МБОУ СОШ с. Вазерки им. В.М.Покровского
Проект на тему:
«Искривление позвоночника - сколиоз»
Выполнила: ученица 9А класса
Шишкова Дарья
Руководитель проекта:
Родионова Елена Михайловна
с. Вазерки
2023г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1 Что такое «сколиоз» …………………………………………...4
1.1. Классификация сколиоза…………………………………………….5
1.2. Клиническое распознавание сколиоза……………………………...7
1.3. Причины возникновения сколиоза…………………………………9
Глава 2. Профилактика и методы лечения…………………………….10
Заключение ………………………………………………………………12
Источники информации………………………………………………..13
Приложение 1 Рекомендации…………………………………………..14
Актуальность. Почему важно иметь хорошую осанку? Если человек постоянно сутулится и втягивает голову в плечи, если он сидит, - сгорбившись за партой или столом, то такая неправильная поза станет для него привычкой. Из-за этого часто формируются наиболее распространенные нарушения осанки: сутулость, сверхизогнутость. Нарушение телосложения не только очень не красиво, но и вредно для здоровья человека: страдают внутренние органы, снижается работоспособность - такие люди чаще болеют.
Введение
Осанка - это умение без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильную позу в различных положениях: сидя, во время ходьбы и игр. Вместе с тем осанкой называют и саму эту правильную позу. При правильной осанки – спина прямая, голова слегка отодвинута назад, плечи расправлены, живот втянут.
Важнейшее условие правильной осанки - нормальное развитие позвоночника. Если положение тела правильное, то каких-либо негативных изменений в состоянии здоровья человека не происходит. Особенно это касается состояния костного скелета и мышц.
Однако, если ребенок или подросток неправильно сидит за партой или столом, искривляясь в ту или другую сторону, или если он постоянно носит тяжелый портфель в одной руке, то это может привести к искривлению позвоночника в правую или левую сторону, которое называется сколиозом.
Цель проекта: выяснение способов борьбы со сколиозом.
Задачи:
Изучить научную литературу по теме проекта.
Определить причины возникновения сколиоза.
Найти способы профилактики сколиоза.
Научиться самой и объяснить учащимся, как бороться со сколиозом.
Составить рекомендации для борьбы со сколиозом родителям.
Глава 1. Что такое «сколиоз»
Формирование осанки начинается самого раннего возраста. Неправильная осанка способствует развитию ранних «неправильных» изменений в позвоночнике. «Правильный» позвоночник имеет свои естественные физические изгибы в сагитальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза (изгиба кпереди) и кифоза (изгиба кзади) в грудном и крестцовом отделах (представляет собой «знак вопроса»). Увеличение одной кривизны приводит к изменению другой. Во фронтальной плоскости (при осмотре со спины (опущение лопаток)) позвоночник в норме должен быть прямым. Даже незначительное искривление позвоночника во всех случаях следует расценивать как отклонения от нормы.
Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу. Привычка горбится, сутулится, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом развивается болезнь – сколиоз.
Сколиоз – боковое искривление позвоночного столба. При этом заболевании человек испытывает постоянную сильную боль в спине, фигура становится некрасивой, меняется походка. Человек не может вести полноценный образ жизни: заниматься физическим трудом, спортом, танцами. Кроме того, нарушается работа внутренних органов – лёгких, сердца, почек и т.д.
Если вовремя не начать исправлять неправильную осанку, это может привести к сильному искривлению позвоночника, которое очень тяжело поддаётся лечению. Чем раньше начать лечение (выполнение комплекса упражнений, массаж, ношение корсета), тем легче исправить нарушение осанки.
Рис. Так выглядит позвоночник при сколиозе
Глава 2
Классификация сколиоза
Классификация сколиоза зависит от того, в какую сторону искривлен позвоночник. Сколиоз подразделяется на: правосторонние, левосторонние, S – образные.
От вида отклонения дуги сколиозы могут быть: простыми и сложными.
По протяженности сколиозы делятся на тотальные и частичные.
По уровню поражения позвоночника:
Верхнегрудной сколиоз – искривление на уровне 3 – 4 грудных позвонков;
Грудной сколиоз – искривление на уровне 8 – 9 грудных позвонков;
Грудопоясничный сколиоз – искривление на уровне 11 – 12 грудных и 1-го поясничного позвонков;
Комбинированный сколиоз – искривление одновременно на уровне 8 – 9 грудных и 2 – 3 поясничных позвонков.
