СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интересные факты о Николае Карамзине, факты его биографии, афоризмы, "История Государства Российского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 интересных фактов о Николае Карамзине, афоризмы, факты из биографии, "История Государства Российского"

Просмотр содержимого документа
«Интересные факты о Николае Карамзине, факты его биографии, афоризмы, "История Государства Российского"»

10 интересных фактов о Николае Карамзине

10 интересных фактов о Николае Карамзине

12 декабря 1766 года родился русский писатель и историк Николай Карамзин. Знаменитый писатель, переводчик, критик, историограф, поэт, он внес значительный вклад в российскую культуру. Мы сделали подборку любопытных фактов об известном соотечественнике.

  1. Николай Карамзин родился 1 декабря (12 декабря по новому стилю) 1766 года в Симбирской губернии. Однако, сам он долгое время не знал точный год своего рождения, и был убежден, что появился на свет в 1765 году, то есть чувствовал себя на год старше, чем был на самом деле. И лишь к концу жизни знаменитый историк уточнил и собственную историю – он отыскал надежные документы, которые подтверждали, что родился он 1 декабря 1766 года.


2. Карамзин ввел в русский язык множество новых слов-неологизмов: «благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утонченность», «первоклассный», «человечный», так и варваризмов: «тротуар», «кучер». Также он одним из первых начал использовать букву Ё.

3. Карамзину принадлежит самая краткая характеристика общественной жизни в России. Когда во время его путешествия в Европу русские эмигранты спросили Карамзина, что происходит на родине, писатель ответил одним словом: «воруют».


4. Николай Карамзин был открывателем «Хожения за три моря» АфанасияНикитина. Отрывки из уникального произведения XV века писатель опубликовал в примечаниях к VI тому «Истории Государства Российского». Карамзин писал: «Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших, описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века… Оно (путешествие) доказывает, что Россия в XV веке имела своих Тавернье и Шарденей, менее просвещенных, но равно смелых и предприимчивых; что индийцы слышали об ней прежде нежели о Португалии , Голландии, Англии. В то время как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара…».


5. Карамзин придерживался ограничений в еде. Об этом факте вспоминал живший долгие годы в одном доме с Карамзиным брат его жены П. А. Вяземский: «Карамзин был очень воздержан в еде и питии. Возвратясь с утренней прогулки, он выпивал две чашки кофе, за ним выкуривал трубку табаку. За обедом начинал он с вареного риса, которого тарелка стояла всегда у прибора его, и часто смешивал его с супом. Выпивал рюмку портвейна и стакан пива. Вечером, около 12-ти часов, съедал он непременно два печеных яблока» (Сиповский В.В. «О предках Н.М. Карамзина»).

6. Карамзин был одним из первых «европейцев» российской культуры. Во время своего путешествия по Европе он встречался с «властителями умов» того времени: Кантом, Гердером, Лафатером, Бонне, Мармонтелем. В Национальном Собрании Парижа Карамзин слушал Мирабо и Робеспьера, был в Париже во время революции. Именно в то время Карамзин в полной мере осознал эффект, который может производить устное и печатное слово на массы.


7. Указом императора Александра I в 1803 году Николай Карамзин, по его же собственному ходатайству, был официально назначен «российским историографом». Он стал третьим по счету историографом России - так тогда именовали историков - и последним. Никому после Николая Михайловича Карамзина это звание не присваивалось. Это звание дало ему право «читать сохраняющиеся как в монастырях, так и в других библиотеках, от святейшего Синода зависящих, древние рукописи, до российских древностей касающихся».

8. Карамзин стал первым русским профессиональным литератором, он принимал участие в создании журналов («Московский журнал», «Вестник Европы»), в которых публиковал не только произведения российских и западноевропейских авторов, но и собственные произведения. Публикация «Бедной Лизы» и «Писем русского путешественника» принесли ему всероссийское признание и известность.

