СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный ученический проект "Проценты в нашей жизни"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предсттавлен метапредметный групповой ученический проект по теме "Проценты в нашей жизни", проект имеет продукт, который используется в гимназии в течение пяти лет

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный ученический проект "Проценты в нашей жизни"»

САО ГОУ гимназия №201

Войковский район, г. Москва




ПРОЦЕНТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ.

Авторы:

группа учащихся

6 «а», 6 «в», 8 «б» классов.


Руководители:

учитель биологии – Альбицкая Н.Е.

учителя математики – Лукина О.В., Ивлева А.М.,





2010-2011 г.г.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение ………………………………………………….........3

Выбор темы…………………………………………………….5

Задачи и способы их решения……………………………….6

Задачи и способы их решения по теме «ПРОЦЕНТЫ»…..9

Практическая часть «Математика и проценты»………..13

Практическая часть «Биология и проценты»……………16

Практическая часть «Химия и проценты»……………….21

Заключение……………………………………………………23
















Введение

Математика – удивительная наука, и к тому же один из самых важнейших предметов в школе, прежде всего потому, что в последнее время развитие многих наук связано с их математизацией – проникновением в них математических стилей и методов решения. Математические знания необходимы в практической жизни многих профессий и в будущем значение этих знаний будет только возрастать. Следовательно, математическое образование школьников должно строиться с учетом его интеграции с такими науками как физика, химия, биология, экономика, лингвистика, медицина и т.д. В последнее время часто пересматриваются программы, пишутся новые учебники и дидактические пособия, одни из них лучше, другие хуже, и в каждом, возможно есть что-то необычное и интересное.

Проблема: Если математические знания так важны для других наук, то возможно создание интегрированного задачника, решая задачи из которого школьники будут не только отрабатывать математические, но и оттачивать межпредметные знания, умения и навыки?

Цель работы:

Создание интегрированного задачника.

В ходе работы над проектом потребовалось решить следующие задачи:

- выбрать одну из тем;

- изучить все способы решения задач по выбранной теме;

- изучить теорию, подобрать или составить авторские задачи;

- распределить задачи по разделам;

- создать сборник;

- предложить задачи для решения, получить и проанализировать отзывы;

- сделать соответствующие выводы.

Основная гипотеза проекта:

Подобранные и составленные задачи по выбранной теме, способствуют удовлетворению познавательного интереса обучающихся и развивают навык использовать приобретенные знания, умения и навыки для решения практических, жизненных задач.

Новизна работы заключается в создании ПРОДУКТА – сборника интегрированных задач, презентации новых, неординарных способов решения задач.

Основные методы и приемы:

тестирование, анализ и синтез, сравнение, обобщение.

Практическая значимость работы заключается:

а) в подборе и презентации различных способов решения задач, которые позволяют формировать устойчивые инвариантные знания и элементы действий;

б) в возможности систематически отрабатывать навыки решения задач по теме не только на уроках математики;

в) в создании продукта – СБОРНИКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАДАЧ.


Работа была выполнена в гимназии №201 в соответствии с планом работы ученического научного общества гимназистов.














  1. Выбор темы

Анализ нескольких предметных программ показал, что лучше всего было бы начать с решения задач по теме «Проценты», «Концентрация», «Массовая доля растворенного вещества» или «Растворы. Сплавы» потому, что:

  1. Эта тема актуальна для математического образования (подготовка к ГИА, ЕГЭ, олимпиадам, конкурсам).

  2. Знания этой темы необходимы для изучения физики, химии, биологии, медицины, МХК, изобразительного искусства, экологии, геологии и многих других наук.

  3. Приобретенные навыки по этой теме необходимы в повседневной жизни каждого человека.

  4. В процессе работы над проектом, у вех участников формируются вычислительные навыки и владение алгоритмами, умение выбирать рациональные способы решения; развиваются навыки самостоятельности и самоконтроля, умение приобретать и использовать новую информацию, навык составления познавательных и практических задач.















  1. Задачи и способы их решения.

Способов подготовки к решению текстовых задач довольно много. Теоретически вспоминается и общие методы построения математической модели, и довольно толковые советы по заполнению таблиц, и старые - добрые пропорции.

