СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок "Пока не стало поздно..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Забота о пожилых людях - требование времени. Преодоление дефицита чуткости и внимания к старым людям, ветеранам со стороны подрастающего поколения обязывает перейти от призывов к конкретным действиям. Цель занятия - создать продукт в процессе урока  – поздравительную открытку, изготовленную учащимися, которая будет адресована конкретным одиноким престарелым людям и которая внесет праздник в их однообразные будни. Рассуждение над проблемой текста, создание открытки пробудит душу каждого ребенка, вызовет у него стремление к духовному росту, потребность быть милосердным, добрым и творить добро.

Просмотр содержимого документа
«Плютова Н.В._сценарий»


Автор – Плютова Наталья Васильевна

Образовательное учреждение – Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа»

Предмет – литература+русский язык+информатика и ИКТ

Класс – 9 класс

Тема – «Пока не стало поздно…»

Цель – воспитание бережного и благодарного отношения к одиноким престарелым людям.

Задачи:

Образовательные:

  • знакомство учащихся с отрывком из текста К.Паустовского «Телеграмма»;

  • определение круга проблем, поднимаемых автором, понимание авторской позиции; высказывание собственного мнения о прочитанном;

Развивающие:

  • развитие читательского мастерства, творческих способностей, эстетического вкуса при создании и открытки;

  • развитие памяти, внимательности, логического мышления;

  • формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;

  • развитие опыта творческой деятельности и познавательной самостоятельности учащихся в процессе работы с Интернет-ресурсами, умений извлекать необходимую информацию и комментировать её.

Воспитательные:

  • воспитание доброты, сочувствия, заботы о тех, кто нуждается во внимании;

  • воспитание информационной культуры

Время реализации дистанционного урока – 90 минут

Тип урока - интегрированный урок

Метод обучения метод словесный, метод практической работы, методы приобретения знаний, формирования умений и навыков

Оборудование и материалы для занятия: текст отрывка К.Паустовского, презентация 10 слайдов (среда Power Point, Word), компьютерный класс.

Авторский медиаресурс:

Среда: программа для создания - текстовый редактор Microsoft Word

Вид медиаресурса: наглядная презентация учебного материала Microsoft PowerPoint

Структура медиаресурса – технологический сценарий занятия: покадровое представление медиапродукта (по щелчку) и последовательная взаимосвязь кадров. Медиаприложение: текст в редакторе Word.

№ п/п

Структурные элементы

№ слайда

1.

Стадия вызова. Активизация познавательной деятельности. Целеполагание, мотивация

1,2,3,4

2.

Стадия погружения. Актуализация знаний и умений

5,6,7,8,9

3.

Презентация творческих работ


4.

Стадия рефлексии. Самоанализ деятельности и её результатов.

10

5.

Домашнее задание



План занятия.


Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

время

1.

Организационный момент. Стадия вызова.

Сообщение темы урока, цели, задач урока. Создание проблемной ситуации.

Восприятие разъяснений учителя. Включение в творческий процесс.

10 мин.

2.

Стадия погружения.

Работа с текстом, демонстрация слайдов

Читают, рассуждают, отвечают на вопросы

20 мин

Создаёт атмосферу второй проблемной ситуации

Предлагают решения проблемной ситуации

5 мин

3.

Закрепление полу-ченных знаний.

Создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса

Работа в парах. Создают открытки с поздравительным текстом, получают возможность почувствовать себя в роли художника-оформителя

40 мин

4.

Презентация творческих работ

Демонстрация готовых открыток

Презентуют открытки

10 мин

5.

Стадия рефлексии

Обобщение и анализ проделанной работы. Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой каждого учащегося.

Заполняют листы самооценки, желающие читают вслух

5 мин

6.

Домашнее задание

Отправить открытки по назначению.




Ход урока.

Первая часть классного часа. Учитель литературы.

