СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

В целях повторения и  систематизации знаний учащихся о многообразии организмов, для того, чтобы актуализировать практическую направленность знаний о растениях и животных и вызвать интерес учащихся к живой природе нет ничего лучше игровой формы закрепления знаний. Этот урок - игра рекомендуется проводить в конце курса 7-го класса

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "Счастливый случай"»

Урок-игра «Счастливый случай» в рамках недели по экологии.


«Многообразие живых организмов» 7 класс.


Цель урока: повторить, систематизировать знания учащихся о многообразии организмов, актуализировать практическую направленность знаний о растениях и животных, вызвать интерес учащихся к живой природе.

Для активизации интереса ребят предлагается использовать различные формы индивидуальной и фронтальной работы.


Ход урока:


Класс делится на 4 команды, каждая придумывает себе название и девиз.


Гейм I: Чьи эти строки?

Учитель: Каждой команде я прочитаю четверостишье известного русского поэта. Назвать его имя – ваша задача.


  1. Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвиться и играя,

Грохочет в небе голубом.

Ф.И. Тютчев


  1. Чем жарче день, тем сладостней в бору,

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

И.А. Бунин


  1. Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о чем.

С. Есенин


  1. Октябрь уже наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает –

Журча еще бежит за мельницу ручей.

А.С. Пушкин


Гейм II: Легенды о цветах.

Учитель: Нет ничего на свете прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на Земле поэтичнее и живописнее цветов – это чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновляли многих поэтов и композиторов.


Цветы, как люди, на добро щедры,

И щедро людям нежность отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.


Вопросы задаются по очереди командам, по 3 вопроса каждой:


  1. Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческих слов «гала» - молоко, «актус» - цветок, то есть молочно-белый цветок. Легенда гласит, что когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было холодно. Тогда, чтобы отогреть ее, снежинки начали превращаться в цветы. Отсюда символом этого цветка стала Надежда.

(подснежник)


  1. В Англии этот цветок воспет поэтами. В сказках он служит колыбелью для малюток фей и нежных эльфов. Его родина Персия. В XIX веке он попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме на 3 луковицы цветка были куплены 2 каменных дома.

(тюльпан)


  1. По народному преданию этот цветок возник из кусочков неба, упавших на землю. Существует поверье, что этот цветок исцеляет больных, он считается одним из первых на тонком хрупком стебельке.

(пролеска)


  1. Ее родина – Персия. Однажды богиня цветов Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на Землю. Перемешав все краски и цвета радуги, она начала осыпать ими луга и леса. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только лиловая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты, появилась роскошная …

(сирень)


  1. Легенда рассказывает, что однажды прекрасная девушка, преследуемая жгучими лучами бога Солнца, обратилась к Зевсу с мольбой о защите. И великий Громовержец укрыл ее в тенистой роще, превратив в цветок. Римские поэты воспевали красоту этого цветка. В Сицилии его изображали на монетах. У древних галлов он считался символом скромности и невинности, ими осыпали ложе новобрачных. Ими восхищались Шекспир и Шиллер. Гете мечтал, чтобы его родной Веймар утопал в благоухании этого цветка.

(фиалка)


  1. По одно из легенд Геркулес смертельно ранил владыку загробного мира Плутона, а молодой врач залечил его раны корнями растения, которое и назвали его именем. Цветок этот считается царем цветов и символом долголетия.

(пион)


  1. Старинная славянская легенда рассказывает: однажды удалого Садко полюбила дочь водяного царя. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царевна и пошла. Из её прекрасных глаз покатились слезы и только луна была свидетелем того, как эти чистые слезы превратились в жемчужины – цветы. С тех пор цветы эти считаются символом чистой и нежной любви.

(ландыш)


  1. Она присутствует в гербе города Родоса. Древний Иран, страну Персов, называли в честь её имени. По словам Анакреона родилась она из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня Любви выходила из моря. Кто она – царица цветов?

(роза)


  1. Какой цветок считается символом Солнца и символом Японии?

