СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок развития речи и ИЗО по теме: Работа по картине З.Е. Серебряковой "За обедом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • научить учащихся составлять характеристику на основе группового портрета;
  • показать особенности построения текста-описания;
  • обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами русского языка;
  • ввести в словарь учащихся лексику, связанную с темой картины-портрета.

 

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознают эстетические потребности и ценности.

Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека; умеют ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

Метапредметные:

Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из произведения живописи, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществляют анализ, объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок развития речи и ИЗО по теме: Работа по картине З.Е. Серебряковой "За обедом"»

Работа по картине З.Е. Серебряковой "За обедом"

Цели урока:

  • научить учащихся составлять характеристику на основе группового портрета;

  • показать особенности построения текста-описания;

  • обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами русского языка;

  • ввести в словарь учащихся лексику, связанную с темой картины-портрета.


Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознают эстетические потребности и ценности.

Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека; умеют ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

Метапредметные:

Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из произведения живописи, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществляют анализ, объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме.


Техническое обеспечение:

Использование средств ИКТ.


Ход урока


1.Мотивирование к учебной деятельности

- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь кивком головы. Присаживайтесь.

2.Актуализация знаний.

- Перед вами буквы. Составьте из них слово.

КРИАНТА

-Что получилось?

КАРТИНА

- Какие ассоциации оно у вас вызывает?

- Положите перед собой карточку белого цвета. В задании №1 составьте синквейн к слову КАРТИНА.

- Где можно увидеть картины?

- В Воронеже?

- Мы были там на экскурсии, что произвело на вас особое впечатление?

- Представим, что мы оказались в картинной галерее. (виртуальная экскурсия)

Перед нами Государственная Третьяковская галерея.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА:

Это художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым. Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила ещё в 1851 году. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения. 3 июня 1918 года Третьяковская галерея получила название Государственная Третьяковская галерея. В 1936 году был открыт новый двухэтажный корпус. С первых дней Великой Отечественной войны как и другие музеи Москвы, она готовилась к эвакуации. Полотна накатывали на деревянные валы, перекладывали папиросной бумагой, укладывали в ящики, обшитые водонепроницаемым материалом. В середине лета 1941 года эшелон из 17 вагонов отправился из Москвы и доставил коллекцию в Новосибирск. Эвакуация произведений искусства проводилась вплоть до сентября 1942 года, часть экспозиции была эвакуирована в г. Молотов. Лишь 17 мая 1945 года Галерея была вновь открыта в Москве. В ней находится одна из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.

3. Определение темы и целей урока.

- Это картина Зинаиды Серебряковой. Что вы знаете об этой художнице?

БИОГРАФИЯ с презентацией

- Мы не случайно остановились именно на этой картине. Предположите, что станет предметом нашего обсуждения?

- ТЕМА: Мы будем работать над картиной З.Серебряковой «За обедом». (слайд 3)Картина имеет и другое название «За завтраком». При взгляде на картину можно предположить, что дети ждут обеда, однако на самом деле это был завтрак. Отсюда возникает некоторая путаница с названием картины. Но объясняется все просто: семья художницы жила тогда по европейскому режиму дня. Рано утром у них был маленький завтрак, а далее, в полдень, следовал большой, который по-нашему считается уже обедом.

- Работая над этой картиной, чему мы будем учиться? ЦЕЛИ (Мы будем учиться рассматривать картину и готовить материал для написания сочинения).

Цели урока:

• учиться рассматривать картину;

• приготовить материал для написания сочинения.

- Что мы должны сделать, чтобы достичь этой цели?

• внимательно рассмотреть картину;

• определить, какой текст будем составлять: описание, повествование или рассуждение;

• обдумать содержание каждой части.

РАБОТА В ПАРАХ

- Сейчас поработайте в парах. Разложите перед собой карточки ….. цвета. Составьте план нашей работы над картиной. (разложить по порядку, пара, которая быстрее всех справилась с работой делает это на доске). Проверим.

Рассмотреть картину.

Составить план сочинения.

Обдумать каждую часть.

Написать сочинение.

Проверить сочинение.

4. Рассматривание картины.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

- Сейчас я предлагаю вам познакомиться с другими полотнами художницы, а заодно и отдохнуть. Вы можете подойти к выставке и рассмотреть другие репродукции её картин.