I. Стадия погружения.

- Прочитайте фразы, записанные на экране (слайд №1)

НЕ СТЫДЯСЬ СВОИХ СЛЁЗ
ОДНА НА БЕЛОМ СВЕТЕ
СТАРЧЕСКАЯ СЛАБОСТЬ

ОДИНОКАЯ СТАРОСТЬ

-Как вы думаете, о чём может пойти речь в тексте с этими ключевыми словами? Выскажите свои предположения.

- Я предлагаю вам познакомиться с текстом К.Паустовского «Катерина Ивановна».

Текст учитель читает вслух.

Распечатка текста на столах у учеников

 Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость.  Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете.  Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные.  Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

 Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

 – Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой.  Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад.  В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым.  Да и кое-какие деревья я посадила сама.

 Она одевалась очень долго.  Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

 Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти.  Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда.  Далеко над лесом висел серп месяца.

 Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

 Я крепко держал её, чтобы она не упала.  Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

 –  Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости!  Не дай вам бог!

 Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(По К.Г. Паустовскому)

- Ваши предположения оправдались?


II. Стадия осмысления.

Анализ текста по вопросам:

-О чём заставил задуматься текст К.Г. Паустовского? Что вас тронуло?

Объявление темы урока. Сегодня мы будем говорить о чуткости, о сострадании, сочувствии к тем людям, которые нуждаются в нашем внимании. (слайд №2)

Продолжение анализа текста:

-Текст начинается с пейзажной зарисовки. (слайд №3). Почему автор рисует именно осень?

- Какие важные проблемы поднимает автор?

-Главная героиня – Катерина Ивановна (слайд №4) - «одна на белом свете». И тут же мы узнаём из текста, что у неё есть дочь Настя…Как может быть такое?

-Можно ли понять по содержанию, как Катерина Ивановна относится к своей дочери? (подтвердите своё мнение строчками текста).

- Зачем Катерина Ивановна просит сводить её в сад? Что вы услышали в словах, сказанных ею?

- Почему автор в заключение текста говорит, что он был бы счастлив, если бы у него была такая мама?

- Какие уроки можно извлечь из этого текста?

Вывод: Сегодня жизнь преподаёт нам хороший урок: пора остановиться, задуматься о том, что близкие нам люди нуждаются во внимании, заботе, поддержке, любви.

Вторая часть урока. Тему продолжает, желательно, учитель информатики, т.к. учащимся предстоит работать за компьютером.

- Какой вы увидели Екатерину Ивановну, прототип героини рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»?

- А в наше время есть одинокие люди пожилого возраста? В нашем селе?

- К сожалению, не обошла стороной эта социальная проблема и наше село. Посмотрите, они живут среди нас, это наши знакомые, соседи им нужны наше внимание, поддержка, общение.

- Можем ли мы помочь этим людям? Как помочь? (варианты, предлагаемые детьми, записываю на доску).

- Что мы сегодня можем сделать полезного для наших земляков в преддверии Нового года (День защитника Отечества, 8 Марта, 1 Мая, День Победы и др.), чтобы они почувствовали тепло человеческих сердец?

Звучат предложения…. Открытку. Зачем нужна открытка?

-Сегодня открытка - это самый распространенный способ в приятной и ненавязчивой форме показать свое внимание и расположение членам семьи, друзьям, коллегам и просто людям, как в нашем случае, чтобы скрасить их одиночество.

- Когда появилась первая почтовая открытка?

-Первая почтово-поздравительная открытка была отправлена в Лондоне, в далеком 1840 году. Её отослал сам себе, известный в Туманном Альбионе человек искусства и шутник Теодор Хук. (Слайд 5,6)

- А у нас в России, когда появилась первая почтовая открытка? Кто автор?

-Первым создал русскую новогоднюю открытку художник Николай Каразин, и произошло это в 1901 году. В России большое внимание уделялось стилю открытки — частные были исполнены с давлением, золотом или блестящей крошкой. А деловые поздравительные открытки выполнялись в более строгом и простом стиле. (Слайд 7,8)

-Мы предлагаем вам, используя ЗУН в области информационных технологий и Интернет-ресурсов создать ПОКА НЕ ПОЗДНО поздравительные открытки для наших земляков, людей преклонного возраста, чтобы они ощутили внимание и поддержку со стороны молодого поколения.