Хотелось бы обратить внимание на полезный психологический приём, о котором стали всё чаще упоминать. Текстовые задачи следует « примерять на себя», как одёжку, становиться одним из персонажей предлагаемой ситуации, и тогда, повышающаяся личная ответственность, хочется верить - поможет выпутаться в условиях сюжета решаемой задачи.

При решении задач, в которых речь идёт о деньгах, лучше сразу представить, что они лежат в ВАШЕМ кошельке. Все действия происходят с «ВАШИМИ – кровными», потери и приобретения коснутся бюджета ВАШЕЙ семьи.

В задачах, где нужно что-то выплавить, получить какую-то смесь и т.д., тут же представляем, что это конкретное задание надо выполнить именно ВАМ и от правильности решения зависит сохранение ВАШЕГО доброго имени, ВАШЕЙ репутации.

Итак, погружайте себя в ситуацию, создавайте внешние обстоятельства, которые подтолкнут к дальнейшим правильным действиям.

Решая любые задачи необходимо помнить следующее:

  1. Точность ответа должна соответствовать точности условия, а именно количество значащих цифр в ответе должно сохранятся равным наименьшему количеству значащих цифр в условии. По словам академика А.Н. Крылова «сколько бы не было точно математическое решение, оно не может быть точнее тех предпосылок, на коих оно основано». Пренебрежение этими правилами часто приводит к неверным результатам.

  2. Лишних данных, как правило, в условии задачи не бывает, поэтому необходимо использовать все данные при решении.

  3. Процесс решения любой, даже самой сложной расчетной задачи заключается в разделение ее на простые части.

  4. Необходимо всегда помнить: задачи решаются в единой системе измерения.

  5. При решении задач необходимо использовать разные способы, но выбирать наиболее приемлемый, то есть самый оптимальный.


ПАМЯТКА «Как решать задачи».
  1. Внимательно прочитать условие, повторить его своими словами уяснив, что дано и что требуется определить.

  2. Кратко записать условие задачи и, при необходимости, выяснить какие дополнительные знания и из каких областей могут потребоваться.

  3. Обратить внимание на правильность выбора физических единиц и систем измерения.

  4. Решать задачу и записывать все поясняющие действия.

  5. Выписать ответ.

  6. Сделать проверку, помня, что решая задачу разными способами ответ всегда должен быть одним и тем же.

Алгоритм решения задачи:

Ступень

Процесс реализации решения задачи

Советы по реализации

и вопросы

Пословицы, которые могут помочь в работе

I

Понимание постановки задачи

1.Имейте желание самостоятельно решить задачу.

2.Что дано?

3.Что неизвестно?

4.В чем состоит условие?

5.При необходимости сделайте чертеж.

1.Где есть желание, путь найдется.

2.Обдумай цель раньше, чем прыгать.

3.Кто плохо понимает, тот плохо отвечает.

II

Составление плана решения

1.Определите, по какой теме задача.

2.Можете ли вы вспомнить подобную задачу?

3.Можно ли преобразовать формулировку задачи в другую, более знакомую вам?

4.Использованы ли все данные условия задачи?

5.Вспомните все формулы, которые понадобятся вам для решения и которые связывают все величины.

6.По возможности разбейте решение задачи на последовательно связанные этапы.

1.Усердье – мать удачи.

2.Мудрый меняет свое решение, дурак – никогда.

3.Попробуй все ключи связки.

4.Всегда имей две стрелы для лука.

5.Смысл рыбной ловли не в том, чтобы забросить удочку, а в том, чтобы поймать рыбку.

III

Осуществление плана на практике

1.Контролируйте, доказывайте и проверяйте каждый свой шаг.

1.Проверь, прежде чем прыгнуть.

2.Ступень за ступенью, лестница преодолевается.

3.Мелкие удары валят большие дубы.

IV

Анализ решения

1.Проверьте ход своего решения.

2.Используя другой метод решения, получите тот же результат.

3.Рассмотрите внимательно свою решение и по возможности сократите его.