- Сделайте вывод, кого изображала Серебрякова на картинах?

- Как называется этот жанр в изобразительном искусстве?

- Итак, откройте учебник на стр. . Всмотритесь внимательно в картину, постарайтесь увидеть её не только глазами, но и душой проникнуться в её содержание.

- Кто стал предметом описания художницы?

- На полотне - несколько человек, сидящих близко друг к другу, вместе. Т.Е. группа людей Значит картина выполнена в жанре какого портрета?

-Что же такое групповой портрет?

Групповой портрет - вид портрета, на котором изображено три и более персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единством действия.

- Какой момент их жизни запечатлён?

В жизни каждой семьи есть свои традиции, обычаи. В семье русской художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой тоже были свои традиции.

- Посмотрите на картину, о какой традиции идет речь на этом художественном полотне?

Верно. Раньше в дворянских семьях было принято во время завтрака, обеда, ужина собираться всей семьей. В столовой комнате сервировали стол. Взрослые и дети переодевались к обеду и ужину, спускались к столу.

– Сколько детей сидит за столом?

- Зинаида Евгеньевна изобразила своих детей. ) Мальчика, который смотрит прямо на зрителя, зовут Шура – именно так называли его в семье. Шуре семь лет. Мальчика, сидящего по другую сторону стола – зовут Женя, он старший из братьев. Ему восемь лет. И, наконец, Тата (Татьяна). Ей всего два с половиной года.

– А сколько всего человек находится в столовой? Как вы догадались?

– Приготовлено ли за столом место для четвёртого человека?

- Кто она по вашему мнению?

-Становится, очевидно, что это рука хозяйки дома Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Вот сейчас она нальёт суп и присядет на свободное место, чтобы пообедать со своими детьми.

- Ребята, наша задача – приготовить рабочие материалы для написания сочинения. Выполним задание №2 белой карточки, нам предстоит заполнить таблицу. Начнём делать вместе, затем продолжите самостоятельно.


Поза

(как сидит, что делает?)

Характер

(какой?)

Лицо (какое?)Глаза

(какие?)

Глаза

(какие?)

Взгляд

(куда смотрит?

какой?)

Нос

(какой?)

Рот, губы

(какие?)

Волосы

(какие?

как уложены?)

Одежда

(в чём одеты? какая?)


Сестра Тата










Старший брат Шура












Младший брат Женя











- Рассмотрим жесты и позы всех, кто собрался за столом. Обратите внимание на жест Таты. О чём он говорит?

(Да, наверное, девочка не хочет кушать, поэтому закрывает тарелку своей пухленькой ручкой. А возможно предпочитает супу, сдобную булочку, лежащую в центре стола на специальном блюде)

- О чём говорит поза Шуры? Что подсказывает вам, что сейчас он повернётся к столу и продолжит есть суп.

- Что можете сказать о позе Жени? Изменит ли Женя наклон головы и направление взгляда?

- Известно, что один из мальчиков тихий, задумчивый, медлительный и мечтательный, а другой – молчаливый, но быстрый, решительный и независимый.

– Как вы думаете, какая характеристика относится к Шуре, а какая – к Жене?

– О Тате известно, что по характеру и поведению она похожа на одного из братьев. Предположите, на кого же именно?

- Посмотрите на стул, на котором сидит Тата. Что на нём лежит? Подушечка.

- Почему Тате положили подушечку?

- О чём это говорит?

Да, конечно, Тата ещё мала и обеденный стол для неё слишком высок, именно поэтому Тате предложили специальную подушечку. Это говорит о том, что в доме Серебряковых любят детей и заботятся о них, создавая удобство и комфорт.

- Подумайте, чем они занимались перед обедом? Почему Женя пьёт воду, а у детей на щеках румянец?

- Это были тихие игры или шумные, связанные с беготнёй?

РАБОТА В ГРУППАХ

- Предлагаю разбиться в группы. Продолжите заполнение таблицы. Обсуждаете картину сообща, и каждый записывает информацию в свой листок (работа в течение 5 минут).

- Итак, с помощью таблицы опишите ….

- Как вам кажется, дети дружны между собой? Когда закончится завтрак, они будут играть вместе?

- Кто первым выскочит из-за стола?

- Почему младшие дети так внимательно смотрят на зрителя? (Первое предположение - позируют художнице, второе - пришёл папа, и они смотрят на него).

