СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урока «Первые русские князья»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта интегрированного урока «Первые русские князья» .

Классы 7-Б и   7-В,

Тип урока интегрированный:

история, русский язык и литература, информатика

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урока «Первые русские князья»»

Технологическая карта интегрированного урока «Первые русские князья» Макеевский лицей № 2 «Престиж» 18.11.2016.г

Классы 7-Б и 7-В, учитель истории Попович Е.А., учитель русского языка и литературы Гугнина Л.Г.,

учителя информатики Саенко В.А., Коротких В.В.

Тема урока

ПЕРВЫЕ КНЯЗЬЯ

Тип урока

Урок-игра

Цель урока

Знакомство учащихся с деятельностью первых князей и отражением их образов в литературе; развитие умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами; совершенствование учебно-познавательных компетентностей учащихся; формирование опыта творческой, проектной деятельности. Воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за историческое прошлое и будущее нашего народа.

Образовательные
ресурсы

Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», презентация, видеофрагменты материалы для индивидуальной работы учащихся, ватман с именами первых русских князей

План урока

  1. Олег. Рюрик

  2. Игорь

  3. Ольга.

  4. Святослав

  5. Нестор

Личностно значимая проблема

Что было общего в деятельности первых русских князей?

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Погосты, уроки, реформа

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. Учитьделать сложные обобщения, давать характеристику историческому деятелю.формирование ИКТ компетентности: работать с материалами Интернета.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Познакомить с деятельностью первых русских князей.Совершенствование учебно-познавательных компетентностей учащихся; формирование опыта творческой, проектной деятельности

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развитие коммуникативных способностей учащихся

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Развитие умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.Орг. момент


1


Слайд 1. Заставка

Учитель истории: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Как вы видите его проводят сразу 4 учителя: истории, литературы и информатики.

Любопытно? Надеемся такой необычный урок продет интересно и принесет много новых знаний и позитивных эмоций. Давайте начинать!

Сидят за столами, слушают учителя




II.

Мотивация к учебной деятельности


1

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Слайд 2 Видео-мотивация

Просмотр видеофильма

Смотрят фрагмент видеофильма

Фронтальная

работа


Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к предмету


III

Определение темы, цели и задач урока,

сообщение плана урока













IV.

Актуализция опорных знаний









2


















10




Слайд 3 Тема и цель урока

Учитель истории: и именно эти слова я предлагаю взять эпиграфом нашего урока

«Откуда есть пошла русская земля,

кто стал в Киеве первее княжить

и как русская земля стала развиваться".

НЕСТОР

Учитель истории: Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?(Первые князья)

О чём мы узнаем сегодня?(О жизни и деятельности первых князей, их внутренней и внешней политике)

Чему научимся? (Делать выводы об итогах правления князей).

Слайд 4 План урока

Учитель истории: Верно! Сегодня на нашем уроке мы:

1. Повторим теоретические вопросы.

2. Поработаем в группах.

3. Заполним таблицы

4.Презентуем собранный материал о князьях

Слайд 5 Правила графического диктанта

Учитель истории: И для начала повторим некоторые теоретические вопросы…

А как это будет происходить вам расскажет учитель информатики Виктория Викторовна.

Учитель информатики: Ребята! Мы с вами напишем графический диктанта.

Возьмите пожалуйста вот такие карточки.

Подпишите свою фамилию и класс. Теперь вам будут зачитывать утверждение и если оно верно то в графе соответствующей номеру утверждения вы будите ставить выгнутую дугу, если неверно то ставить нужно вогнутую. Всем понятно?

А сами утверждения вам зачитает Людмила Григорьевна.

Слайд 6 Графический диктант

Учитель литературы:

1. Верно ли утверждение, что Князь Олег собирался мстить хазарам? (Да)

2. Верно ли утверждение, что автор «Повести временных лет» Нестор гусляр? (Нет. Нестор-Летописец)

3. Верно ли утверждение, что первыми летописцами были Никон, Нестор, Сильвестр? (Да)

4.Верно ли утверждение, что войско Олега называлось дружиной? (Да)

5.Верно ли утверждение, что народное собрание, решавшее важнейшие вопросы жизни племени, называлось Рада? (Нет, вече)

6. Верно ли утверждение, что Балтийское море раньше называли Варяжским? (Да)

7. Верно ли утверждение, что в 1862 году Рюрик пришёл в земли ильменских славян? (Нет! Это произошло в 862 г.)