4.Используйте примененный метод для решение другой задачи, закрепите приобретенный навык.

1.С двумя якорями безопасней плыть.

2.Тот, кто не думает снова, не может думать правильно.

3.Вторые мысли самые лучшие.





Задачи и способы их решения по теме «ПРОЦЕНТЫ».


п/п

Словестная интерпритация

Математическая запись

( модель)

Пример

1.

Один процент ( 1 % - сотая часть) от числа а

0,01а = 1%100а= а/100

а=2

0,01*2=0,02

2.

Несколько процентов от а

Р % от а

Р % от а

0,01*р*а=0,01ра=р/100*а

5% от 12

0,05*12=6(т.е. число 6- 5 процентов от12)

3.

Число в составляет р% от а

в=0,01ра

В предыдущем примере в равно числу 6.

4.

Сколько процентов от числа а составляет в?

Р=в/а*100

Сколько процентов число 5 составляет от числа 4?

(и наоборот)

5*100/4=125 %

(4*100/5= 80%)

6

S руб. положены в банк под р %. Сколько денег на счету через год?

Формула сложных процентов: К=S+0,0р*S=S(1+0,0р)=S(1+0,01*р)

К- итоговая сумма, S-начальный капитал. р - процент прибыли на один промежуток времени.


7.

S руб. положены в банк под р %. Сколько денег на счету через два года?

К= S(1+0,0р)²


8.

S руб. положены в банк под р %. Сколько денег на счету через 3 года?

К= S(1+0,0р)³




Закономерность очевидна


9.

Сумма увеличивается (уменьшается) ежемесячно на р %. Какой она станет через n месяцев?.

Формула простого процентного роста:

К= S(1+рn/100

( К= S(1-рn/100) )





Задача № 1.

Слёзы выполняют защитную функцию — они очищают глаз от инородных предметов. Слёзы могут быть сопровождением эмоций, например, слёзы во время плача или смеха. Концентрация соли в слёзной жидкости составляет 0,9%. Определите массу соли, которая содержится в слезной жидкости, массой 8 г.

Первый способ решения (химический).

Найдем массу соли в слезной жидкости, используя формулу

m(вещества) = m(раствора) * w(массовая доля вещества в растворе)

8 *0,009 = 0,072 (г)

Ответ: Масса соли в слезной жидкости равна 0,072г


Второй способ (математический).

100% 8г

0,09% Хг

х=0,009*8:100 = 0,072г

Ответ: 0,072г


Задача № 2

Акула ищет пищу по запаху и воспринимает минимальную вибрацию воды органами боковой линии, как бы рыщет в воде, передвигаясь зигзагами в зависимости от того, какая из ноздрей ощущает более сильный запах. Обоняние у акул настолько острое, что они улавливают одну каплю крови на расстоянии до 0,5 км. Некоторые запахи акулы не любят. Например, акулы не любят запах соединений уксусной кислоты и медного купороса. Препарат на основе этих запахов - антиакулин - спасает людей, случайно оказавшихся в местах, где царствуют морские «тигры». Определите массу медного купороса, необходимую для приготовления 40г 20% раствора сульфата меди.

Первый способ (химический)

M (CuSO4 *5 H2O) = 250 г/моль

M(CuSO4) = 160 г/моль

  1. Найдем массу сульфата меди в растворе, используя формулу m(вещества) = m(раствора) * w(массовая доля вещества в растворе)

40*0,2 = 8 (г)

  1. Найдем количество вещества сульфата меди в растворе по формуле

n = ; n = / 160 = 0,05 (моль)

  1. Согласно формуле вещества n(CuSO4) : n (CuSO4 *5 H2O) как 1:1, следовательно n(CuSO4 *5 H2O)= 0,05 моль

  2. Найдем массу кристаллогидрата, медного купороса

m(CuSO4 *5 H2O) = 0,05моль *250 г/моль = 12,5 г


Второй способ (интегрированный), используя правило смешения (математика), или правило Креста (химия)

M (CuSO4 *5 H2O) = 250 г/моль

M(CuSO4) = 160 г/моль

ω (вещества в кристаллогидрате) = 160/250 = 0,64 или 64%


64% 20

20% 64 40г

0% (вода) 44

  1. 64-20 = 44

  2. 20 – 0 = 20

  3. 20+ 44 = 64 (части)

  4. 45 : 64 = 0, 625 (г) приходится на каждую часть

  5. 0, 625 * 20 = 12,5 (г) медного купороса


Третий способ – (маленькое открытие)

Массовая доля воды в медном купоросе составляет 36% или 0,36

Массовая доля сульфата меди составляет 64% или 0,64

  1. m(CuSO4) = 4г * 0,2 = 8г.

