.е. для искусства важны такие качества как искренность, эмоциональность, глубина переживаний , а не точность, взвешенность и обоснованность.

2. Субъективность , т.е. искусство не стремится к объективности; лишь пропустив окружающий мир через призму своих чувств, человек может претендовать на звание творца.

3. Образность. Именно создание художественного образа более всего отличает искусство от других видов человеческой деятельности.

4. Законченность авторских произведений. Ж ивописные полотна, скульптуры, литературные произведения на века остаются такими, какими их представил на суд публики автор, продолжают нести отпечаток личности создателя; связь с автором произведения искусства особенно важна.

5.  Индивидуальность восприятия , т.е. «на вкус и цвет товарища нет». У каждого человека и поколения, народа существует свой собственный эстетический опыт, на основе которого формируются суждения.

5. Индивидуальность восприятия , т.е. «на вкус и цвет товарища нет». У каждого человека и поколения, народа существует свой собственный эстетический опыт, на основе которого формируются суждения.

Классификация видов искусств Средства и способы создания художественного образа  По динамичности Художественное самовыражение Инструменты потребления  Посредством  слова Посредством Зрительного образа Посредством Объемно- пространственной формы Звуковые интонации пространственные временные речевые изобразительные зрительные Слуховые

Классификация

видов

искусств

Средства и

способы создания

художественного образа

По динамичности

Художественное

самовыражение

Инструменты

потребления

Посредством

слова

Посредством

Зрительного

образа

Посредством

Объемно-

пространственной

формы

Звуковые

интонации

пространственные

временные

речевые

изобразительные

зрительные

Слуховые

Виды искусства В качестве отдельных видов искусства мы имеем дело с литературой, живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, театром, кино

Виды искусства

В качестве отдельных видов искусства мы имеем дело с литературой, живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, театром, кино

Исторические направления искусства

Исторические направления искусства

Основные направления искусства XX века и современные

Основные направления искусства XX века и современные

Эвтерпа Каллиопа Мельпомена Эрато Талия Муза лирической поэзии Муза любовной поэзии Муза комедии Муза эпической поэзии Муза трагедии Терпсихора Клио Полигимния Муза танцев Муза истории  Муза пантомимы и гимнов

Эвтерпа

Каллиопа

Мельпомена

Эрато

Талия

Муза лирической поэзии

Муза любовной поэзии

Муза комедии

Муза эпической поэзии

Муза трагедии

Терпсихора

Клио

Полигимния

Муза танцев

Муза истории

Муза пантомимы и гимнов

Тенденции духовной жизни современной России Духовная жизнь в России всегда отличалась своеобразием. На духовную жизнь России на протяжении веков оказывал воздействие многонациональный состав ее населения со всеми историческими и религиозными традициями. Однако на современные процессы в духовной жизни российского общества наложили свой отпечаток радикальные преобразования в российском обществе, которые привели к изменениям в экономическом, политическом, социальном и духовном плане. После 1917 года установлена коммунистическая диктатура, которая оставила свой отпечаток в развитии российской культуры. Уже в наше время после либерализации всех сторон жизни общество получило свободу самовыражения ив сфере культуры. Каждый человек должен осознавать, что культура- его личное дело, проблема его собственного духовного уровня и без понимания этой ответственности любые попытки совершенствовать духовную жизнь общества навсегда останутся бессмысленными.

Тенденции духовной жизни современной России

Духовная жизнь в России всегда отличалась своеобразием. На духовную жизнь России на протяжении веков оказывал воздействие многонациональный состав ее населения со всеми историческими и религиозными традициями. Однако на современные процессы в духовной жизни российского общества наложили свой отпечаток радикальные преобразования в российском обществе, которые привели к изменениям в экономическом, политическом, социальном и духовном плане. После 1917 года установлена коммунистическая диктатура, которая оставила свой отпечаток в развитии российской культуры. Уже в наше время после либерализации всех сторон жизни общество получило свободу самовыражения ив сфере культуры.