8. Славяне называли это море Русским, греки – Понтом Эвк-синским. Верно ли утверждение что мы называем это море черным? (Да)

9. Верно ли утверждение , что норманнов, которые осели в землях восточных славян называли Русами? (Да)

10. Верно ли утверждение, что любой план действий является алгоритмом? (Нет, только если план обладает определенными свойствами.)


А теперь Виктория Викторовна поможет вам быстро проверить правильность ваших ответов.

Слайд 7 Проверка графического диктанта

Учитель информатики: Передайте свою карточку сидящему слева от вас соседу.

На слайде представлен графический вариант правильных ответов.

-Сравните свой результат и посчитайте количество совпадений.

Передайте карточки на учительский стол, спасибо.

Определяют тему урока, пытаются самостоятельно сформулировать цели и задачи урока.













Отвечают на вопросы письменно

Фронтальная

работа
















Индивидуальная работа

Личностные: проявляют интерес учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания














Познавательные:используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.
























Письменные задания





















V

Работа в группах


3












3




















15










Слайд 8. Правила работы в группе

Учитель истории: Чтобы узнать о деятельности первых князей мы объединились в группы.

Давайте повторим основные правила такой работы:

1.В группе должен быть главный.

2.Один говорит, другие слушают

3. Своё несогласие высказывай вежливо.

4.Если не понял, переспроси.

5 Все вмести и каждый в отдельности работают на общий результат.

Слайд 9 Предполагаемые результаты

Учитель истории:

В каждой группе вы определили:

Историков. Они заполняют таблицу «Деятельность первых князей». У вас на столах есть таблицы, в которых согласно плану будут составлены характеристики князей.

Один из вас заполняет внутреннюю политику князя, другой - внешнюю

Учитель литературы:

Литераторов. Они напишут разные виды стихотворений

Учитель информатики:

Информатиков. Они все собранные группой материалы оформят используя возможности электронной записной книжки Microsoft OneNote.

Учитель истории:

Ответственные за работу групп – капитаны следят за порядком. Приступаем к работе.

Удачи вам.

Слайд 10 Заставка играет медленная музыка
































Работа в группах










Познавательные:самостоятельно осуществляют поиск нужной информации



















Письменные задания.


VI. Защита проектов

«Первые князья»


Характеристика исторических деятелей







Слайд 11 Защита проектов

Учитель информатики: Ваше время истекло. Отложили инструменты. Прекратили работу.

И мы переходим к защите наших проектов «Первые князья».

Учитель литературы: Всем командам нужно внимательно слушать отвечающих, заполнять вот такие таблицы и быть готовыми ответить на вопросы:

Что же было общего в деятельности первых русских князей?

а) внутри страны (внутренняя политика)

б) за пределами страны (внешняя политика)?

Учитель истории:

И первыми свой проект демонстрирует первая группа, которая представляет Нестора-Летописца.

Учитель информатики: Информатики из первой группы подойдите к главному компьютеру и обеспечьте визуальное сопровождение при защите вашего проекта.

Учитель истории:

Историки вам слово!

Учитель литературы: Литераторы слово вам.


Учитель истории: Благодарим первую группу и приглашаем к защите группу 2, представляющих Князе Олега и Рюрика.

Информатики, займите свое место.

Слово историкам.


Учитель литературы: Слово литераторам.


Учитель истории: Благодарим вторую группу за работу и приглашаем к защите группу 3, представляющую Князя Игоря.

Информатики, займите свое место.

Слово историкам.


Учитель литературы: Слово литераторам.


Учитель истории: Благодарим третью группу за работу и приглашаем к защите группу 4, представляющую Княгиню Ольгу.

Информатики, займите свое место.

Слово историкам.


Учитель литературы: Слово литераторам.


Учитель истории: Благодарим четвертую группу за работу и приглашаем к защите группу 5, представляющую Князя Свтослава.

Информатики, займите свое место.

Слово историкам.


Учитель литературы: Слово литераторам.


Учитель истории: Благодарим всех за такую замечательную работу.

