СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искривление позвоночника- сколиоз

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект посвящён сколиозу и содержит рекомендации для его предотвращения у подростков.

Просмотр содержимого документа
«Искривление позвоночника- сколиоз»

МБОУ СОШ с. Вазерки им. В.М.Покровского









Проект на тему:

«Искривление позвоночника - сколиоз»












Выполнила: ученица 9А класса

Шишкова Дарья


Руководитель проекта:

Родионова Елена Михайловна










с. Вазерки

2023г.



Содержание:


 Введение…………………………………………………………………..3


Глава 1 Что такое «сколиоз» …………………………………………...4


1.1. Классификация сколиоза…………………………………………….5


1.2. Клиническое распознавание сколиоза……………………………...7


1.3. Причины возникновения сколиоза…………………………………9


Глава 2. Профилактика и методы лечения…………………………….10


Заключение ………………………………………………………………12


Источники информации………………………………………………..13


Приложение 1 Рекомендации…………………………………………..14


















Актуальность. Почему важно иметь хорошую осанку? Если человек постоянно сутулится и втягивает голову в плечи, если он сидит, - сгорбившись за партой или столом, то такая неправильная поза станет для него привычкой. Из-за этого часто формируются наиболее распространенные нарушения осанки: сутулость, сверхизогнутость. Нарушение телосложения не только очень не красиво, но и вредно для здоровья человека: страдают внутренние органы, снижается работоспособность - такие люди чаще болеют.


Введение


Осанка - это умение без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильную позу в различных положениях: сидя, во время ходьбы и игр. Вместе с тем осанкой называют и саму эту правильную позу. При правильной осанки – спина прямая, голова слегка отодвинута назад, плечи расправлены, живот втянут.

Важнейшее условие правильной осанки - нормальное развитие позвоночника. Если положение тела правильное, то каких-либо негативных изменений в состоянии здоровья человека не происходит. Особенно это касается состояния костного скелета и мышц.

Однако, если ребенок или подросток неправильно сидит за партой или столом, искривляясь в ту или другую сторону, или если он постоянно носит тяжелый портфель в одной руке, то это может привести к искривлению позвоночника в правую или левую сторону, которое называется сколиозом.


Цель проекта:  выяснение способов борьбы со сколиозом.


Задачи:


  • Изучить научную литературу по теме проекта.

  • Определить причины возникновения сколиоза.

  • Найти способы профилактики сколиоза.

  • Научиться самой и объяснить учащимся, как бороться со сколиозом.

  • Составить рекомендации для борьбы со сколиозом родителям.

Глава 1. Что такое «сколиоз»


Формирование осанки начинается самого раннего возраста. Неправильная осанка способствует развитию ранних «неправильных» изменений в позвоночнике. «Правильный» позвоночник имеет свои естественные физические изгибы в сагитальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза (изгиба кпереди) и кифоза (изгиба кзади) в грудном и крестцовом отделах (представляет собой «знак вопроса»). Увеличение одной кривизны приводит к изменению другой. Во фронтальной плоскости (при осмотре со спины (опущение лопаток)) позвоночник в норме должен быть прямым. Даже незначительное искривление позвоночника во всех случаях следует расценивать как отклонения от нормы.

Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу. Привычка горбится, сутулится, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом развивается болезнь – сколиоз.

Сколиоз – боковое искривление позвоночного столба. При  этом заболевании человек испытывает постоянную сильную боль в спине, фигура становится некрасивой, меняется походка. Человек не может вести полноценный образ жизни: заниматься физическим трудом, спортом, танцами. Кроме того, нарушается работа внутренних органов – лёгких, сердца, почек и т.д.

Если вовремя не начать исправлять неправильную  осанку, это может привести к сильному искривлению позвоночника, которое очень тяжело поддаётся лечению. Чем раньше начать лечение (выполнение комплекса упражнений, массаж, ношение корсета), тем легче исправить нарушение осанки.

Рис. Так выглядит позвоночник при сколиозе

Глава 2

Классификация сколиоза


Классификация сколиоза зависит от того, в какую сторону искривлен позвоночник. Сколиоз подразделяется на: правосторонние, левосторонние, S – образные.

От вида отклонения дуги сколиозы могут быть: простыми и сложными.
По протяженности сколиозы делятся на  тотальные и частичные.
По уровню поражения позвоночника: 
Верхнегрудной сколиоз – искривление на уровне 3 – 4 грудных позвонков; 
Грудной сколиоз – искривление на уровне 8 – 9 грудных позвонков; 
Грудопоясничный сколиоз – искривление на уровне 11 – 12 грудных и 1-го поясничного позвонков; 
Комбинированный сколиоз – искривление одновременно на уровне 8 – 9 грудных и 2 – 3 поясничных позвонков.

