СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ёльцевдавэй глагол’ тэнз” пэртя” серо’ тензебтембава. (Глаголы несовершенного вида и их временные формы. Формы обычного действия)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование комплексных умений и навыков в определении временных форм глаголов несовершенного вида...

Просмотр содержимого документа
«Ёльцевдавэй глагол’ тэнз” пэртя” серо’ тензебтембава. (Глаголы несовершенного вида и их временные формы. Формы обычного действия)»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЕЯХИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по родному (ненецкому) языку


РАЗДЕЛ: «Морфология»


Темы урока:



«Ёльцевдавэй глагол’ тэнз” пэртя” серо’ тензебтембава»


Глаголы несовершенного вида и их временные формы




Класс: 5а

Уровень: базовый

Вануйто Алла Хосевна

учитель высшей квалификационной категории





С. Сеяха

2021 год.


Проект урока:

Тема: Ёльцевдавэй глагол’ тэнз” пэртя” серо’ тензебтембава. (Глаголы несовершенного вида и их временные формы. Формы обычного действия)

Вануйто Алла Хосевна, учитель родного (ненецкого) языка и литературы

Предмет: родной (ненецкий) язык

Класс:

Тип урока: урок контроля полученных знаний

Базовый учебник: «Ненэця’ вада» (Ненецкий язык), учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Санкт-Петербург филиал издательства «Просвещение» 2020 год (Новый учебник Севера)


Общая часть

Тема урока

«Глагол’ несовершенной видада. Глагол’ пили” сертабада серта»

(Глаголы несовершенного вида и их временные формы. Формы обычного действия)

Цель урока: выявить уровень сформированности умения определять временные формы глаголов несовершенного вида и использовать их в речи и на письме.


Задачи урока:

образовательные:

  • завершить формирование комплекса умений учащихся, необходимых для распознавания и преодоления типичных затруднений в определении временных форм глаголов несовершенного вида, и использовании их в речи и на письме (познавательные и регулятивные УУД);

развивающие:

  • способствовать развитию у учащихся УУД поиска и отбора исследовательского материала, отражающего типичные затруднения в определении грамматических признаков глаголов несовершенного вида (познавательные УУД);

  • способствовать развитию у учащихся мыслительных навыков, внимания, навыков грамотного и правильного письма на родном языке, повышать культуру речи (коммуникативные УУД);

воспитательные:

  • способствовать воспитанию у учащихся УУД нравственно-этического оценивания ситуаций межличностного взаимодействия с учителем и при работе в малых группах (личностные, коммуникативные УУД);

  • способствовать развитию у учащихся УУД ценностного отношения (смыслообразования) к осваиваемому на уроке приёму самоконтроля в учебной деятельности (личностные УУД).

  • воспитывать любовь к родному языку, интерес к изучению предмета, воспитывать аккуратность при работе в тетради.



Предметные

Метапредметные

Личностные

-Знать глаголы несовершенного вида и их временные формы (формы длительного действия - глагол’ пон’ хан”ма серта, формы многократного действия - глагол’ ңокамэва’ хан”ма серта , формы обычного действия - глагол’ пили” сертабада серта)

-Уметь определять спряжение, наклонение, время, лицо, число и выделять суффикс глаголов несовершенного вида

- Уметь определять временные формы глаголов несовершенного вида

Вычитывать информацию, представленную в схемах; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученные правила

Стремление к речевому совершенствованию; понимание роли родного языка в развитии моральных качеств личности (умение извлекать информацию из текстов)

Основные понятия, изучаемые на уроке, формируемые умения


Глаголы несовершенного вида их временные формы: формы длительного действия, формы многократного действия, формы обычного действия,


Вид используемых на уроке средств ИКТ

презентация учителя, на компьютере тестирование на уровень усвоения материала темы урока, выполнение заданий с учащимися на интерактивной панели

Методическое назначение средств ИКТ


иллюстративная и информативная, оценочная функции


Используемая литература:

- З.Н.Куприянова, М.Я. Бармич, Л.В.Хомич «Ненецкий язык», учебное пособие, Ленинград «Просвещение», 1985г.

- Г.И. Вануйто «Таблицы, опорные конспекты и схемы по ненецкому языку», методическое пособие, Санкт_ Петербург, 2006г.










Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Регламент

икт

Ожидаемые результаты

  1. Организационный момент. \ Мотивация учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Приветствие.

