СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исаакиевский собор

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность. История Санкт-Петербурга

Просмотр содержимого документа
«Исаакиевский собор»


Внеурочная деятельность

История Санкт-Петербурга

Конспект мероприятия Лебедевой И.А.


Исаакиевский собор


Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Задачи:

 1) познакомить учащихся с историей создания Исаакиевского собора, его архитектурными и художественными особенностями;


2) прививать интерес к историческому и культурному наследию

своей страны;


3) способствовать приобщению учащихся к духовно-нравственным

ценностям и развивать познавательный интерес.


В классе выставка книг о Санкт-Петербурге. Фотографии с экскурсии.

Оформление доски

На столе: карта центра Санкт-Петербурга, конверты №1 – карточки слов; №2 – тексты, словарь терминов, коробочки с камнями - гранитами



Ход занятия

Учащиеся поют песню Олега Кваши Санкт-Петербург (youtube видео ролик на песню Санкт-Петербург белая гордая птица)

Дети сидят по группам

Капитаны прикалывают бейджики

Каждая группа собирает слово из частей

1 группа: Мон фер ран,

2 группа: Исаа киев ский,

3 группа: ко лон ны,

4 группа: ико но стас

Кто такой был Огюст Монферран?

- Исаакиевский, что говорит вам это слово?

- Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить?



Объявление темы

- Сегодня мы вспомним то, что узнали на экскурсии, узнаем много нового. Речь пойдёт о Исаакиевском соборе. Найдите собор на карте.

Учитель:

- А всегда ли собор выглядел так?

- Исаакиевский собор Огюста Монферрана стал четвертым собором, построенным на этой площади. Первую церковь в честь святого Исаакия Далматского возвели для рабочих Адмиралтейских верфей практически сразу после основания Санкт-Петербурга.

- Назовите год основания нашего города.

- Почему собор получил такое название? Поставили церковь по повелению Петр I, который родился 30 мая, в день святого Исаакия Долматского, византийского святого. Исаакий Долматский – небесный покровитель Петра первого.

- Уже в 1717 году, когда старая церковь стала ветшать, было заложено новое каменное здание. Через полвека, когда уже вторая петровская церковь пришла в негодность, было заложено третье здание — уже на другом месте, немного дальше от берега Невы.

- Конкурс на строительство нынешнего Исаакиевского собора объявил в 1809 году Александр I. Среди его участников были лучшие зодчие своего времени. Однако ни один из их проектов не удовлетворил императора. Работу над собором поручили молодому архитектору Огюсту Монферрану. Решение это было удивительным: большого опыта в строительстве у Монферрана не было — он зарекомендовал себя не постройками, а рисунками.

Рассмотрите собор. Обратите внимание на колонны монолиты

Определение выделенным словам


- Как долго продолжалось строительство собора?

- Грандиозное строительство продолжалось сорок лет. Сначала в болотистую почву забили десять тысяч просмоленных брёвен. Потом возвели огромные гранитные колонны.

- Откройте коробочку, посмотрите, что там? (камни)

- И только после установки колоннад принялись за возведение стен толщиной до пяти метров. Над стенами воздвигли царственный золочёный купол, увенчанный башенкой фонариком и крестом. Здание украсили множеством различных скульптур ангелов и святых, а также рельефами на библейские сюжеты.

- Сейчас вы поработаете в группах


Работа в группах.


- Прочитайте текст. Приготовьте пересказ. Расскажите друг другу, что узнали.


- Пересядьте в другие группы и поделитесь своими знаниями.


- Пересядьте в свои группы. Расскажите о Исаакиевском соборе.


1 группа Расскажет о том, откуда привезли колонны и как их устанавливали.

- В каменоломнях Финского залива добывали камень для колон. Колонны монолиты, весом 114 тонн , 17 метров в высоту.


Каменотесы изобрели специальный способ извлечения монолитных глыб: просверливали в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина. В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. 40 человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки.


Особенно тяжёлым были доставка, обработка и установка многочисленных огромных колон. Для этого строились специальные барки. После трудной и достаточно опасной разгрузки колонны её нужно было «подкатить» к месту строительства. С этой целью построили специальную дорогу – положили рельсы и по ним перекатывали колонны. Рельсы выписали из-за границы, так как в России не было железных дорог.




Установка высоких и тяжёлых колонн требовала использования механизмов. В те времена не было ни подъёмных кранов, ни машин, ни вертолётов. Сооружались деревянные строительные леса. С помощью специальных устройств и мощных тросов десятки рабочих вручную поднимали колонну, которую надо было установить в точно определенное для неё место. Всех поражала быстрота, слаженность в работе строителей. Каждая колонна устанавливалась за 40 – 50 минут.

Учитель: Вторая группка расскажет о внутреннем убранстве собора


- Необыкновенно пышно и богато оформлен собор внутри, потому что это место общения человека с Богом, и оно должно отличаться неземной красотой. Это настоящий музей произведений искусства: живописи, мозаики, резьбы по камню. Центральное место в соборе занимают иконостас. Прочитайте, что это такое?


2 группа:

- Иконостас в Исаакиевском соборе выполнен из белого итальянского мрамора. Украшен он ярко-синими колоннами из лазурита и зелёными колоннами из малахита, золочёной бронзовой скульптурой и превосходными иконами. За царскими воротами в глубине алтаря изумляет небесной синевой витраж – картина из цветного стекла, пропускающего свет. В иконостасе помещены мозаичные иконы. Мозаика – изображение составленное из цветного непрозрачного стекла.