Сколиоз может быть врожденным и приобретенным. Врожденный сколиоз чаще всего связан с аномалией развития позвоночника (неправильное развитие) - лишние позвонки, лишние ребра, аномалия поперечных отростков, слияние дужек и отростков, незаращение дужек, клиновидные позвонки и т. п. Врожденные сколиозы составляют около 5%, а остальные 95% возникают в процессе развития и роста организма.

Среди приобретенных сколиозов выделяются:

а) рахитический, вследствие перенесенного рахита;

б) привычные или, как их называют, школьные сколиозы, возникающие на фоне неправильных привычных поз и неправильной осанки:

в) статический сколиоз, возникающий при неправильном боковом стоянии таза; это часто наблюдается при неодинаковом развитии нижних конечностей (одна конечность короче другой);

г) паралитический сколиоз, возникающий на фоне поражения мышц туловища; это чаще связано с перенесенным полиомиелитом.

Другие формы приобретенных сколиозов (рубцовый - после операции на грудной клетке, после обширных стягивающих рубцов в результате ожога; травматический - после различных травм; рефлекторно-болевой - чаще на почве поражения нервных корешков) встречаются не так часто.

Степень заболеваемости устанавливается на основании анализа рентгенограммы с определением угла искривления. По величине искривления позвоночника различают три степени сколиоза:

1 Степень сколиоза характеризуется незначительным боковым отклонением позвоночника от средней линии - 5-10 градусов, обычно выявляется на осмотре у врача, т.к. изменения не всегда замечаются пациентом самостоятельно. Может присутствовать лёгкая сутулость, разный уровень плеч, самочувствие значительно не страдает.

2 Степень характеризуется заметным отклонением позвоночника от средней линии - 11-25 градусов и начинающимся реберным горбом. Изгиб видно и лежа, и в согнутом состоянии. Лопатки находятся на разных уровнях, имеется асимметрия ягодичных складок, появляется ощутимый дискомфорт, боли.
3 Степень сколиоза характеризуется стойкой и более резко выраженной деформацией грудной клетки - 26-50 градусов, наличием большого реберно-позвоночного горба и резким ограничением подвижности позвоночника. Появляется «Реберный горб», таз перекошен в одну сторону, искривления видны в любой позе, нарушена работа внутренних органов, появляется серьёзная угроза здоровью, так как страдают все системы организма, в особенности сердечно-сосудистая.
4 степень – угол искривления свыше 50 градусов, особо тяжелое заболевание. Отчетливо выражены передний и задний реберные горбы, деформация таза и грудной клетки, клинические проявления функциональных нарушений органов грудной клетки и нервной системы, общим ухудшением состояния организма. 

1.2. Клиническое распознавание сколиоза

Контролировать осанку можно следующим упражнением: встать в плотную к стенке так, чтобы коснуться ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Зафиксировав это положение, отступить от стены и постараться правильно сохранить правильную осанку. Если удержать тело в таком положении удается без труда, то, значит, искривлений в позвоночнике нет, и не надо беспокоиться.

Второй способ - это осмотр спины ребенка. Осмотр должен производиться при хорошем освещении, при различном положении ребенка, при достаточной степени обнажения тела ребенка. Осмотр нужно производить медленно и в определенной последовательности: передней и задней поверхности тела, сбоку, при наклоненном вперед корпусе, лежа. Не следует высказывать вслух суждения о различных отклонениях со стороны осанки, отмеченных у ребенка. Услышав такие замечания, ребенок старается исправить неправильную позу, тем самым дезориентирует и затрудняет диагностику начальных форм сколиоза.

При осмотре ребенка спереди обращается внимание на положение головы, уровень надплечий и сосков, форму грудной клетки и живота, положение корпуса, симметричность треугольников талии (расстояние между опущенной рукой и выемкой талии), форму ног.

При осмотре ребенка со стороны спины необходимо обращать внимание на положение головы, уровень надплечий, положение лопаток (их уровень, расстояние от позвоночника, плотность прилегания их к грудной клетке), симметричность треугольников талии, симметричность линии остистых отростков, уровень подвздошных костей.