(хризантема)


  1. Какой цветок всю жизнь любуется собой, глядит на себя и не может наглядеться?

(нарцисс)


  1. Какой цветок считают последней улыбкой осени?

(астра)


  1. Где родилось искусство составления букетов?

(Япония)

Гейм III: Если вы сбились с дороги.

Учитель: Человек заблудился в лесу. Куда идти? Как ориентироваться по деревьям, муравейникам, солнцу, растениям? Итак, каждая команда получает свой ориентир:


  1. Вы в лесу немного заблудились и перед вами муравейник. Поможет ли он вам?

(Муравейник всегда располагается к югу от дерева или пня)


  1. Перед вами сосновый бор. Как сориентироваться по сосне?

(Смолы на стволе больше на той стороне, что обращена к югу)


  1. Вам стал попадаться подорожник. Что это значит?

(где-то рядом тропа)


  1. Вы собрали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягодка где север, где юг?

(Да, самая спелая ягода расположена на южной стороне)


Гейм IV: Живые барометры.

Учитель: Всем вам предлагается стать предсказателями по сегодняшнему состоянию погоды отгадать завтрашнее:


1 команда:

Багряные зори (к ветру);

Утром туман стелется по воде (к хорошей погоде);

Зимой дым столбом (к морозу);

Утром на траве роса (дождя не будет);

Длинные сосульки (к затяжной весне).


2 команда:

Вечером с реки поднимается пар (завтра пойдет дождь);

Бледный цвет луны (признак плохой погоды);

Звезды ночью сильно мерцают, а с утра тучи (в полдень быть грозе);

Если ночью выпал иней (снега не будет);

Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне (лето будет холодным).


3 команда:

Кукушка издает звуки, похожие на кваканье (к дождю);

Рыба выскакивает из воды (к дождю);

Вечером сильно стрекочут кузнечики (будет ясно);

Иней на деревьях (к морозу);

Грачи рано прилетели (весна будет теплой).


4 команда:

Клены «плачут» (к близкому дождю);

Днем, в самую жару, паук вышел на охоту (почувствовал изменения в погоде и старается нагреться до непогоды);

Сильно пахнут цветы акации, сирени, жимолости (к дождю);

Зимой туман (будет оттепель);

Снег весной скоро тает и вода бежит дружно (лето будет дождливым).


Гейм V: Блиц-турнир.

Учитель: А сейчас будет самый трудный блиц-гейм. Для каждой команды приготовлено по 20 вопросов. Ваша задача - дать правильные ответы на возможно большее их количество. Время на ответы - 1 минута. Помощник приготовит секундомер.

Начали:


1 команда:

1. Какое растение дает лучший мед? (липа);

  1. Название какого растения связано со звоном? (колокольчик);

  2. Соком какого растения выводят бородавки? (чистотел);

  3. Какая рыба вьет гнездо? (колюшка);

  4. Никто не пугает, а вся дрожит? (осина);

  5. Где раки зимуют? (в норке);

  6. Какая летающая птица самая крупная? (лебедь, коршун);

  7. Какая птица самая мелкая? (колибри);

  8. Какая птица иногда кричит как кошка? (иволга);

  9. Самое быстрое животное суши? (гепард);

  10. Кто строит себе дом под водой из воздуха? (паук-серебрянка);

  11. Назовите хищные растения (росянка, пузырчатка);

  12. Птица, с самым длинным перелетным путем (черная крачка);

  13. Самое маленькое хищное животное суши (горностай);

  14. Самое быстрое морское животное (дельфин);

  15. Какой зверек вьет гнездо на траве и в кустах? (мышь-малюшка);

  16. Каких птиц больше всего на Земле? (домашних кур, воробьев);

  17. Какая нить в природе самая тонкая? (паутинная);

  18. Косо ли заяц? (нет);

  19. Самая маленькая птица в России? (королек).