Учитель:


- Всё убранство собора требовало высокого искусства мастеров. Например, дивные колонны создавались долго и очень сложно.

- На экскурсии вам рассказывали, как создавали колонну из лазурита и малахита.

- Сначала делали колонну из латуни. Подготавливали тонкие и мелкие пластинки полудрагоценных камней: малахита или лазурита. Затем наносили на латунную колонну специальный горячий состав, к которому и прикрепляли каменную обработанную пластинку. Так создавалась колонна. Затем её шлифовали, полировали. И получалась она, как будто выточенной из единого куска.


3 группа:Расскажет о живописи собора.


- Внимание всех посетителей Исаакиевского собора привлекают его росписи. В храме 150 живописных произведений искусства, исполненных разными художниками. Среди них были выдающиеся мастера кисти. В центральной верхней части собора расположено живописное полотно, которое занимает 720 квадратных метров. Над ним работал всемирно известный художник Карл Петрович Брюллов. В течение пяти лет он делал наброски, эскизы к картине. Художник, расписывая своды холодного, сырого, недостроенного собора, простудился, заболел, уехал лечиться в Италию. Но лечение не помогло, и он там умер. А его картины живут до сегодняшнего дня и радуют нас красотой.


Учитель:


- Огюст Монферран – архитектор собора – родился во Франции. Сорок лет работал Монферран над его созданием. Зодчий использовал здесь все известные в те времена технические достижения, архитектурные приёмы, способы украшений. Монферран настолько любил своё творение и гордился им, что просил похоронить его в Исаакиевском соборе. Но его мечта не сбылась. После смерти Монферрана в соборе состоялась лишь панихида, потом тело покойного обнесли вокруг храма и отправили во Францию. Могила Монферрана затерялась, и лишь недавно её нашли.


4 группа: Расскажет о мозаичном искусстве


- Исаакиевский собор считается музеем мозаики. По предложению архитектора Огюста Монферрана обыкновенные живописные полотна, которые быстро портятся, стали заменять вечными: из непрозрачного цветного стекла – смальты. Новые картины точно воспроизводили не только сюжеты, но и все цветовые оттенки живописных полотен. Создание мозаики – очень сложный и длительный процесс, на воспроизведение картины уходят годы. Работы выполняли прекрасные мастера в специальной мастерской Академии художеств. В настоящее время в Исаакиевском соборе хранится 62 мозаичные картины. Это одно из крупнейших собраний произведений русского мозаичного искусства.


Учитель:

- Молодцы. Вы многое вспомнили, много узнали нового. А как эти знания могут вам пригодиться? Вот если к вам приедет родственник или знакомый из другого города, вы сможете провести экскурсию?

- На этом наш разговор об Исаакиевском соборе не закончен. На следующем занятии мы поговорим о мифах и легендах Исаакиевского собора.


Итог


Учитель:

- Соберите пазлы.


Самооценка



Если вы были активны на занятии, вам было всё понятно и вы не испытывали трудностей.


Если вы проявляли небольшую активность, отвечали неуверенно, испытывали трудности.


Если вы совсем не проявляли активности.


Литература.



  1. Альбедиль М.Ф. Санкт-Петербург. История и архитектура. – С-Пб: Яркий город, 2005.

  2. Нагорский Н. Исаакиевский собор. – С-Пб: П-2, 2004.

  3. Разуваев В.Л. Исаакиевский собор. – Лениздат, 1989.

  4. Серпокрыл С.М. Ленинград. Путеводитель. – Лениздат, 1978.

  5. Соловьев В. Золотая книга русской культуры. – М: Белый город, 2008

  6. http://days.pravoslavie.ru

  7. http://orthodox300.narod.ru







Приложение № 1

Мифы и легенды

1. Поговаривали, что такое длительное строительство собора было вызвано отнюдь не сложностью работ, а тем, что ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после завершения храма. И действительно, архитектор умер через месяц после освящения Исаакия. Завещание зодчего — похоронить его в храме — так и не выполнили. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, а потом передали вдове, которая увезла останки мужа в Париж. После смерти Монферрана прохожие якобы видели его призрак, бродивший по ступенькам собора, — входить в храм он не решался.


2. Еще одна легенда гласит, что Александр II заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Долматского, самого Монферрана держащим голову прямо. Отметив про себя гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего тот расстроился, слег и умер.

На самом же деле Монферран умер от острого приступа ревматизма, случившегося после перенесенного воспаления лёгких.


3. В процессе строительства собора было использовано много технологий, оригинальных и дерзких для своего времени. Здание было необычайно тяжелым для болотистого грунта, и для его строительства потребовалось вбить в основание фундамента 10 762 сваи. Это заняло пять лет, и под конец горожане стали шутить на этот счет – мол, забили как-то сваю, а она полностью ушла под землю. Забили вторую – и от нее ни следа. Третью, четвертую и так далее, пока не пришло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую! На конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и К!»



4. Невероятная тяжесть собора поражала воображение современников не меньше, чем поражает нас сегодня. Исаакиевский собор – самое тяжелое здание в Петербурге. Много раз ему пророчили обрушение, но несмотря ни на что он держится до сих пор.

Одна из городских легенд гласит, что известный шутник, один из создателей образа Козьмы Пруткова Александр Жемчужников как-то ночью переоделся в мундир флигель-адъютанта и объехал всех ведущих столичных архитекторов с приказанием «наутро явиться во дворец ввиду того, что провалился Исаакиевский собор». Несложно представить, какую панику вызвало это извещение.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!