СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок музыки и ритмики во 2 классе « Широкая масленица».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок музыки и ритмики во 2 классе "Широкая масленица".

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок музыки и ритмики во 2 классе « Широкая масленица».»

Интегрированный урок музыки и ритмики во 2 классе « Широкая масленница».


Цель:

- Вызвать осознанное отношение к празднику – масленица; выявить связь с жизнью.

- Развивать способности «внутреннего слуха», т.е. способность «внутри себя» мысленно услышать то, что в данный момент не слышим, и «внутреннего зрения», т.е. способность «внутри себя»» мысленно увидеть то, что в данный момент не видим (всматриваясь в произведения изобразительного искусства, мы можем внутренним слухом «услышать» ту или иную музыку.


Планируемые результаты

Предметные:

Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

Погружение детей в атмосферу праздничных гуляний с помощью различных видов искусства;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)

Метапредметные:

Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

Применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа

Тип урока: первичное усвоение новых знаний.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.

Методы: деятельностный подход

Виды деятельности учащихся:

  • Слушание музыки

  • Пение

  • Инструментальное музицирование

  • Музыкально –пластическое движение


Музыкальный материал:

  • Проводы зимы ( р. н. п. Л.Зыкина)

  • Р.н.п. «Как вставала я ранешенько»

  • Р.н.п.«Блины»

  • Частушки…

  • П.И.Чайковский «Февраль»

  • Песня «Масленица»

Ход урока.


1.Организационный этап (вход под музыку «Проводы зимы» р.н.п.)

Музыкальное приветствие:

«Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!» (Поем).

2. Актуализация знаний

У. Ребята, вам понравилась музыка, под которую вы заходили в класс? Почему?

 Как вы думаете - кто ее сочинил эту музыку композитор или народ? Где чаще исполняют р.н. песни? ( на праздниках, посиделках, на гуляньях) Весной нас ожидает праздник, а вот какой -Отгадайте мою загадку:

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают! (Масленица)

3. Постановка цели и задач урока:

У. А что такое Масленица?

Д: Долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны и солнечного тепла.

У. А как вы думаете, какая цель нашего урока?

Д: Познакомиться с традициями народного праздника Масленица, узнать много интересного о большом и веселом празднике.

У. Совершенно верно! Цель нашего урока – познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню, частушку, игры, загадки и поговорки. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности

4. Первичное усвоение новых знаний.

У. А кто из вас бывал на таком народном гулянье?

Д: Да, он проходил у нас в школе в прошлом году.

У: Почему этот праздник получил такое название? (от традиции печь блины)

У: Чем блины хозяйки смазывают? (маслом)

У: Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить. Кого ж надо было задобрить? (Зимушку)

У: Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.

Давайте мы представим себе, что попали в далекую Русь на этот праздник и проживем целую неделю.

У: Понедельник - Встреча Масленицы. В первый день наряжали Масленицу. Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую величали, блинами угощали, в санях возили. А еще любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили.

Учитель ритмики: Ребята, самым древним видом русского танца является хоровод. А вы знаете, что означает слово «Хоровод»?

Дети: Хоровод – это ходить по кругу.

Учитель ритмики: Это не только ходить по кругу, это еще и петь, и танцевать и исполнять интересные роли. Хоровод объединяет и собирает большое количество участников. Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками.

Учитель ритмики: Вспомните, какие бывают хороводы?

Дети: Женские и смешанные.

Учитель ритмики: Хороводы бывают медленные, как бы плавно скользящие, будто переливающиеся, и быстрые, плясовые. Музыка словно вихрь подхватит вас и закружит в радостном движении. Хоровод – это песня, танец и игра одновременно.

У. ритмики: Давайте вместе встретим масленицу песней- хороводом.


(хоровод «Как вставала я ранешенько».)

Учитель: Ребята, когда вы исполняли песню – хоровод «Как вставала я ранешенько», то я не назвала ее композитора – у этой песни его нет.

-Как принято называть музыку, у которой нет композитора?

-Народная.

Учитель: Народные песни было принято исполнять в сопровождении народных инструментов. Посмотрите на доску- на ней изображены русские народные инструменты: балалайка, гармошка, дудочки, ложки, бубен.

