СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство и духовная жизнь человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

По урочный план на тему искусство и духовная жизнь.

Просмотр содержимого документа
«Искусство и духовная жизнь человека»


Поурочный план

по дисциплине  «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Тема урока:

Искусство и духовная жизнь

         Преподаватель: Отунчиева Айнура Сапарбековна

2017 год

План-конспект

урока теоретического обучения

Дисциплина: Обществознание

Курс 1,

Преподаватель: : Отунчиева Айнура Сапарбековна

Тема урока: "Искусство и духовная жизнь"
Дата проведения: 2017 года

Продолжительность урока: 80 минут

Вид занятия: урок с применением проблемно-диалогической  и информационно-коммуникационной технологий

Тип урока: формирование новых знаний

Цели урока:

Обучающая: сформировать представление  об искусстве и его роли в жизни человека и общества

Задачи:

1. Раскрыть сущность  и особенности искусства

2. Раскрыть содержание основных видов  искусства

3. Раскрыть основные функции искусства  

Развивающая: продолжить развитие информационной, коммуникативной компетенций обучающихся.

Задачи:

1) развивать навыки деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации)

2) развивать навыки устной коммуникации (развивать умения работы с различными видами информации, развивать опыт публичных выступлений, развивать умения доказывать свою точку зрения, давать собственную оценку изучаемым вопросам, объяснять их)

Воспитательная: 

-воспитывать такие качества, как внимательность, толерантность, уважения мнения других,

-воспитывать  эстетическую культуру.

Организационные задачи:

  1. Подготовить учащихся к восприятию нового материала.

  2. Организовать  познавательную деятельность обучающихся.

  3. Проконтролировать степень усвоения нового учебного материала.

  4. Организовать и провести рефлексивную деятельность обучающихся.

  5. Самооценка и взаимооценка деятельности.

Методическое оснащение урока

1. Материально техническое оснащение:

Мультимедиа установка

Презентация к уроку «Искусство и духовная жизнь»

Видеофрагмент «Физкультминутка»

Презентации студентов о видах искусства

2. Литература:

Учебная:

Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс. «Просвещение».2008.- стр.133-142

Дополнительная: 

Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва, ЭКСМО, 2010.

Высказывания писателей, политиков, историков об искусстве.

Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 11 класс. Москва, ВАКО,

3. Дидактическое обеспечение:

Схема «Искусство»

Задания для групповой работы

Тестовые задания для закрепления темы урока.

4. ЦОРы: перечень адресов сайтов

Википедия- http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%EA%F3%F1%F1%F2%E2%EE

Общий толковый словарь русского языка - http://tolkslovar.ru/i3857.html

Искусство- http://www.grandars.ru/college/filosofiya/iskusstvo.html

Искусство и творчествоhttp://www.newacropol.ru/Alexandria/aphorism/art/

Искусство. Философский словарь. -http://www.philosophydic.ru/iskusstvo

Физкультминутка-

Методы и приемы обучения:

-диалог

-демонстрация  электронной презентации к уроку

-самостоятельная работа обучающихся с текстом раздаточного материала, оформление схемы, синквейна

     -рефлексия

     -самооценка и взаимооценка деятельности

Форма организации труда учащихся: индивидуальная работа и работа в группах 

Структурно-логические связи

Внутрипредметные: 

Обществознание.

Темы:

Культура и духовная жизнь (понятия «духовная  жизнь», «культура»).

Религия (понятие «религия»)

Мораль (понятие «мораль»)

Наука («понятие наука»)

Образование (понятие «образование»)

- Межпредметные: 

Литература. (Понятие литературы как вида искусства).

Темы: Введение (Понятие литературы как вида искусства).

 История. Культурное развитие России на современном этапе

Ход урока

1.        Организационный момент (2 мин.)

а) приветствие учащихся;

б) проверка явки учащихся;

в) оценка готовности учащихся к уроку;

г) информирование о предстоящей деятельности: урок будет посвящен изучению новой темы.

2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала: (5мин.)

