«Математическое путешествие в осенний лес»
Педагогическая цель: создать условия для закрепления полученных представлений об изменениях в природе осенью, развития умения сравнивать и обобщать; способствовать развитию внимательности и наблюдательности, творческих способностей детей.
Планируемые результаты:
Предметные: называют изменения в природе осенью.
Личностные: овладевают чувством личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.
УУД (метапредметные):
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач; анализируют объекты природы с выделением существенных признаков.
Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Ход урока
Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)
Сегодня урок необычный у нас!
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»
За парты садитесь, пора начинать.
Ребята, к нам пришли сегодня гости, для того чтобы посмотреть как вы за этот месяц подросли, повзрослели, стали настоящими учениками. Давайте сегодня на уроке покажем себя только с лучшей стороны.
Приготовили сигнализаторы, проверим ваше настроение на начало урока.
Я рада, что у вас хорошее настроение, надеюсь, что до конца урока оно останется таким же хорошим.
Постановка учебной задачи.
Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу:
Гость какой-то к нам спешит… (звук осени)
(читает ученик.)
Осень, осень, осень
Снова к нам пришла
Осень, осень, осень -
Чудная пора!
В золотом наряде
Парки и сады.
Осень, осень ждали
С нетерпеньем мы.
У нас в гостях красавица Осень. Картинка на доску - образ Осени.
- Ребята, внимательно посмотрите на экран и попробуйте определить тему нашего урока.
Сегодня, у нас не просто урок, а урок-путешествие в мир природы. Он так и называется: « Математическое путешествие в осенний лес».
На доске план путешествия
Во время путешествия нас ждет немало интересных встреч с жителями леса. Они будут нам помогать выполнять различные задания. Попробуйте определить какие.
Верно, ребята, сегодня на уроке мы будем с вами сравнивать числа, поработаем с геометрическими фигурами, решим устные задачки, повторим осенние признаки и узнаем, чем лесные жители заняты осенью.
3. Актуализация знаний
- Скажите, а какие времена года вы знаете?
( лето, зима, осень, весна)
- А какое сейчас время года? ( осень)
- А какой месяц? ( октябрь)
- А какой осенний месяц по счету? (второй)
- А какое сегодня число? (_18 )
-Ребята, а какие изменения произошли в природе с приходом осени?
(Листопад, похолодание, дожди, животные готовятся к спячке, птицы улетают в тёплые края, дни становятся короче)
- Назовите причины листопада. (Спасает от засухи деревья, от ломки ветвей, избавляет от вредных веществ).
Назовите главную примету осени (похолодание)
Вот конверт большой и жёлтый,
Как же нас, конверт, нашел ты?
Как же ты попал в наш класс?
Разберемся. Ой, постой!
На конверте адрес наш,
А обратный чей? Лесной!
Вам, ребята, интересно,
Что же пишут нам из леса?
Пишет нам лесной народ:
«Ждем вас в гости!
Приходите в лес осенний,
Погулять и заданье выполнять!»
Ну что, ребята, в путь.
Учитель: Мы с вами входим в лес. Ребята, давайте напомним всем, а как надо вести себя в лесу в любое время года.
1.Не шуметь.
2.Не разбегаться, чтобы не заблудиться.
3.Не ломать кусты и ветки деревьев.
4.Не есть неизвестные ягоды.
5.Не рвать незнакомые грибы.
6.Не разорять птичьи гнезда.
Физминутка для глаз
На тропинке, засыпанной листьями, нас встречает хозяин леса Старичок-Лесовичок
Старичок-Лесовичок,
Разноцветный колпачок.
Каждый день и в дождь, и в зной
Сторожит он мир лесной.
Лесовичок приготовил для вас задачки в стихах. Слушаем внимательно, считаем, поднимаем руку, отвечаем.
Я нашёл в дупле у белки
5 лесных орешков мелких.
Вот ещё один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка!
Ай да белка- мастерица!
Вяжет деткам рукавицы.
Извязала три клубка,
Два лежат ещё пока.
У кого ответ готов,
Сколько у неё клубков?
Белка снова в лес пошла,
6 грибов она нашла.
А навстречу ей Топтыжка.
Угостила бы ты Мишку!
Поделиться? Я могу!
Часть грибов тебе даю.
Вы, ребятушки, смекните,
Сколько у кого, скажите!