Сколиоз может быть врожденным и приобретенным. Врожденный сколиоз чаще всего связан с аномалией развития позвоночника (неправильное развитие) - лишние позвонки, лишние ребра, аномалия поперечных отростков, слияние дужек и отростков, незаращение дужек, клиновидные позвонки и т. п. Врожденные сколиозы составляют около 5%, а остальные 95% возникают в процессе развития и роста организма.
Среди приобретенных сколиозов выделяются:
а) рахитический, вследствие перенесенного рахита;
б) привычные или, как их называют, школьные сколиозы, возникающие на фоне неправильных привычных поз и неправильной осанки:
в) статический сколиоз, возникающий при неправильном боковом стоянии таза; это часто наблюдается при неодинаковом развитии нижних конечностей (одна конечность короче другой);
г) паралитический сколиоз, возникающий на фоне поражения мышц туловища; это чаще связано с перенесенным полиомиелитом.
Другие формы приобретенных сколиозов (рубцовый - после операции на грудной клетке, после обширных стягивающих рубцов в результате ожога; травматический - после различных травм; рефлекторно-болевой - чаще на почве поражения нервных корешков) встречаются не так часто.
Степень заболеваемости устанавливается на основании анализа рентгенограммы с определением угла искривления. По величине искривления позвоночника различают три степени сколиоза:
1 Степень сколиоза характеризуется незначительным боковым отклонением позвоночника от средней линии - 5-10 градусов, обычно выявляется на осмотре у врача, т.к. изменения не всегда замечаются пациентом самостоятельно. Может присутствовать лёгкая сутулость, разный уровень плеч, самочувствие значительно не страдает.
2 Степень характеризуется заметным отклонением позвоночника от средней линии - 11-25 градусов и начинающимся реберным горбом. Изгиб видно и лежа, и в согнутом состоянии. Лопатки находятся на разных уровнях, имеется асимметрия ягодичных складок, появляется ощутимый дискомфорт, боли.
3 Степень сколиоза характеризуется стойкой и более резко выраженной деформацией грудной клетки - 26-50 градусов, наличием большого реберно-позвоночного горба и резким ограничением подвижности позвоночника. Появляется «Реберный горб», таз перекошен в одну сторону, искривления видны в любой позе, нарушена работа внутренних органов, появляется серьёзная угроза здоровью, так как страдают все системы организма, в особенности сердечно-сосудистая.
4 степень – угол искривления свыше 50 градусов, особо тяжелое заболевание. Отчетливо выражены передний и задний реберные горбы, деформация таза и грудной клетки, клинические проявления функциональных нарушений органов грудной клетки и нервной системы, общим ухудшением состояния организма.
1.2. Клиническое распознавание сколиоза
Контролировать осанку можно следующим упражнением: встать в плотную к стенке так, чтобы коснуться ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Зафиксировав это положение, отступить от стены и постараться правильно сохранить правильную осанку. Если удержать тело в таком положении удается без труда, то, значит, искривлений в позвоночнике нет, и не надо беспокоиться.
Второй способ - это осмотр спины ребенка. Осмотр должен производиться при хорошем освещении, при различном положении ребенка, при достаточной степени обнажения тела ребенка. Осмотр нужно производить медленно и в определенной последовательности: передней и задней поверхности тела, сбоку, при наклоненном вперед корпусе, лежа. Не следует высказывать вслух суждения о различных отклонениях со стороны осанки, отмеченных у ребенка. Услышав такие замечания, ребенок старается исправить неправильную позу, тем самым дезориентирует и затрудняет диагностику начальных форм сколиоза.
При осмотре ребенка спереди обращается внимание на положение головы, уровень надплечий и сосков, форму грудной клетки и живота, положение корпуса, симметричность треугольников талии (расстояние между опущенной рукой и выемкой талии), форму ног.
При осмотре ребенка со стороны спины необходимо обращать внимание на положение головы, уровень надплечий, положение лопаток (их уровень, расстояние от позвоночника, плотность прилегания их к грудной клетке), симметричность треугольников талии, симметричность линии остистых отростков, уровень подвздошных костей.
