Автор – Плютова Наталья Васильевна
Образовательное учреждение – Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа»
Предмет – литература+русский язык+информатика и ИКТ
Класс – 9 класс
Тема – «Пока не стало поздно…»
Цель – воспитание бережного и благодарного отношения к одиноким престарелым людям.
Задачи:
Образовательные:
знакомство учащихся с отрывком из текста К.Паустовского «Телеграмма»;
определение круга проблем, поднимаемых автором, понимание авторской позиции; высказывание собственного мнения о прочитанном;
Развивающие:
развитие читательского мастерства, творческих способностей, эстетического вкуса при создании и открытки;
развитие памяти, внимательности, логического мышления;
формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
развитие опыта творческой деятельности и познавательной самостоятельности учащихся в процессе работы с Интернет-ресурсами, умений извлекать необходимую информацию и комментировать её.
Воспитательные:
воспитание доброты, сочувствия, заботы о тех, кто нуждается во внимании;
воспитание информационной культуры
Время реализации дистанционного урока – 90 минут
Тип урока - интегрированный урок
Метод обучения – метод словесный, метод практической работы, методы приобретения знаний, формирования умений и навыков
Оборудование и материалы для занятия: текст отрывка К.Паустовского, презентация 10 слайдов (среда Power Point, Word), компьютерный класс.
Авторский медиаресурс:
Среда: программа для создания - текстовый редактор Microsoft Word
Вид медиаресурса: наглядная презентация учебного материала Microsoft PowerPoint
Структура медиаресурса – технологический сценарий занятия: покадровое представление медиапродукта (по щелчку) и последовательная взаимосвязь кадров. Медиаприложение: текст в редакторе Word.
№ п/п | Структурные элементы | № слайда |
1. | Стадия вызова. Активизация познавательной деятельности. Целеполагание, мотивация | 1,2,3,4 |
2. | Стадия погружения. Актуализация знаний и умений | 5,6,7,8,9 |
3. | Презентация творческих работ | |
4. | Стадия рефлексии. Самоанализ деятельности и её результатов. | 10 |
5. | Домашнее задание | |
План занятия.
№ | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | время |
1. | Организационный момент. Стадия вызова. | Сообщение темы урока, цели, задач урока. Создание проблемной ситуации. | Восприятие разъяснений учителя. Включение в творческий процесс. | 10 мин. |
2. | Стадия погружения. | Работа с текстом, демонстрация слайдов | Читают, рассуждают, отвечают на вопросы | 20 мин |
Создаёт атмосферу второй проблемной ситуации | Предлагают решения проблемной ситуации | 5 мин |
3. | Закрепление полу-ченных знаний. | Создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса | Работа в парах. Создают открытки с поздравительным текстом, получают возможность почувствовать себя в роли художника-оформителя | 40 мин |
4. | Презентация творческих работ | Демонстрация готовых открыток | Презентуют открытки | 10 мин |
5. | Стадия рефлексии | Обобщение и анализ проделанной работы. Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой каждого учащегося. | Заполняют листы самооценки, желающие читают вслух | 5 мин |
6. | Домашнее задание | Отправить открытки по назначению. | | |
Ход урока.
Первая часть классного часа. Учитель литературы.
I. Стадия погружения.
- Прочитайте фразы, записанные на экране (слайд №1)
НЕ СТЫДЯСЬ СВОИХ СЛЁЗ
ОДНА НА БЕЛОМ СВЕТЕ
СТАРЧЕСКАЯ СЛАБОСТЬ
ОДИНОКАЯ СТАРОСТЬ
-Как вы думаете, о чём может пойти речь в тексте с этими ключевыми словами? Выскажите свои предположения.
- Я предлагаю вам познакомиться с текстом К.Паустовского «Катерина Ивановна».
Текст учитель читает вслух.
Распечатка текста на столах у учеников
Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).
Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.
Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.
– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. Да и кое-какие деревья я посадила сама.
Она одевалась очень долго. Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.
Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.
Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.
Я крепко держал её, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.
– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!
Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
(По К.Г. Паустовскому)
- Ваши предположения оправдались?
II. Стадия осмысления.
Анализ текста по вопросам:
-О чём заставил задуматься текст К.Г. Паустовского? Что вас тронуло?
Объявление темы урока. Сегодня мы будем говорить о чуткости, о сострадании, сочувствии к тем людям, которые нуждаются в нашем внимании. (слайд №2)
Продолжение анализа текста:
-Текст начинается с пейзажной зарисовки. (слайд №3). Почему автор рисует именно осень?
- Какие важные проблемы поднимает автор?
-Главная героиня – Катерина Ивановна (слайд №4) - «одна на белом свете». И тут же мы узнаём из текста, что у неё есть дочь Настя…Как может быть такое?