Работа по всеобучу

Мал” тюкохона мэда”?Ңаниторова.

- Тюку вадахарам’ ханзер” хамэдамбира”?

И’ ӈудота ненэць’ хабцям’ хэрабтамбада то”олха…


Хусувэй ӈамгэм’ сававна, техэ’ малханда хамэдава е”эмня тохолко тара

- Ти’ манзаяхана” пэхэна”

Отчёт дежурного по классу


- чтение с доски приветствия


- ответы детей


(И’ӈудота ненэць’ ӈамгэхэрт серкат ни ехэраӈгу, хуркари серо’ серта пирта, ӈамгхэртан’ ни выдараӈаӈгу)

1 мин

Слайд 1


Готовы к уроку, психологический, эмоциональный настрой,

мобилизация внимания учащихся

  1. Целеполагание. Цель этапа: определение содержательных рамок урока... Постановка цели урока.


- доскахад падвым’ толада”

(текст, в котором в выделенных глаголах нужно определить суффиксы: - сеты, -зеты, - цеты

- Толавэва” ӈамгэ?

ӈамгэ’ нямна падвым’ толабива?

- Хурка вада енахалмэӈэ хомбива”?

- Суффиксдо’ хурка”?

- Тикы глагол” ханзер” нюмдеӈгуна”?

- Глагол ёльцевдавэй тэнз хурка серо’ манэ”лабтамби?

Учитель подводит учащихся к осознанию темы, целей и задач урока


- чтение с доски рассказа для размышления «Выӈгы ненэцие’ ил’»

Ответы детей.



Тюку текстахана глагол’ ельцевдавэй тэнз” вади’ енахалмы”, тикы вада’ пили” сертабада серм’ ваде”ӈа


- глагол’ пили” сертабада серта’

- глагол’ пон’ хан”ма серта’ –

- глагол’ ӈока мэва’ хан”ма серта’

3 мин



Слайд 2

Текст рассказа









Слайд 3

Умение выявлять главное из текста и делать выводы

-Ханзер” ира” ядэрӈа”, урокахана” ваде”мандава” ӈамгэ’ нямна ӈа?


- числова”, тюку ялэй темава” падава”

- дети подведены к теме урока:

- Несовершенной (ёльцевдавэй) глагол’ тэнз пэртя серода тензебтеӈгува,


Яра’иры’ 17 яля.

Ёльцевдавэй глагол’ тэнз” пэртя” серо’ тензебтембава


1 мин

Слайд4 Тема

  1. Актуализация знаний

Цель этапа: демонстрация владения учебным содержанием и создание положительного эмоционального настроя.


- Глагол’ вади’ нямна тэри ӈабцата теневанава” ӈока, ӈаво’ хэта пиртава”?

- Глагол’ вади’сян тэнзада?

(Луца’ вадавна – виды глагола)


-Глагол’ ёльцевдавэй тэнз’ пэртя серода ӈамгэм’ нядмяць

тасламбина”?


- Глагол’ тикы часть речи, вопросда таня, лицо”омна, число”омна, времявна несэйворӈа, суффиксда таня, наклоненияда таня


- сидя тэнзада



- глагол’ пэртя серода суффиксавната, вопросувната тасламбина”


2 мин

Слайд 5 Виды глаголов

Демонстрация учащимися знаний и умение давать устные и правильно сформулированные ответы на поставленные учителем

Повторить временные формы и их суффиксы и примеры

- Маня” ӈобнзер” глагол’ пэртя” серо’ тасламба пирӈава”, тикы серм’ сававна пэрма е”эмня суффикс теневава”

- Хурка глагол’ ёльцевдавэй тэнз’ пэртя’ серода теневава”?

(работаем по доске по слайду)

Дети отвечают, называют временные формы глагола и их суффиксы

(работа по слайдам)


3 мин

Слайд 6




  1. Моделирование –cоставление слов по заданным схемам.

Цель: работа учащихся в группах на интерактивной доски


- Теда’ маня” ӈани манзаям’ пяӈгува”. Вадам’ сававна падва е”эмня нерде схемам’ тасла тара:

____+ ˄ = глагол’ пэртя сер


Сопровождает и контролирует работу каждой группы.

При возникновении у учащихся затруднений или окончании отведенного на работу лимита времени,

даёт подсказку с указанием нужных действий.

Работа в группах.