9. В 1810 году Карамзин едва не стал жертвой интриг П. И. Голенищева-Кутузова, попечителя московского университета. Голенищев-Кутузов в доносе на имя министра просвещения Разумовского писал о том, что сочинения Карамзина наполнены ядом вольнодумства и якобинства. Доносчик писал, что Карамзина необходимо демаскировать как вредного обществу человека. Донос был оставлен без последствий, но вскоре последовал новый. На этот раз Голенищев-Кутузов объявил Карамзина французским шпионом. Этот донос тоже был опровергнут.


10. В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Н. М. Карамзина.


- Именем писателя назван Проезд Карамзина в Москве.

- Установлен: Памятник Н. М. Карамзину в Симбирске/ Ульяновске

- Карамзинская общественная библиотека в Симбирске, созданная в честь знаменитого земляка, открылась для читателей 18 апреля 1848 года.


Николай Михайлович Карамзин был не только выдающимся писателем, но и историком. Из-под его пера вышла первая печатная История России – это было грандиозным событием, как в литературе, так и в области истории.

Карамзину принадлежит самая краткая характеристика общественной жизни в России. Когда во время его путешествия в Европу русские эмигранты спросили Карамзина, что происходит на родине, писатель ответил одним словом: «Воруют».

Некоторыми филологами считается, что современная
 русская литература ведёт свой отсчёт с книги Карамзина «Письма русского путешественника».

Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис
 французского языка.

История Государства Российского.

1.  История создания.

«История государства Российского», над которой Карамзин работал свыше двух десятилетий (1804—1826), вошла в русскую культуру и как выдающееся историческое исследование, содержащее ценнейшие сведения о прошлом Русской земли, и как замечательное художественное произведение. Чрезвычайная занимательность, живость повествования, яркость картин, рельефность образов в сочетании с обстоятельностью изложения и смелостью выводов и обобщений сделали «Историю» Карамзина настольной книгой современников и сохраняющим свое значение для потомков литературным памятником.

К замыслу создания крупного исторического полотна Карамзин был подведён всем развитием своего творчества, ходом размышлений о судьбах Отечества. Развитие русской нации, её культуры ставило перед общественной мыслью такие проблемы, как национальное самосознание, человеческая личность в национальном коллективе и в мире, нация народ в человечестве, место и роль России, в Европе, в современном мире и в истории. Все эти факты привели Карамзина к созданию своего легендарного «труда».

2.  Особенности.

 История государства Российского крупнейшее для своего времени достижение русской и мировой исторической науки, первое монографическое описание русской истории с древнейших времен по начало XV в опирающееся на огромный круг исторических источников. Фундаментальный труд Карамзина вызвал бурные дискуссии. Утрачивая с годами в значительной степени собственно научное значение, История государства Российского Карамзина и сегодня сохраняет свою общекультурную и историографическую ценность. С нее начиналось приобщение к отечественной старине нескольких поколений русских читателей, из нее черпали сюжеты многие писатели, драматурги, художники и музыканты. Поэтому труд Карамзина входит в корпус тех классических текстов, без знания которых не может быть полноценно понята история русской культуры и исторической науки. Феномен Истории государства Российского объясняется тем, что она явилась синтезом творческой деятельности выдающегося писателя и проницательного историка. Карамзин обеспечил своему труду долгую жизнь и признательное внимание потомков. В наши дни труд Карамзина воспринимается, прежде всего, как выдающееся произведение русской классической литературы, как образец исторической прозы. Такая оценка сочинению Карамзина была дана еще А. С. Пушкиным, развившим традиции Истории государства Российского в своих исторических и литературных сочинениях. Тем не менее, работа Карамзина отнюдь не полностью вытеснена и из современного научного обихода. Мнения, выводы, оценки источников, фактические данные Истории государства Российского чаще всего уточняются, оспариваются, но не игнорируются. Особо значимы те части труда, которые основаны на утраченных в московском пожаре 1812 г. источниках.

С точки зрения общей концепции и некоторых взглядов, высказанных автором, это сочинение противоречивое. Рассматривая историю России как процесс становления единого могучего государства, Карамзин исходил из монархических взглядов, что придавало его произведению определенный реакционный смысл, осуждавшийся передовыми современниками. Однако научная добросовестность и правдивость художника не позволяли ему искажать истину во имя защиты самодержавия. В «Истории» нашли отражение и картины народных бедствий и мятежей, и факты грубого самодержавного произвола, причем автор не уклонялся от их честного объяснения, от прямого осуждения деспотизма. Таким осуждением особенно проникнут девятый том, повествующий о правлении Ивана Грозного. Не случайно «Историю государства Российского» внимательно и вдумчиво читали многие (если не все) декабристы.



