Просмотр содержимого документа
«Иррациональные уравнения, 10 класс»
Решение иррациональных уравнений
Цель урока:
- Рассмотреть виды иррациональных уравнений и методы их решения
- Совершенствовать свои умения и навыки самоконтроля и самооценки при решении уравнений
- Формировать волевые качества своего характера, настойчивость, целеустремленность
- Воспитывать грамотность речи
Уравнения, в которых неизвестное находится под знаком корня, называются иррациональными.
Является ли число x 0 корнем уравнения?
нет
= 2
X 0 =27
X 0 = 36
X 0 =8
X 0 =
да
нет
да
«История неразумных чисел»
Удивительное открытие пифагорийцев.
Каким числом выражается длина диагонали квадрата со стороной 1 ?
- С латыни слово «irrationalis» означает «неразумный».
- «surdus» - «глухой» или «немой»
«ни высказать, ни выслушать»
Проверь себя
№ 151 1) = 2 3) = 2 5) = 0
= 4 = 8 = 0
= 1
=
№ 152 №153
6) = 1 2) = 3 1) = 1
= 1 = 1
= 8 = -2
= -1
4
4
Ю
Ю
8
8
Н
Н
1
Ь
Ь
1
Т
8
8
Т
Н
Н
-1
-1
О
О
Виды иррациональных уравнений
1. = = ( 0 )
2. =
=
3. (x)
Hовое при использовании м етода возведения в квадрат обеих частей уравнения
I способ
II способ
1. =
1. =
Проверка
= 1
=
= не имеет смысла
Ответ: решений нет
Изучаем новое
I способ
II способ
2. = – 3
2. = – 3
- ( = (
- = - 6 + 9
- - 7 + 10 = 0
- = 2; = 5
Проверка 1) = 2 - 3; 1 = -1 (не верно), 2 – пост. корень
2) = 5 – 3; 2 = 2
5 – корень уравнения
Ответ: 5
Метод замены переменной
2 + - 3 = 0
Пусть = t, тогда = .
2 + t - 3 = 0
D = 1+ 42(-3) = 25 =
= = -1,5; = = 1
1) = -1,5 2) = 1
решений нет = 1
Ответ: 1.
1) = 30
2) - = 1
3) (5 - 1) + = 12
Итоги урока
- Уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня, называются иррациональными .
Методы:
1) возведения в квадрат обеих частей уравнения
2) метод замены переменной
При возведении обеих частей уравнения
• в четную степень (показатель корня – четное число) – возможно появление постороннего корня ( проверка необходима ).
• в нечетную степень (показатель корня – нечетное число) – получается уравнение, равносильное исходному ( проверка не нужна
Решая иррациональные уравнения с помощью равносильных преобразований – проверка не нужна .
Самостоятельная работа
на оценку «4» и «5»
На оценку «3»
I вариант
I вариант
1) = 2
1) + = 0
2) = +1
2) =
II вариант
3) - = 2
1) = 1
II вариант
2) =
1) - = 0
2) = – 1
3) - = 1
Домашнее задание
I метод
II метод
№ 155
1) = 30
№ 156 (3)
2) - = 1
3) (5 - 1) + = 12