СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграционные процессы в системе дополнительного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Интеграция основных и дополнительных общеобразовательных программ как тенденция развития современной системы образования нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в положениях (ст. 19.3), предусматривающем, в частности, включение внеурочной деятельности в основную образовательную программу, и требующем включения состава и структуры направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения) в  учебный план. Аналогичное требование содержится в проекте Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (п.19.4).

Просмотр содержимого документа
«Интеграционные процессы в системе дополнительного образования.»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ИСТОКИ»

(МБОУ ДОД ЦВР «Истоки»)


Интеграционные процессы в системе дополнительного образования.

Выступление для ГМО.







Подготовила педагог МБОУ ДОД ЦВР «Истоки», руководитель объединения «Визаж – студия» Шнуренко С.В.













г. Новый Уренгой

2012 год

Основной смысл функционирования и развития дополнительного образования детей в современной России определяется его предназначением: стать неотъемлемой частью системы общего образования детей, обусловленного требованиями модернизации образования и переходом на ФГОС общего образования. Сегодня дополнительное образование детей – реально действующая подсистема образования, единый, целенаправленный процесс, позволяющий реализовать каждому ребенку личностное право на свободный выбор способов достижения цели образования, ее жизненного определения. Кроме того, уникальный потенциал дополнительного образования расширяет возможности всей системы общего образования, играет определенную роль в ее модернизации, а именно в обеспечении преемственности образовательных программ, усилении личностной, творческой, практической и социальной составляющих содержания образования. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предполагает (при условии их успешной реализации) достижение таких личностных и метапредметных результатов образования, которые позволят сформировать в выпускниках школы способность к активному целенаправленному развитию, инновационной деятельности, непрерывному образованию и творческому применению знаний на практике, способности к осознанному выбору профессии, владению научными методами познания мира и т.д., что невозможно без интеграции общего и дополнительного образования детей, и поэтому предъявляет новые требования к развитию системы дополнительного образования. Кроме того, дополнительное образование должно взять на себя задачи не только обеспечения дополнительности общего образования, но и его преемственности и непрерывности. Обеспечение непрерывности развития ребенка в системе общего образования должно осуществляться как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая повышенный уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка), что также невозможно без дополнительного образования детей.

Интеграция (от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение)  обозначает объединение, взаимопроникновение, объединение каких-либо элементов (частей) в целое, процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей. Специалисты выделяют внешние и внутренние (проявляющиеся внутри системы педагогического образования) факторы интеграции и классифицируют их по группам: политические, социальные, экономические, ресурсные, юридические, педагогические, кадровые, территориальные. Среди внешних факторов интеграции выделяют: социальный заказ; государственную политику в области образования (ориентация российского образования на инновационное развитие); влияние общероссийских и международных процессов интеграции в образовании. Среди внутренних факторов интеграции: общность цели образовательных учреждений; стремление образовательных учреждений к оптимизации своих ресурсов, накоплению интегративного потенциала, координации деятельности для совместного использования ресурсов, создание единого информационно-образовательного пространства территориальной образовательной системы.

Модернизация образования предполагает интеграцию образовательных учреждений в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другие, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.

Современное дополнительное образование детей реализуется не только на базе учреждений дополнительного образования детей (УДО), но и в образовательных учреждениях других типов – детских садах, общеобразовательных школах, профессиональных училищах и других образовательных учреждениях. Обогащению образовательной среды новыми возможностями созидательно-творческой деятельности отвечает органическая связь общего, профильного, дополнительного образования и образовательно-культурного досуга детей.

Педагогические идеи, на которых строится дополнительное образование:

- идеи личностно-ориентированного подхода – развития целостной личности ребенка, признания приоритета развивающейся личности перед всеми другими задачами;

- идеи личностно-детерминированного подхода – свободы выбора ребенка, основанной на личностной мотивированности, потребности в образовательных услугах;

- идеи деятельностного подхода – построение образовательного процесса от действия к знанию;

- идеи непрерывного образования – построение образовательного процесса, предполагающего возможность образования ребенка в двух направлениях: по вертикали, как совокупность последовательных образовательных воздействий на личность в течение ее жизни, и по горизонтали, как совокупность одновременных воздействий на личность со стороны различных образовательных каналов на любом отрезке человеческой жизни;

- идеи вариативно-интегративного подхода – построение образовательного процесса на основе взаимодействия и взаимопроникновения направлений, целей, функций, результатов образования детей.

Содержание дополнительного образования детей может отражать интеграцию в различных вариантах следующих составляющих образовательного процесса:

- направленностей деятельности (например, художественно-эстетического, социально-педагогического и эколого-биологического и другие);

- функций деятельности (образовательных и социально-педагогических);

- дополнительных образовательных программ учреждения;

- учебных предметов (например, между однопредметными или многопредметными программами, внутри многопредметной программы и другие);

- интересов детей.

Функции дополнительного образования:

- образовательные функции функции обучения, воспитания и развития детей;

- социально-педагогические функции - функции социальной защиты, оздоровления, реабилитации, социальной адаптации, культурно-досуговая и другие функции.