При наклоненном корпусе (подбородок должен быть прижат к груди, а руки свободно опущены) обращается внимание на линию остистых отростков, на симметричность рельефа грудной клетки, на наличие мышечного валика в поясничной области и реберного горба. При осмотре сбоку определяется положение головы, сглаженность или усиление физиологических изгибов позвоночника в грудном и поясничном отделах.

При правильной осанке и отсутствии искривления позвоночника при обследовании детей обнаруживается прямое держание головы симметричное расположение лопаток, шейноплечевых линий, подмышечных складок, подвздошных костей с обеих сторон, а при наличии сколиоза и нарушении осанки симметричность их нарушается в разной мере, в зависимости от степени сколиоза и дефектов осанки.

Важно определить длину нижних конечностей (расстояние от передне-верхней ости подвздошной кости до конца наружной лодыжки). В норме длина конечностей должна быть одинаковая. Измерение длины конечности проводят лежа на спине, ноги вместе; при этом надо иметь в виду, чтобы кончик носа, пупок и линия соединения стоп находились на одной прямой линии. При соблюдении этого условия укорочение конечностей иногда можно заметить и на глаз. При выявлении нарушения осанки и искривления позвоночника необходимо сразу же приступить к лечению, ибо нарушение осанки и сколиоз могут быстро прогрессировать и привести к тяжелым последствиям (реберно-позвоночный горб, инвалидность).

Раннее выявление дефектов осанки, начальных форм сколиоза и раннее начало лечения при длительном применении корригирующей гимнастики дает более благоприятный эффект. Сколиоз начальной степени и нарушение осанки исправляются с помощью физических упражнений специального характера, способствующих выведению позвоночника из порочного круга и укрепляющих определенные мышечные группы.

Искривление позвоночника, связанное с укорочением нижней конечности, исправляется компенсацией длины конечности. Для этого достаточно подбить каблук или вложить под пятку стельку на величину укорочения. Нужно помнить, что каблук надо подбивать на уличной и домашней обуви ребенка.
При позднем выявлении сколиоза часто не удается исправить порочное положение позвоночника и даже остановить прогрессирование искривления позвоночника физическими упражнениями. В таких случаях приходится прибегать к тяжелой операции для фиксации позвоночника.


1.3. Причины возникновения сколиоза

Причин возникновения сколиоза несколько:


а) неразвитые мышцы: вялые мышцы (не только спины, но и живота, ягодиц, бедер);
б) возрастные изменения. Межпозвоночные диски - самое слабое место спины. Со временем они изнашиваются, легко подвергаются перегрузкам и потому очень уязвимы;
в) перенапряжения отдельных групп позвонков. Это может произойти вследствие неправильной осанки при ходьбе, сидении за партой, слишком мягкой постели и подушки. Нарушения функций позвоночника могут возникать в разных отделах. Плоская, вогнутая, круглая спина - следствия неравномерной нагрузки на позвоночник, вызывающей преждевременный износ дисков;

г) травмы;
д) неправильное положение тела при работе;
е) неправильное питание;
ж) заболевания опорно-двигательной системы.


Причины, способствующие возникновению сколиоза в школьном возрасте:

  

а) неправильное положение тела ученика во время работы за письменным столом;
б) ношение сумок с ремнём через одно плечо или портфелей вместо ранцев;

в) ношение слишком тяжёлых ранцев, сумок;

г) дети ведут малоподвижный образ жизни, вместо занятия спортом, сидят у компьютеров. Поэтому мышцы их тела развиты слабо и  не могут удерживать позвоночник в прямом положении;

д) дети мало бывают на улице, не занимаются физическим трудом;

е)многие ребята отказываются от пищи, содержащей витамин D (печень, рыбий жир, яичный желток и пр.) ,А ,витамин D нужен для того, чтобы кости были прочные и правильно развивались.


Глава 2. Профилактика и методы лечения


Если вовремя не начать исправлять неправильную осанку, это может привести к сильному искривлению позвоночника, которое очень тяжело поддаётся лечению. Чем раньше начать лечение (выполнение комплекса упражнений, массаж, ношение корсета), тем легче исправить нарушение осанки.


1.При выполнении письменных и устных уроков опираться о спинку стула спиной. Стараться сидеть прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы.

2.При длительной работе сидя необходимо чаще менять позу, вставать и прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки.

3.Не садиться перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола.

4.Перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине, например, в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо.

5.Поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.