  2. 8 г - 64%

Хг - 36%

m (H2O) = 4,5

  1. m (CuSO4 *5 H2O) = 8 + 4,5 = 12,5 (г)

Четвертый способ – (совместно разработанный способ)

Массовая доля сульфата меди составляет 64% или 0,64 (160/250* 100%)

  1. m(CuSO4) = 40г * 0,2 = 8(г).

  2. 8 г - 64%

Х г - 100% m (CuSO4 *5 H2O) = 8 *100/64 = 12,5 (г)

ВЫВОД: самый короткий оптимальный способ решения – четвертый.













3. Практическая часть

Раздел №1 «Математика и проценты».

Авторы: учащиеся 6 «А» класса

Алексеенков Дмитрий (15)

Грибкова Анна (17)

Гудков Алексей (4,5)

Трошин Михаил (1,2,3)

Федоренко Ксения (6,7,8)

учащиеся 8 «Б» класса

Бахлова Анна (

Кагинян Циала (

Джаббарова Нармин(

Задача № 1.


Твой друг на контрольной работе по математике решает задачу: « В железной руде 54% железа. Сколько железа в 450 т железной руды»? Помоги другу рушить задачу, чтобы он не получил двойку.


Задача № 2.


Мальчик играет в компьютер 1 час каждый день. Во вторник он играл на 35% больше обычного времени. Сколько времени мальчик провёл за компьютером во вторник?


Задача № 3.


Мама израсходовала 500г муки на пиццу, 200г на блины и 600г на пирожки. Сколько процентов муки осталось в пакете, если всего было 2 кг муки?


Задача № 4.


В Большом театре 7 исторических залов. Сегодня отреставрировали 6 залов. Сколько процентов реставрации осталось выполнить? В круглом зале Большого театра облицовка свода составляет 11м² от общей площади, что является 10% свода. Чему равна площадь свода?


Задача № 5.


В России проживает 150000000 человек, 30% населения проживает в сельской местности. Сколько человек проживает в городах?


Задача № 6.

Вини - Пух очень любит мёд. Каждый день он съедает 25% мёда из горшочка. За сколько дней он опустошит 12 горшочков?

Задача № 7.


Маше 5 лет. 20% всей её жизни она потратила на сон. Сколько лет она бодрствовала?


Задача № 8.


Петя гулял полтора часа. 40% времени прогулки он провёл, качаясь на качелях, 35%- бегал вокруг дома и 25 % - гонялся за котом. Сколько минут Петя выполнял каждое из этих действий?


Задача № 9.


Туалетная вода с учетом двухпроцентной скидки по дисконтной карте составила 1470 рублей. Сколько бы пришлось заплатить за покупку без скидки?


Задача № 10.


Каждому покупателю магазина Перекресток, сделавшему покупку с 11.00 до 14.00, предоставляется скидка 5%. Мэри в 12.15 совершила покупку на сумму 798 рублей. Сколько рублей составила скидка?


Задача № 11.


Туристическая фирма организует автобусные экскурсии в Нижний Новгород. Цена экскурсии на одного человека 7 500рублей. Группам предоставляются скидки: от 4 до 10 человек – 5%, группе более 10 человек – 10%. Сколько заплатит за экскурсию группа из 8 человек?


Задача № 12.


На звание старосты 8 класса претендовали Бакулин Илья, Горькавый Андрей, Роднищева Дарья. За Горькавого было отдано в 2 раза меньше голосов, чем за Бакулина, а за Роднищеву – в 4 раза больше, чем за мальчиков. Сколько процентов проголосовали за победителя?