2.1. -сообщение темы урока:

Тема урока «Искусство и духовная жизнь» (См.слайд 1)

2.2. – вовлечение учащихся в постановку цели и задач урока:

Цель урока:

-сформировать представление о роли искусства в жизни человека и общества

Задачи урока:

  • раскрыть сущность,  особенности, виды и функции искусства

-Вы сформировали команды. Напишите список вашей команды. Выберите капитана команды. Напротив фамилии  студента в ходе урока капитан будет ставить 1 балл за устный ответ. В конце урока капитан поставит оценку каждому в своей команде за работу на уроке.

-Предлагаю Вам быть активными на уроке. Каждый из вас получит оценку за работу на уроке. Будет оцениваться и работа команд.

2.3. – актуализация  (10мин.)

-Мы с вами изучаем раздел  «Духовная культура».

-Давайте вспомним ряд определений:

-Что такое культура?

-Назовите виды культуры

-Что такое материальная культура?

-Что такое духовная культура?

-Какие элементы духовной культуры мы уже изучили?

-Что такое наука? образование? религия? мораль?

-Сегодня нам предстоит познакомиться с новым элементом духовной культуры – искусством.

-Что вы знаете об искусстве?

Давайте нарисуем в тетрадях таблицу и начнем ее заполнять. Заполните первую и вторую колонки таблицы. (5 мин.)

Обучающиеся заполняют таблицу в тетради:

Знаю

Хочу узнать

Узнал
















3. Мотивация (10 мин.)

а сегодняшнем уроке.

 Вам необходимо высказать свою точку зрения.

-Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Преподаватель выборочно спрашивает обучающихся.  Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.

Затем преподаватель обобщает их выступления, выделяя  основные вопросы изучаемой темы.

-Запишите план изучения новой темы (см. слайд и записывают)

План.

  1. Сущность искусства.

  2. Особенности искусства.

  3. Основные виды искусства.

  4. Функции искусства.

4.Формирование новых знаний – 45 мин.

-Перед вами схема. Внимательно ее изучите и ответьте на вопросы.

Вопросы:

  1. Что такое искусство?

  2. Что составляет предмет искусства?

  3. Какова художественная форма бытия искусства?

  4. Что собой представляет структура искусства?

  5. Какие виды  искусства вы знаете?

  6. В чем состоит специфика искусства как формы художественного познания?

        

См. слайды №5-14: «Искусство», «Эстетика», «Предмет искусства», «Форма бытия искусства», «Особенности искусства», «Виды искусства» и слушают обобщение преподавателя.

        

        -Давайте  подробнее познакомимся с некоторыми видами искусства (см.слайд №14)

        -Ваша задача не только смотреть презентации и слушать сообщения, но и записывать в тетради вид искусства и фамилии наиболее известных деятелей искусства. Оцените  выступления  товарищей.

Вид искусства

Деятели искусства





(Студенты группы получили опережающее задание: подготовить презентацию об одном из видов искусства)

        -Начнем с декоративно-прикладного искусства.

Смотрим, слушаем и оцениваем презентацию.

        -Произведения декоративно-прикладного искусства мы можем увидеть в Национальном музее. На нашем уроке присутствует представитель Национального музея ……………………………………………………………..

Слушают выступление ………………………………..        

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Одним из самых популярных видов искусства является кино. Оно относится к синтетическому виду искусства.

Посмотрите, послушайте  и оцените сообщение  и презентацию о кино.

        Смотрят презентацию о кино.

-В вашей презентации не прозвучало ни одной фамилии известных артистов кино из Чувашии.

        -Давайте послушаем сообщение о них, библиотекаря техникума.

        Слушают выступление. Она рассказывает об артистах кино из Кыргызстана.

        

        Театр, музыка, литература, эстрада - это временные виды искусства, они меняются на протяжении времени, пока ими наслаждается зритель.

        Послушаем сообщения об этих видах искусства.

        Слушают, смотрят, оценивают выступления.

           -Пространственными  видами  искусства являются  архитектура,  скульптура,живопись. Они не меняются во времени и не находятся в движении. Послушаем выступления об этих видах искусства.

        Слушают, смотрят, оценивают выступления.

        -Зрительными видами искусства являются балет, цирк, фотографии.

        Послушаем сообщения о них.

        Слушают, смотрят, оценивают выступления.

