№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
| Оргмомент | | Приветствие учащихся, проверка присутствующих. | | 1-2 |
| Актуализация, целеполагание и мотивация | | На последнем занятии мы писали с вами контрольную работу. Давайте вспомним с вами какие большие темы в этом году мы изучили? Если затруднительно, откройте учебник на странице содержания. А теперь главный вопрос: как (в каком виде) информация хранится в памяти компьютера? Правильно в виде двоичного кода. А что такое двоичный код? Да, это число, состоящее из последовательности 0 и 1. Но мы то с вами умеем работать только с десятичными (арабскими) числами. Вот я уже назвал «арабские числа». А какие еще числа вы можете назвать? Правильно – римские. Очевидно, что и способы представления и правила записи у них разные. Вот сегодня мы с вами и будем изучать тему: «Представление числовой информации с помощью систем счисления» | Ученики отвечают, записывают тему урока в тетрадь. | 3-5 |
| Первичное усвоение материала | ЭОР №1 | Запускаем интерактивную презентацию. Показываем как с ней работать. Переходим на 2 слайд. Даем определения системе счисления и алфавиту. Акцентируем внимание: что такое число, а что такое цифра. Показываем примеры. Говорим о двух группах СС: непозиционные и позиционные. Переходим на слайд 3. Примеры непозиционных СС. Простейшая и самая первая СС - унарная (палочная, единичная). В ней для записи любых чисел используется всего один символ – палочка, узелок, камушек. Используя именно эту систему счисления, вас научили считать (сами того не осознавая, этим кодом пользуются малыши, показывая на пальцах свой возраст). | Ученики слушают, делают записи в тетрадь. | |
Алфавитные системы счисления представляют особую группу. В них для записи чисел использовался буквенный алфавит. Примером алфавитной системы счисления является Римская СС, которая до сих пор используется для обозначения знаменательных событий, веков, глав книги и т.д. Римская СС возникла 2 тыс. лет до н.э. Цифры обозначаются буквами латинского алфавита. Переход на следующий слайд. Видно какие правила применяются при записи римских чисел. Переход на следующий слайд. Примеры позиционных СС. | | |
В жизни мы в основном пользуемся десятичной системой счисления. Начало этой системы счисления было положено в Вавилоне и Древнем Египте. Современная десятичная система счисления возникла приблизительно в V веке н.э. в Индии. Возникновение этой системы стало возможным после величайшего открытия цифры “0” для обозначения отсутствующей величины. Для обозначения нулевого значения разряда греческие астрономы стали использовать символ “0” (первая буква греческого слова Ouden – ничто). Этот знак, по-видимому, и был праобразом нашего нуля. Арабы стали пользоваться подобной нумерацией около 800 г. н. э. после перевода работ математике Мухаммеда Аль Хорезми. Цифры арабской нумерации были уже немного похожи на наши. Примерно в 1200 г. н. э. европейцы, заимствовав нумерацию у арабов, стали называть ее арабской. Это исторически неправильное название сохранилось и поныне. Форма индийских цифр претерпевала многообразные изменения, форма, которой мы сейчас пользуемся, установилась в XVI веке. Но в повседневной жизни, сами того не замечая, мы используем и другие системы счисления. Двенадцатеричную систему счисления мы применяем при делении года на 12 месяцев, столовые сервизы на 12 персон, по 12 фломастеров в пачке и прочее. Шестидесятиричная система используется при делении времени: часа на 60 минут, минуты – на 60 секунд. Римская система счисления – при обозначении временных периодов. | | |
Когда речь идет о вычислительной технике, то используется двоичная, восьмеричная, десятичная и шестнадцатеричная системы счисления для составления программ и выполнения арифметических и логических операций. Следующий слайд объясняет нам, почему же все-таки в компьютерах используется двоичная СС, хотя были попытки создания вычислительных машин на основе других СС. А на следующем слайде я в анимационном виде изобразил принцип записи-чтения информации на лазерный диск. Угол падения луча на зеркальную поверхность равен углу отражения этого луча от этой поверхности. | | 10 |
Следующий слайд. А теперь мы вспомним с вами методику перевода любого числа из десятичной СС в любую другую (мы будем переводит в двоичную систему счисления). В общем правило перевода можно сформулировать в таком виде: нужно последовательно делить десятичное число и все последующие частные на каждом шаге деления на 2(красный цвет означает основание новой СС) до тех пор, пока остатки от деления (зеленым цветом) не будут меньше основания новой СС, т.е. в нашем примере меньше 2. А в конце записываем правильный ответ, записывая остатки начиная с последнего и до первого. | Ученики записывают правило и пример в тетрадь. |
| Осознание и осмысление учебной информации | ЭОР №1 | На следующем слайде вам предлагается в режиме диалога (программа будет помогать вам) перевести число 26 из десятичной СС в двоичную. Кто-то пройдет к интерактивной доске, а остальные зайдут в сетевое окружение и в общей папке «Материалы по информатике и ИКТ» запустят интерактивную презентацию "Системы счисления и перевод чисел из десятичной СС в двоичную" . Перейдите на текущий слайд и также выполните этот пример. | Ученики учатся с помощью компьютера переводу чисел | 5 |
| Первичное закрепление учебного материала | ЭОР №1 | Переходим на следующий слайд. Здесь уже проверьте полученные сегодня знания самостоятельно. На последующих 3-х слайдах вам будет предложено перевести в тетради десятичное число в двоичную систему счисления и проверить результат. Перевели, сейчас проверю | Ученики самостоятельно выполняют и проверяют работу | 13-15 |
ЭОР №2 | А теперь еще немного поработаем. Вы видите на экране таблицу, в которой представлен принцип записи чисел в различных СС с использованием соответствующего алфавита этих систем. Давайте также переведем число 1910 в восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления. Результат сравните с таблицей. Учитель проверяет результаты. |
| Информация о домашнем задании | | Домашнее задание: изучите §3.1.1. В конце параграфа есть контрольные вопросы – постарайтесь ответить на них; и выполните задания для самостоятельного выполнения. | Записывают домашнее задание | 1 |
| Рефлексия (подведение итогов урока) | | Учитель отвечает на вопросы учеников. Выставляет оценки за работу на уроке. | | 2-3 |
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | "Системы счисления и перевод чисел из десятичной СС в двоичную" | ЭОР – файл на сетевом диске: "Системы счисления и перевод чисел из десятичной СС в двоичную.swf '' | Интерактивная презентация, созданная в Macromedia Flash 8.0 | Ссылка 3. https://yadi.sk/d/Qrt_gR2heNYbc Ссылка 1. http://multiurok.ru/ybayushev/files/download/intieraktivnaia-priezientatsiia-sistiemy-schislieniia-i-pierievod-chisiel-iz-diesiatichnoi-ss-v-dvoichnuiu Ссылка 2. http://videouroki.net/download.php?idskach=5c11ac7d27573dfd64e3bc75d87ed3cc&p=1 |
2 | Таблица чисел в разных СС | ЭОР – файл на сетевом диске: " Таблица чисел в разных СС.pdf'' | Иллюстрация | https://yadi.sk/i/xyyk5F39eNUPJ |