-Но лесовичок не один, а со своим сказочным другом ёжиком.
- Наш ёж составлен из геометрических фигур, скажите из каких?
( треугольники, круги)
-Сколько треугольников использовано на рисунке? (6)
- Сколько кругов? (10)
- По каким признакам можно разделить эти фигуры на две группы?
(по цвету, по размеру, по форме.)
Интересно, а как готовится к зиме ёж?
(ученик у доски в маске ёжика рассказывает)
Я готовлю себе мягкую постель для зимовки. Для этого я катаюсь по сухим листьям, накалываю их на колючки и ношу к своему зимовью. Затем, свернувшись в клубок под листьями, засыпаю на всю зиму. А ещё я для вас приготовил задание. (протягивает конверт)
Присаживайся, ёжик, и поработай вместе с нами. Открываем рабочие тетради, приготовились выполнять задание.
- Нарисуйте в тетради столько же треугольников, сколько грибов.
- Нарисуй в тетради квадраты так, чтобы их было на 1 больше, чем груш.
- Нарисуй в тетради кругов на один меньше, чем лимонов.
Задание выполнили, а сейчас поменялись тетрадями со своим товарищем, взяли в руки простые карандаши и проверили работу друга. Оценили её.
Показали сигнализатором результат работы.
Убрали сигнализаторы в сторонку.
– С наступлением осени много забот появляется у диких животных.
- Как вы думаете, какие трудности появляются у животных с наступлением
осени? (холод, нет еды, негде спрятаться).
Молодцы, а мы встречаем второго нашего гостя - муравья. Интересно, а чем занимается он осенью?
(ученик у доски в маске муравья рассказывает)
Готовясь к холодам, мы активно поглощаем выделения тли, содержащие сахар. Он преобразуется в глицерин, который помогает нам выдержать температуру до -50 градусов. С наступлением холодов мы закрываем все выходы землёй и сухими растениями. Сами спускаемся в подземные камеры на глубину 2-4 метра. На зиму заготавливаем сухие плоды, семена, почки, цветы. А я для вас тоже приготовил задание.
Реши неравенства.
4… 6 5 … 1 7 … 9 8 ….7
3 … 1 2 … 8 4 … 3 6 … 8
Физминутка
- Что же происходит в жизни птиц с приходом осени? (одни улетают в теплые края, другие остаются зимовать, третьи прилетают к нам из северных земель)
- Как называются птицы, которые улетают в тёплые края? (перелётные)
Приведите примеры (скворцы, дрозды, утки, ласточки, стрижи)
-Как называются птицы, которые остаются в наших краях? (оседлые)
Приведите примеры (дятлы, синицы, воробьи, голуби, вороны)
- Какие птицы прилетают к нам на зимовку? (клёст, снегирь, свиристели)
Следующий гость тоже приготовила для вас задание (в клювике конверт)
Дорогие первоклассники, помогите моему другу ежу подготовить постель к зимовью. Соберите листики.
Ребята, у вас на партах лежит конверт. Возьмите его, достаньте всё содержимое. Внимательно слушаем задание. Собери из полосок осенний лист. Работаем в паре. Время пошло.
Остановились. Сигнализаторами показали результат вашей работы. Отодвинули листик в сторонку, чтобы он вам не мешал.
Ну что, ребята, нам пора возвращаться домой. Очень хотелось бы лесным жителям оставить на память что-то интересное. А давайте оставим им рисунок. Пододвинули тетради к себе. Нашли красную точку. Рисуем по клеточкам.
Что за рисунок у нас получился?
Какое время года у нас идет за осенью? (зима)
Пускай лесные жители начинают готовиться к новому году и потихоньку наши ёлочки к этому празднику украшают.
Рефлексия учебной деятельности
- Что повторили на уроке?
- Что показалось самым интересным?
- А что было сложным?
Ребята, а теперь давайте оценим свою работу на уроке. Если вам на уроке понравилось, и вы довольны свое работой, поднимите, пожалуйста, карточку зеленого цвета, если вам на уроке было скучно и вы недовольны своей работой, поднимите карточку красного цвета.
- Сегодня вы в очередной раз доказали, что являетесь единой командой. Все предложенные задания выполнили, оказали помощь, закрепили полученные знания.
- Я вами горжусь! Спасибо за урок. Урок окончен.