СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исчезнувшие и исчезающие посёлки

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему: "Исчезнувшие и исчезающие посёлки и селения" подготовлена для конференции в Азнакаево 2017. Азнакаево -30 лет. В статье рассматриваются причины исчезновения поселений в 20 веке на примере посёлка Красная Речка(Большая Поляна), Юлдуз, Мулланур Вахитов Алькеевского района РТ по воспоминаниям жителей.

Просмотр содержимого документа
«Исчезнувшие и исчезающие посёлки»

Москвина Г.А.

Изучение исчезнувших и исчезающих сёл ХХ века в Алькеевском районе.

Аннотация

Одно из актуальных направлений в современной исторической науке – история села. Интерес вызывает история исчезнувших и исчезающих деревень. Статья посвящена исследованию истории изучение исчезнувших и исчезающих сёл Алькеевского района Республики Татарстан в ХХ веке, а также природы и окружающей среды в зоне исчезнувших и исчезающих сёл. Таких как Красная Речка (Большая Поляна), Юлдуз, Мулланур Вахитов, на основе воспоминаний жителей этих посёлков и деревень.

Ключевые слова

Сельская история, деревня, посёлок, исчезнувшая деревня, исчезающий посёлок.

Введение

Целью исследования является история изучение исчезнувших и исчезающих сёл Алькеевского района Республики Татарстан в ХХ веке, а также природа и окружающая среда в зоне исчезнувших и исчезающих сёл.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. собрать имеющуюся и проанализировать информацию о развитии деревни.

2. осваивая способы поиска информации, изучить уровень и качество жизни сельских жителей, выявив основные факторы и механизмы развития деревни.

3. привлечь внимание общественности к проблемам сохранения российской деревни, к ответственности за значимость своего вклада в развитие Малой Родины и всего Отечества.

4. сделать обобщающие выводы по изучаемым проблемам.

Сёла и деревни, как люди: рождаются, живут и порой умирают. Как, когда и почему появилась деревня? Почему её не стало? Какие необходимы новые подходы к сельскому развитию? Как спасти свою малую Родину? Малая – потому что это маленькая частица необъятной страны, Родина – потому что там живут родные люди. Деревня – моя малая Родина, она не проживёт без меня, а я не проживу без неё.

В ХХ веке сложилось потребительское отношение к селу, как к сфере производства сельхозпродукта. Но село – это, прежде всего, образ жизни российского человека, определённый уклад всех культурных и общественных отношений. Учёные считают современный кризис села кризисом всей российской цивилизации. Практически каждое отдалённое российское село находится в тяжёлом состоянии. Развитие села должно остановить приток населения в мегаполисы, который не способствует улучшению демографической и экологической ситуации в стране. Ведь ещё в конце XIX века было подмечено, что «люди рождаются в деревне, а умирают в городе». Село от города отличается меньшим уровнем социально-экономического развития, отставанием уровня материального обеспечения людей, их быта, что естественно сказывается на образе жизни населения и социальной структуре.

Актуальность изучения вопросов возрождения села и в том, что на современном этапе возрастают требования к знанию и воссозданию опыта в традиционных крестьянских обществах. Понимание собственно крестьянского, деревенского уклада жизни должно способствовать формированию политики, которая может предугадывать тенденции и перспективы устремлений населения и тем самым предупреждать негативные пути развития общества. Не производство сельхозпродукта должно являться главным, а восстановление традиционного, сложившегося веками, уклада жизни русского человека. Последняя перепись населения, проведенная в 2010 году, лишний раз доказала печальную статистику: от многих российских деревень остались лишь названия и опустевшие дома. И такая ситуация повсеместна на территории всей страны. Крупные миграции в Казань, Набережные Челны, Димитровград в сочетании с высокими показателями смертности приводят к вымиранию десятков маленьких населенных пунктов. Почему же наши села вымирает? Причин существует множество, хотя все они тесно взаимосвязаны. Отсутствие работы, нормальной медицины и инфраструктуры, тотальная неблагоустроенность и невозможность самореализации гонят жителей сел в большие города.

I. Изучение истории исчезнувших и исчезающих сёл Алькеевского района по воспоминаниям их жителей.

1.1. История и особенности сельской местности.

Село - исторически сложившаяся поселенческая общность, возникшая вследствие отделения ремесла от земледелия, одна из первых форм расселения людей, занятых сельскохозяйственным трудом, отличающаяся от города малой численностью населения территории [3].