3.  Значение

Удивительна судьба главного творения Николая Михайловича Карамзина —"История государства Российского". При жизни автора ею зачитывалась едва ли не вся просвещенная Россия, читали даже вслух в салонах, обменивались впечатлениями по поводу драматических событий, описанных мастерской рукой историка, наиболее чувствительные проливали слезы. Сошлемся на свидетельство горячего поклонника таланта Николая Михайловича А. С. Пушкина : "Все, даже светские женщины, бросались читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка —Колумбом. несколько времени ни о чем ином не говорили."

Пришло время, и наша отечественная наука, отечественная культура вновь обратились к Истории государства Российского Н. М. Карамзина. Потребность в этом обращении назревала в обществе постепенно. Годы величайших революционных перемен в нашем Отечестве, острейших классовых схваток, годы тяжелейших военных испытаний, идеологических битв и борений человеческих честолюбий, за которыми стояли приведенные в грозное и неодолимое движение народные силы, годы общественных потрясений, миллионы человеческих драм, в ходе которых рушились былые ценности, в том числе и ценности культуры, казалось, навечно отодвинули в общественное небытие Историю государства Российского Карамзина, как рудимент старой дворянской культуры, как памятник ветхозаветной старины и наивных представлений интеллигента начала XX в. о мире истории. А если и вспоминали его творение, то зачастую со снисходительной усмешкой, ироническими замечаниями в адрес все той же карамзинской архаики.

Имя Николая Михайловича пользовалось широчайшей популярностью не только в прошлом веке, но и ныне. В чем притягательная сила ставшего бессмертным сочинения Карамзина?

Почему только на протяжении второй четверти XIX столетия "История государства Российского" переиздавалась шесть раз? Читателя влечет к Карамзину магия слова, созданные им художественные портреты исторических личностей, сочетание писательского и исследовательского талантов. Дарованиями, свойственными Николаю Михайловичу, не обладали ни историки XVIII века, ни историки XIX столетия вплоть до Н. И. Костомарова и В. О. Ключевского.

История Государства Российского оказывает огромное влияние на литературу и историю того времени, связывая их воедино.



3. Высказывания.

«Появление сей книги,— вспоминал Пушкин, — (как и быть надлежало) наделало много шуму и произвело сильное впечатление... Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия казалась найдена Карамзиным, как Америка Колумбом. Несколько времени ни о чем другом не говорили». Пушкин признался, что и сам прочел «Историю» «с жадностью и вниманием».

По словам Белинского, «Карамзиным началась новая эпоха русской литературы». Г. Макогоненко в предисловии к новейшему двухтомному изданию сочинений Н. М. Карамзина (Л., 1984) отмечает: «Несмотря на необычность жанра, «История государства Российского» есть выдающееся произведение по русской истории, высшее художественное произведение Карамзина, его главная книга. Она на историческом материале учила понимать, видеть и глубоко ценить поэзию действительной жизни. Героями Карамзина стали родина, нация, ее гордая, исполненная славы и великих испытаний судьба, нравственный мир русского человека».

В. А. Жуковский, давний, преданнейший друг и однодумец Карамзина, говоря о значении «Истории государства Российского», писал: «Я гляжу на Историю нашего Ливия как на мое будущее: в ней источник для меня славы и вдохновения». Жуковский отметил высокие художественные достоинства двенадцатитомника: «Проза достигает здесь совершенства, развертывается во всех ее формах...» «Как литературное произведение эта «История» — клад поучений для писателей», — писал он в «конспекте по истории русской литературы». В ряде набросков по историческим темам Жуковский берет мысли и оценки Карамзина как основу освещения русской истории.