Задача № 13.


Определить, сколько процентов своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 20 рублей, ежемесечная зарплата 10000 рублей ( в месяце 30 дней).





Доля именно практико-ориентированных задач на ГИА и ЕГЭ будет со временем возрастать, а пока…

Где- то мы с вами уже встречались?

Задача № 14.

Цены в магазине выросли на 150%. На сколько теперь они должны снизиться, чтобы вернуться к первоначальному уровню?



Задача № 15.

На сколько процентов увеличиться покупательная способность населения (количество товаров, которое можно приобрести на данную сумму денег), если цены на все товары снизить на 20%.


Задача № 16.

Как изменится площадь прямоугольника, если его длина увеличится на 30%, а ширина уменьшится на 30%?


Задача № 17.

Два измерения прямоугольного параллелепипеда уменьшили на 40% каждое, а третье его измерение увеличили в пять раз. На сколько процентов увеличился объём параллелепипеда. (П. В. Семёнов - МАТЕМАТИКА 2008)


Задача № 18.

На сколько процентов изменится произведение двух чисел, если одно из них увеличить на 30%, а другое – на 20%


Задача № 19.

Во сколько раз 130% от 500 руб, больше, чем 260% от 50 руб. ?

(П. В. Семёнов - МАТЕМАТИКА 2008)


Задача №20.

Цена холодильника в магазине ежегодно уменьшается на одно и то же число процентов от предыдущей цены. Определите, на сколько процентов каждый год уменьшалась цена холодильника, если выставленный на продажу за 30000 рублей, он через 2 года был продан за 24 300 рублей? (С.А. Шестаков – ЕГЭ математика, 2010).


Задача № 21.

Банк предоставляет ипотечный кредит сроком на 10 лет под 19%годовых. (Это означает, что ежегодно заемщик возвращает 19% от непогашенной суммы кредита и 0,1 суммы кредита). Во сколько раз сумма, которую должен выплатить банку заемщик, больше суммы заёма, если согласно договору досрочное погашение кредита невозможно? (С. А. Шестаков – Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре, 2007).



Раздел №2 « Биология и проценты ».

Авторы: учащиеся 6 «В» класса

Абдуллина Алина (3)

Волгина Анастасия (9, 10)

Луговских Виктор (12)

Микульский Никита (2)

Мокров Петр (14)

Савочкин Сергей(7, 8)

Пашкина Анастасия (5, 6, 11)

учащиеся 8 «Б» класса

Бахлова Анна


Задача № 1.


В народе давно осознали зависимость состояния здоровья от содержания кислоты в желудке. Именно поэтому кислый квас и кисломолочные продукты издавна занимали почетное место в рационе многих народов. Бактерии, содержащиеся в этих продуктах, вытесняют из кишечника гнилостную микрофлору, вырабатывающую фенол, индол, скатол и прочие ядовитые вещества. Сами же молочно - кислые бактерии вырабатывают молочную кислоту, которая в печени быстро превращается в глюкозу – важнейшее биологическое топливо нашего организма. Определите концентрацию молочной кислоты в кисло – молочном продукте, если в 150 г его содержится молочная кислота массой 0,75 г.


Задача № 2.


При потере воды, достигающей 5% веса тела, наблюдается выраженное снижение работоспособности. Если потеря воды превышает 10% веса тела, возникает тяжелое обезвоживание, а если она составляет 15-20%, или около 1/3-1/4 общего содержания воды в организме, наступает смерть. Определите массу воды, которая приведет к выраженному снижению работоспособности у человека весом 60 кг.


Задача № 3.


В желудке среда кислая за счет соляной кислоты, концентрация которой в чистом желудочном соке составляет 0,5%. Кислая среда желудка активизирует работу фермента пепсина, который расщепляет белки. Определите массу соляной кислоты, содержащейся в желудочном соке, массой 200 г.


Задача № 4.


Близорукость наблюдается у 12 детей из детского сада, что составляет 6% от общего количества детей в детском саду. Сколько детей посещают детский сад?


Задача № 5.