2 команда:

1. Какая змея самая большая (анаконда, сетчатый питон);

  1. Кто сильнее - лев или тигр? (тигр);

  2. Какая змея плюется? (кобра);

  3. Где у кузнечика ухо? (на ноге);

  4. У кого самый длинный язык? (муравьед);

  5. Какого цвета хамелеон? (разного);

  6. Самая высокая трава? (бамбук);

  7. Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (передние);

  8. Чем стрекочет кузнечик? (трением ноги о крыло);

  9. Сколько ног у паука? (восемь);

  10. Какие птицы ночуют в снегу? (куропатка, тетерев, рябчик);

  11. Какая птица носит название танца? (чечетка);

  12. Какое растение носит название глаза птицы? (вороний глаз);

  13. Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки?

(незабудка);

  1. Что ест зимой жаба? (ничего);

  2. Кто это? На рогах глаза, а дом на спине (улитка);

  3. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (пингвины);

  4. Кто вылезает из собственно кожи? (змея);

  5. Кит – рыба или зверь? (зверь);

  6. Какая птица сама себя называет? (утка-кряква).


3 команда:

1. Всегда ли рак движется назад? (нет);

  1. Из древесины какого дерева делают спички? (осина);

  2. У кого шея имеет больше позвонков – у жирафа или свиньи? (одинаково);

  3. Какая птица совсем не имеет крыльев? (киви);

  4. Растет ли дерево зимой? (нет);

  5. Цветок, раскрывающийся только ночью, ароматный (душистый табак, ночная

фиалка);

  1. Умеют ли слоны плавать? (да);

  2. Какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (грязный);

  3. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими);

  4. Дышит ли цыпленок в яйце? (да);

  5. У каких животных скелет наружи? (у членистоногих);

  6. В пруду купается, а сухо останется. Что за птица? (гусь, утка);

  7. Какой страшный зверь падок на малину? (медведь);

  8. Куда осенью деваются бабочки? (большинство гибнет);

  9. У кого осенью в листопад рождаются детеныши? (у зайцев);

  10. Что за растение: цветы ангельские, когти дьявольские? (роза);

  11. Листья каких деревьев осенью красные? (рябины, осины, клена);

  12. Какая птица шипит как змея? (вертиголовка);

  13. Сколько крыльев у жука? (2 пары);

  14. Какая рыба может менять свой цвет? (камбала).


4 команда:

  1. Какое животное на дне морском, на цветок похоже? (актиния);

  2. Назовите город, носящий имя рыбы (Калуга, Судак);

  3. Какие птицы выводят птенцов зимой? (клест);

  4. Живут ли в воде «бабочки», «попугаи» и «белки»? (да, рыбы);

  5. Лесной доктор (дятел);

  6. Кто глазами в разные стороны смотрит? (хамелеон);

  7. Самая крупная нелетающая птица (страус);

  8. Какое растение называют «земляной грушей»? (топикамбур);

  9. Самое высокое дерево? (эвкалипт);

  10. Самая крупная рыба? (китовая акула);

  11. Растения, венком ветвей которого награждали в древнем Риме героев? (лавр);

  12. Верно ли, что одна мышь-полевка за лето съедает до 6 кг зерна? (да);

  13. Чем полезны совы? (вылавливают мышей);

  14. Сколько раз самка зайца-беляка приносит зайчат за лето? (3 раза);

  15. Самая древняя птица Бузулукского бора? (глухарь);

  16. Бывает ли дятел зеленым? (да);

  17. Какое растение символизирует мир? (оливковая пальма);

  18. Любимое лакомство аистов (лягушки);

  19. Как называется самая маленькая лошадь? (пони);

  20. Царь зверей (лев).

Гейм VI: Конкурс капитанов:

Учитель: Сейчас в борьбу вступают капитаны. Этот гейм полностью посвящен творчеству писателя И. Акимушкина. Задача капитанов – по вопросам определить название книги и дать короткие точные ответы.


Капитан 1 команды:


  1. Какие животные существа имеют три сердца?

  2. Какого цвета у моллюсков кровь?

  3. Чем опасен осьминог?


«Приматы моря»



  1. У осьминогов, кальмаров и каракатиц, которые относятся к классу Головоногие, три сердца. Одно гонит кровь по телу, а два других проталкивают кровь через жабры. Сердце бьется 30 – 36 раз в минуту.