Найдя забытые газеты, книги, фамилии и старые фотографии, удалось встретиться и побеседовать с людьми из этих деревень, съездить в эти места. Беседы дали возможность узнать об истории этих сёл. Анализ материалов показал, что в селах и посёлках все поколения семьи жили под одной крышей, большие семьи было обычным явлением. Каждый человек, живший в большой семье, ощущал себя как члена рода. Он казался себе частичкой единой души. С предками у селян были связаны многочисленные праздники, многие из которых уцелели до наших дней. По старинным обычаям, предки— «щуры» хранили своих потомков, предостерегали их, являясь им в образе птиц (возможно от этих слов дошли до нас из старины спасительные слова «чур меня»).

Родившись и проживая в селе, могу сказать, что в селе было принято и принято до сих пор знакомясь на свадьбах и похоронах называя себя, добавлять: сын такого-то, внук и правнук такого-то. Без этого имя не имя: люди сочтут, что человек, не назвавший отца и деда, что-то скрывает. Зато уж услышав, какого ты рода, люди знают, как себя с тобой вести. Каждый род имеет вполне определенную репутацию. В селе никогда не бывало ни позабытых детей, ни брошенных стариков. Когда у кого-то случается беда, родня — даже самая дальняя, готова прийти на выручку. Отстроить сгоревший дом, поделиться имуществом и богатством, помочь отбиться от врагов, заступиться за обиженного.

Уже в 1980 году на одно сельскохозяйственное предприятие приходилось в среднем по 10 населенных пунктов. Положение села ухудшилось после аграрной политики 90-х годов, одновременно произошёл распад интеллектуальной среды деревни, отчуждение от труда и его результатов [9].

После 1991 года большинство колхозов и совхозов распалось. Уровень сельскохозяйственного производства резко снизился. Фермерское движение, которое росло до 1993-1994 годов, пошло вспять, и надежды на него не оправдались. Большинство исследователей считает, что стихия рынка–лучшее средство разорения сельскохозяйственного производства и села.

За несколько десятков лет XX века сельское население России сократилось в три раза. Дело не только в количественном сокращении селян. В города уходили деятельные, инициативные, талантливые люди.

М.И. Лернер отмечает, что существует всеобщая народная вера, что крестьяне образуют костяк нации, и что в обращении с землёй есть целительная красота - она вырабатывает эликсир цельности и здоровья, который не получишь от городских мостовых [2].

Более низкий уровень качества жизни способствовал формированию миграционных настроений жителей. Из сельских поселений уезжает самое молодое, образованное население, и возникают серьезные перекосы в развитии сельских поселений и отраслей экономики, связанных с ними. Село все более и более стареет. Так, доля трудоспособных людей, родившихся в селе, не превышает 20%. Половина мигрантов, приехавших в село, – пенсионеры, недостаточно подготовленные и не способные к производительному интенсивному труду [5].

Сельское население по уровню доходов более разнопланово, что обостряет проблемы бедности на селе. В селе, в противовес городу, жизнь не открывает невиданные возможности для проявления способностей и личной свободы, не обещает богатства и почестей. Но сельские жители не знают проблему одиночества городского жителя [1].

В настоящее время село переживает большие трудности. Вырождение села сказывается во всем. Закрытие школ и больниц заставляет местных жителей задумываться о миграции в города. В то же время остаются привлекательными тишина и спокойствие сельской жизни.

Некоторые сегодняшние процессы развития сельских поселений убеждают, что будущий уклад жизни людей может стать результатом слияния лучших, привлекательных черт и деревенского, и городского образа жизни: неплотная застройка с преобладанием индивидуальных домов, но полным набором коммунальных услуг, близость к природе, хорошие дороги, автомобилизация.

Современный горожанин свернул собственное пространство жизни до квартиры, ушёл от главного богатства - российского простора.

Можно выделить следующие особенности села: неравномерность трудовой занятости; необходимость учитывать циклы природы и погодно-климатические условия; меньшая техническая вооруженность сельхозпроизводства; более низкая комфортность быта по сравнению с городом; необходимость ведения приусадебного хозяйства; меньшие возможности для образовательного и культурного развития.