- Можно ли эти инструменты использовать для сопровождения этой песни?

- Да.

Учитель: Давайте исполним песню «Как вставала я ранешенько» еще раз, но в сопровождении музыкальных инструментов.

Оркестр исполняет песню «Как вставала я ранешенько».

Учитель: Молодцы! А как называется игра сразу многих инструментов?

-Оркестр.

Учитель: Если весь оркестр состоит из народных инструментов, то он так и называется - оркестр народных инструментов.

- Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете, какие музыкальные инструменты входят в состав такого оркестра. ( на доске прикрепить названия разных инструментов и дать детям их рассортировать).


У: Молодцы, здорово получилось. Итак, чем мы встретили Масленицу? (песней и хороводом).

У: Второй день Масленицы – заигрыш! Все выходили гулять, резвиться. Игры и потехи были самыми разными: катание на лошадях, бой мешками, ледяной столб, игра в снежки. Играющие мерялись силой, ловкостью, удалью. Победители получали призы и всех угощали блинами и горячим чаем.

У: А сопровождались все народные игры присказками да поговорками. Какие присказки вы знаете? (Солнышко, солнышко, полети на небко…;

Дождик, дождик пуще, будет травка гуще;

Раз, два, три – начало игры. « Не житье, а масленица», « Не все коту Масленица».)

У. Молодцы! А есть еще одна замечательная присказка к народной игре «Горелки»

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

(проговаривание хором) – работа над дикцией, дыханием и произнесением в унисон)

У: Итак, чем Масленичный вторник встречали? (играми)

У. Следующий день недели – среда. Среду называют «Лакомкой»! В этот день все хозяюшки старались похвастаться умением печь разные вкусности: и сырники, и пироги.

У: А какое главное угощение на празднике?

Дети: Блины.

У: На что блины похожи?

Д: На солнышко.

У: Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца. Каких только блинов не бывает: и тонкие с вареньем, и толстые со сметаной, и с разными начинками. Каждая хозяйка придумывала что-то свое.

У: О блинах есть замечательная, веселая, русская народная песня « Ой, блины».

Послушайте русскую народную песню «Блины»

У: Какая песня по настроению, о чем в ней поется?

А теперь давайте ее исполним. При исполнении песни следует обратить внимание на:

  1. Дикцию (четкое произношение текста);

  2. Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой);

Исполнение песни « Ой, блины».

У: Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Что мы в среду делали? (кушали блины)

Физ. Минутка на песню «Блины»

У. ритмики : Мы немножко засиделись, давайте подвигаемся и поиграем. Я предлагаю исполнить нашу новую песенку с танцевальными движениями.

( показать элементы танца под счет)

(Исполнение песни «Блины» с движениями).

У. Молодцы! А теперь продолжаем наше знакомство с Масленицей.

У: Наступает четверг!

Четверг называется - «ШИРОКИЙ РАЗГУЛЯЙ». В этот день устраивали разные потехи: катались на качелях, на лошадях, съезжали со снежных горок, устраивали кулачные бои и перетягивания каната.

Не только писатели, поэты, но и художники, и композиторы старались передать свои впечатления об этом веселом русском празднике.


Как встречали на Руси на Масленицу, запечатлел русский художник Борис Кустодиев.

У: Внимательно приглядитесь, какие звуки можно представить, смотря на эту картину?

Д:

– Можно услышать шум праздничной толпы, гармонист играет веселую песню,

– Перезвон бубенцов на тройках лошадей, шарманщик играет.

– Я слышу колокольный звон;

– Дети кричат и смеются на горке;

У: Здорово! Оказывается и картина может звучать как музыка. А кто это там кричит около театра?

Д: Наверно, артисты зовут в театр зрителей.

У: Это зазывалы приглашают народ развлечься в балаган.

У. Все правильно.

– Какую бы вы написали музыку к этой картине, если бы были композиторами? (веселую, задорную, легкую, быструю)

– Я включу небольшое музыкальное произведение.

– Созвучна ли эта музыка по своему настроению с репродукцей Б.Кустодиева? Внимательно слушайте.