Пушкин в 1825 г. напишет Н. И. Гнедичу, призывая обратиться к теме отечественной истории после завершения перевода «Илиады»: «Я жду от Вас эпической поэмы. Тень Святослава скитается не воспетая, писали Вы мне когда-то. А Владимир? А Мстислав? А Донской? А Ермак? А Пожарский? История народа принадлежит поэту». Поэт чутко уловил особенное, повышенное внимание Карамзина к историческим героям: ведь Святослав, Мстислав, Дмитрий Донской, Ермак — это как раз те доблестные герои, которых Карамзин особо выделял в «Истории» («Святослав — Суворов древней Руси»). В специальном обзорном томе, которым намеревался завершить «Историю государства Российского», он большое внимание уделял Пожарскому. Карамзин и ранее, еще в 1802 г. напоминал о подвиге Минина и Пожарского, призывал воздвигнуть в их честь монумент, это свое предложение он повторил в статье «О случаях и характерах в российской истории, которые могут быть предметом художеств», где прямо предлагал ряд исторических тем для создания картин в Академии художеств. Это не могло не оказать действия на сердца любителей искусства, вызвало ответное движение в душе Пушкина. Его «Песнь о вещем Олеге» — поэтическое переложение летописных данных, раскрытых Карамзиным. Его «Руслан» несет отпечаток воздействия первых томов карамзинской «Истории». С годами интерес Пушкина к творчеству Карамзина еще более окреп и углубился. Этой теме посвящена целая библиотека специальных работ. В послании «К Жуковскому» (осень 1816 г.) Карамзин для Пушкина «твердый пример», «священный судия» сокрытого в веках прошлого. Еще юношей Пушкин прочитал труд Карамзина «с жадностью и вниманием» сразу же по выходе первых восьми томов. Он и позже постоянно обращался к «Истории государства Российского», можно сказать, что этот труд стал его спутником на всю жизнь. Особенно полно глубина постижения поэтом «Истории» Карамзина раскрывается в трагедии «Борис Годунов». «Сей труд, гением его вдохновленный», Пушкин посвящает «драгоценной для россиян памяти» Карамзина. П. В. Анненков в знаменитых материалах для биографии позта, основываясь на свидетельствах лик, близко знавших Пушкина и Карамзина, писал: «Это любимое произведение поэта составляло, так сказать, часть его самого, зерно, из которого выросли все его исторические и большая часть литературных убеждений». Пушкин и сам признавался П. А. Вяземскому во время работы над трагедией, что исходил во всем из карамзинского труда: «Ты хочешь плана, возьми конец десятого и весь одиннадцатый том «Истории государства Российского», вот тебе и весь план».

Некоторые современники, позже критики (напр., Н. А. Полевой в В. Г. Белинский) чрезмерно подчеркивали зависимость автора «Бориса Годунова» от историографа. Белинский прямо заявлял, что «Пушкин рабски во всем последовал Карамзину», смотрел на Годунова его глазами и не столько заботился об истине и поэзии, сколько о том, чтоб не погрешить против «Истории государства Российского». Это заблуждение Белинского позже поддержал Н. Г. Чернышевский. Но в данном случае Белинский просто передал расхожие мнения, тогда было принято рассматривать трагедию Пушкина почти исключительно в русле воздействия «Истории государства Российского». Да и сам автор трагедии признавал использование им карамзииских приемов, оценок, аналогий. Еще при жизни Карамзина, сразу по окончании трагедии, он писал П. А. Вяземскому: «Жуковский говорит, что царь меня простит за трагедию — навряд, мой милый. Хоть она и в хорошем духе писана, да никак не упрятать всех моих ушей под колпак юродивого. Торчат!» И то таинственное лицо, кому Бенкендорф поручил дать отзыв о «царе Борисе» (скорее всего, это был Ф. В. Булгарин), подчеркивает это в своих «Замечаниях». И юродивый, устами которого народ выносит свою сценку царям, и знаменитый образ «безмолствующего» народа — восходят к творческим приемам историографа. Под внешним покровом «благонамеренности» критик уловил «крамолу». Признав, что «дух целого сочинения монархический», он указал на двусмысленность слов юродивого к монолога царя: «Царская власть представлена в ужасном виде». Источником же «крамолы» критик прямо называет Карамзина и, характеризуя «пигсу» в целом, пишет: «Эти отдельные сцены или, лучше сказать, отрывки кз X и XI тома Истории государства Российского, сочинения Карамзина, переделанные в разговоры и сцепы. Характеры, происшествия, мнения, все основано на сочинении Карамзина, все оттуда позаимствовано».

