Работа по картине З.Е. Серебряковой "За обедом"
Цели урока:
научить учащихся составлять характеристику на основе группового портрета;
показать особенности построения текста-описания;
обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами русского языка;
ввести в словарь учащихся лексику, связанную с темой картины-портрета.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: осознают эстетические потребности и ценности.
Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека; умеют ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.
Метапредметные:
Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из произведения живописи, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществляют анализ, объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме.
Техническое обеспечение:
Использование средств ИКТ.
Ход урока
1.Мотивирование к учебной деятельности
- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь кивком головы. Присаживайтесь.
2.Актуализация знаний.
- Перед вами буквы. Составьте из них слово.
КРИАНТА
-Что получилось?
КАРТИНА
- Какие ассоциации оно у вас вызывает?
- Положите перед собой карточку белого цвета. В задании №1 составьте синквейн к слову КАРТИНА.
- Где можно увидеть картины?
- В Воронеже?
- Мы были там на экскурсии, что произвело на вас особое впечатление?
- Представим, что мы оказались в картинной галерее. (виртуальная экскурсия)
Перед нами Государственная Третьяковская галерея.
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА:
Это художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым. Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила ещё в 1851 году. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения. 3 июня 1918 года Третьяковская галерея получила название Государственная Третьяковская галерея. В 1936 году был открыт новый двухэтажный корпус. С первых дней Великой Отечественной войны как и другие музеи Москвы, она готовилась к эвакуации. Полотна накатывали на деревянные валы, перекладывали папиросной бумагой, укладывали в ящики, обшитые водонепроницаемым материалом. В середине лета 1941 года эшелон из 17 вагонов отправился из Москвы и доставил коллекцию в Новосибирск. Эвакуация произведений искусства проводилась вплоть до сентября 1942 года, часть экспозиции была эвакуирована в г. Молотов. Лишь 17 мая 1945 года Галерея была вновь открыта в Москве. В ней находится одна из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.
3. Определение темы и целей урока.
- Это картина Зинаиды Серебряковой. Что вы знаете об этой художнице?
БИОГРАФИЯ с презентацией
- Мы не случайно остановились именно на этой картине. Предположите, что станет предметом нашего обсуждения?
- ТЕМА: Мы будем работать над картиной З.Серебряковой «За обедом». (слайд 3)Картина имеет и другое название «За завтраком». При взгляде на картину можно предположить, что дети ждут обеда, однако на самом деле это был завтрак. Отсюда возникает некоторая путаница с названием картины. Но объясняется все просто: семья художницы жила тогда по европейскому режиму дня. Рано утром у них был маленький завтрак, а далее, в полдень, следовал большой, который по-нашему считается уже обедом.
- Работая над этой картиной, чему мы будем учиться? ЦЕЛИ (Мы будем учиться рассматривать картину и готовить материал для написания сочинения).
Цели урока:
• учиться рассматривать картину;
• приготовить материал для написания сочинения.
- Что мы должны сделать, чтобы достичь этой цели?
• внимательно рассмотреть картину;
• определить, какой текст будем составлять: описание, повествование или рассуждение;
• обдумать содержание каждой части.
РАБОТА В ПАРАХ
- Сейчас поработайте в парах. Разложите перед собой карточки ….. цвета. Составьте план нашей работы над картиной. (разложить по порядку, пара, которая быстрее всех справилась с работой делает это на доске). Проверим.
Рассмотреть картину.
Составить план сочинения.
Обдумать каждую часть.
Написать сочинение.
Проверить сочинение.
4. Рассматривание картины.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
- Сейчас я предлагаю вам познакомиться с другими полотнами художницы, а заодно и отдохнуть. Вы можете подойти к выставке и рассмотреть другие репродукции её картин.
- Сделайте вывод, кого изображала Серебрякова на картинах?
- Как называется этот жанр в изобразительном искусстве?
- Итак, откройте учебник на стр. . Всмотритесь внимательно в картину, постарайтесь увидеть её не только глазами, но и душой проникнуться в её содержание.
- Кто стал предметом описания художницы?
- На полотне - несколько человек, сидящих близко друг к другу, вместе. Т.Е. группа людей Значит картина выполнена в жанре какого портрета?
