СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интервью с ветераном ВОВ "Когда - нибудь и с кем - нибудь мы будем вспоминать"

Нажмите, чтобы узнать подробности

С Фаиной Васильевной мы познакомились в библиотеке. Она рассказала, что в годы войны училась в нашей школе. Я заинтересовалась судьбой своих сверстников в военное время и попросила её дать мне интервью.

Просмотр содержимого документа
«Интервью с ветераном ВОВ "Когда - нибудь и с кем - нибудь мы будем вспоминать"»


Интервью

с Островской Фаиной Васильевной

«Когда-нибудь и с кем-нибудь мы будем вспоминать…»

Бучилина Ангелина

МБОУ «СОШ № 2», 7 «А», 13 лет

Контактный телефон: 89233930185

Руководитель Черных Н.М.


г. Абакан

С Фаиной Васильевной Островской я познакомилась в Центральной детской библиотеке. Она рассказала мне о своём военном детстве. В то время семья жила в районе Никольской церкви, на улице Максима Горького. Она, как и я, училась в школе №2. Мне было интересно узнать, как учились дети в те военные годы, какой была наша школа, как моим землякам жилось во время войны.

А: -Фаина Васильевна, расскажите, пожалуйста как проходило ваше детство, когда началась Великая Отечественная война?

Ф.В.: - Война пришла, когда мне было 10 лет. Хорошо помню начало войны: стояла какая-то особенная тишина и даже разговаривали вполголоса… мы, дети, съёжились от страха… Ещё помню - мчащийся огромный табун лошадей – их гнали для отправки на фронт…

А: - Какая обстановка царила в школе?

Ф.В.: - В школе стояли круглые печи, покрытые жестью – «голландки»… Зимы были очень холодными. Когда дети шли в школу они брали с собой по полешку дров для того, чтобы топить в школе печь. Но, всё равно, было настолько холодно, что ученики были вынуждены сидеть на уроках в верхней одежде. Во время урока делали зарядку, чтобы хоть как-то согреться. От холода в чернильницах замерзали чернила. Чтобы писать, ребята на них дышали. И даже в таких условиях занятия в школе не прекращались, учились в две смены. В школе вёлся предмет «Военное дело», разбирали автоматы, ползали по-пластунски, бегали эстафеты. В солидарность с отцами и старшими братьями, подростки тоже мечтали попасть на фронт.

А ещё всем классом спешили в госпиталь, который находился в школе №1. «Помню,- продолжает Фаина Васильевна,- во дворе школы сушилось огромное количество бинтов, и они развевались на ветру…». Для бинтов ребята резали марлю, на коленках скручивали её в рулончики. Мальчишки и девчонки ухаживали за ранеными, кормили лежачих, писали по их просьбе письма, готовили концерты с песнями и танцами. Наш учитель математики Николай Иванович играл на гитаре, а я пела. Особенно запомнился мне один раненый: ему было всего 12 лет, и он был любимцем всего госпиталя, все звали его «Коля-партизан». Ребята ему так завидовали, ведь он был их ровесником, а уже был на фронте… и на нём так ладно сидела военная форма.

А: - Расскажите, как удавалось вашей семье пережить военное лихолетье?

Ф.В.: Дома было много работы: надо было приносить воду с реки Абакан. (А: Я представила, как Фая, маленькая ростиком, носила её на коромысле; вёдра, должно, были до земли). Зимой, когда Абакан замерзал, мы вместе с братом возили на санках дрова с островов. В доме на окнах были одинарные рамы, поэтому для сохранения тепла прибивали козьи шкуры и всю зиму жили в темноте.

