СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство быть человеком

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Искусство быть человеком»

6

Воспитательное занятие в 6 классе

Тема урока: «Искусство быть человеком»

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Добрый день, уважаемые ребята и гости нашего урока! Садитесь, пожалуйста. Обратите внимание на высказывание Эдуарда Асадова.

  1. Работа с высказыванием.

«И чтоб после себя не корить в том, что сделал кому-то больно, лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно!» Э. Асадов.

  • Ребята, попробуйте выделить два ключевых слова в этом высказывании. Дадим вам маленькую подсказку: это два антонима (Добро и зло). Правильно! Молодцы!

Во все времена и эпохи для любого человека актуальным является выбор между добром или злом. Кто-то готов совершить добрый поступок ради счастья людей, а кто-то может пойти на преступление или предательство ради удовлетворения собственных желаний.

    1. Кластер «Солнышко» (Ценности)

Ребята, как вы думаете, на чем основывается выбор между добром и злом? (На человеческих ценностях).

Что такое ценность? (Ценностиэто правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определённого рода).

А что ценно для вас? Свои ответы запишите на лучиках солнышка. Красота, истина, свобода, справедливость, право выбора, добро.

Ребята, один из лучших физиков нашего времени, Игорь Евгеньевич Тамм, был человеком большой правдивости и честности. Его сотрудники вывели единицу измерения честности, доброты и назвали ее «тамм».

Скажите, а быть добрым человеком – это искусство? Да.

А что такое искусство? Давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова и попробуем определить, какое значение нам подходит.

Искусство – 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2. Умение, мастерство, знание дела. 3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства.

  1. Определение темы и целей урока.

    1. Верно, тема нашего классного часа: «Искусство быть человеком!»

    2. Подумайте и, используя карточки лайк/дизлайк, ответьте, способны ли вы:

  1. Простить обиду

  2. Поделиться последним с другом

  3. Уступить слабому

  4. Пожертвовать незнакомому человеку

  5. Заботиться о стариках

  6. Помочь

  7. Утешить

ВЫВОД!!!!!!

  1. Изучение нового материала.

    1. Просмотр видео.

    2. Беседа.

  1. Что вы поняли, просмотрев видеоролик?

  2. Как изменился главный герой в течение данного фрагмента?

  3. Легко ли быть добрым?

  4. Когда о человеке говорят, что он добрый? (Все поступки совершает бескорыстно). Бескорыстная доброта

Кстати, ученые из Мичиганского университета провели эксперимент и выяснили, что проявление бескорыстной доброты действует на человека как лекарство: улучшает состояние здоровья и сохраняет молодость. Вывод: чтобы дольше оставаться молодым – нужно совершать добро.

  • Ведь высшее назначение человека – служение доброте.

Слово о героях.

  1. 16 сентября 1976 года советский пловец Шаварш Карапетян вышел на утреннюю пробежку вместе с братом и тренером недалеко от Ереванского водохранилища. Он готовился к очередным стартам и новым рекордам. На тот момент Шаварш уже был 17-кратным чемпионом мира, 13-кратным чемпионом Европы и семикратным чемпионом СССР по подводному плаванию. И это в 23 года!

Вряд ли он мог подумать, что тем утром его славная карьера почти завершится.

Но именно то утро сделал его героем. Его великий подвиг люди помнят и почти полвека спустя.

Мимо Ереванского водохранилища проезжал троллейбус номер 15. Пробегавшие рядом братья Карапетяны и тренер обратили на него внимание, потому что транспорт ехал уж слишком быстро. Буквально через несколько мгновений он, проскакав по песчаной дамбе, улетел в воду и начал тонуть. Когда Шаварш прибежал на берег, видны были только «рога» троллейбуса.

Надо было действовать здесь и сейчас. И Карапетян мгновенно нырнул в холодную воду, температура которой едва ли превышала 13 градусов.

«Я же не любитель, а пловец мирового класса. О себе думать не было времени. Думал лишь о тех, кто оказался под водой. Самым сложным было выбить у троллейбуса заднее стекло. Нащупал нижнюю перекладину лестницы, ведущей на крышу, ухватился за нее руками и ударом ноги разбил окно. Обожгла боль. Стеклом, конечно, поранился, но тогда об этом не думал – понимал, что времени мало», – рассказал Карапетян «Комсомольской правде».

Шаварш без остановки нырял и вытаскивал людей. Всего ему удалось поднять 46 человек. Его брат сидел в лодке и передавал каждого человека тренеру, имевшему опыт работы в спасательной службе и оказывавшего пострадавшим необходимую первую помощь.

Карапетян вызволил из троллейбуса 46 человек, но спасти удалось только 20 жизней. В какой-то момент прибывшие на место спасатели сказали ему остановиться, потому что он вытаскивал уже погибших людей. Продолжать дальше было бессмысленно. Тем более, что Шаварш уже получил серьёзное охлаждение, потерял сознание, а до этого говорил про какую-то подушку.

«Отключился, когда не стало хватать кислорода. Один раз я вытащил из-под воды подушку от сиденья троллейбуса – я был в пограничном состоянии и не почувствовал, что это не человек. Потом эта подушка мне снилась – мог ведь спасти ещё одну жизнь!»

Этот подвиг стоил очень дорого Карапетяну. Сразу после произошедшего его увезли в реанимацию. Большая кровопотеря, порезы по всему телу. А позже выявили заражение крови и двустороннюю пневмонию. Атлету потребовалось почти два месяца, чтобы выкарабкаться. Врачи признавали, что в некоторые моменты его состояние становилось критическим.

