СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок (физика+математика) "Решение задач по теме: "Кинематика"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На интегрированном уроке учащиеся закрепляют знания по физике (основные понятия и формулы темы: «Кинематика») с помощью знаний по математике (понятий функции, линейной функции, квадратичной функции). Строят и объясняют графики движения, применяя математические знания и умения.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок (физика+математика) "Решение задач по теме: "Кинематика"»






Интегрированный урок

физика + математика







9 класс




Учитель математики: Копцева Т.О.

Учитель физики: Оломская С.В.




МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г.Белгорода



Цели урока:

  • Помочь учащимся в закреплении знаний основных понятий и формул темы: «Кинематика»; знаний понятий функции, линейной функции, квадратичной функции; умений строить графики функций; умений применять знания при решении задач;

  • Содействовать учащимся осознать ценность совместной деятельности;

  • Способствовать воспитанию патриотических чувств, вызвать интерес к истории нашего родного города Белгорода;

  • Содействовать развитию у детей умений общаться.



Инструментарий: презентация, составленная к уроку в PowerPoint, задания – описания работ, карта города Белгорода, справочники у каждого на парте, ученический угольник, лист бумаги, карандаш, шарик диаметром 25 мм, лабораторный желоб, штатив для фронтальных работ, механический метроном, измерительная лента, цилиндр металлический, карточки для рефлексии.



I. Организационный момент.


II. Актуализация знаний.


Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить:

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.


А.С.Пушкин

Движение вокруг нас. Не только на улице, но и дома , и в школе. Не только предметы, окружающие нас, но и мы сами находимся в движении.

На уроках физики мы познакомились с движением, видами движения и способами их описания. Один из способов – математический.

И поэтому сегодня наш урок необычный – интегрированный: физика + математика. Проведут его два учителя.

На уроке мы повторим знания о движении, о функциях и будем решать задачи: качественные, расчетные, графические и экспериментальные.


III. Проверка знаний и умений учащихся.


Обратите внимание на справочники, которые находятся у вас на столах. Они вам помогут при работе на этом уроке.


Справочник по математике.


1. График функции у=кх+b – прямая.

2. При b=0 прямая проходит через начало координат (0;0).

3. При к=0 прямая параллельна оси Ох.


4. График функции у=ах2+bх+с – парабола.

5. При с=0 парабола пересекает ось Ох в двух точках, одной из которых является начало координат (0;0).

6. Ветви параболы направлены вверх при а0 и вниз при а

7. Точка (m;n) – вершина параболы.

m=- ; n=y(m)

Справочник по физике.


Явления: механическое движение, прямолинейное равномерное движение, прямолинейное равноускоренное движение.

Физические величины: координаты – x; y; z=[м], время – t=[с], путь – l=[м], перемещение – s=[м], скорость – v=[м/с], ускорение – a=[м/с2]

Формулы:

Равномерное движение

x=х0+vxt;

vx=const;

sx=vxt.

Равноускоренное движение

x=x0=v0xt+;

ax=const;

vx=v0x+axt;

sx=v0xt+ .


Учитель физики:

  • Что называется механическим движением?

  • Какие виды движения вы знаете?

  • Дать определение каждого из них.

  • Какие величины характеризуют эти виды движения?

Учитель математики:

  • Что называется функцией?

  • Что называется линейной функцией?

  • Что является ее графиком?

  • Что называется квадратичной функцией?

  • Что является ее графиком?

В тетрадях ученики выполняют тестовое задание с взаимопроверкой и выставлением отметок.


Тест.


1. Функции заданы формулами:

1) у=5х-3

2) у=5-3х

3) у=2+5х

Графики каких функций параллельны?

А. 1 и 2

Б. 1 и 3

В. 2 и 3


2. В каких координатных четвертях расположен график функции

у=-0,5х

А. I и II

Б. II и III

В. III и IV

Г. I и IV


3. На рисунке точками отмечены положения четырех движущихся слева направо тел через равные интервалы времени. Интервалы времени между двумя отметками для всех тел одинаковы. На какой полосе зарегистрировано равномерное движение с наибольшей скоростью?


1) 2)

3) 4)

А. 1 В. 3

Б. 2 Г. 4


4. На каком графике представлено равноускоренное движение?


1) v 2) s 3) s


t t t



А. 1

Б. 2

В. 3


5. Какая из приведенных ниже формул соответствует записи определения ускорения при равноускоренном движении?

1) a= 2) a= 3) a=


А. 1

Б. 2

В. 3


Ответы:

1. Б

2. В

3. А

4. В

5. Б

IV. Практическая часть – решение задач.


На нашем уроке мы совершим небольшое путешествие по нашему родному городу. Наш пункт отправления – это, конечно, наша школа. При верном решении задач мы будем передвигаться по улицам города. О конечном пункте узнаем в конце урока. (На карте отмечаем пункт отправления).