-Вы послушали сообщения о различных видах искусства.

-Какой вид искусства вам больше нравится?

Отвечают на вопрос.

Организация групповой работы

Обсудите в  группе  вопрос:

Почему его (искусства) так много? Зачем имея поэзию, нужно иметь еще и прозу   (Юрий Михайлович Лотман (1922-1993),  советский литературовед, культуролог, искусствовед) (см.слайд)

Слушаем ответы групп.

-Возвращаемся к проблемному вопросу начала урока - высказыванию выдающегося деятеля французской культуры ХХ века Ж.Кокто: «Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю, зачем.

-Приведите несколько объяснений, зачем нужно искусство. Какую роль играет искусство в жизни людей?

        

Обсуждают в группе и отвечают

-Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной  вопрос урока мы можем дать?

Зачем необходимо искусство?  Может ли человек и общество обойтись без искусства? (проблемный вопрос)

.         Учащиеся предлагают свое обобщение и варианты ответа  на поставленный вопрос.

Варианты ответов:

Учащиеся высказывают свое мнение: «Я считаю, что искусство необходимо, так как …»

Преподаватель подводится  итог обсуждению.

Роль искусства в жизни людей выражается в его функциях. (см. слайд №17)


Преподаватель обобщает ответы, показывая слайды презентации,  и делает вывод: (см.слайд №18)

«Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, - неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете»
                                                                                                                    (Ф.М. Достоевский)

5. Закрепление и применение знаний – 10 мин.

- Повторим, что мы узнали, ответив на вопросы:

1).  Что такое искусство?

2).  Перечислите особенности искусства

3). Назовите основные виды искусства.

4). Перечислите функции искусства

Другой вариант: работа по тестовым заданиям.

Задания группам:

  1. Составьте схему, используя понятия:

Искусство, виды искусства, архитектура, кино, музыка, эстрада, цирк, балет, фотоискусство, декоративно-прикладное искусство, литература, театр, функции искусства.

  1. Составьте синквейн со словом «искусство»

Дополнительные задания:

1. Обсудите в своей группе вопрос. Что должно отражать искусство: правду жизни или высокие идеалы?

2. Обсудите в своей группе вопрос. Что должно пробуждать искусство: чувства или мысли?

3. Обсудите в своей группе вопрос. Есть ли объективные показатели того, что считать великим искусством, великой литературой, великой культурой?

4. Обсудите в своей группе вопрос.  Если в художественном произведении заложена ошибочная идея, т.е. «плохое» содержание, само произведение по форме хорошее или плохое?

6. Подведение итогов. Рефлексия. – 7 мин.

6.1. Подведение итогов.

-Сегодня на уроке мы изучили тему «Искусство и духовная жизнь». Цели и задачи урока реализовали.

Посмотрите на таблицу, которую вы заполнили в начале урока. Заполните третью колонку таблицы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал
















6.2. Рефлексия деятельности учащихся на уроке.

-Я предлагаю капитанам оценить  работу учащихся на данном уроке, поставив оценку по заработанным баллам.

Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание.

-Какая команда  была более активной на уроке?

-Что вам понравилось на уроке?

-Что не понравилось?

-Чему вы научились на уроке?

7. Выдача домашнего задания – 3 мин.

Для качественного усвоения сегодняшней темы вам необходимо:

-знать сущность и особенности искусства;

-знать основные виды искусства;

-знать функции искусства;

           -по материалам сайтов Интернета подготовить сообщение об одном из кыргызских деятелей искусств

          -составьте кроссворд по теме  урока.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учится» (Демокрит)

 «Идите к свету, разуму, правде и красоте» (А.М.Горький)

Всем спасибо за внимание!

Синквейны про искусство

Первый пример:

Искусство.
Музыкальное, танцевальное.
Вдохновляет, побуждает, отражает.
Искусство требует знаний.
Творчество.

Второй пример:

Искусство.
Современное, классическое.
Показывает, возвышает, затягивает.
Искусство смывает пыль повседневности с души.
Мастерство.

Третий пример:

Искусство.
Литературное, изобразительное.
Требует, проявляет, впечатляет.
Всякое искусство есть подражание природе.
Умение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!