6.Сон на жесткой постели в положении лежа на спине или животе;

7.Правильная и точная коррекция обуви;

8. Организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и другое);

9. Двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плаваньем;

10. Отказ от привычек как: стоять на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения;

11. Плаванье, лечебное плаванье;

12.Применение, при необходимости, различных ортопедических изделий (корректор осанки, спинодержатель, ортопедический корсет).
Лечение сколиоза проходит успешно, если заболевание обнаружено на ранних этапах развития.

Способы лечения:
а) гимнастика;
б) массаж;
в) занятия спортом (плаванием);
г) солнечные ванны, прогулки;
д) богатое витаминами питание;
е) спать нужно на твёрдом матраце.








Заключение


Изучив литературу, я выяснила, что остро существует проблема нарушений осанки у детей школьного возраста. Между осанкой и здоровьем существует прямая связь. Нарушения осанки не только портят внешний облик, но могут привести к ряду заболеваний. Не прав тот, кто думает, что красивая и правильная осанка дается человеку от природы. Ее нужно воспитывать с детства. Формирование осанки начинается с самого раннего возраста. Неправильная осанка способствует развитию ранних «неправильных» изменений в позвоночнике. Формирование осанки - процесс длительный, начинающийся с первого года жизни и завершающийся только к 20-25 годам. В связи с этим особое значение приобретают методы профилактики и лечения, дающие стойкий результат и не имеющие негативных побочных эффектов. Лечебная физкультура и массаж - это наиболее подходящие способы воздействия на детский организм.

В детском возрасте позвоночник очень гибок и податлив. Но наше здоровье в наших руках. Если всё делать вовремя, то таких диагнозов можно избежать.










о












Приложение 1 Рекомендации


Ключевые рекомендации родителям, дети которых проходят лечение от сколиоза:


  • придерживаться принципов здорового питания;


  • следить за фигурой, не набирать лишний вес;


  • регулярно давать ребёнку умеренные физические нагрузки;


  • регулярно выполнять комплекс упражнений лечебной физкультуры, рекомендованный врачом;

  • записаться на аквагимнастику;


  • заняться беговыми лыжами (если позволяет состояние здоровья);


  • также нужно соблюдать правильное положение сидя за партой.





Поза сидя имеет особенно большое значение.

Если у дошкольника воспитать устойчивый навык, то в школе Ваш ребенок будет сидеть правильно, избежит большей части проблем со здоровьем.


Комплекс упражнений, который поможет справиться со сколиозом:


1. Поза ребенка


1.Сядьте на голени, большие пальцы ног соприкасаются, а пятки разведены в стороны;


2.Наклонитесь вниз и вытяните руки перед собой;


3.Аккуратно двигайтесь вперед, пока лоб не коснется пола;


4.Расслабьтесь в этой позе до 3 минут и глубоко дышите;


5.Займите исходное положение и повторите упражнение еще несколько раз.



2. Собака мордой вниз


1.Встаньте на коврик для фитнеса на четвереньки. Начните медленно поднимать колени, плотно прижмите пальцы ног к поверхности, чтобы почувствовать опору;


2.Вытягивайте и удлиняйте позвоночник, поднимая таз как можно выше, голову держите опущенной, чтобы она образовала прямую линию со спиной;


3.Держите тело в таком положении и следите за дыханием. Медленно опустите колени на пол, чтобы войти в исходное положение.




3. Кошка - верблюд


1.Встать на четвереньки, равномерно распределить вес между всеми четырьмя конечностями;


2.Вдохнуть, поднимая голову вверх и опуская живот к полу, тем самым вытягивая позвоночник;


3.Выдохнуть, вытянув спину вверх и прижимая подбородок к груди.




4. Поза-голубя


  1. Согните правое колено и отведите ногу вперед, как если бы собирались сделать выпад. Опустите правое колено на пол рядом с запястьем правой руки. При этом голень может быть направлена назад (к левому бедру) или быть параллельной коврику, в зависимости от диапазона ваших движений;


  1. Опустите левое колено, сдвиньте ногу назад так, чтобы она полностью легла на коврик и пятка была направлена вверх;


  1. Положение должно быть устойчивым. На вдохе вытяните позвоночник вверх, втяните пупок и постарайтесь широко открыть грудь. Удерживайте это положение до 1 минуты.



5. Наклон вперед с руками за спиной


1.Встаньте прямо и отведите руки назад за спину;


2.Глубоко вдохните, сомкните ладони вместе, скрещивая пальцы между собой, максимально раскрывая грудную клетку ;


3.На выдохе наклоните корпус и поднимите руки вверх, отводя их как можно дальше вперед, расслабив шею и голову;


4.Поднимитесь в исходное положение.







, верным шагом будет


15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!