При наклоненном корпусе (подбородок должен быть прижат к груди, а руки свободно опущены) обращается внимание на линию остистых отростков, на симметричность рельефа грудной клетки, на наличие мышечного валика в поясничной области и реберного горба. При осмотре сбоку определяется положение головы, сглаженность или усиление физиологических изгибов позвоночника в грудном и поясничном отделах.
При правильной осанке и отсутствии искривления позвоночника при обследовании детей обнаруживается прямое держание головы симметричное расположение лопаток, шейноплечевых линий, подмышечных складок, подвздошных костей с обеих сторон, а при наличии сколиоза и нарушении осанки симметричность их нарушается в разной мере, в зависимости от степени сколиоза и дефектов осанки.
Важно определить длину нижних конечностей (расстояние от передне-верхней ости подвздошной кости до конца наружной лодыжки). В норме длина конечностей должна быть одинаковая. Измерение длины конечности проводят лежа на спине, ноги вместе; при этом надо иметь в виду, чтобы кончик носа, пупок и линия соединения стоп находились на одной прямой линии. При соблюдении этого условия укорочение конечностей иногда можно заметить и на глаз. При выявлении нарушения осанки и искривления позвоночника необходимо сразу же приступить к лечению, ибо нарушение осанки и сколиоз могут быстро прогрессировать и привести к тяжелым последствиям (реберно-позвоночный горб, инвалидность).
Раннее выявление дефектов осанки, начальных форм сколиоза и раннее начало лечения при длительном применении корригирующей гимнастики дает более благоприятный эффект. Сколиоз начальной степени и нарушение осанки исправляются с помощью физических упражнений специального характера, способствующих выведению позвоночника из порочного круга и укрепляющих определенные мышечные группы.
Искривление позвоночника, связанное с укорочением нижней конечности, исправляется компенсацией длины конечности. Для этого достаточно подбить каблук или вложить под пятку стельку на величину укорочения. Нужно помнить, что каблук надо подбивать на уличной и домашней обуви ребенка.
При позднем выявлении сколиоза часто не удается исправить порочное положение позвоночника и даже остановить прогрессирование искривления позвоночника физическими упражнениями. В таких случаях приходится прибегать к тяжелой операции для фиксации позвоночника.
1.3. Причины возникновения сколиоза
Причин возникновения сколиоза несколько:
а) неразвитые мышцы: вялые мышцы (не только спины, но и живота, ягодиц, бедер);
б) возрастные изменения. Межпозвоночные диски - самое слабое место спины. Со временем они изнашиваются, легко подвергаются перегрузкам и потому очень уязвимы;
в) перенапряжения отдельных групп позвонков. Это может произойти вследствие неправильной осанки при ходьбе, сидении за партой, слишком мягкой постели и подушки. Нарушения функций позвоночника могут возникать в разных отделах. Плоская, вогнутая, круглая спина - следствия неравномерной нагрузки на позвоночник, вызывающей преждевременный износ дисков;
г) травмы;
д) неправильное положение тела при работе;
е) неправильное питание;
ж) заболевания опорно-двигательной системы.
Причины, способствующие возникновению сколиоза в школьном возрасте:
а) неправильное положение тела ученика во время работы за письменным столом;
б) ношение сумок с ремнём через одно плечо или портфелей вместо ранцев;
в) ношение слишком тяжёлых ранцев, сумок;
г) дети ведут малоподвижный образ жизни, вместо занятия спортом, сидят у компьютеров. Поэтому мышцы их тела развиты слабо и не могут удерживать позвоночник в прямом положении;
д) дети мало бывают на улице, не занимаются физическим трудом;
е)многие ребята отказываются от пищи, содержащей витамин D (печень, рыбий жир, яичный желток и пр.) ,А ,витамин D нужен для того, чтобы кости были прочные и правильно развивались.
Глава 2. Профилактика и методы лечения
Если вовремя не начать исправлять неправильную осанку, это может привести к сильному искривлению позвоночника, которое очень тяжело поддаётся лечению. Чем раньше начать лечение (выполнение комплекса упражнений, массаж, ношение корсета), тем легче исправить нарушение осанки.
1.При выполнении письменных и устных уроков опираться о спинку стула спиной. Стараться сидеть прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы.
2.При длительной работе сидя необходимо чаще менять позу, вставать и прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки.
3.Не садиться перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола.
4.Перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине, например, в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо.
5.Поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.