Организация дополнительного образования может отражать интеграцию в следующих вариантах:

- уровней реализации образовательного процесса (например, ознакомительного, репродуктивного, творческого и другие);

- продолжительности, темпа освоения программы (от нескольких месяцев до 3 и более лет, в зависимости от желания ребенка);

- разных субъектов образовательного процесса (детей разного возраста, детей и родителей и других);

- форм организации образовательного процесса (кружок, школа, студия, мастерская, лаборатория, клуб и другие);

- педагогических технологий (теоретическое и практическое учебное занятие, индивидуальная и коллективная творческая деятельность, игра и мероприятие и другие).

Современное дополнительное образование становится элементом системы общего образования, оно выступает тем фактором (условием), которое дополняет образовательное пространство до его целостности.

Механизмы развития дополнительного образования:

  1. Индивидуализация образования.

  2. Профилизация образования.

  3. Развитие социально-педагогических функций образования.

  4. Технологизация образования.

  5. Интеграция образования системы общего образования за счет возможностей дополнительного образования детей.

  1. Индивидуализация образования - создание условий для выстраивания ребенком индивидуальных образовательных маршрутов в рамках муниципальной системы образования; создание условий для развития детей с особыми образовательными возможностями (одаренных детей) и детей с ограниченными возможностями здоровья

Индивидуализация образования начинается с изучения социального заказа.

Три основных структурных компонента социального заказа:

Культурно-исторический – заказ на личность, обладающую качествами, позволяющими обеспечить преемственность и развитие культуры, как конкретного социума (этноса, нации), так и всего человечества;

Социально-ситуативный – заказ на основе специфических особенностей развития данного социума и региона;

Личностно-индивидуальный – конкретный заказ ребенка, обусловленный его интересами и потребностями

Индивидуализация образования предполагает движение не от содержания образования к ребенку, а от обучающегося к содержанию образования.

Индивидуализация образования может выстраиваться на основе внутреннего и внешнего сотрудничества в системе образования

Варианты организации индивидуализации образования:

- дифференциация способностей и особенностей детей, выход на программы личностного роста детей;

- обеспечение разнообразия видов и форм организации деятельности;

- создание «Образовательных цепочек» и сквозных программ.

2. Профилизация образования - расширение возможностей профильной и предпрофильной подготовки детей за счет включения в этот процесс дополнительного образования.

Варианты организации профилизации образования:

3.Развитие социально-педагогических функций образования;

- оздоровление детей;

- социальная поддержка;

- коммуникативное развитие;

- социальная адаптация и др.;

- развитие детских общественных организаций на базе учреждений дополнительного образования детей

4. Технологизация образования - развитие программного и технологического обеспечения ДО – создание программ нового поколения, разработка новых педагогических технологий ДО, обеспечивающих развитие инициативы, творчества, самоуправления детей.

5. Интеграция образования - расширение воспитательного потенциала системы общего образования за счет организации взаимодействия дополнительного и других типов образования.

Вывод: все вышеперечисленные особенности делают дополнительное образование привлекательным для ребенка, расширяют его образовательные возможности. В связи с этим развитие системы дополнительного образования детей не может быть изолированным или локальным. Содержание дополнительных образовательных программ не может подменять содержание дошкольного, общего среднего или начального профессионального образования, определенных нормативами. Необходима интеграция общего и дополнительного образования детей в рамках муниципальной системы образования.

Интеграция общего и дополнительного образования может идти как по содержанию, так и по организационным формам. Музейная, поисковая, краеведческая работа опираются на знания, полученные в учебном процессе. А изучение экспозиций школьного музея, подготовленных в блоке дополнительного образования, во многих школах включается в учебный процесс. В целом тенденция интеграции состоит в нарастании числа комплексных программ и проектов: исторические игры, музыкальный театр, детская филармония, клуб поисковой работы и фронтовой песни, школьная академия науки и техники и др. Дополнительное образование создает необходимые возможности для развития реального ученического самоуправления, а не «игры в самоуправление». Рост числа разновозрастных объединений, объединенных программой и проектами совместной деятельности – показатель роста качества работы дополнительного образования. Таким образом, стратегия развития интеграции общего и дополнительного образования детей в условиях конкретного образовательного учреждения реализуется в двух взаимосвязанных планах: 1) содержательной интеграции общего и дополнительного образования, т.е. поэтапном переходе от совокупности отдельных программ по видам деятельности к усилению их связей между собой и с программами общего образования, расширению разнообразия комплексных проектов, выращиванию на этой основе синтетических программ; 2) организационной интеграции, т.е. направленного роста кооперации в школьном сообществе – переходе от совокупности отдельных объединений по видам деятельности к увеличению числа объединений разновозрастных объединений (в т.ч. на базе студий и творческих мастерских) и становлению самоуправляющихся объединений. Дополнительное образование с полным основанием можно назвать «зоной ближайшего развития» всей школы.

Интеграция основных и дополнительных общеобразовательных программ как тенденция развития современной системы образования нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в положениях (ст. 19.3), предусматривающем, в частности, включение внеурочной деятельности в основную образовательную программу, и требующем включения состава и структуры направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения) в учебный план. Аналогичное требование содержится в проекте Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (п.19.4).

В настоящее время педагогами МБОУ ДОД ЦВР «Истоки» активно осваивается и внедряется технология интеграции. Созданы программы, объединяющие несколько самостоятельных дисциплин. За интеграционными процессами большое будущее, так как благодаря им в сознании обучающих формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. Педагогам помогает лучше оценивать способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!