  1. Цвет крови у моллюсков – голубой: темно-голубой, когда кровь наполнена кислородом, бледно-голубой – в венах. Цвет крови зависит от металлов, которые входят в состав кровяных телец.


  1. Осьминоги вполне дружелюбны. Но они даже мелкие, опасны своим ядом, правда редко пускают в ход это оружие.


Капитан 2 команды:


  1. Доживет ли до конца нашего века медведь гризли?

  2. Кому нужен крокодил?

  3. Какие 3 вида диких пчел существуют и доныне?


«Невидимые нити природы»



  1. Гризли или серый медведь – особы вид бурого медведя. Считалось, что это существо непомерной силы и свирепости. Он обитал на большой территории: Запад США и Канады, Аляска, Северная Америка. Колонисты уничтожали его всеми средствами. И гризли стал исчезать, был вытеснен человеком в горы. Но гризли – это вегетарианец, он самый крупный из медведей. Кроме того, вес 0,5 тонн, длина 3 метра. Сейчас охота запрещена.


  1. В своем отношении к крокодилам человечество прошло разные фазы – от религиозного преклонения до беспощадного избиения и остановилось на охране в природе и на фермах. В природе крокодилы поедают много больных рыб. Самка, охраняя свою кладку, охраняет и кладки рептилий, амфибий и птиц.


  1. Родина домашней пчелы – Южная Азия, там сейчас обитают три вида диких пчел: индийская пчела похожа на домашнюю; гигантская пчела, которая строит единственный большой сот, доходящий в диаметре до 1 метра; карликовая чуть посолидней комара, строит 1 сот, величиной с десертное блюдечко.


Капитан 3 команды:


  1. Для чего жуку нужны правила высшей математики?

  2. Почему у совы все птенцы разного возраста?

  3. Могут ли животные питаться воздухам?


«У крокодила есть друзья»



  1. Жучок небольшой – совсем крошка – березовый трубковерт. Он свертывает в трубку березовые листья не как-нибудь, а по правилам математики и делает это для того, чтобы его будущим детям было тепло и уютно.


  1. У полярной совы старшие птенцы вылупляются в июне, а младшие в июле. В этом заключен смысл, так как родителям трудно прокормить одновременно всех птенцов. Самка высиживает только 1-го, а затем улетает за едой и остальных птенцов высиживает урывками, а старший согревает другие яйца, затем защищают младших.


  1. Червя конвомоту кормят водоросли, которые живут у него под кожей. С помощью солнечных луче водоросли превращают СО2 и Н2О в крахмал. Этим червь и сыт, не нужны ему ни желудок, ни кишечник. Они у него атрофировались. Зато должен червь почаще бывать на солнце – во время отлива, а во время прилива прячется в песок. Это друг водорослей, можно сказать, питается солнцем и воздухом.


Капитан 4 команды:


  1. Джунгли во мраке и вдруг перед нами пролетают лонг, тагуан, кагуан. Кто они?

  2. Вечная ночь в царстве Плутона. И все же – там есть обитатель Ольма – кто он?

3. Кто такие лемминги? Почему они всем нужны?


«С вечера до утра»


  1. Лонг (калонг) – летучая собака (1,5 м). Тагуан – летучая белка. Кагуан – шерстокрылая (как землеройка). Все трое – летающие звери. С тагуаном можно встретиться реже и только при полной тишине, ее длина 1,2 м; размах «крыльев» 60 см. Кагуаны имеют летательную перепонку, ростом с кошку, насекомоядный зверь, внешне похож на землеройку.


  1. Ольм – страшный дракон из славянских легенд. На самом деле это животное пещер – протей. Есть наружные жабры. Он альбинос, но если он проживет несколько дней в темноте, то его тело покроется бурыми пятнами, тельце червеобразное 20-25 см, слепец.


  1. Лемминги – их называют самыми нужными существами тундры. Много леммингов – много песцов, горностаев, сов, потому что все питаются леммингами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!