- Продолжим рассматривать картину. Обратите внимание на обеденный стол.

- Как называется предмет, из которого мать наливает в тарелку суп?

– Как вы думаете, тарелки и супница – из одного столового сервиза?

– Какие ещё предметы из этого сервиза вы видите на столе?

– Кому мать наливает суп и куда она поставит тарелку: рядом с Женей или рядом с Татой?

– Почему салфетка, свёрнутая в трубочку и продёрнутая в кольцо, находится рядом с тарелкой Таты?

– Какие звуки можно услышать за этим обеденным столом? (Стук половника и ложки о край супницы или о бортики тарелки; звук льющейся жидкости; постукивание ладошкой.)

- В каких красках нарисована картина?

- Почему художница выбрала именно их?

- Какая изображена атмосфера в доме?

- Что хотела передать Серебрякова через картину?

- Какие чувства она у вас вызвала?

- Какое настроение? Вся картина наполнена ощущением чистоты, мира и спокойствия, которое царило в этой семье

5. Составляем план сочинения и обдумывание каждой части.

- Вернёмся к плану нашей работы. Мы рассмотрели картину. Какой следующий этап работы?

(Необходимо составить план сочинения.) Сделаем это в задании №3 белой карточки.

- Определите тип нашего текста: повествование, описание, рассуждение?

(Описание.)

- Сколько частей будет в сочинении? Какие?

(Вступление, основная часть, заключение.)

- О чем мы напишем во вступлении?

(О художнике и его картине.)

- Как можно озаглавить эту часть?

(Художник и его картина.)

- Запишите. У каждой картины своя история. Картина Серебряковой написана в 1914 году. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Написана на холсте. На ней изображены дети самой художницы. В скобках сделайте пометку.

- Обсудим, что вы напишите во вступлении. Выберите в карточке подсказки, с помощью которых можно начать сочинение.

• Вы видели когда-нибудь картину ….

• Встречали ли вы когда-нибудь репродукцию….

• Я смотрю на …..

• Передо мной картина……

• Можете себе представить…..

- О ком и чем вы будете писать в основной части?

(Мы будем описывать сюжет картины.)

- Озаглавим основную часть.

(Описание картины)

- Запишите. Обсудим, что вы напишите в основной части. В скобках сделайте пометку. Выберите варианты предложения, с которого вы начнете писать основную часть?

• На картине мы видим….

• На переднем плане художница показала…..

• З.Серебрякова изобразила…..

• В центре мы наблюдаем….

• Героями картины…..

- О чем вы напишите, описывая детей?

- О чем вы будете писать дальше?

(что находится на столе, какая атмосфера царит в доме)

- Как вы закончите сочинение? Озаглавьте эту часть.

(Моё отношение к картине.)

- Запишите. В скобках сделайте пометку. Найдите подсказки.

• Мне нравится…

• Я любуюсь…

• Эта картина вызывает у меня чувства…

Помните, что первое предложение каждой части связывает текст в единое целое. Постарайтесь так описать в сочинении картину, чтобы её ясно смог представить тот, кто с ней не знаком. Но текст должен быть и грамотным.

6. Словарно-орфографическая работа.

- Продолжим заполнение карточки. В задании №4 подберите синонимы к словам:

Картина -

Создаёт -

Мирная -

- В задании №5 выделите орфограммы в словах: Женя, Шура, Тата, за_столом, домашняя традиция, пьёт воду, положила руку, фарфоровая супница, сервиз, , белоснежная скатерть, , румяные булочки, очаровательные дети, прищуренные глаза.

РЕЗЕРВ

-Используя рабочие материалы, составьте рассказ по картине и запишите его. (Запись рассказа на черновик, а потом только в тетрадь)

7. Итог урока, рефлексия

-Так в чем же замысел З. Серебряковой? О чём хотела рассказать в картине «За обедом» художница? (любовь к детям и заботливое отношение)

- Понравилась ли вам картина? Чем?

- Удалось ли рассмотреть картину и подготовиться к написанию сочинения?

Возьмите карточку со своей фамилией и прикрепите её к картинке с ! если вы готовы написать сочинение самостоятельно, к картинку с ?! если вам необходима помощь взрослых, к карточке с ? если ты не готов изложить письменно и тебе нужно время для подготовки.

8. Д/З




















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!