Это проявляется в образе жизни сельчан, характеризующимся большим влиянием обычаев и традиций, простыми формами общения людей, которое носит персонифицированный характер, меньшей автономностью быта, наличием своеобразных форм социального контроля за поведением личности, значительной роли и влияния местного руководства, существенного воздействия общественного мнения. Быт и производство в сельских условиях объединены в едином территориальном пространстве, не имеют жестких временных рамок, формируют особые приоритеты и социальные запросы сельского населения. Значительное время сельское население являлось поставщиком малоквалифицированной рабочей силы для реализации планов социалистического строительства в стране. В последние годы это соотношение стабилизировалось [3].

В России есть ряд типов населенных пунктов. Меня интересуют следующие:

- поселок – населенный пункт по специализации основной деятельности жителей: лесной, торфяной, рыболовецкий, дачный,

- деревня — занимает промежуточное положение и является связующим звеном с другими типами населенных пунктов,

- село – культурный, духовный и технологический центр группы деревень, в котором размещаются местные организации и малые предприятия по промышленной переработке продуктов крестьянского труда: мельницы, лесопилки, крупорушки, известковые ямы, и т.д.

Стремление к покою и тишине людей пенсионного возраста и творческой интеллигенции, развитие интернет-технологий открыло возможность жителям крупных городов быть не привязанными к месту работы и реализовать мечту о гармоничной жизни и деятельности на лоне природы. При росте цен на коммунальные, медицинские услуги и экологически чистые продукты питания жизнь в селе становится более привлекательной. Поэтому сегодня эта тема актуальна и важна. Необходимо поднимать проблемы села, чтоб государство смогло принять самое активное участие в создании равноправных отношений между городом и селом, их сбалансированном развитии. Становление новых форм хозяйствования на селе невозможно без государственной поддержки. Важно не устранение деревни, а её социальное обустройство, качественное преобразование села, установление более тесных, интенсивных социальных связей между городскими и сельскими поселениями. Анализ особенностей села позволяет сделать вывод о том, что оно является источником многих благ, не поддающихся стоимостной оценке, в том числе традиционного сельского уклада жизни и традиций народа.

I.2. Посёлок Юлдуз

Статус – посёлок.

Входит в состав Чувашско – Бродского сельского поселения. На сегодняшний день в посёлке проживает 14 человек, в посёлке имеется одна корова, жители разводят курей.

В 2010 году по переписи население составляло 44 человека (русских 69%) [10]

Посёлок в Алькеевском районе в бассейне реки Шиятоша, в 26 км. От села Базарные Матаки. Полеводство, молочное скотоводство. Клуб.

Основан в 1930-хгг. С момента образования находился в Алькеевском, с 19.02.1944года в Юхмачинском, с 07.12.1956 в Алькеевском, с 01.02.1963года в Куйбышевском, с 12.01.1965 года в Алькеевском районах. Число жителей: В 1938году -266, в 1949-276 человек, в 1958 году 396, в 1970году – 342, в 1979 году 236, в 1989 году -133, в 2002 -74 человека.[8]

Воспоминания Ивановой Александры Алексеевны (в девичестве Павловой) уроженке посёлка Юлдуз.

Александра родилась в 1951 году. Помнит себя и посёлок с пяти лет. Её дедушка Павлов Иван Павлович житель посёлка был репрессирован по 58 статье и получил 10 лет лагерей за сбор колосков, срок отсиживал в г. Свердловске. Начальник лагеря говорил, чтобы писали прямо в Кремль. В 1958 был освобождён, вернулся в посёлок. Умер в 1965 году, когда Шура закончила 7 классов. По материнской линии дед Кондрашкин Гаврила, родом из Тумбы, ныне также исчезающей деревни погиб под Смоленском.

Наш посёлок образовался в 1932 году, входил в совхоз Энергетик. Организаторами были Билалов и Гайса Шайхутдинов. В совхоз съезжались люди, которые не хотели вступать в колхоз (единоличники).

Бабушка родила дедушке 12 детей, но пятеро умерло, осталось семеро. Сейчас жива только одна тётка, ей сейчас около 90 лет. Жили мы большой семьёй, под одной крышей дедушка с бабушкой, их взрослые обзаведшиеся своими семьями дети. Впрочем, повсеместно все так проживали.