- Открытка имеет 2 части: 1 часть дизайн открытки (рисунок, надпись праздника), 2 часть – текст открытки.

- Из скольких частей состоит текст открытки?

- 1 часть – обращение, можно использовать эпитеты, 2 часть – поздравление (в стихах, в прозе), 3 часть – подпись.

- При создании открытки вы должны помнить правила написания открытки. (Слайд 9).

- Составляя текст поздравления, помните, чтобы слова ваши были искренними и в них чувствовалось уважение к нашим конкретным адресатам.

- Создаем открытку в формате А5 (можно и в другом формате), используем интернет-ресурсы для поиска рисунка, стихов.

Если время позволяет, организуем презентацию изготовленных открыток. Каждый учащийся подписывает конверт с вложенной туда открыткой. Списки с адресами одиноких престарелых людей можно взять в Отделе по социальной защите населения.

Завершая урок, обращаемся к словам Сухомлинского: «Стариков чужих не бывает!» Не будьте равнодушны к чужой боли. Пренебрежительное отношение к старикам – это самое стыдное! (Слайд 10).


Домашнее задание: подписать конверты с вложенными туда открытками и отправить по назначению

III.Стадия рефлексии. Самооценка. Каждый ученик заполняет и сдает учителю свой лист самооценки. Каждую характеристику своей работы он должен оценить по пятибалльной шкале.

Я работал с текстом – 1 2 3 4 5.

Я рассуждал над проблемой текста – 1 2 3 4 5.

Я отвечал на вопросы – 1 2 3 4 5.

Я предлагал идеи – 1 2 3 4 5.

Я создавал открытку – 1 2 3 4 5.

Я сочинил текст открытки – 1 2 3 4 5.

Я задавал вопросы – 1 2 3 4 5.

Я внимательно слушал выступления учащихся – 1 2 3 4 5.

Моё настроение – 1 2 3 4 5.

Я удовлетворён своей работой на уроке – 1 2 3 4 5.

Сегодня я оцениваю свою работу на « » баллов.


По результатам такой самооценки ученик может осознать, в каком направлении ему развиваться дальше.





Список использованной литературы:

  • К.Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма»

  • Интернет-ресурсы images.yandex.ru





Просмотр содержимого документа
«Плютова НВ-рекомендации»

Рекомендации к уроку «Пока не стало поздно…»

Аннотация к уроку. Забота о пожилых людях - требование времени. Преодоление дефицита чуткости и внимания к старым людям, ветеранам со стороны подрастающего поколения обязывает перейти от призывов к конкретным действиям. Цель занятия - создать продукт в процессе урока – поздравительную открытку, изготовленную учащимися, которая будет адресована конкретным одиноким престарелым людям и которая внесет праздник в их однообразные будни. Рассуждение над проблемой текста, создание открытки пробудит душу каждого ребенка, вызовет у него стремление к духовному росту, потребность быть милосердным, добрым и творить добро.



1)Данный сценарий урока можно использовать при очном обучении как в сильном классе, так и в слабом классе, при дистанционном обучении как в общеобразовательных школах, так и при индивидуальном обучении.

2)Для реализации данного урока необходимо программное обеспечение Skype, веб-камера, проектор, экран, компьютер, подключенный к сети Интернет, тогда общение между учителем и учениками пройдет режиме On-line.

3)Раздаточный материал имеется на столе у каждого ребенка. Приложение можно отправить электронной почтой для распечатки.

4)Весь урок строится на общении. Выполняя задания, дети обязательно комментируют свои ответы, представляют продукт своего труда. Учитель лишь подводит их к правильному выполнению и помогает при создании открытки в компьютерном варианте. Через выполнение разнообразных по тематике творческих заданий различного уровня сложности, создаются условия для развития и реализации у школьников познавательного интереса, творческой активности, теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;

Ход урока

1.Стадия вызова. Пробуждение познавательного интереса. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: а) актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме б) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.