-Что же такое групповой портрет?
Групповой портрет - вид портрета, на котором изображено три и более персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единством действия.
- Какой момент их жизни запечатлён?
В жизни каждой семьи есть свои традиции, обычаи. В семье русской художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой тоже были свои традиции.
- Посмотрите на картину, о какой традиции идет речь на этом художественном полотне?
Верно. Раньше в дворянских семьях было принято во время завтрака, обеда, ужина собираться всей семьей. В столовой комнате сервировали стол. Взрослые и дети переодевались к обеду и ужину, спускались к столу.
– Сколько детей сидит за столом?
- Зинаида Евгеньевна изобразила своих детей. ) Мальчика, который смотрит прямо на зрителя, зовут Шура – именно так называли его в семье. Шуре семь лет. Мальчика, сидящего по другую сторону стола – зовут Женя, он старший из братьев. Ему восемь лет. И, наконец, Тата (Татьяна). Ей всего два с половиной года.
– А сколько всего человек находится в столовой? Как вы догадались?
– Приготовлено ли за столом место для четвёртого человека?
- Кто она по вашему мнению?
-Становится, очевидно, что это рука хозяйки дома Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Вот сейчас она нальёт суп и присядет на свободное место, чтобы пообедать со своими детьми.
- Ребята, наша задача – приготовить рабочие материалы для написания сочинения. Выполним задание №2 белой карточки, нам предстоит заполнить таблицу. Начнём делать вместе, затем продолжите самостоятельно.
| Поза (как сидит, что делает?) | Характер (какой?) | Лицо (какое?)Глаза (какие?) | Глаза (какие?) | Взгляд (куда смотрит? какой?) | Нос (какой?) | Рот, губы (какие?) | Волосы (какие? как уложены?) | Одежда (в чём одеты? какая?) |
Сестра Тата | | | | | | | | | |
Старший брат Шура | | | | | | | | | |
Младший брат Женя | | | | | | | | | |
- Рассмотрим жесты и позы всех, кто собрался за столом. Обратите внимание на жест Таты. О чём он говорит?
(Да, наверное, девочка не хочет кушать, поэтому закрывает тарелку своей пухленькой ручкой. А возможно предпочитает супу, сдобную булочку, лежащую в центре стола на специальном блюде)
- О чём говорит поза Шуры? Что подсказывает вам, что сейчас он повернётся к столу и продолжит есть суп.
- Что можете сказать о позе Жени? Изменит ли Женя наклон головы и направление взгляда?
- Известно, что один из мальчиков тихий, задумчивый, медлительный и мечтательный, а другой – молчаливый, но быстрый, решительный и независимый.
– Как вы думаете, какая характеристика относится к Шуре, а какая – к Жене?
– О Тате известно, что по характеру и поведению она похожа на одного из братьев. Предположите, на кого же именно?
- Посмотрите на стул, на котором сидит Тата. Что на нём лежит? Подушечка.
- Почему Тате положили подушечку?
- О чём это говорит?
Да, конечно, Тата ещё мала и обеденный стол для неё слишком высок, именно поэтому Тате предложили специальную подушечку. Это говорит о том, что в доме Серебряковых любят детей и заботятся о них, создавая удобство и комфорт.
- Подумайте, чем они занимались перед обедом? Почему Женя пьёт воду, а у детей на щеках румянец?
- Это были тихие игры или шумные, связанные с беготнёй?
РАБОТА В ГРУППАХ
- Предлагаю разбиться в группы. Продолжите заполнение таблицы. Обсуждаете картину сообща, и каждый записывает информацию в свой листок (работа в течение 5 минут).
- Итак, с помощью таблицы опишите ….
- Как вам кажется, дети дружны между собой? Когда закончится завтрак, они будут играть вместе?
- Кто первым выскочит из-за стола?
- Почему младшие дети так внимательно смотрят на зрителя? (Первое предположение - позируют художнице, второе - пришёл папа, и они смотрят на него).
- Продолжим рассматривать картину. Обратите внимание на обеденный стол.
- Как называется предмет, из которого мать наливает в тарелку суп?
