СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок ОБЖ+Химия

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. "Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия"

Цель урока: 1. познакомить учащихся с общими сведениями об авариях на химически опасных объектах и их возможными последствиями; дать общее представление о группах аварийно химически опасных веществ и их воздействии на организм человека; 2. воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; 3. развивать самостоятельность, умение работать с текстом, обобщать, делать выводы, развивать устную речь.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок ОБЖ+Химия»

Интегрированный урок ОБЖ + Химия

Тема урока. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.

Цель урока: 1. познакомить учащихся с общими сведениями об авариях на химически опасных объектах и их возможными последствиями; дать общее представление о группах аварийно химически опасных веществ и их воздействии на организм человека; 2. воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; 3. развивать самостоятельность, умение работать с текстом, обобщать, делать выводы, развивать устную речь.

Оборудование: видеопроектор, компьютер, видеофрагмент, презентация, информационные карточки.

Базовые понятия и термины: аварийно химически опасные вещества (АХОВ), химически опасный объект (ХОО), токсодоза.

Межпредметные связи: химия.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I.Организационный этап

1. Приветствие

2.Проверка присутствия учащихся на уроке

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

1.Проверка домашнего задания

1. Разгадайте кроссворд

1. Происшествие, возникшее в результате природной или техногенной чрезвычайной ситуации, повлёкшее за собой гибель людей или какие-либо непоправимые последствия в истории того или иного объекта (катастрофа).

2. Город, расположенный в 3 км от Чернобыльской АЭС, неподалёку от границы с Белоруссией, который после аварии стал называться городом-призраком. (припять).

3. Единица измерения эффективной и эквивалентной доз ионизирующего излучения в Международной системе единиц (СИ) (зиверт)

4. Процесс испускания и распространения энергии в виде волн и частиц (излучение).

5. Название АЭС, на которой произошла крупная радиационная авария 11 марта 2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами (фукусима).
















а












т












а









2п



с









р



т







и

в

е

р

т


З






п



о



л






я



у

к

у

с

и

м

а


т



а



ч






ь






е












н












и












е






2. Мотивация учащихся.

Человечество столкнулось с ЧС техногенного характера значительно позже, чем с ЧС природного характера. Мы знаем, что в оболочках Земли постоянно происходит обмен веществ и энергии, который приводит к возникновению различных природных явлений геологического (землетрясения, вулканы), метеорологического (ураганы, смерчи), гидрологического (наводнения, цунами), биологического (природные пожары, эпидемии) происхождения. Эти явления служили и являются причинами возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.

ЧС техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека.

Среди  чрезвычайных ситуаций техногенного характера аварии на химически опасных объектах занимают одно из важнейших мест. Химизация промышленной индустрии во второй половине ХХ столетия обусловила возрастание техногенных опасностей, связанных с химическими авариями, которые могут сопровождаться выбросами в атмосферу аварийно химически опасных веществ (АХОВ), значительным материальным ущербом и большими человеческими жертвами. Как свидетельствует статистика, в последние годы на территории Российской Федерации ежегодно происходит 80–100 аварий на химически опасных объектах с выбросом АХОВ в окружающую среду.

А так как мы с вами проживаем в химически опасной зоне, мы должны знать, какая опасность нас может подстерегать и как её распознать.

Итак, тема нашего урока «Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия».

Слайд 1

  1. Изучение нового материала

Объяснение учителя с элементами беседы

Учитель ОБЖ

Для начала давайте выясним, что такое АХОВ.

Прочитайте стр. 111 учебника и запишите определение в тетрадь.

Что же такое АХОВ?

Слайд 2

АХОВ представляет собой опасное химическое веще­ство, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти зараже­ние окружающей среды в концентрациях, поражающих живой орга­низм.

По степени воздействия на организм человека АХОВ подразделяются на 4 класса опасности: 1 — чрезвычайно опасные; 2 — высокоопасные; 3 — умеренно опасные; 4 — малоопасные.

По своим поражающим свойствам АХОВ неоднородны. В качестве их основного классификационного признака наиболее часто используется признак преимущественного синдрома, складывающегося при острой интоксикации человека.

Учитель химии

Исходя их этого по характеру воздействия на организм человека все АХОВ условно делятся на следующие группы:

Учащиеся вклеивают текст карточки в тетрадь

Карточка №1

  • вещества с преимущественно удушающим действием (хлор, фосген и др.);

  • вещества преимущественно общеядовитого действия (окись углерода и др.);

  • вещества, обладающие удушающим и общеядовитым действием (азотная кислота и окислы азота, сернистый ангидрид, фтористый водород и др.);

  • вещества, обладающие удушающим и нейротропным действием (аммиак и др.);

  • метаболические яды (окись этилена и др.);

  • вещества, нарушающие обмен веществ (диоксины и др.).

Учитель химии

С показателями и классификацией АХОВ мы кратко познакомились. А теперь охарактеризуем наиболее распространенные АХОВ. Все данные занесём в таблицу.

Из опыта ликвидации аварий наибольшую опасность представляют выбросы аммиака и хлора, заполнение таблицы начнем с этих веществ. Разберём на примере аммиака.