Кратко записывают основные направления политического курса князя

Отвечают на вопросы












Представление проекта группа 1. Остальные заполняют таблицу по услышанному материалу.





Представление проекта группа 2. Остальные заполняют таблицу по услышанному материалу.




Представление проекта группа 3. Остальные заполняют таблицу по услышанному материалу.




Представление проекта группа 4. Остальные заполняют таблицу по услышанному материалу.




Представление проекта группа 5. Остальные заполняют таблицу по услышанному материалу.



1. Индивидуальная работа.

2. Работа в группах.








Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из ответов учащихся дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

1. Устные ответы.


2. Письменные задания.










VII.

Итог урока




5

Обобщение полученных на уроке сведений

Слайд 12 Значение деятельности Первых Князей. Учитель истории: Что же было общего в деятельности первых русских князей

Каждый князь работал на укрепление и процветание Древнерусского государства.

Отвечают на вопросы.


Индивидуальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.


Оценивание учащихся за

работу на уроке

VIII. Домашнее задание

2

§ 4.

Слайд 13 Домашнее задание

Учитель истории: Подготовить индивидуальные сообщение о Владимире Великом или Ярославе Мудром.

Учитель литературы:

Учитель информатики:

Повторить определения: Утверждения, алгоритма и суждения.

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная работа



IX. Рефлексия



Слайд 14 Релаксация

Учитель информатики:

-У вас на партах есть вот такие смайлики, определите, своё эмоциональное состояние на уроке.

Учитель литературы:

Мы благодарим каждого за активное участие на уроке и хотим пожелать вам удачи.

Учитель информатики:

Спасибо всем! И до новых встреч на интегрированных уроках!

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке


Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала










  1. Дополнение к уроку

  2. Графический диктант Таблица № 1 Вопросы графического диктанта

    1. 1. Верно ли утверждение, что Князь Олег собирался мстить хазарам? (Да)

    1. 2. Верно ли утверждение, что автор «Повести временных лет» Нестор гусляр? (Нет. Нестор-Летописец)

    1. 3. Верно ли утверждение, что первыми летописцами были Никон, Нестор, Сильвестр? (Да)

    1. 4.Верно ли утверждение, что войско Олега называлось дружиной? (Да)

    1. 5.Верно ли утверждение, что народное собрание, решавшее важнейшие вопросы жизни племени, называлось Рада? (Нет, вече)

    1. 6. Верно ли утверждение, что Балтийское море раньше называли Варяжским? (Да)

    1. 7. Верно ли утверждение, что в 1862 году Рюрик пришёл в земли ильменских славян? (Нет! Это произошло в 862 г.)

    1. 8. Славяне называли это море Русским, греки – Понтом Эвк-синским. Верно ли утверждение что мы называем это море черным? (Да)

    1. 9. Верно ли утверждение , что норманнов, которые осели в землях восточных славян называли Русами? (Да)

    1. 10. Верно ли утверждение, что любой план действий является алгоритмом? (Нет, только если план обладает определенными свойствами.)

  3. Заполнение таблицы Деятельность первых князей

  4. 3..Защита проектов

  5. На доске по мере выступления учащихся появляются:

  6. Таблица № 3 Деятельность первых князей.

    1. Князь

    1. Внутренняя политика

    1. Внешняя политика

    1. Рюрик

    1. Олег

    1. Игорь

    1. Ольга

    1. Святослав

  7. 4. Итог урока Что же было общего в деятельности первых русских князей

  8. Итоговая табличка появляется на экране по мере выступления детей

  9. Таблица № 3Общее в деятельности первых русских князей.

    1. Внутренняя политика

    1. Внешняя политика

    1. Собирание земли русской

    1. Укрепление внешнеполитических позиций государства

    1. Подчинение восточнославянских племён, которые первоначально не вошли в состав Древнерусского государства

    1. Походы

    1. Проведение первой

    2. государственной реформы

    3. ( полюдье, уроки, погосты)

    1. Заключение мирных договоров

    1. Получение русскими купцами права на беспошлинную торговлю

    1. Взимание дани

  10. 5.Домашнее задание. Домашнее задание. Подготовить сообщения о киевских князьях Владимире Великом и Ярославе Мудром


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!