А весной начиналась «огородная» жизнь. Ведь надо было как-то выживать. Небольшую возвышенность на Согре (ныне здесь кладбище) многие жители Абакана вскапывали вручную лопатами, кто, сколько мог обработать. Участки не были огорожены, но никто, ни у кого ничего не крал. Наша семья сажала картошку, овёс, просо. Колосья связывали, в снопы, сушили и молотили при помощи нехитрого устройства: брали цинковое корыто, стиральную доску, тёрли этот сноп по стиральной доске – так получали зерно. Солома же шла на корм скоту. Полученный урожай надо было вывезти домой. Мама, Дарья Георгиевна, скручивала в жгут плотную ткань, и за пояс прицепляла им себя к оглоблям - впрягалась вместо лошади в телегу... (А: мне трудно это даже представить)… За один раз она могла перевести четыре мешка картошки. Мы с братом тоже помогали – толкали сзади. Моста через Абакан не было, переплавлялись на пароме. Вот такой был нелёгкий путь!

А: - В чём заключалась помощь школьников фронту?

Ф.В.: - Осенью, после уроков детей часто возили убирать урожай. За Абаканом, в сторону города Черногорска, где сегодня аэропорт и село Калинино, везде были поля. Школьники убирали картофель, морковь, капусту, брюкву. Когда копали картошку, ботву собирали и сушили, а потом поджигали и пекли в костре картофель. Такое удовольствие - испечь картошку прямо в поле. (Кажется, Фаина Васильевна до сих пор помнит этот вкус…). Зерно на полях скашивали при помощи косилок, следом шли женщины и вязали снопы, за ними следовали дети и подбирали оставшиеся колоски. Собранный урожай отправляли на фронт.

А ёще ведь вечерами успевали вязать. Сами пряли шерсть, которую деревянными гребнями вычёсывали с коз и даже собак. Не обращая внимания на усталость, вязали рукавицы и носки. И шли на фронт посылки с тёплыми вещами, которые мастерили женщины и девочки – наши землячки. (А: - Я думаю, что они согревали не только руки и ноги, но и души наших солдат).

А: - Фаина Васильевна, а помните ли вы тот день, когда объявили Победу?

Ф.В.: - 9 мая 1945 года закончилась страшная война. Люди плакали, рыдали, смеялись. Взрослые привезли на лодках с островов огромные охапки черёмухи. Весна сорок пятого года была ранней, тёплой, черёмуха зацвела очень рано. И все шли с душистыми охапками на Первомайскую площадь. Здесь наскоро сколотили из досок трибуну. На том месте, где сегодня стоит памятник В.И. Ленину, была деревянная трибуна, земля засыпана камнями, булыжниками. (А: Так вот, значит, какой была наша городская площадь в 1945 году)! Всю ночь играл оркестр.… На мне было белое платье, и мы гуляли до утра.

Таким было детство этой замечательной девочки.

После войны Фаина продолжила учёбу в вечерней школе (ныне это школа №1), закончила политехнический колледж. В шестнадцать лет начала работать, и была вынуждена совмещать работу с учёбой. Пять лет работала в экспедиции, занимающейся поиском нефти и газа. Жила в Хабаровске, там же училась на экономиста. Ко всему относилась с большим интересом, ничего не боялась, бралась за любую работу. В поисках экзотики отправилась жить на Север, прожила там тридцать лет; много путешествовала, воспитала дочь, любимого внука Руслана. И уже на пенсии вернулась в свой родной город Абакан. Скоро ей исполнится 88 лет, в это трудно поверить. Фаина Васильевна очень позитивный человек, много читает, общается со школьниками, только вот большие уставшие глаза и натруженные руки, как немые свидетели, напоминают о тяжёлом детстве, опалённом войной. Беседуя с человеком, который так рано познал, что такое война, я чувствовала, - сколько бы лет ни прошло после тех страшных событий, она их пережила, как будто это было вчера.

Эта встреча дала мне возможность ощутить связь поколений и проникнуться сопереживанием к людям, пережившим годы Великой Отечественной войны. Ещё раз я убедилась, что в общей Победе над врагом не малая заслуга и рано повзрослевших детей, таких, как Фаина Островская.





Бучилина Ангелина, 7А класс




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!