(Слушание П.И. Чайковского «Времена года. Февраль»)

У. Подходит эта музыка к картине? (От картины исходит свет, радость, праздничность, веселье, от музыки тоже исходит радость, веселье, даже местами игривость. Я тоже считаю, что музыка созвучна).

У. Какой инструмент звучал? (рояль)

Если внимательно вслушаться в музыку, то можно услышать будто не рояль звучит, а балалайка, гусли, рожки, так и кажется, что играет целый оркестр русских народных инструментов, звучание рояля имитирует, подражает звучанию целого оркестра.

Да и сама музыка – это весёлая, русская, народная пляска. Впрочем, нет, это не просто пляска, а целая картинка шумного, многолюдного праздника.

У. А написал эту чудесную музыку Петр Ильич Чайковский. Это пьеса из цикла «Времена года» под названием «Февраль. Масленица».

У. Давайте, еще раз послушаем эту музыку, обратите внимание, как композитор мастерски передал атмосферу праздника, настроение народных гуляний. И отразим свое настроение на лицах наших бумажных кукол, представим себя художниками.

(Слушание и рисование).

У. Посмотрите, ребята, что общего у разных произведений искусства (картины Кустодиева, музыка Чайковского и ваших работ)?

Д. Все они отражают одно и тоже настроение – радость, веселье, празднечность.

У: А какую задорную праздничную песенку каждый может спеть по куплетику, что-то я забыла, как она называется, подскажите мне…частушка. А что такое частушки? (Ответы детей).

Д: Частушка- это веселая песенка, в которой много куплетов.

У. Какой характер у частушки?

Д: Характер у частушки - озорной, насмешливый, шутливый

У. Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки?

Д. Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.

У. А теперь, давайте все вместе споем масленичные частушки.

Частушки про Масленицу.

Вместе дружно мы живем

Вам частушки пропоем

Нынче масленку встречаем

Всех блинами угощаем.


В понедельник с ясной зорьки

Все катаются на горке.

Яства всякие жуют,

Громко песенки поют.

Веселей играй, гармошка.

Масленица, не грусти!

Приходи весна скорее,

Зиму прочь от нас гони!


Мы вам спели, что хотели,

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

У. Замечательно веселый получился у нас четверг! Веселая у нас Масленица!

У: В пятницу и субботу ходили к родственникам в гости. Носили угощенья, пели песни, танцевали, желали друг другу, здоровья и хорошего урожая, дарили подарки.

Ведь самое важное в жизни любого человека – это дружная, большая семья.

У. Итак, всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней прощались. Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника Масленицы? ( сжигали чучело в костре.)

У.Совершенно верно! Как символ победы весны, над лютой зимой.

В последний день праздника люди просили друг у друга прощения. Воскресенье так и называется – Прощеное.

У: Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой.

Танец «Масленица».

Рефлексия (подведение итогов урока)

У: И наш урок подошел к концу, сядьте поудобнее. Что мы сегодня узнали в результате нашего урока? где побывали? Мы сейчас проверим насколько вы были внимательны на уроке. Давайте отгадаем мои загадки:

Желтая тарелка на небе висит,

Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)

И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-… (блины)!

- Как называются маленькие, шуточные песенки? (Частушки)

- Картины какого художника мы сегодня «смотрели и слушали»?

- А как зовут композитора написавшего цикл «Времена года»?

У: Молодцы, на все вопросы ответили. А теперь сами оцените свою работу на уроке: кто доволен своей работой? (Сигнальные карточки) Почему ты доволен? (Мы выполнили цель урока, узнали новое о народных традициях и повеселились). А трудности вам встречались? А кого вы хотели бы поблагодарить за урок? (Учителя, соседа по парте, кого-то из детей).

(раздаю солнышки с домашними заданиями).

У: Ребята, я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас домашнее задание. Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про Масленицу, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку. Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, размышляли - Молодцы! И в заключении, из ваших рисунков мы составим Масленичный Коллаж.

(Звучит песня «Масленица», дети клеят Коллаж)

До свидания!


(Выход под музыку «Проводы зимы», раздаю баранки).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!