Гоголь писал: «Карамзин представляет, точно, явление необыкновенное... Карамзин первым показал, что писатель может быть у нас независим и почтен всеми равно, как именитейший гражданин в государстве... Никто, кроме Карамзина, не говорил так смело и благородно, не скрывая никаких своих мнений и мыслей, хотя они и не соответствовали во всем тогдашнему правительству, и слышишь невольно, что он один имел на то право. Какой урок нашему брату писателю!..»

Карамзин писал свою «Историю» до конца жизни, но не смог её закончить. Текст рукописи 12 тома обрывается на главе «Междоцарствие. г. », хотя автор намеревался довести изложение до начала правления дома Романовых.

Разумеется, этот труд Карамзина можно считать его самым главным и влиятельным произведением, ведь История государства Российского является первой писаной историей нашей страны.



  • Карамзин  –  признанный глава русского сентиментализма; его именем критики и литературоведы называют целый период русской литературы рубежа XVIII– XIX вв.

  • В Великом Новгороде на памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Н. М. Карамзина.

  • «Карамзинистами» были В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, молодой А. С. Пушкин.

  • Биографическая справка

  • Николай Михайлович Карамзин родился в декабре 1766 года в небольшом поместье отца недалеко от Симбирска. О детских годах будущего писателя известно немного. Известно, что он рано лишился матери, что лет до одиннадцати воспитывался в деревне, где единственным его учителем и гувернером был домашний врач Карамзиных, немец. В доме отца была хорошая библиотека, и мальчик с самых ранних лет пристрастился к чтению. Европейская классика, книги по древней и новой истории, жизнеописания великих людей — на этих книгах воспитывался будущий писатель.

  • В 1780 году четырнадцатилетнего юношу отправляют в Москву и определяют в частный пансион. Карамзин усердно изучает языки — им в программе пансиона отводилось главное место. Однако круг его интересов значительно шире. Он по-прежнему много читает, интересуется историей, философией, эстетикой, посещает лекции в университете. Литературное призвание обозначилось в нем уже тогда.

  • По окончании пансиона в 1783 году он поступает на военную службу в Преображенский полк, первый гвардейский полк России. Но склонности к военной карьере у него не было. Не прослужив и года, он вышел в отставку в чине поручика и уехал на родину, в свою симбирскую деревню.

  • 1784 год – начало нового и очень важного периода в жизни Карамзина. Осенью этого года он приезжает в Москву с твердым намерением посвятить себя литературной деятельности, тем более что начало ей было положено еще год назад.

  • В 1783 году в свет вышли восемнадцать страниц в мягкой обертке. Прозаический опус «Деревянная нога» Геснера перевел с немецкого никому не ведомый «Николай Карамзин»— гласит текст на обложке. Так произошло рождение Карамзина-литератора, о котором потом проницательный Белинский скажет: «Карамзиным началась новая эпоха русской литературы».

  • Литературная звезда Карамзина поднималась все выше, когда он вдруг замолчал, оставив как будто все, что столь блистательно начал. Читатели были в недоумении. И лишь немногие друзья писателя знали, что, оставляя «изящную словесность», Карамзин делает это для того, чтобы полностью отдаться работе над новым своим трудом, который станет делом всей его жизни. Карамзин начинал «Историю государства Российского».

  • 31 октября 1803 года вышел указ царя Александра I о назначении Н. М. Карамзина историографом с жалованием 2 тысячи рублей в год. Теперь на всю оставшуюся жизнь он — историк. 17 веков Российской истории в 11 томах! 22 года работы!

  • В 1818 были изданы первые восемь томов «Истории» — величайшего научного и культурного подвига Карамзина. В 1821 вышел 9-й том, посвященный царствованию Иоанна Грозного, в 1824 — 10-й и 11-й, о Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове. Смерть оборвала работу над 12-м томом. Это случилось 22 мая (3 июня н.с.) 1826 г. в Петербурге

Афоризмы Карамзина

В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!