-Можно ли понять по содержанию, как Катерина Ивановна относится к своей дочери? (подтвердите своё мнение строчками текста).
- Зачем Катерина Ивановна просит сводить её в сад? Что вы услышали в словах, сказанных ею?
- Почему автор в заключение текста говорит, что он был бы счастлив, если бы у него была такая мама?
- Какие уроки можно извлечь из этого текста?
Вывод: Сегодня жизнь преподаёт нам хороший урок: пора остановиться, задуматься о том, что близкие нам люди нуждаются во внимании, заботе, поддержке, любви.
Вторая часть урока. Тему продолжает, желательно, учитель информатики, т.к. учащимся предстоит работать за компьютером.
- Какой вы увидели Екатерину Ивановну, прототип героини рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»?
- А в наше время есть одинокие люди пожилого возраста? В нашем селе?
- К сожалению, не обошла стороной эта социальная проблема и наше село. Посмотрите, они живут среди нас, это наши знакомые, соседи им нужны наше внимание, поддержка, общение.
- Можем ли мы помочь этим людям? Как помочь? (варианты, предлагаемые детьми, записываю на доску).
- Что мы сегодня можем сделать полезного для наших земляков в преддверии Нового года (День защитника Отечества, 8 Марта, 1 Мая, День Победы и др.), чтобы они почувствовали тепло человеческих сердец?
Звучат предложения…. Открытку. Зачем нужна открытка?
-Сегодня открытка - это самый распространенный способ в приятной и ненавязчивой форме показать свое внимание и расположение членам семьи, друзьям, коллегам и просто людям, как в нашем случае, чтобы скрасить их одиночество.
- Когда появилась первая почтовая открытка?
-Первая почтово-поздравительная открытка была отправлена в Лондоне, в далеком 1840 году. Её отослал сам себе, известный в Туманном Альбионе человек искусства и шутник Теодор Хук. (Слайд 5,6)
- А у нас в России, когда появилась первая почтовая открытка? Кто автор?
-Первым создал русскую новогоднюю открытку художник Николай Каразин, и произошло это в 1901 году. В России большое внимание уделялось стилю открытки — частные были исполнены с давлением, золотом или блестящей крошкой. А деловые поздравительные открытки выполнялись в более строгом и простом стиле. (Слайд 7,8)
-Мы предлагаем вам, используя ЗУН в области информационных технологий и Интернет-ресурсов создать ПОКА НЕ ПОЗДНО поздравительные открытки для наших земляков, людей преклонного возраста, чтобы они ощутили внимание и поддержку со стороны молодого поколения.
- Открытка имеет 2 части: 1 часть дизайн открытки (рисунок, надпись праздника), 2 часть – текст открытки.
- Из скольких частей состоит текст открытки?
- 1 часть – обращение, можно использовать эпитеты, 2 часть – поздравление (в стихах, в прозе), 3 часть – подпись.
- При создании открытки вы должны помнить правила написания открытки. (Слайд 9).
- Составляя текст поздравления, помните, чтобы слова ваши были искренними и в них чувствовалось уважение к нашим конкретным адресатам.
- Создаем открытку в формате А5 (можно и в другом формате), используем интернет-ресурсы для поиска рисунка, стихов.
Если время позволяет, организуем презентацию изготовленных открыток. Каждый учащийся подписывает конверт с вложенной туда открыткой. Списки с адресами одиноких престарелых людей можно взять в Отделе по социальной защите населения.
Завершая урок, обращаемся к словам Сухомлинского: «Стариков чужих не бывает!» Не будьте равнодушны к чужой боли. Пренебрежительное отношение к старикам – это самое стыдное! (Слайд 10).
Домашнее задание: подписать конверты с вложенными туда открытками и отправить по назначению
III.Стадия рефлексии. Самооценка. Каждый ученик заполняет и сдает учителю свой лист самооценки. Каждую характеристику своей работы он должен оценить по пятибалльной шкале.
Я работал с текстом – 1 2 3 4 5.
Я рассуждал над проблемой текста – 1 2 3 4 5.
Я отвечал на вопросы – 1 2 3 4 5.
Я предлагал идеи – 1 2 3 4 5.
Я создавал открытку – 1 2 3 4 5.
Я сочинил текст открытки – 1 2 3 4 5.
Я задавал вопросы – 1 2 3 4 5.
Я внимательно слушал выступления учащихся – 1 2 3 4 5.
Моё настроение – 1 2 3 4 5.
Я удовлетворён своей работой на уроке – 1 2 3 4 5.
Сегодня я оцениваю свою работу на « » баллов.
По результатам такой самооценки ученик может осознать, в каком направлении ему развиваться дальше.
Список использованной литературы: