СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока(ФГОС). Интерактивная презентация "Системы счисления и перевод чисел из десятичной СС в двоичную"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация разработана мной в Macromedia Flash 8. Использую я ее при изучении тем "Системы счисления", "Двоичная система счисления" и "Перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления". Я ее предлагаю в двух форматах: html (должен быть установлен в браузере flash player) и swf (здесь лучше использовать Macromedia Flash  Player.

Слайды с 1 по 6 содержат теоретический материал по системам счисления.

7 слайд - анимированная картинка, поясняющая принцип хранения информации на лазерном диске

Слайды 8-9 красочно показывают перевод числа из десятичной системы счисления в двоичную столбиком

На 10 слайде предоставлена интерактивная возможность для пробного перевода числа учеником

И наконец самостоятельный перевод чисел в тетради с последующей проверкой в интерактивной презентации - слайды 11-13

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Представление числовой информации с помощью сиситем счисления Баюшев ЮН»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


ФИО (полностью)

Баюшев Ювеналий Николаевич

Место работы

Дальнеконстантиновский район, Лазазейский филиал МБОУ «Помринская ООШ»

Должность

Учитель информатики

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

9

Тема

«Представление числовой информации с помощью систем счисления»



Цель:


Обучающие задачи:

  • ввести и закрепить понятия: «система счисления», «позиционная система счисления» и «непозиционная система счисления»;

  • начать формирование умений записи чисел в различных системах счисления;

  • понять алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в другую;

  • продолжить формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля.



Развивающие задачи:

  • в ходе решения образовательных задач создать условия для развития аналитической мыслительной деятельности учащихся, познавательного интереса к предмету, памяти и внимания;

  • продолжить развитие умений выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, логически излагать свои мысли.









Воспитательные задачи:

  • воспитание самостоятельности и товарищеского отношения друг к другу, трудолюбия и внимательности, от которых зависят результаты своего труда.





Тип урока - комбинированный урок изучения нового материала и практической работы на компьютере.



Формы работы учащихся - фронтальная и индивидуальная (у интерактивной доски и индивидуальная работа на компьютере).


Необходимое техническое оборудование – Локальная сеть, персональные компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска SMART, акустические колонки.


Результаты урока:


предметные – расширение знаний о способах записи числа в различных системах счисления, возникновение и назначение различных систем счисления.


метапредметные – развитие речи, осмысление исторических фактов, физические принципы хранения информации на электронных носителях, универсальное применение математических знаний выполнения арифметических действий, сознательное и рациональное использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.


личностные - уважение к своей и чужой работе; осмысление своих действий по результатам выполнении заданий и как результат усердное исправление возможных ошибок.


Используемая литература:

  • Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. Москва. Бином. Лаборатория знаний. 2013.

  • http://number-systems.3dn.ru/

  • http://goldlara.narod.ru/numbers/numbers.htm









СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7


Оргмомент


Приветствие учащихся, проверка присутствующих.


1-2


Актуализация, целеполагание и мотивация


На последнем занятии мы писали с вами контрольную работу. Давайте вспомним с вами какие большие темы в этом году мы изучили? Если затруднительно, откройте учебник на странице содержания. А теперь главный вопрос: как (в каком виде) информация хранится в памяти компьютера?

Правильно в виде двоичного кода. А что такое двоичный код? Да, это число, состоящее из последовательности 0 и 1. Но мы то с вами умеем работать только с десятичными (арабскими) числами. Вот я уже назвал «арабские числа». А какие еще числа вы можете назвать? Правильно – римские. Очевидно, что и способы представления и правила записи у них разные. Вот сегодня мы с вами и будем изучать тему: «Представление числовой информации с помощью систем счисления»

Ученики отвечают, записывают тему урока в тетрадь.

3-5


Первичное усвоение материала

ЭОР №1

Запускаем интерактивную презентацию. Показываем как с ней работать. Переходим на 2 слайд.

Даем определения системе счисления и алфавиту. Акцентируем внимание: что такое число, а что такое цифра. Показываем примеры.

Говорим о двух группах СС: непозиционные и позиционные. Переходим на слайд 3.

Примеры непозиционных СС.

Простейшая и самая первая СС - унарная (палочная, единичная). В ней для записи любых чисел используется всего один символ – палочка, узелок, камушек. Используя именно эту систему счисления, вас научили считать (сами того не осознавая, этим кодом пользуются малыши, показывая на пальцах свой возраст).

Ученики слушают, делают записи в тетрадь.











Алфавитные системы счисления представляют особую группу. В них для записи чисел использовался буквенный алфавит. Примером алфавитной системы счисления является Римская СС, которая до сих пор используется для обозначения знаменательных событий, веков, глав книги и т.д. Римская СС возникла 2 тыс. лет до н.э. Цифры обозначаются буквами латинского алфавита. Переход на следующий слайд. Видно какие правила применяются при записи римских чисел.


Переход на следующий слайд. Примеры позиционных СС.