Класс разделим на три группы: физики – экспериментаторы, физики – теоретики, математики – практики.

Каждая группа получает отдельное задание, после его выполнения отчитывается перед классом.


Физики – экспериментаторы.


Измерение пути и модуля перемещения тела.


Оборудование: ученический угольник, лист бумаги, карандаш.


Ход работы.

А



D

С Е В

  1. Положите угольник на лист бумаги и около сторон прямого угла поставьте точки D и E.

  2. Переместите конец карандаша их точки D в точку Е, ведя его вдоль сторон треугольника в направлении DABE.

  3. Измерьте путь, пройденный концом карандаша относительно листа бумаги.

  4. Постройте вектор перемещения конца карандаша относительно листа.

  5. Измерьте модуль вектора перемещения конца карандаша относительно листа.

  6. Сравните путь и модуль перемещения.


Наблюдение прямолинейного равноускоренного движения тела.


Оборудование: шарик диаметром 25 мм, лабораторный желоб, штатив для фронтальных работ, механический метроном, измерительная лента, цилиндр металлический.

Ход работы.


  1. Соберите установку. Желоб укрепите в штативе так, чтобы время движения шарика по нему было примерно равно трем промежуткам времени между ударами метронома. На нижний конец желоба положите металлический цилиндр, а на верхний – шарик, придерживая его рукой.

  2. Измерьте модули перемещений шарика относительно желоба за равные промежутки времени (между ударами метронома). Для этого несколько раз пускайте шарик одновременно с ударом метронома и, передвигая цилиндр по желобу, добейтесь совпадения удара шарика о цилиндр с третьим ударом метронома. Отметьте мелом положения шарика на желобе в момент каждого удара метронома.

  3. Сравните модули перемещений шарика относительно желоба за равные промежутки времени.

  4. Ответьте на вопросы:

    • равномерно или неравномерно двигался шарик по наклонному желобу?

    • почему вы сделали такой вывод?


Физики – теоретики.


«Кинематика».

(физики – теоретики)


Двигатели троллейбуса запускают постепенно, в течение 10 с. При этом троллейбус проходит путь по проспекту Б.Хмельницкого к автовокзалу 25 м. Найти среднее ускорение, с которым двигался троллейбус во время пуска двигателя.

«Кинематика».

(физики – теоретики)


При подходе к светофору на пересечении улиц Фрунзе и Пушкина, автомобиль уменьшил скорость от 15 м/с до 5 м/с в течение 20 с. Найти ускорение, считая движение автомобиля равнозамедленным.



Математики – практики.



Кинематика.

(математики – практики)

Найти точку пересечения графиков функций у=2х2 и у=3х-1 аналитически.




Кинематика.

(математики – практики)

Найти точку пересечения графиков функций у=2х2 и у=3х-1 графически.




Кинематика.

(математики – практики)


Построить график зависимости Sx=-4t+2t2 и описать это движение.




(Последнее задание выполняется на доске и объясняется всему классу. После чего записывается в тетради.)

(После отчета групп о выполнении заданий учитель сообщает о продвижении по карте города.)

Наше путешествие подходит к концу. Конечный пункт – парк Героев. Здесь нас ожидает экскурсовод, который расскажет об этом парке.


(Сообщение ученика с показом фотографий)


С 24 октября 1941 г до 5 августа 1943 г одно из мест отдыха белгородцев – Дальний парк (ныне сквер Памяти) использовался фашистами как место расстрелов и казней. По неточным данным здесь было казнено и зарыто в ямы более 2500 человек, в основном белгородцев. Сюда же свозились расстрелянные и повешенные в других местах белгородцы.

К празднованию 40 – летия Победы в Великой Отечественной войне в сквере Памяти был установлен памятный знак жертвам фашизма. На монументальном железобетонном стеллобате композиция, раскрывающая преступления фашистов.

В 1996 г здесь же сооружена часовня Почаевской Божией матери. В 1998 г в сквере Памяти были перезахоронены останки 96 воинов, обнаруженных членами Белгородского городского клуба «Поиск».


Наш город растет и хорошеет с каждом годом, с каждым днем. Мы – будущее нашего родного города.


Славу, достоинство, гордость и честь

До поколений, за нами грядущих,

Ты донеси. И спасибо, что есть

Город мой, на земле самый лучший.

И. Чернухин

V. Выставление отметок. Итог урока.


VI. Информация о домашнем задании.

Составить кроссворд или задачу по теме урока с элементами краеведения.


VII. Рефлексия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!