Для привязанности нет срока: всегда можно любить, пока сердце живо.

Жизнь есть обман — счастлив тот, кто обманывается приятнейшим образом.

Как плод дерева, так и жизнь бывает всего сладостнее перед началом увядания.

Мало разницы между мелочным и так называемыми важными занятиями; одно внутреннее побуждение и чувство важно. Делайте, что и как можете: только любите добро, а что есть добро — спрашивайте у совести.

Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою.

Не мешаю другим мыслить иначе.

Слова принадлежат веку, а мысли векам.

Смеяться, право, не грешно, Над всем, что кажется смешно.

Талант великих душ есть узнавать великое в других людях.

 Бог великий музыкант, вселенная — превосходный клавесин, мы лишь смиренные клавиши. Ангелы коротают вечность, наслаждаясь этим божественным концертом, который называется случай, неизбежность, слепая судьба. Всего несноснее жить на земле бесполезно.

Счастье есть дело судьбы, ума и характера.

А что человеку (между нами будь сказано) занимательнее самого себя?

Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужою славою...

ИЗ БИОГРАФИИ

Николай Карамзин – историк и писатель 18-19 веков. Родился 12 декабря 1866 года в Казанской губернии родовом поместьи Знаменское.


Род его происходит от крымских татар, отец – офицер в отставке, был средним помещиком, мать умерла, когда коля Карамзин был ещё ребёнком. Его воспитанием занимался отец, гувернёры и няньки. Николай провёл в поместье всё детство, получил домашнее образование, перечитал все книги в большой библиотеке своей матери.


На его творчество большое влияние оказала любовь к прогрессивной зарубежной литературе. Это рос будущий публицист, литератор, почётный член Академии наук, известный критик, реформатор русской словесности и историограф, обожал читать Роллена , Эмина и других мастеров слова Европы.


В 1778 году поступил в дворянский пансион в Симбирске, отец пристроил его в армейский полк, что дало возможность Николаю Карамзину учиться в престижном Московском пансионе при Московском университете. Карамзин изучал гуманитарные науки и посещал лекции.


Будущий писатель оказался на действительной службе в Преображенском полку. Его военная карьера не привлекла и он взял отпуск на год, а в 1784 году получает указ об отставке в чине поручика.


В 1789 году он совершает большое путешествие по Европе. Во время него он встретился с Кантом, побывал в Париже во время революции, оказался свидетелем падения Бастилии. Собрал большое количество материала о европейских событиях, которые послужили для создания Писем русского путешественника, приобрели большую популярность в обществе и на ура принимаются критиками.


По окончании путешествия занялся литературой. Учредил свой Московский журнал, в котором была опубликована его яркая звезда сентиментального творчества – Бедная Лиза.


В 1803 году он становится историографом. В это время он приступил к работе над большим трудом в своей жизни – Истории государства Российского.


В 1810 году он получил орден Святого Владимира 3 степени. В 1816 году получил высокий чин статского советника и стал кавалером ордена Святой Анны 1 степени.


В 1818 году впервые вышли в свет 8 томов Истории государства Российского. Свой огромный труд он не закончил, 12 том был издан уже после его смерти.


Первая жена Карамзина – Елизавета Протасова , брак с 1801 года, жена умерла после родов дочери Софьи. Вторая жена – Екатерина Колыванова.


После восстания декабристов на Сенатской площади, Карамзин умер после обострившейся простуды. Он покоится на Тихвинском кладбище. Карамзин был фундаменталистом русского сентиментализма, реформатором русского языка. Он добавил много новых слов в лексику. Он был одним из первых создателей комплексного обобщающего труда по истории России.


Пушкин был частым гостем у Карамзиных.


Карамзину принадлежит выражение, которое он сказал о российской действительности, на вопрос – что происходит в России, ответ был таков – Воруют.


Историки считают, что Бедная Лиза названа в честь Протасовой.


Софья, дочь Карамзина , принята была светским обществом, при императорском дворе стала фрейлиной, дружила с Пушкиным и Лермонтовым.


У Карамзина было 5 сыновей и 4 дочери от второго брака.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!