В посёлок съезжались люди разных национальностей: украинцы, русские, татары, чуваши. Жили дружно. В посёлке существовала начальная школа (1-3 кл.). Учителями в ней работали Клавдия Васильевна Морозова и Людмила Тимофеевна Кутузова (родом из села Юхмачи, её брат Михаил Тимофеевич был директором Набережно – Челнинского пединститута)

Юлдуз в переводе с татарского, «Звезда» изначально было большим, все семьи многодетные. Интересны фамилии Бешеновы (7 детей), Терёхины (11 детей), Поляковы, Рябиновы, Прокудины, Колоколовы, Прошины, Стюфеевы, Савушкины, Королёвы, Леонтьевы, Праксины, Романовы, Ивановы.

В посёлке был клуб, библиотека. Условия труда были лучше, чем в колхозе. Совхоз Энергетик был богатейшим в районе, тем, кто трудился в нём, платили зарплату, в отличие от колхозных трудодней. В посёлке находился животноводческий комплекс. Женщины работали телятницами, доярками, разнорабочими на комплексе. Мужчины трактористами, комбайнёрами. Моя мама с 17 лет села на трактор. После рождения младшей дочери, стала работать разнорабочей. В летней период, работала на свекольном поле. Жили весело, дружно, свободно, на природе. Взрослые мужчины вечерами играли в лапту, волейбол, а мы собирались смотреть на них, а подросли и играли рядом, а потом и вместе. Ходили на дискотеки в клуб, привозили из Юхмачей фильмы (кинооператором был Романов Н.В.) и всем посёлком по вечерам мы собирались в клубе, это объединяло. Не как сейчас мужчины сидят по домам и смотрят телевизор. Хотя когда в посёлке появился первый телевизор в 1966 году, у Рябинина дедушки весь посёлок пришёл смотреть на это чудо. Помню, папа рассказывал: пришел он в контору с утра на получение наряда на день и говорит мужикам: « я говорит телевизор в декрет (кредит) купил». Все так и прыснули со смеху. Объяснили, что не в декрет, а в кредит. Развита была и художественная самодеятельность. Ставили концерты, театральные постановки, выезжали на смотры.

Среднее образование получали в Сихтерме (5-8 кл.), а потом в Юхмачах (9-10 кл.). Жили в интернате, учились хорошо и отлично. После окончания школы с сестрой поступили в институты города Казани. Я в педагогический, она в сельхоз. Для посёлка это была сенсация. Мы были первопроходцами. Каждая семья держала личное подворье, в котором были коровы, овцы, гуси, куры. В 1961 году стало трудновато, появились очереди за хлебом, сахарным песком. В связи с общей тенденцией 90-х годов, молодёжь перестала оставаться в посёлке. Распалась и колхозно - совхозная система, вместе с союзом, посёлок стал вымирать.[4]

Известные люди посёлка Юлдуз.

Сибгатов Масгут Билалович- в 60-е годы директор совхоза «Актай». Депутат Верховного Совета СССР. В последние годы жизни работал в Пестречинском районе на Ленино – Кокушинской фабрике директором.

Петряков Пётр – вестник районной прессы.

I.3. Большая Поляна (Красная речка в народе)

входит в Совет Шибашского села. 7 хозяйств. Русских всего 12 человек.

Мулланур Вахитов входит в состав Совета Шибашского села. В народе называют Мулланурским посёлком. Основан выходцами из села Шибаши, в период коллективизации.

Сейчас 39 хозяйств. Всего проживают 130 татар. Есть начальная школа, где учатся 6 учеников. Обучение на татарском языке. В деревне есть магазин. Бригада колхоза «Трудовик» [6]

На май 2017 года в деревне имени Мулланура Вахитова(статус поменялся в 2010-2011гг.) проживает около 40 человек. Из них трое детей: два шестиклассника, один девятиклассник, которых возят на школьном автобусе в Шибаши. Школа, магазин закрыты, но функционирует клуб. Работающие работают на ОАО «Красный Восток». Население держит скот: коров, овец, а также птицу.

Воспоминания Прынцевой Валентины Даниловны, уроженки Большой Поляны (Красной речки).