Учитель на примере аммиака и хлора рассказывает, как заполнить таблицу. Далее учащиеся заполняют таблицу самостоятельно, используя справочную литературу.

Перед заполнением хлора учащимся предлагается посмотреть видеофрагмент о применении хлора в 1 мировой войне. https://vk.com/video-3723033_163523416

Название АХОВ

Физико-химические свойства

вещества

Признаки поражения.

Область применения вещества

АММИАК

Бесцветный газ с резким запахом нашатырного спирта. В 1,7 раза легче воздуха. Горюч, взрывоопасен в смеси с воздухом.

Раздражение слизистых и кожи, насморк, кашель, удушье, учащенное сердцебиение, покраснение и зуд кожи, резь в глазах.

Черная, цветная металлургия, целлюлозно-бумажная, промышленность, машиностроение, оборонная, медицинская, мясо-молочная, промышленность, коммунально-бытовое хозяйство, сельское хозяйство, холодильники, овощные и торговые базы.

ХЛОР

Зеленовато-желтый газ, с резким, раздражающим, удушливым запахом хлорки.

В 2,5 раза тяжелее воздуха.

Пожароопасен в контакте с горючими материалами.

Раздражение слизистых и кожи, ожоги, резкая боль в груди, сухой кашель, рвота, одышка, резь в глазах, нарушение координации движений.

Черная, цветная металлургия, целлюлозно-бумажная, промышленность, машиностроение, оборонная, медицинская, промышленность, коммунально-бытовое хозяйство, применяют для производства неорганических продуктов (хлоридов металлов, хлорной извести, соляной кислоты и др.), красителей, растворителей, ядохимикатов, лекарственных препаратов, для отбелки тканей, бумаги, целлюлозы, для дезинфекции воды и др.

СЕРОВОДОРОД




СОЛЯНАЯ КИСЛОТА




ФОСГЕН




СЕРНИСТЫЙ АНГИДРИД




ХЛОРПИКРИН




Учитель химии

Демонстрация получения аммиака.

Демонстрация хлора.

Учитель ОБЖ

А можете ли вы дать определение – «химически опасный объект»?

Слайд 3

Химически опасный объект (ХОО) — это объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества, при аварии на котором или при разрушении которого может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей природной среды. (запись в тетрадь)

Как вы думаете, какие предприятия относятся к ХОО?

К ХОО относятся предприятия химической, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и других родственных им отраслей промышленности; предприятия, имеющие промышленные холодильные установки, в которых в качестве хладагента используется аммиак; водопроводные и очистные сооружения, на которых применяется хлор и другие предприятия. Отнесение таких предприятий к опасным производственным объектам производится в соответствии с критериями их токсичности, установленными федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.

Назовите, какие ХОО расположены вблизи нашего место проживания?

Слайд 4

- Содовый завод;

Слайд 5

- Бромный завод;

Слайд 6

- Завод «Титан».

Существуют четыре категории степени опасности ХОО: I — когда в зону возможного химического заражения попадает более 75 тыс. человек, II — от 40 до 75 тыс. человек, III — менее 40 тыс. человек, IV — зона возможного химического заражения, не выходящая за пределы территории объекта или его санитарно-защитной зоны.

В настоящее время на территории страны функционирует более 3 600 химически опасных объектов, 148 городов расположены в зонах повышенной химической опасности. Суммарная площадь, на которой может возникнуть очаг химического заражения, составляет 300 тыс. км 2 с населением около 54 млн. человек. В этих условиях знание поражающих свойств АХОВ, заблаговременное прогнозирование и оценка последствий возможных аварий с их выбросом, умение правильно действовать в таких условиях и ликвидировать последствия аварийных выбросов — одно из необходимых условий обеспечения безопасности населения.

Если же на производстве произошло нарушение технологии работы или нарушение техники безопасности это может привести к химической аварии.

Слайд 7

Химической аварией называется авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся проливом или выбросом опасных химических веществ, способная привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных животных и растений или к химическому заражению окружающей природной среды. При химических авариях АХОВ распространяются в виде газов, паров, аэрозолей и жидкостей.

Самостоятельно прочтите материал учебника стр. 114-115 и дайте ответ на такие вопросы:

Что такое очаг химического поражения?

Что такое зона химического поражения?

Назовите поражающие факторы.

В результате химической аварии с выбросом АХОВ происходит химическое заражение — распространение опасных химических веществ в окружающей природной среде в концентрациях или количествах, создающих угрозу для людей, сельскохозяйственных животных и растений в течение определенного времени.

Запись в тетрадь.

При авариях на химически опасных объектах может действовать комплекс поражающих факторов: непосредственно на объекте аварии — токсическое воздействие АХОВ, ударная волна при наличии взрыва, тепловое воздействие и воздействие продуктами сгорания при пожаре; вне объекта аварии — в районах распространения зараженного воздуха только токсическое воздействие как результат химического заражения окружающей среды. Основным поражающим фактором является токсическое воздействие АХОВ.