Самая длинная кость человеческого организма – бедренная, длина ее составляет 27,5 % от роста человека. Определите длину бедренной кости девочки ростом 155 см.


Задача № 6.


Длина стопы, в норме, составляет 14% роста человека. Определите рост человека, имеющего стопу, равную 22 см.


Задача № 7.


Существуют следующие усредненные данные, характеризующие водный баланс: минимальная суточная потребность человека массой 70 кг в воде составляет около 1750 мл; из них 650 мл потребляется с питьем, примерно 750 мл – с твердой пищей и остальная вода образуется в организме в результате реакций окисления. Какой процент составляет вода, образующаяся в организме от:

а) минимальной суточной потребности воды;

б) воды, потребляемой с питьем.


Задача № 8.


Кожный покров головы взрослого человека, в среднем, имеет 120 000 волосяных луковиц, ежедневно отмирает около 100 волос. Какой процент от общего количества луковиц составляют выпавшие за 1 день волосы?


Задача № 9.


Организм человека, в среднем, на 80% состоит из воды. Определите массу воды, которая содержится в человеке весом 67 кг.


Задача № 10.


Дневная норма потребления витамина С составляет 60 мг. Один апельсин в среднем содержит 45 мг витамина С. Сколько процентов дневной нормы витамина С получил человек, съевший один апельсин? ( Е.В. Неискашова – алгебра, 2009).

Задача № 11.


Норма гемоглобина крови, в среднем – 130 единиц (13 г в 100 мл крови). У девочек она ниже на 15%, чем у мальчиков. Определите среднюю норму гемоглобина крови у девочек.

Задача № 12.


Cуточная норма потребления белков составляет 73г. Один стакан молочного коктейля содержит 11 г белков. Сколько процентов от суточной нормы потребления белков получит человек, выпив стакан молочного коктейля?


Задача № 13.


Человек в сутки должен потреблять 2 000 ккал в сутки, энергетическая ценность стакана молока около 120 ккал. Сколько процентов от суточной нормы потребления энергии содержится в одном стакане молока?


Задача № 14.


Средний вес новорожденного ребенка 3кг 300г. Если у ребенка отец курит, то его вес будет меньше среднего на 125г, если курит мать – меньше на 300г. Определите сколько процентов теряет в весе новорожденный, если:

а) курит папа;

б) курит мама;


Задача № 15.


Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56лет.


Задача № 16.


Из сахарной свеклы получают сахар, вес которого составляет 18% веса свеклы. Сколько кг сахара получиться при переработки 150 кг сахарной свеклы?


Задача № 17.


Зерна кофе при обжарке теряют 12 % своего веса. Сколько кг жаренного кофе получиться из 5 кг свежего?


Задача № 18.


Рис содержит 75% крахмала. Сколько килограммов крахмала содержится в 5 кг риса?


Задача № 19.


Яблоки при сушке теряют 85% своей массы. Сколько надо взять свежих яблок, чтобы получить 7 кг сушенных?


Задача № 20.


Арбуз на 98% состоит из воды. На сколько процентов снизилось содержание воды в арбузе, если он при длительном хранении потерял 0,5 кг?


Задача № 21.


Свежие грибы содержат 90 % воды по массе, а сухие – 12 %. Определите массу сухих грибов, которые можно получить из 22 кг свежих.

Задача № 22.


Виноград содержат 90 % влаги, а изюм – 5 % влаги. Сколько килограммов винограда требуется для получения 20кг изюма? ( С.А. Шестаков)


Задача № 23*


Тропический паук педипальпида, спасаясь от своих врагов, стреляет в них струйкой жидкости, состоящей на 84% из уксусной кислоты. Как приготовить 50г 3% столового уксуса из 84% уксусной кислоты?

Задача № 24*


Муравьиной кислотой жжется крапива, некоторые гусеницы и рыжие муравьи, ядовитая железа которых содержит до 70% этой кислоты. Как можно приготовить 5% раствор муравьиной кислоты, из имеющегося в наличии 70% раствора, массой 40 г?

