Интегрированный урок истории и русского языка
в 5 классе по теме «Письменность древних египтян и абзац текста».
Личностные: ищут свою позицию в многообразии позиций, эстетических и культурных предпочтений на письме.
Метапредметные:
Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Познавательные: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач информацию.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее.
Предметные: Уметь находить микротему, делить текст на абзацы, оформлять абзац на письме. Расширяют знания о письменности Древнего Египта.
Ход урока
Учитель русского языка: Доброе утро! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
Учитель русского языка: Маленькая загадка для вас. Давайте попробуем его расшифровать запись на слайде. Ответы детей
Учитель русского языка (читает текст): Рассердился однажды лев не животных за то, что не воздают ему должные почести, и решил наказать их. Объявил, что будет убивать каждый день по одному. Звери не смели ослушаться сильного и жестокого льва. И каждый день погибало одно животное.
Однажды, направляясь к водопою, лев повстречал сову.
-Ты умрешь сегодня, - зарычал лев.
-Сорви мне ветку, вот того тростника ,а потом присоедини ее снова, - попросила сова.
Если не можешь создавать, у тебя нет и права разрушать. Обрати свою энергию в полезное дело.
Учитель русского языка: А теперь скажите, что изображено на слайде? (текст). Как вы думаете, кто мог написать данный текст?
Ответы детей (вывести детей на то, что это египетские иероглифы)
Учитель русского языка: О чем мы сегодня будем говорить? Давайте определим тему нашего урока? Цель и задачи? (Тема на слайде)
Учитель истории: Открываем тетради по истории. Записываем дату и тему урока «Письменность Древнего Египта»
Древние египтяне передавали информацию с помощью иероглифов. Иероглиф (с греч. иерос — «священный» и глифо — «вырезаю», «высекаю») - это высеченные надписи.
Первоначально иероглифы были похожи на рисунки и обозначали целые понятия. Такое письмо не передавало звуков речи, и многие слова, например имена, просто нельзя было изобразить. Для того чтобы решить эту проблему, древнеегипетские писцы придумали слоговое письмо, при котором отдельные знаки обозначали слоги и буквы.
К концу обучения школьник должен был овладеть двумя стилями письма: для повседневной жизни и для составления молитв.
Учитель истории: Давайте подумаем, что могут обозначать эти иероглифы? (на слайде 2 иероглифа: вода (река), птица).
Учитель истории: А теперь попробуйте самостоятельно определить значение иероглифов. Возьмите на столе карточки №1. (карточка из 6 иероглифов, на слайде ответ).
Учитель истории: Проверьте правильность ваших ответов. У вас на столах есть оценочные листы. Куда вы будете вносить баллы за работу. В оценочные листы проставьте количество правильных набранных баллов. Кто набрал 6 баллов?.....
Учитель русского языка: Обратите внимание, как пишется слово иероглиф. Мы можем проверить безударные гласные в этом слове? (нет). Как называется эта орфограмма. (Непроверяемые гласные в корне).
Учитель русского языка: Что обозначают древнеегипетские иероглифы? (Слова). Во что складываются слова? (в предложения). А предложения? (в текст).
(Слайд с притчей)
Учитель русского языка: Вот уже знакомая нам притча. Докажите, что это текст. (тема, основная мысль, последовательность предложений)
Учитель русского языка: Почему одно предложение начинается с отступа, а другое нет? (абзац). О чем еще, кроме иероглифов, мы сегодня поговорим?
Учитель русского языка: Почему текст делится на абзацы? (В каждом абзаце выражена своя тема).
Учитель русского языка: Каждый абзац – это тема – о чем говорится. А она большая или маленькая? Но только маленькая, т.е.микротема. Из них складывается общая тема текста. И каждая микротема равна абзацу. (Слайд: Микротема - наименьшая составная часть общей темы текста).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. А теперь немного отдохнем. Перенесемся с вами в Египет. Встали. Представьте, что вы находитесь в египетской пещере. Здесь темно и ничего не видно. Закрыли глазки. Проверим, что вокруг нас - ручки по одной вперед, в стороны, вверх, вниз. Ничего страшного вокруг нас нет. Начнем путь. Шагаем на месте. Впереди низкий потолок - присели, высокий потолок -встали. Впереди опять низкий потолок - присели, высокий потолок -встали. Наконец – свет. Открыли глазки. Посмотрели направо, налево, вперед. Ура! Мы выбрались из пещеры. Присели на место.
Учитель истории: А теперь, представьте, что вы исследователи. Возьмите карточку номер 2. Вам нужно разбить текст на абзацы, иероглифы заменить словами, подходящими по смыслу.
В северо-восточной Африке простирается огромная. Красновато-жёлтые пески сменяются лишь широкими . По этой земле несёт свои воды большая, чистая Нил. Долина реки покрыта зеленью – по берегам растут финиковые, . В водах Нила обитают и . Нил впадает в Средиземное море. Вдали от Нила среди песков и лишь изредка встречаются островки зелени –. Там растут и кустарники вокруг , бьющей ключом из-под земли, а в низинах лежит снег. – так называется страна, которая расположилась на берегах от первого порога до Средиземное моря.
(В северо-восточной Африке простирается огромная пустыня. Красновато-жёлтые пески сменяются лишь широкими скалами. По этой земле несёт свои воды большая, чистая река Нил. Долина реки покрыта зеленью – по берегам растут финиковые пальмы, тростники. В водах Нила обитают крокодилы и рыбы.
Нил впадает в Средиземное море. Вдали от Нила среди песков и пустыни лишь изредка встречаются островки зелени – оазисы. Там растут пальмы и кустарники вокруг воды, бьющей ключом из-под земли, а в низинах лежит снег.
Египет – так называется страна, которая расположилась на берегах от первого порога до Средиземное моря).
Учитель русского языка: Сколько микротем получилось? (3). С каких слов начинается вторая микротема? А с каких слов начинается третья микротема? В оценочных листах проставьте количество правильных ответов. Сверьте свою работу с работой на слайде. Оцените.
Учитель истории: Достигли ли мы сегодня поставленной цели? (Да). Что объединяет изученный материал? (Независимо от эпохи, от времени у всех народов есть письменность и одинаковые законы построения текста).
Дом.задание: Русский язык: Составить по иероглифам текст.
История: Расшифровать иероглифы.
Рефлексия:
Учитель русского языка: Оцените себя. На слайде вы видите иероглифы, которые обозначают уровень вашего понимания сегодняшнего урока.