В жизни мы в основном пользуемся десятичной системой счисления. Начало этой системы счисления было положено в Вавилоне и Древнем Египте. Современная десятичная система счисления возникла приблизительно в V веке н.э. в Индии. Возникновение этой системы стало возможным после величайшего открытия цифры “0” для обозначения отсутствующей величины.

Для обозначения нулевого значения разряда греческие астрономы стали использовать символ “0” (первая буква греческого слова Ouden – ничто). Этот знак, по-видимому, и был праобразом нашего нуля.

Арабы стали пользоваться подобной нумерацией около 800 г. н. э. после перевода работ математике Мухаммеда Аль Хорезми. Цифры арабской нумерации были уже немного похожи на наши.

Примерно в 1200 г. н. э. европейцы, заимствовав нумерацию у арабов, стали называть ее арабской. Это исторически неправильное название сохранилось и поныне. Форма индийских цифр претерпевала многообразные изменения, форма, которой мы сейчас пользуемся, установилась в XVI веке.

Но в повседневной жизни, сами того не замечая, мы используем и другие системы счисления.

Двенадцатеричную систему счисления мы применяем при делении года на 12 месяцев, столовые сервизы на 12 персон, по 12 фломастеров в пачке и прочее.

Шестидесятиричная система используется при делении времени: часа на 60 минут, минуты – на 60 секунд.

Римская система счисления – при обозначении временных периодов.




Когда речь идет о вычислительной технике, то используется двоичная, восьмеричная, десятичная и шестнадцатеричная системы счисления для составления программ и выполнения арифметических и логических операций.


Следующий слайд

объясняет нам, почему же все-таки в компьютерах используется двоичная СС, хотя были попытки создания вычислительных машин на основе других СС.

А на следующем слайде я в анимационном виде изобразил принцип записи-чтения информации на лазерный диск.

Угол падения луча на зеркальную поверхность равен углу отражения этого луча от этой поверхности.






10


Следующий слайд.

А теперь мы вспомним с вами методику перевода любого числа из десятичной СС в любую другую (мы будем переводит в двоичную систему счисления). В общем правило перевода можно сформулировать в таком виде: нужно последовательно делить десятичное число и все последующие частные на каждом шаге деления на 2(красный цвет означает основание новой СС) до тех пор, пока остатки от деления (зеленым цветом) не будут меньше основания новой СС, т.е. в нашем примере меньше 2. А в конце записываем правильный ответ, записывая остатки начиная с последнего и до первого.

Ученики записывают правило и пример в тетрадь.


Осознание и осмысление учебной информации

ЭОР №1

На следующем слайде вам предлагается в режиме диалога (программа будет помогать вам) перевести число 26 из десятичной СС в двоичную.

Кто-то пройдет к интерактивной доске, а остальные зайдут в сетевое окружение и в общей папке «Материалы по информатике и ИКТ» запустят интерактивную презентацию "Системы счисления и перевод чисел из десятичной СС в двоичную" . Перейдите на текущий слайд и также выполните этот пример.

Ученики учатся с помощью компьютера переводу чисел

5


Первичное закрепление учебного материала

ЭОР №1

Переходим на следующий слайд.

Здесь уже проверьте полученные сегодня знания самостоятельно. На последующих 3-х слайдах вам будет предложено перевести в тетради десятичное число в двоичную систему счисления и проверить результат.

Перевели, сейчас проверю

Ученики самостоятельно выполняют и проверяют работу

13-15

ЭОР №2

А теперь еще немного поработаем.

Вы видите на экране таблицу, в которой представлен принцип записи чисел в различных СС с использованием соответствующего алфавита этих систем. Давайте также переведем число 1910 в восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления. Результат сравните с таблицей. Учитель проверяет результаты.


Информация о домашнем задании


Домашнее задание: изучите §3.1.1. В конце параграфа есть контрольные вопросы – постарайтесь ответить на них; и выполните задания для самостоятельного выполнения.

Записывают домашнее задание

1


Рефлексия (подведение итогов урока)


Учитель отвечает на вопросы учеников. Выставляет оценки за работу на уроке.


2-3








Приложение к плану-конспекту урока

«Представление числовой информации с помощью систем счисления»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

"Системы счисления и перевод чисел из десятичной СС в двоичную"

ЭОР – файл на сетевом диске:

"Системы счисления и перевод чисел из десятичной СС в двоичную.swf ''

Интерактивная презентация, созданная в Macromedia Flash 8.0

Ссылка 3. https://yadi.sk/d/Qrt_gR2heNYbc

Ссылка 1.

http://multiurok.ru/ybayushev/files/download/intieraktivnaia-priezientatsiia-sistiemy-schislieniia-i-pierievod-chisiel-iz-diesiatichnoi-ss-v-dvoichnuiu

Ссылка 2.

http://videouroki.net/download.php?idskach=5c11ac7d27573dfd64e3bc75d87ed3cc&p=1




2

Таблица чисел в разных СС

ЭОР – файл на сетевом диске:

" Таблица чисел в разных СС.pdf''

Иллюстрация

https://yadi.sk/i/xyyk5F39eNUPJ





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!