– Как вы думаете, тарелки и супница – из одного столового сервиза?
– Какие ещё предметы из этого сервиза вы видите на столе?
– Кому мать наливает суп и куда она поставит тарелку: рядом с Женей или рядом с Татой?
– Почему салфетка, свёрнутая в трубочку и продёрнутая в кольцо, находится рядом с тарелкой Таты?
– Какие звуки можно услышать за этим обеденным столом? (Стук половника и ложки о край супницы или о бортики тарелки; звук льющейся жидкости; постукивание ладошкой.)
- В каких красках нарисована картина?
- Почему художница выбрала именно их?
- Какая изображена атмосфера в доме?
- Что хотела передать Серебрякова через картину?
- Какие чувства она у вас вызвала?
- Какое настроение? Вся картина наполнена ощущением чистоты, мира и спокойствия, которое царило в этой семье
5. Составляем план сочинения и обдумывание каждой части.
- Вернёмся к плану нашей работы. Мы рассмотрели картину. Какой следующий этап работы?
(Необходимо составить план сочинения.) Сделаем это в задании №3 белой карточки.
- Определите тип нашего текста: повествование, описание, рассуждение?
(Описание.)
- Сколько частей будет в сочинении? Какие?
(Вступление, основная часть, заключение.)
- О чем мы напишем во вступлении?
(О художнике и его картине.)
- Как можно озаглавить эту часть?
(Художник и его картина.)
- Запишите. У каждой картины своя история. Картина Серебряковой написана в 1914 году. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Написана на холсте. На ней изображены дети самой художницы. В скобках сделайте пометку.
- Обсудим, что вы напишите во вступлении. Выберите в карточке подсказки, с помощью которых можно начать сочинение.
• Вы видели когда-нибудь картину ….
• Встречали ли вы когда-нибудь репродукцию….
• Я смотрю на …..
• Передо мной картина……
• Можете себе представить…..
- О ком и чем вы будете писать в основной части?
(Мы будем описывать сюжет картины.)
- Озаглавим основную часть.
(Описание картины)
- Запишите. Обсудим, что вы напишите в основной части. В скобках сделайте пометку. Выберите варианты предложения, с которого вы начнете писать основную часть?
• На картине мы видим….
• На переднем плане художница показала…..
• З.Серебрякова изобразила…..
• В центре мы наблюдаем….
• Героями картины…..
- О чем вы напишите, описывая детей?
- О чем вы будете писать дальше?
(что находится на столе, какая атмосфера царит в доме)
- Как вы закончите сочинение? Озаглавьте эту часть.
(Моё отношение к картине.)
- Запишите. В скобках сделайте пометку. Найдите подсказки.
• Мне нравится…
• Я любуюсь…
• Эта картина вызывает у меня чувства…
Помните, что первое предложение каждой части связывает текст в единое целое. Постарайтесь так описать в сочинении картину, чтобы её ясно смог представить тот, кто с ней не знаком. Но текст должен быть и грамотным.
6. Словарно-орфографическая работа.
- Продолжим заполнение карточки. В задании №4 подберите синонимы к словам:
Картина -
Создаёт -
Мирная -
- В задании №5 выделите орфограммы в словах: Женя, Шура, Тата, за_столом, домашняя традиция, пьёт воду, положила руку, фарфоровая супница, сервиз, , белоснежная скатерть, , румяные булочки, очаровательные дети, прищуренные глаза.
РЕЗЕРВ
-Используя рабочие материалы, составьте рассказ по картине и запишите его. (Запись рассказа на черновик, а потом только в тетрадь)
7. Итог урока, рефлексия
-Так в чем же замысел З. Серебряковой? О чём хотела рассказать в картине «За обедом» художница? (любовь к детям и заботливое отношение)
- Понравилась ли вам картина? Чем?
- Удалось ли рассмотреть картину и подготовиться к написанию сочинения?
Возьмите карточку со своей фамилией и прикрепите её к картинке с ! если вы готовы написать сочинение самостоятельно, к картинку с ?! если вам необходима помощь взрослых, к карточке с ? если ты не готов изложить письменно и тебе нужно время для подготовки.
8. Д/З