Задача № 25**


Для смазывания десен приготовлен раствор из 5 мл 30%-ного раствора перекиси водорода и 15 мл дистиллированной воды. Рассчитать массовую долю пероксида водорода в полученном растворе (p принять равной 1 г/мл).



Задача № 26**


Железный купорос имеет формулу FeSO4•7Н2О и часто используется для борьбы с вредителями растений. Как приготовить 80 г 5% раствора для опрыскивания комнатных растений.





Задача № 27**


Акула ищет пищу по запаху и воспринимает минимальную вибрацию воды органами боковой линии, как бы рыщет в воде, передвигаясь зигзагами в зависимости от того, какая из ноздрей ощущает более сильный запах. Обоняние у акул настолько острое, что они улавливают одну каплю крови на расстоянии до 0,5 км. Некоторые запахи акулы не любят. Например, акулы не любят запах соединений уксусной кислоты и медного купороса. Препарат на основе этих запахов - антиакулин - спасает людей, случайно оказавшихся в местах, где царствуют морские «тигры». Определите массу медного купороса, необходимую для приготовления 40г 20% раствора сульфата меди.



































Раздел №2 « Химия и проценты ».

Авторы: учащиеся 6 «В» класса

Абдуллина Алина (3)

Волгина Анастасия (9, 10)

Луговских Виктор (12)

Микульский Никита (2)

Мокров Петр (14)

Савочкин Сергей(7, 8)

Синева Анастасия (1)

Пашкина Анастасия (5, 6, 11)

учащиеся 8 «Б» класса



Задача № 1.


При ожогах щелочами пораженный участок кожи в течение 5 - 10 минут обмывают водой, а затем нейтрализуют раствором с массовой долей уксусной кислоты 1%. Какая масса уксусной кислоты с массовой долей кислоты 70% необходима для приготовления такого раствора массой 500 г?


Задача № 2.


В медицинской практике часто пользуются 0,9%-ым раствором поваренной соли (р = 1г/мл). Вычислите:

а) Массы соли и воды, введенные в организм при вливании 300 мл этого раствора.

б)** Молярную концентрацию этого раствора


Задача № 3.


В человеческом организме в общей сложности содержится приблизительно 25 мг йода (входящих в состав различных соединений), причем половина всей массы йода находится в щитовидной железе.

а) Определите процентное содержание йода в щитовидной железе, массой 40 г

б)*Определите, сколько атомов йода содержится в организме человека.


Задача № 4.


«Йодную настойку» обычно считают спиртовым раствором йода. На самом деле она содержит 5 г йода, 2 г йодита калия и 50 мл 96% - этилового спирта на каждые 50 мл воды. Йодид калия добавляют в йодную настойку потому, что чистый йод в воде почти нерастворим, а йодид калия образует с йодом хорошо растворимый комплекс К{I(I2)}. Этиловый спирт еще больше повышает растворимость йода.

А) Рассчитайте массу спирта, которую необходимо добавить к 30 г 5% «йодной настойки», чтобы получить 3% раствор, необходимый для обработки участка кожи вокруг раны.

Б)** Рассчитайте массу йода, который может быть «связан» с помощью 1, 66 г йодида калия, если степень превращения йода в растворимый комплекс составляет 10%.


Задача № 5.


Концентрированные растворы перманганата калия вызывают ожоги слизистой оболочки полости рта, пищевода, желудка. В качестве «противоядия» используют раствор, в 1 л которого содержащий 50 мл 3% раствора пероксида водорода и 100 мл 3% раствора уксусной кислоты. Определите массовые доли всех веществ, составляющих этот раствор, плотностью можно пренебречь.


Задача № 6.


Раствор хлорида кальция часто используется в медицинской практике в качестве кровоостанавливающего и противоаллергического средства.

а) Как приготовить 200 г 5% раствора хлорида кальция?

б)* Сколько потребуется кристаллического CaCl2*6 H2O (марки х.ч.) и воды, для приготовления 100 мл 3% раствора хлорида кальция?

в)** Определите Молярную концентрацию этого раствора.

Задача № 7.