Слайд 8

Зона химического заражения — территория и акватория, в пределах которой распространены или куда привнесены опасные химические вещества в концентрациях или количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений в течение определенного времени.

В зоне химического заражения могут быть выделены составляющие ее зоны — зона смертельных токсодоз (зона чрезвычайно опасного заражения), зона поражающих токсодоз (зона опасного заражения) и зона дискомфорта (пороговая зона, зона заражения).

На внешней границе зоны смертельных токсодоз 50% людей получают смертельную токсодозу. На внешней границе поражающих токсодоз 50% людей получают поражающую токсодозу. На внешней границе дискомфортной зоны люди испытывают дискомфорт, начинается обострение хронических заболеваний или появляются первые признаки интоксикации.В очаге химического заражения происходят массовые поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений.

Самостоятельная работа с текстом в парах.

Прочитайте внимательно текст.

Карточка 2 Последствия аварий

Последствия аварий на ХОО представляют собой совокупность результатов воздействия химического заражения на объекты, население и окружающую среду. В результате аварии складывается аварийная химическая обстановка, возникает чрезвычайная ситуация техногенного характера.

Люди и животные получают поражения в результате попадания АХОВ в организм: через органы дыхания — ингаляционно; кожные покровы, слизистые оболочки и раны — резорбтивно; желудочно-кишечный тракт — перорально.

Степень и характер нарушения жизнедеятельности организма (поражения) зависят от особенностей токсического действия АХОВ, их физико-химических характеристик и агрегатного состояния, концентрации паров или аэрозолей в воздухе, продолжительности их воздействия, путей их проникновения в организм.

Механизм токсического действия АХОВ заключается в следующем. Внутри человеческого организма, а также между ним и внешней средой происходит интенсивный обмен веществ. Наиболее важная роль в этом обмене принадлежит ферментам (катализаторам), присутствующим во всех живых клетках и осуществляющим превращения веществ в организме, направляя и регулируя тем самым его обмен веществ. Многочисленные биохимические реакции в клетках осуществляет огромное число различных ферментов. Токсичность тех или иных АХОВ заключается в химическом взаимодействии между ними и ферментами, которое приводит к торможению или прекращению жизненных функций организма. Полное подавление тех или иных ферментных систем вызывает общее поражение организма, а в некоторых случаях его гибель.

Чаще всего нарушения в организме проявляются в виде острых и хронических отравлений, происходящих в результате ингаляционного поступления АХОВ в организм человека. Этому способствуют большая поверхность легочной ткани, быстрота проникновения АХОВ в кровь, повышенная легочная вентиляция и усиление кровотока в легких при работе, особенно физической.

Экологические последствия аварий и катастроф на объектах с химической технологией определяются процессами распространения вредных химических веществ в окружающей среде, их миграцией в различных средообразующих компонентах и теми изменениями, которые являются результатом химических превращений. Эти превращения в свою очередь вызывают изменения условий и характера тех или иных природных процессов, нарушения в экосистемах.

Ответьте на вопросы

К каким последствиям может привести воздействие АХОВ на организм человека?

Как влияют аварии на экологическую обстановку?

О мерах химической защиты мы познакомимся на следующих уроках.

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Задания для закрепления и повторения

Карточка 3

1. Вставьте пропущенные слова

  1. АХОВ представляет собой опасное ______________ веще­ство, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе или ____________которого может произойти ________________ окружающей среды в концентрациях, поражающих живой орга­низм.

  2. Химической аварией называется авария на химически _________ объекте, сопровождающаяся проливом или _________________ опасных химических веществ, способная привести к ____________________ или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных животных и растений или к химическому _______________окружающей природной среды.

2. Ответьте на тесты

1. Укажите два наиболее распространенные АХОВ

1. Угарный газ, соляная кислота

2. Хлор, диоксин

3. Аммиак, хлор

4. Ртуть, свинец

2. Укажите характерные признаки аварии на ХОО

1. Возгорание, возникновение пожаров и угроза взрыва.

2. Заражение окружающей среды и токсическое отравление живых организмов.

3. Ионизация окружающей среды и поражение живых организмов.

4. Возникновение массовых инфекционных заболеваний.

3. Поражение человека происходит через: а) органы дыхания; б) ударной волной; в)иммунитет; г) кожные покровы; д) желудочно-кишечный тракт; е) слизистые оболочки.

1. А,В,Г,Д.

2. Б,В,Е.

3. А,Г,Д,Е.

4. А,В,Г,Д,Е.

3. Ответьте на вопросы

Какие предприятия относятся к ХОО?

Назовите поражающие факторы при аварии на ХОО.

Дайте определение «зона химического заражения».

В чём заключается механизм токсического действия АХОВ?

VI. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

VII. Домашнее задание

  1. Прочтите пар. 5.3.

  2. Вблизи места вашего прожива­ния находится химически опасный объект, выясните, какую продукцию он произ­водит. Познакомьтесь с правилами оповещения населения в случае возникновения химической аварии на объекте. Сделайте соответствующие пометки в тетради о правилах личной безо­пасности в случае возникновения аварийной ситуации в рай­оне вашего проживания.

  3. Закончить заполнение таблицы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!