Родилась я 1 мая 1944 года. В то время Красная речка входила в состав Шибашского сельского поселения. Отец был русский, мать украинка (переселилась во время войны, беженка). В 1948 году умер отец, мать осталась с пятью детьми на руках. Закончила Валентина 4 класса и 5 класс в Шибашах. Начала работать с 12 лет, пасла частных овец. Потом в 14 лет перешла в колхоз «Трудовик». Входила в кукурузное звено, которое состояло из десяти человек. Выращивали, пололи кукурузу. Один трудодень равнялся пятнадцати - шестнадцати рублям, но деньги не платили, в основном давали зерном. В это время на Красной речке было примерно 45 домов. Проживали следующие жители Матвеевы, Агешевы, Саунины, Казаковы, Галановы, Романовы, Прынцевы и другие.

В 17 лет перешла на овцеферму, где и проработала до её развала, до пенсии(80-е годы). Зарплата на овцеферме первоначально составляла 47 рублей. Овец стригли руками, ежедневно в летнее время выгоняли на пастбища, ночью загоняли на карды. Иногда приходилось искать, если пастух проворонил, а кругом лес, иногда нападали и волки. Валентина была в передовиках, не раз была участницей районного слёта тружеников сельского хозяйства, является ветераном труда.

В деревне был клуб, библиотека, магазин (от райпо)

После того, как перестала существовать овцеферма и стали распадаться колхозы из деревни стали уезжать люди. В течение 12 лет в деревне проживали две семьи. Три года, после смерти соседки Валентина Даниловна проживала в деревне одна, только летом из города Димитровграда приезжал и проживал до осени Федосеев Гриша, который разводит здесь пчёл. За продуктами и необходимыми товарами ходила в Мулланур Вахитов(1 км. на прямую). Электричество было, но газа не было. В 2003 году решила переехать в Юхмачи. Сегодня на Красной речке проживает круглый год только один человек – Данилин Сергей, летом проживают двое.[7]

1.4. Основные проблемы и возможные пути решения

Пока жива деревня - живы российские традиции. В основе крестьянской культуры лежит другой принцип выгодности, чем в технологической цивилизации, другая оценка выгодности хозяйства. Под «выгодностью» подразумевалось сохранение того уклада жизни, который был не средством для достижения большего благополучия, а сам являлся целью. Выгодность крестьянского хозяйства определялась его связью с природой, с крестьянским искусством, этикой, а не только полученным урожаем.

Возрождённая духовно деревня сделает всё сама. Техника не отрицает традицию, традиция не отрицает развитие техники. Речь идёт о возрождении именно духовных традиций отношения человека с землей, с окружающей природой, с общиной, с другим человеком. В настоящее время катастрофическое состояние приобретают условия жизни в сельской местности, молодёжь продолжает покидать село и перебирается в город.

Выделяют три парадокса современной аграрной реформы в России:

- внедрение мелкотоварного производства, вопреки намерениям реформаторов ведущими секторами сельскохозяйственного производства стали не фермерские хозяйства и не акционерные общества, а личные хозяйства сельских жителей;

- неэффективность современных преобразований;

- реформы не только не содействуют формированию рыночного сознания и поведения селян, но практически разрушают стремление к труду [5].

Вышеприведённые проблемы позволяют сделать вывод программного характера: Необходимо отказаться от одномерного подхода к пониманию функций села и исходить из положения, что село:

а) наряду с городом, решает стратегические вопросы расселения;

б) обеспечивает социальный контроль над территориями, решая тем самым геополитические задачи;

в) сохраняет исторически освоенные ландшафты (установка на разделение двух форм собственности, принятая в стране с 1990 года, привела во многих регионах к резкому сокращению объёмов обрабатываемых земель и к обескультуриванию огромных площадей сельхозугодий) [2];

г) решающую роль играет в обеспечении продовольственной безопасности страны;

д) сохраняет этнокультурное разнообразие общества (более ста этносов, населяющих Россию, имеют сельское происхождение, и их культура традиционно связана с селом);

е) велико значение в поддержании экологического благополучия страны;

ж) является важным фактором в решении вопроса качества жизни современного человека;

з) воспроизводит и сохраняет свой человеческий капитал, без которого невозможно существование национального сельского хозяйства.

Новая деревня должна стать важной единицей современного общества и наряду с этим остаться хранительницей традиционных жизненных ценностей. Ценность села – не в стоимости произведённого материального продукта, а в обеспечении родной страны продовольствием и историческими традициями, в сохранении основы национального жизненного уклада [1].

В целях решения создающихся проблем считаем необходимым реализовать ряд упреждающих мер. В области развития сельского хозяйства и сельских поселений:

- предусмотреть перспективы развития каждого села, включив в него планы строительства дорог, стимулирование индивидуального строительства;

- рассмотреть опыт по строительству агрогородков;

- разработать схемы обеспечения сельского населения малонаселенных поселений социальными услугами, медицинским обслуживанием, системой образования;

В области обеспечения занятости населения:

- ускорить развитие малого бизнеса на селе и восстановление системы кооперации, стимулируя создание малых предприятий по переработке сельхозпродукции, дикорастущих грибов и ягод, лекарственных трав;

- поддержать народные промыслы, изготовление традиционных изделий, туризм;

В области стимулирования индивидуального строительства:

- разработать набор бесплатных проектов малоэтажного строительства для села с использованием разных строительных материалов (дерево, кирпич, шлакоблоки);

- разработать типовые проекты сельских домов, позволяющих впоследствии пристраивать к ним новые площади.

Деревня собой представляет относительно самостоятельную устойчивую систему. Она основными компонентами равна городу: совместно с городом формирует историческую целостность территориальной и социальной составляющих общества. В России сейчас много зaброшенных, вымирающих деревень. И в тоже время, много желающих переехать в деревню.

Заключение

В большинстве явлений современность проявляет себя противоречиво: с одной стороны, современность динамична, направлена в будущее, прогрессивна, обещает невиданные изобилие, свободу; с другой стороны, открывает новые проблемы, привносимые именно масштабом и новизной достижений.

Внимание правительства, общества, науки к вопросам возрождения села диктуется значимостью крестьянства в современном мире, его вкладом в социально-экономическое развитие общества, культуру, духовную жизнь страны, его исторической ролью в социальных преобразованиях. Вместе с тем, сельскому населению во многих регионах всё труднее становится уйти от проблем бедности. Проблемы развития села видятся в удовлетворении потребностей жителей, проживающих в сложных социально-бытовых условиях сельской местности. Качество и благополучие жизни крестьян, их социальные условия жизни резко отличаются от качества жизни людей в городских условиях.

Проводимые в России с 90-х годов реформы, резкое сокращение государственного финансирования, медленное развитие местного самоуправления привели к изменениям в сельском обществе и оказали негативное влияние на социальное развитие села, уровень и качество жизни большинства сельского населения. Но именно сельскому социуму должен быть отдан приоритет в развитии социальной работы в силу его специфики, которая может стать основой дальнейшего развития, если рассматривать сельских жителей как одну из категорий перспективного контингента страны. Верю, что и в моих детях и внуках будет жить бесконечная любовь к своему родному краю, к великой России и малой деревеньке.























Список литературы

1. Бондаренко Л. Оценка уровня социального развития села .- М.: Знание, 2009.-144 с.

2. Брытков М. Хозяйства населения: проблемы и тенденции развития. –М.: АПК, 2009.-149 с.

3. Великий П. П. Российское село: кризис созидания.- М.: Знание, 2009.-148 с.

4. Воспоминания Ивановой (Павловой ) Александры Алексеевны

5. Пациорковский В. В. Сельская Россия: 1991 - 2001 гг. М., 2003.- 274с.

6. Ил Газиз Әллием, бәллием… Казан «Мәгариф» Нәшрияты, 1996г., стр. 292,279,169

7. Воспоминание Прынцевой Валентины Даниловны

8. nailtimler.com

9. Шингарев А.И. Вымирающая деревня.- М.: Социс, - 2009.-144

10. www.bankgorodov.ru















Annotation

One of the important directions in contemporary historical science is the history of a village. The history of extinct and disappearing villages is of interest. The article is devoted to the history of the study of extinct and disappearing villages of the Alkeyevsky district of the Republic of Tatarstan in the XX century, as well as nature and the environment in the zone of the disappeared and disappearing villages. Such as Krasnaya Rechka (Big glade), Yulduz, Mullanur Vakhitov, the work is based on the memories of the inhabitants of these towns and villages.

Keywords

Rural history, countryside, village, a disappeared village, an extinct village.

Авторские данные:

Москвина Галина Александровна, МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа», учитель истории, РТ Алькеевский район, с. Юхмачи, ул.Школьная, д.2, 89270389187, [email protected]



















Приложение

Современное состояние посёлка Юлдуз

Красная речка (Прынцева Валентина)

На районном слёте животноводов



Прынцева (жительница Красной речки)














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!