Интегрированный урок русского языка (литература, музыка, окружающий мир)
во 2-3 классе на тему:
«Правописание слов с непроизносимыми согласными. Заглавная буква в географических названиях. Зима в природе, музыке и литературе»
Автор – учитель начальных классов
«МБОУ «Внуковичская ООШ»
Калюпанова Елена Евгеньевна
1.Оргмомент.
День вступил в свои права,
Снова в дверь стучат слова;
Молотки взвалив на плечи,
Поклонились мне слегка:
Мы слова из русской речи,
Из родного языка.
- Над правописанием какой орфограммы в словах родного языка нужно было поработать дома?
-У кого из вас эта тема не вызывает затруднений?
2. Актуализация знаний.
Сейчас мы с вами отправимся на зимнюю полянку. Ой, что же здесь произошло? .Над полянкой пролетала Баба-Яга и своей метлой всех распугала. Из слов убежали буквы. Давайте попытаемся их поймать и возвратить на свои места.
Работа в парах. ( работа по карточкам )
Одна пара работает у доски, а остальные на местах.
1. Вставьте пропущенные буквы.
Шу…ка, подгото…ка, варе…ка, ска…ка, избу…ка, повя…ка, сала…ки, ро…кий, закла…ка, ду…, погру…ка.
2.Распределите слова по группам в соответствии со схемами.
( карточка в приложении)
Так что же нужно сделать, чтобы правильно написать слова с парными согласными?
3.Постановка темы урока.
Ребята, сегодня у нас урок необычный. Мы подведем итог Зимней странички.
Кто догадался какую тему будем закреплять? (Правописание непроизносимых согласных. Заглавная буква в географических названиях. Зима в природе)
А ещё нам предстоит ответить на вопрос : Отражение в живописи, музыке, поэзии такого явления природы как зима – это важно или нет?
Слайд № 3 Загадка.
Что за хозяйка-мастерица:
Только палочкой взмахнёт-
Пушинок дружный хоровод
Над миром закружится ? (зима)
Слайд № 4. Зима. Чтение стих. «Зима».(прилагается)
Звучит музыка П И Чайковского «Времена года. Январь»
Запись слов: Зимний – зима (у доски с объяснением)
Кто знает, музыка какого композитора прозвучала? Как вы думаете, почему композиторы пишут музыкальные произведения о природе? (Они хотят показать, что природа прекрасна и что её нужно оберегать)
Слайд № 5. Загадка.
Что растёт вверх ногами?.
Слайд № 6. Сосулька
Запись слова: сосулька (у доски с объяснением)
Слайд № 7
Около села лошадка весела.
Слайд № 8. Мёл - метель, вьюга ( запись у доски с объяснением)
Слайд № 9. Словарный диктант.
(сигнальные карточки)
Слайд № 10.
Безрукий, безногий старик
Через реку мост проложил.
Слайд № 11. Мороз
Составление предложений по картинке, запись одного предложения.
Мороз на стекле нарисовал красивые узоры.
(Синтаксический разбор предложения.)
Слайд № 12. Жил я посреди двора,
Где играет детвора
Но от солнечных лучей,
Превратился я в ручей.
Слайд № 13. Снеговик
Ребята, а что вы любите делать зимой из снега?
Сейчас мы поиграем в игру «Долепи снеговика».
(Работа в группах), 1уч-ся у фланелиграфа) ( игра прилагается)
Чтение стих. «Клесты».
Зимой, когда птицы на юг улетели,
Покинув привычное место своё,
В лесу закружили снега и метели,
В берлоги и норы залезло зверьё.
Как вы думаете, ребята, это важно, что писатели и поэты пишут произведения о зиме?
Чтобы написать произведения о природе нужно быть очень наблюдательным и очень любить природу.
Слайд № 14. Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка,
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
Слайд № 15. Клёст
клёст - сущ., н.ф.кто? клёст, м.р., ед.ч., нариц., одуш. (морфологический разбор слова)
Чтение стих. «Клесты» (продолжение)
Лишь только клесты на ветвях веселятся,
Еловые шишки проворно лущат.
Они семенами с лихвой наедятся-
Любые морозы тогда победят.
Весёлые песни они распевают
И в лютую стужу, выводят птенцов.
Их яркие перья на солнце сияют.
Ну, кто же поймёт этих смелых клестов?
И вниз головой на ветвях повисают,
Ухватистым клювом за ветку держась.
Вдруг стаей с раскидистых веток взлетают,
В мерцающем небе подолгу кружась.
Когда всё в лесу до весны замирает,
Лесные тропинки печально пусты,
Под снегом холодным земля засыпает.
Но жизнь торжествует - на ветках клесты.
Ребята, а как вы думаете, почему мы сегодня говорим о птицах?
Правильно. Птицы наши друзья . В зимнее время им голодно, поэтому мы должны их подкармливать.
Слайд № 16. Игра «Выбери правильный ответ».
(Сигнальные карточки с цифрами 1 2 3 )
При замерзании воды образуется:
снег лёд туман
У снежинок обычно:
6 лучей 4 луча 7 лучей
3) Какая птица появляется у нас с первым снегом?
клёст дятел снегирь
4) Какая птица ночует, зарывшись в снег?
тетерев сорока синица
5) В лютые морозы выводит птенцов:
сова клёст свиристель
Слайд № 17. Молодцы!
Сегодня на уроке вы видели много пейзажей. Отражают ли художники в своих произведениях зиму? Обоснуйте свой ответ.
Сделайте вывод, почему композиторы, художники, поэты и писатели пишут произведения о природе? (В своих произведениях они хотят показать, как прекрасна наша природа. А чтобы она и дальше радовала нас, мы - люди должны беречь её.)
Вот как об этом писал великий русский писатель.
Слайд №18. Зимняя страница.
О, люди, мыслю я, у всех у нас
Есть Мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты.
Рыбе – вода, птице – воздух,
Человеку нужна Родина,
Охранять природу – значит
Охранять Родину!
К. Паустовский.
4. Подведение итога урока.
1. Обобщение.
-Что больше всего понравилось на уроке?
-Написание слов с какими орфограммами отрабатывали на уроке?
2. Рефлексия.
- Кто на уроке ни разу не допустил ошибок при написании этих орфограмм?
- Какие задания вызвали затруднения?
- Какая помощь вам необходима на следующем уроке?
Оценки за урок.
Д\з Сочинение «Зима».