Раствор Люголя, который применяют для смазывания слизистой оболочки рта и горла. Содержит в 17 мл воды 1 г йода и 2 г йодида калия. Рассчитайте массовую долю веществ в растворе Люголя массой 100 г.


Задача № 8.


При укусе муравьев или от ожогов крапивой возникает резкое чувство жжения на коже, от которого может спасти 2% раствор гидрокарбоната натрия, который нейтрализует действие муравьиной кислоты.

а) Определите массу гидрокарбоната натрия, которая находится в таком растворе, массой 40 г.

б)** Какая масса уксусной кислоты может быть нейтрализована таким раствором?





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проценты играли и играют в жизни человека огромное значение, они проникли во все сферы деятельности человека, и научиться решать задачи на проценты – это требование времени: будешь ли ты математиком, или тебе интересно изучать законы физики, или ты мечтаешь стать врачом, фармацевтом, или химиком? Не стоит забывать и о том, что в повседневной жизни человек на каждом шагу встречается с ними: учитель, подсчитывающий качество знаний, или успеваемость, бизнесмен, старающийся получить большую прибыль, или обычный человек, выбирающий банк, где решил взять кредит. Близко познакомиться с процентами стоит познакомиться и людям, которые любят разводить рыбок, или ухаживать за цветами, а также всем тем, кто хорошо рисует и разводит краски, строит и ремонтирует дома, замки, храмы. Работая над проектом, все его участники получили богатейший опыт по составлению и решению задач на проценты разного уровня сложности, расширили свои знания и узнали много нового об окружающем мире. Этот опыт участники проекта передают в массы в виде сборника авторских задач, который поможет всем желающим освоить эту важнейшую тему.




















Литература.

  1. Г.В. Прохорова. «Математика в химии: значащие цифры, правила округления», журнал «Химия в школе» №1/1999

  2. И.П. Алимарин. Энциклопедия школьника. Неорганическая химия, М.: Советская энциклопедия, 1975

  3. О.С. Габриелян. Химия. М.: Дрофа, 2004

  4. О.С. Габриелян. Настольная книга учителя химии. М.: «Блик и Ко», 2001

  5. Т.Н. Литвинова. Задачи по общей химии с медико-биологической направленностью. Ростов – на – Дону: Феникс,2001

  6. Залманов А. Тайная мудрость человеческого организма. Минск, 1993

  7. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии. М.: Просвещение, 1995

  8. Альбицкая Н.Е. Организменный элементарий. Элективный курс. Саратов: СарИПКиПРО, 2007

  9. Химорецепция в жизни рыб. Ихтиологический мир.

http://rybolov.in.ua/article.php?id=86

  1. Жигулев Л.А., Зорина Н.А. Учебно – методическое пособие. Алгебра. 9 класс. ГИА. СПб:СМИО Пресс, 2009

  2. Рурукин А.Н. Типовые тестовые задания: 9 класс. М.: ВАКО, 2010.

  3. Коломиец Т.В. Алгебра. 9 класс: сборник заданий к итоговому тестированию с решениями и ответами. Волгоград: Учитель, 2007.

  4. Неискашова Е.В. Алгебра: 50 типовых вариантов для подготовки к ГИА. М.: АСТ: Астрель, 2010.

  5. Шестаков С.А. Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. М.: АСТ: Астрель, 2007.

  6. Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И. Подготовка к экзамену по математике ГИА 9 в 2009 году. М.: МЦНМО, 2009.

  7. Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И. Подготовка к экзамену по математике ГИА 9 в 2010 году. М.: МЦНМО, 2010.

  8. Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И. Тематическая рабочая тетрадь. 9 класс. М.: Издательство «Экзамен», МЦНМО, 2009.

  9. Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И. Тематическая рабочая тетрадь. 9 класс. М.: Издательство «Экзамен», МЦНМО, 2010.

  10. Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. Экзамен в новой форме: Алгебра: 9-й класс: Тренировочные варианты экзаменнационных работ для проведения ГИА. М.: АСТ: Астрель, 2010.

  11. Шестаков С.А., Гущин Д.Д. ЕГЭ 2010. Математика. Задача В12. Рабочая тетрадь. М.: МЦНМО, 2010.


26




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!