6.Сон на жесткой постели в положении лежа на спине или животе;
7.Правильная и точная коррекция обуви;
8. Организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и другое);
9. Двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плаваньем;
10. Отказ от привычек как: стоять на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения;
11. Плаванье, лечебное плаванье;
12.Применение, при необходимости, различных ортопедических изделий (корректор осанки, спинодержатель, ортопедический корсет).
Лечение сколиоза проходит успешно, если заболевание обнаружено на ранних этапах развития.
Способы лечения:
а) гимнастика;
б) массаж;
в) занятия спортом (плаванием);
г) солнечные ванны, прогулки;
д) богатое витаминами питание;
е) спать нужно на твёрдом матраце.
Заключение
Изучив литературу, я выяснила, что остро существует проблема нарушений осанки у детей школьного возраста. Между осанкой и здоровьем существует прямая связь. Нарушения осанки не только портят внешний облик, но могут привести к ряду заболеваний. Не прав тот, кто думает, что красивая и правильная осанка дается человеку от природы. Ее нужно воспитывать с детства. Формирование осанки начинается с самого раннего возраста. Неправильная осанка способствует развитию ранних «неправильных» изменений в позвоночнике. Формирование осанки - процесс длительный, начинающийся с первого года жизни и завершающийся только к 20-25 годам. В связи с этим особое значение приобретают методы профилактики и лечения, дающие стойкий результат и не имеющие негативных побочных эффектов. Лечебная физкультура и массаж - это наиболее подходящие способы воздействия на детский организм.
В детском возрасте позвоночник очень гибок и податлив. Но наше здоровье в наших руках. Если всё делать вовремя, то таких диагнозов можно избежать.
о
Приложение 1 Рекомендации
Ключевые рекомендации родителям, дети которых проходят лечение от сколиоза:
следить за фигурой, не набирать лишний вес;
регулярно выполнять комплекс упражнений лечебной физкультуры, рекомендованный врачом;
записаться на аквагимнастику;
Поза сидя имеет особенно большое значение.
Если у дошкольника воспитать устойчивый навык, то в школе Ваш ребенок будет сидеть правильно, избежит большей части проблем со здоровьем.
Комплекс упражнений, который поможет справиться со сколиозом:
1. Поза ребенка
1.Сядьте на голени, большие пальцы ног соприкасаются, а пятки разведены в стороны;
2.Наклонитесь вниз и вытяните руки перед собой;
3.Аккуратно двигайтесь вперед, пока лоб не коснется пола;
4.Расслабьтесь в этой позе до 3 минут и глубоко дышите;
5.Займите исходное положение и повторите упражнение еще несколько раз.
2. Собака мордой вниз
1.Встаньте на коврик для фитнеса на четвереньки. Начните медленно поднимать колени, плотно прижмите пальцы ног к поверхности, чтобы почувствовать опору;
2.Вытягивайте и удлиняйте позвоночник, поднимая таз как можно выше, голову держите опущенной, чтобы она образовала прямую линию со спиной;
3.Держите тело в таком положении и следите за дыханием. Медленно опустите колени на пол, чтобы войти в исходное положение.
3. Кошка - верблюд
1.Встать на четвереньки, равномерно распределить вес между всеми четырьмя конечностями;
2.Вдохнуть, поднимая голову вверх и опуская живот к полу, тем самым вытягивая позвоночник;
3.Выдохнуть, вытянув спину вверх и прижимая подбородок к груди.
4. Поза-голубя
Согните правое колено и отведите ногу вперед, как если бы собирались сделать выпад. Опустите правое колено на пол рядом с запястьем правой руки. При этом голень может быть направлена назад (к левому бедру) или быть параллельной коврику, в зависимости от диапазона ваших движений;
Опустите левое колено, сдвиньте ногу назад так, чтобы она полностью легла на коврик и пятка была направлена вверх;
Положение должно быть устойчивым. На вдохе вытяните позвоночник вверх, втяните пупок и постарайтесь широко открыть грудь. Удерживайте это положение до 1 минуты.
5. Наклон вперед с руками за спиной
1.Встаньте прямо и отведите руки назад за спину;
2.Глубоко вдохните, сомкните ладони вместе, скрещивая пальцы между собой, максимально раскрывая грудную клетку ;
3.На выдохе наклоните корпус и поднимите руки вверх, отводя их как можно дальше вперед, расслабив шею и голову;
4.Поднимитесь в исходное положение.
, верным шагом будет
15