Включение в творческий процесс, точка удивления, недоумения, обращение к субъективному, ассоциативному опыту учащихся, которое требует от каждого ребенка при его выполнении принятия независимого решения, отражения в нем своего понимания, своего видения проблемы. Составляя индуктор, надо соотнести его с чувст­вами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.


2.Стадия осмысления. Активное восприятие информации. Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющимися знаниями.

Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, позволяет каждому высказаться, что ему уже известно по данной проблеме.


3.Стадия размышления (рефлексия). Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Самооценка – прием из технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Методика проведения приема заключается в том, что

учитель предлагает учащимся заполнить анкету самоанализа и оценить своё эмоциональное состояние, свою деятельность по 5-балльной шкале. Можно попросить учащихся аргументировать свою оценку.



Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  • компьютерная презентация позволяет эффективно и эстетично представить наглядный материал;

  • традиционный урок предполагает ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного творческого общения школьников, а форма данного занятия эти проблемы позволяет решить;

  • повышение эффективности усвоения учебного материала за счет

одновременного изложения необходимых сведений и показа

демонстрационного материала;

  • формирование речевой культуры и компетентности школьников;

  • формирование навыков коммуникативного взаимодействия.

  • развитие опыта творческой деятельности и познавательной самостоятельности учащихся в процессе работы с Интернет-ресурсами, умений извлекать необходимую информацию и комментировать её.


Просмотр содержимого презентации
«Плютова Н.В._презентация»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа» Тегульдетского района Томской области  «Пока не стало поздно…» Авторы: Плютова Наталья Васильевна,  учитель русского языка и литературы

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Тегульдетская средняя общеобразовательная школа»

Тегульдетского района Томской области

«Пока не стало поздно…»

Авторы: Плютова Наталья Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Тема: «Пока не стало поздно…». Урок рассчитан на учащихся 9-11 классов. Цель урока – воспитание бережного отношения к одиноким престарелым людям, доброты, заботы о тех, кто нуждается во внимании. Продукт, полученный в процессе занятия – поздравительная открытка, изготовленная учащимися, которая адресована конкретным одиноким престарелым людям.

Тема: «Пока не стало поздно…».

Урок рассчитан на учащихся 9-11 классов.

Цель урока – воспитание бережного отношения к одиноким престарелым людям, доброты, заботы о тех, кто нуждается во внимании.

Продукт, полученный в процессе занятия – поздравительная открытка, изготовленная учащимися, которая адресована конкретным одиноким престарелым людям.

не стыдясь своих слёз одна на белом свете старческая слабость одинокая старость  № 1

не стыдясь своих слёз

одна на белом свете

старческая слабость

одинокая старость

№ 1

№ 2

№ 2

№ 3

№ 3

Катерина Ивановна № 4

Катерина Ивановна

№ 4

№ 5

№ 5

№ 6

№ 6

№ 7

№ 7

№ 8

№ 8

Традиционные правила написания открытки  Пиши ясно, просто, сжато  Не пиши плохого  Помни, кому именно пишешь:  Не забывай про возраст  Учитывай душевное состояние лиц, к  которым ты пишешь  Ставь подпись № 9

Традиционные правила написания открытки

  • Пиши ясно, просто, сжато
  • Не пиши плохого
  • Помни, кому именно пишешь:
  • Не забывай про возраст
  • Учитывай душевное состояние лиц, к

которым ты пишешь

  • Ставь подпись

№ 9

Стариков чужих не бывает!  В.А.Сухомлинский . № 10

Стариков чужих

не бывает!

В.А.Сухомлинский .

№ 10

Список использованной литературы:

Список использованной литературы:

  • К.Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма»
  • Интернет-ресурсы images.yandex.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!