После такого воспаления лёгких вернуться в большой спорт было невозможно. Врачи это категорически запрещали. Но Шаварш потихоньку возобновил тренировки, ещё несколько лет был в сборной СССР и даже установил свой 11-й мировой рекорд. Но при этом он понимал, что состояние здоровья не позволяет продолжать дальше. Спасение десятков людей стоило ему успешной карьеры, но Карапетян ничуть об этом не жалеет.

  1.  15 августа 2019 года Airbus А321 авиакомпании «Уральские авиалинии» совершил вынужденную посадку в кукурузном поле из-за стаи сизых чаек. С птицами самолет столкнулся через несколько секунд после взлета с аэродрома Жуковский в Симферополь, в результате тела чаек забили оба двигателя лайнера. Пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин посадили самолет с неработающими двигателями, полными баками горючего и убранным шасси на кукурузное поле. На борту находились 226 пассажиров и семь членов экипажа, все остались живы. Президент России Владимир Путин присвоил господину Юсупову и господину Мурзину звания Героев России, а остальные члены экипажа были награждены им орденами Мужества.

  2. Утром 8 сентября погиб Евгений Зиничев, глава МЧС. Вместе с ним — кинорежиссер Александр Мельник. Трагедия произошла во время учений на севере Красноярского края.

Пресс-служба МЧС сообщает, что трагедия произошла во время учений. Как рассказывают очевидцы, Мельник поскользнулся и сорвался со скалы в воду. Зиничев, который был рядом, не думал ни секунды — и бросился следом. Однако ударился о выступ.

Зиничев и Мельник получили тяжелые травмы, вертолетом их отправили в больницу Норильска. Экипаж, по данным Life, запрашивал реанимобили, аппараты ИВЛ и кровь для переливания. Однако и министр, и режиссер скончались еще до приземления.

Беседа.

  1. Слышали ли вы о подвигах этих людей?

  2. Как вы можете их охарактеризовать?

  3. Как видите, добро творить легко. К добрым поступкам не нужно готовиться заранее, ведь это благородный порыв вашей души.

Действительно, в мельканье дней, скоростей и огней проходит наша жизнь… Мы бежим, и в ритме бега видим мир и друг друга отрывисто, мимолетно, мгновенно… Мы не хотим или не можем остановиться. А может, стоит остановиться и задуматься над собой, над своими поступками, посмотреть на себя со стороны: на свои слова, помыслы, деяния… И, быть может, тем самым приблизиться к истине по поводу одной из важнейших проблем: ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК?

А человек – это тот, кто может быть смелым, умным, сильным, мудрым, заботливым, справедливым, трудолюбивым, умеет преодолевать трудности, быть настоящим другом и, конечно же, он добр к себе, окружающим, он найдет выход из любой ситуации.

Танец «Китайский балет» «Рука в руке» - танцуют люди с ограниченными возможностями здоровья.

Беседа.

  1. Ребята, эти люди по-настоящему сильные, они красивые, талантливые, смелые. Они не унывают и все трудности готовы преодолеть.

  2. Человек – частичка Вселенной. Наша миссия – оправдать это звание – Человек.

Рефлексия.
Психологи уверены, что очень часто в нашей жизни срабатывает принцип бумеранга: те, кто помогал другим, и сами не останутся без помощи. Делайте добро, и оно вернется к вам сторицей! К тому же, добрые люди излучают свет и тепло, которое притягивает других. Желаю, чтобы вы стали настоящими, высоконравственными людьми, и чтобы на вашем пути встречались только достойные люди.

Самолетики добра.

Давайте сделаем самолетик, напишем на нем доброе пожелание и отдадим соседу по парте.





  1. Итог урока

Между добром и злом очень тонкая грань. Еще в Древнем Риме Цицерон определил: «Не причиняй зла никому и делай добро всем людям хотя бы только потому, что это люди». Позднее русский профессор В.О. Ключевский определил: «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро. А тот, кто не умеет делать зла».

Мы верим, что вы будете жить по законам добра, приходить другим на помощь. Ведь добрые дела живут века. Человека ценят за доброе сердце и добрые поступки. Спешите делать добро, не ждите, когда его сделают за вас другие. Идите по дороге Добра. Ведь добро должно победить все то зло, которое есть на земле.

  1. Рефлексия.

А теперь мы вам предлагаем оценить наш сегодняшний урок. Для этого на лепесточках напишите впечатления, пожелания, недостатки этого урока (анонимно) и, уходя, закрепите их с помощью магнитов вокруг желтого круга, образуя цветок добра.















Памятка учащемуся

ДОРОГОЙ ДРУГ!

Всегда и везде помни об основных нормах нравственности!

Обязанности человека делятся на 4 рода:

 обязанности перед самим собой,

 перед семьёй,

 перед государством,

 перед другими людьми вообще. (Гегель)

1. Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый поступок, каждое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Учение – твой первый труд. Идя в школу, ты идёшь на работу.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Не будь равнодушен к злу. Борись против обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счёт других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

6. Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.





Памятка учащемуся

ДОРОГОЙ ДРУГ!

Всегда и везде помни об основных нормах нравственности!

Обязанности человека делятся на 4 рода:

 обязанности перед самим собой,

 перед семьёй,

 перед государством,

 перед другими людьми вообще. (Гегель)

1. Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый поступок, каждое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Учение – твой первый труд. Идя в школу, ты идёшь на работу.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Не будь равнодушен к злу. Борись против обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счёт других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

6. Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!