Каждый человек должен осознавать, что культура- его личное дело, проблема его собственного духовного уровня и без понимания этой ответственности любые попытки совершенствовать духовную жизнь общества навсегда останутся бессмысленными.

Тенденции духовной жизни современной России Любое сложное явление общественной жизни не может быть оценено однозначно

Тенденции духовной жизни современной России

Любое сложное явление общественной жизни не может быть оценено однозначно "хорошо" или "плохо", поскольку в нём может быть и то и другое.

Критерии оценки:

а ) уровень развития духовной культуры

б) качество духовной продукции

в) наличие необходимых условий для проявления и развития творческих сил, способностей, талантов человека

На основании данных критериев, попытайтесь самостоятельно определить тенденции духовной жизни современной России

- при неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предыдущими поколениями и нашими современниками - духовное обнищание народа

- упадок морали, ожесточённость, рост преступности и насилия

- вместо родной речи, богатой пословицами и поговорками, - язык, засоренный иноземными словами, блатными словечками, а то и нецензурной бранью

- разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции

- многие очаги культуры закрываются, не имея возможности справиться с финансовыми трудностями

Практические выводы

Практические выводы

Контрольные вопросы Что такое искусство? Какое место оно занимает оно в культуре? Каким образом происходит познание окружающего мира средствами искусства? Почему искусство называют образным познанием? Перечислите характерные черты искусства. Покажите их проявления на примерах. Что такое художественный образ? Как с его помощью художник передаёт своё видение мира? Опишите особенности прогресса в искусстве. Что общего у искусства с другими областями культуры? Какова связь с наукой, религией, образованием, развитием техники? Какие вы знаете виды искусств? Каким образом их классифицируют? Что такое синтетическое искусство? Почему человеку необходима эстетическая культура? С чем связаны проблемы духовной жизни современной России?

Контрольные вопросы

  • Что такое искусство? Какое место оно занимает оно в культуре?
  • Каким образом происходит познание окружающего мира средствами искусства? Почему искусство называют образным познанием?
  • Перечислите характерные черты искусства. Покажите их проявления на примерах.
  • Что такое художественный образ? Как с его помощью художник передаёт своё видение мира?
  • Опишите особенности прогресса в искусстве.
  • Что общего у искусства с другими областями культуры? Какова связь с наукой, религией, образованием, развитием техники?
  • Какие вы знаете виды искусств? Каким образом их классифицируют?
  • Что такое синтетическое искусство?
  • Почему человеку необходима эстетическая культура?
  • С чем связаны проблемы духовной жизни современной России?
Ответьте на вопросы:  1. Искусство как форма культуры характеризуется: 1) образностью и творческим характером 2) определённостью и точностью 3) соответствием действительности 4) понятийным мышлением  2. К пространственным видам искусства относится(- ятся): 1) театр 2) литература 3) скульптура 4) всё перечисленное  3. К временным видам искусства принадлежат произведения: 1) музыки 2) живописи 3) архитектуры 4) всё перечисленное  4. Верны ли следующие суждения об особенностях искусства? А. Особенностью искусства является чувственное восприятие окружающего мира. Б. Особенностью искусства является его зависимость от опытного знания. 1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны  1 - 1; 2 - 3; 3 - 1; 4 - 1

Ответьте на вопросы:

1. Искусство как форма культуры характеризуется:

1) образностью и творческим характером

2) определённостью и точностью

3) соответствием действительности

4) понятийным мышлением

2. К пространственным видам искусства относится(- ятся):

1) театр 2) литература 3) скульптура 4) всё перечисленное

3. К временным видам искусства принадлежат произведения:

1) музыки 2) живописи 3) архитектуры 4) всё перечисленное

4. Верны ли следующие суждения об особенностях искусства?

А. Особенностью искусства является чувственное восприятие окружающего мира.

Б. Особенностью искусства является его зависимость от опытного знания.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

1 - 1; 2 - 3; 3 - 1; 4 - 1

Рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!