Определяют типичные случаи возникновения трудностей при соотношении суффиксов временных форм глаголов несовершенного вида с глаголами неопределенной формы

2 мин

Слайд 7

Понимание и умение выполнить задания

МЮСЕСЬ + глагол’ пили” сертабада сета’ суффикс = мюсесеты

МАНЭ”ЛАБТАСЬ + глагол’ пон’ хан”масерта’ суффикс = манэ”лабтамба

ТОСЬ + глагол’ ӈокамэва’ хан”масерта’ суффикс = турӈа

1 мин

Слайд 8




Уметь правильно оценивать знания




ЮДЭРЦЬ + глагол’ пили” сертабада сета’ суффикс = юдэрцеты

МИЦЬ + глагол’ пон’ хан”масерта’ суффикс = мипа

СЮРХАЛЦЬ + глагол’ ӈокамэва’ хан”масерта’ суффикс = сюрхалӈга

1 мин

Слайд 9

МАНЗЬ + глагол’ пили” сертабада сета’ суффикс = манзеты

ТОЛАСЬ + глагол’ пон’ хан”масерта’ суффикс = толаба

СЮДАРЦЬ + глагол’ ӈокамэва’ хан”масерта’ суффикс = сюдарӈа

1 мин

Слайд 10

5. Выполнение упражнения по учебнику.

Цель этапа: отработка практических навыков

Работа с учащимися по учебнику, упражнение 155, стр. 119


Учитель организует работу с учебниками, нацеливает детей на работу


- Предложенияхана глагол ӈамгэӈэ тара?

- дети читают задания по учебнику и текст упражнения, выполняют упражнение на интерактивной доске)


в ходе работы ученик определяет

временные формы глаголов, лицо, число и выделяет суффиксы, отвечают на вопросы


10 мин

(прошло 25 мин)

Слайд 11




Уметь определять

временные формы глаголов, лицо, число и выделяет суффиксы

и использовать их в речи и на письме;


6. Физминутка

Цель этапа: активизация деятельности

Её можно провести в различной форме

Дети работают

Ӈамдэдокоця хонысь,

Лакри” юркыць…

Немада яӈговы…

Манзабтэй'', вэналэй''

Тю''у' тибтамй'', тий''.

Хаерако ӈодь юркы'',

Ламбароко таралй''.

1,5 мин

Слайд 12


Психологический и эмоциональный настрой,

мобилизация внимания учащихся

  1. Тестирование

Цель этапа:

проверка и формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля

Предлагает выполнение тестирование по изученной теме на компьютерах


- обсуждает с детьми результаты работы

Учащиеся выполняют задания теста индивидуально на компьютерах


- получают результаты при окончании работы

- участвуют в обсуждении

10 мин




Использование мобильного класса

На доске слайды 13, 14, 15

Уметь применять

грамматические формы и суффиксы временных форм глаголов несовершенного вида

при составлении слов по схеме

  1. Рефлексия. Цель этапа: определить понимание у учащихся отношения данных слов к теме урока


- на доске три слова:

Маямба Мадарӈа Ярколасеты

- Ваде”ӈара”, тикы вада” маня” урокана” няю’ ӈамгэвна нясла пирӈава? Ханзер” лаханаӈгува”?



Делают выводы.

Отвечают на вопросы.

- Тюку няхар” вада глагол’ несов. вид (ёльцевдавэй тэнз).

Сертабада серта суффиксавн аталамбива”


Составляют предложения

2 мин

Слайд 16


Умение рассуждать по заданию и высказывать своё мнение и отмечать

свои впечатления по теме уроке,



Слайд 17

  1. Домашнее задание. Цель этапа: запись д.з. в дневники


- Мякы манзаяра” падара”.



Записывают домашнее задание

//19, стр.115 - 121 повторить правила и падежи, упр.153

1,5 мин

Слайд 18

дневники

Самостоятельное чтение учебного материала дома по учебнику

  1. Итог урока Цель этапа: оценка результатов собственной деятельности

Маня” тюку’ ялэй лахарёва” сававна тидхалёдаӈэ хаясь, ңули” харбёдаць, сававна манзаина” таслэйнаць


Учитель оценивает работу учащихся за урок

- Урокава” ма”лей. Лакамбой ӈэя.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


Подводят итоги.



1 мин

Слайд 19

психологический, эмоциональный настрой учащихся



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!