СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивный урок на тему: «Казахстан в годы Великой Отечественной войны. Воины – казахстанцы в Великой Отечественной войне»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Комбинированный. Методы обучения: Рассказ, беседа, работа в группах с текстом, наглядно-иллюстративный, словесный, поисковый, интерактивный.

Оборудование: учебник 9 класс, интерактивная доска, видео ролик, компьютер (ноутбуки), презентация, таблица.

 

Просмотр содержимого документа
«Интерактивный урок на тему: «Казахстан в годы Великой Отечественной войны. Воины – казахстанцы в Великой Отечественной войне»»


Лебяжинская средняя общеобразовательная школа





Интерактивный урок

на тему:


«Казахстан в годы Великой Отечественной войны.

Воины – казахстанцы в Великой Отечественной войне»





Подготовила учитель истории:

Каменова Ж.М.






Цели урока:


  1. Создать условия для усвоения знаний о роли Казахстана в Великой Отечественной войне; о ходе войны: ознакомить учащихся с героизмом казахстанцев в сражениях за Москву, Ленинград, Сталинград, на других участках фронтов. 

  2. Развивать критическое мышление через чтение и письмо, а именно работа с документами, с текстом учебника; поисковая работа с дополнительным материалом на Интернет-ресурсах; умение анализировать предложенный материал, развитие памяти, логического мышления; выработать навыки публичного выступления; уметь слушать товарищей, сопереживать.

  3. Воспитывать патриотизм и любовь к Родине на примерах мужества и героизма воинов, вырабатывать в учениках стойкость, отвагу, храбрость и силу духа, прививать уважение к ветеранам войны.


Тип урока: Комбинированный.
Методы обучения: Рассказ, беседа, работа в группах с текстом, наглядно-иллюстративный, словесный, поисковый, интерактивный.

Оборудование: учебник 9 класс, интерактивная доска, видео ролик, компьютер (ноутбуки), презентация, таблица.


Слово учителя: (слайд 2)
Летят быстротечные годы, мелькают десятилетия. Но никогда народ не забудет своих героев. В этом году 9 мая будет 72 года со дня окончания Великой Отечественной войны. И сегодня мы посвящаем наш урок этому знаменательному событию.

Эпиграф (вывешивается на доске)

Война – короче нету слова. 
Война – печальней нету слова. 
Война святее нету слова. 
В тоске и славе этих лет, 
И на устах у нас иного, 
Еще не может быть и нет. 

А.Твардовский.



Ход урока:

I. Орг.момент.
Приветствие. Проверка отсутствующих и готовности к уроку. 
Сообщение темы урока. 

II. Изучение нового материала: (слайд 1-3)
1) Стратегия «Ассоциации».
Назовите ассоциации к понятиям «ВОЙНА».
(учащиеся называют варианты «ВОЙНА» - разруха, слезы, беда, мобилизация, смерть, хаос, оружие, кровь).

Такой войны, такой беды столетия не знали… Война, началась Великая Отечественная война…

Учитель: (слайд 4)

Казалось, было холодно цветам,
И от зари они слегка поблекли
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли
Цветок в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки
Такою все дышало тишиной,
Что вся еще земля спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то 5 минут осталось…


Звучит звукозапись: сообщение Левитана о начале Великой Отечественной войны. Видеоролик о Начале ВОВ по электронному учебнику. (папка Ролик- ЦОР)

22 июня 1941 года войска Германии, нарушив пакт о ненападении, вторглись на советскую территорию. Наступление гитлеровцев развивалось по основным 3 направлениям: север- на Ленинград, центр- на Москву, юг- на Киев, Донбасс. В планы гитлеровского командования входило и расчленение территории СССР на рейхскомиссариаты, в число которых входил и «Большой Туркестан», составляющий территорию Казахстана и Средней Азии. Враги рассчитывали на разжигание межнациональной розни среди народов СССР, но этим планам сбыться не удалось. 

2) Выступления учащихся по группам (домашнее задание)

Ученики рассказывают сообщения с презентациями об основных сражениях ВОВ.
Звучит песня «Священная война».

1 группа. Битва под Москвой.
2 группа. Блокада Ленинград
3 группа. Сталинградская битва.
4 группа. Берлинская операция.

Сделать выводы и обобщить по слайдам презентаций результаты основных сражений войны

Учитель: На 1 января 1941 г. население нашей республики насчитывало 6425 тыс. человек. Из них 1200 тыс. были мобилизованы в ряды вооруженных сил, около 700 тыс. для работы в военной промышленности. В результате, каждый четвертый житель республики отправился на фронт или в оборонную промышленность.

О вкладе Казахстана в общую победу говорит и то, что здесь были сформированы 12 стрелковых и 4 кавалерийские дивизии, 7 стрелковых бригад, около 50 отдельных полков и батальонов. В том числе 3 национальные кавалерийские дивизии и 2 национальные стрелковые бригады.

За годы Великой Отечественной Войны Орден Ленина и медаль “Золотая Звезда” и Героя Советского Союза получили на фронте около 497 казахстанцев. Орденом Славы трех ступеней были удостоены 120 воинов. Примерно 410 тыс. воинов-казахстанцев не вернулось с фронта. (слайд 9)


3) Мини-сообщения учителя о героях Советского Союза. (А.Молдагулова, М.Маметова, Б.Момыш-улы, Т.Бегельдинов, М.Габдулин, С.Баймагамбетов, Т.Тохтаров). (слайд 14-31)
Звучит песня «Журавли».


III.Физминутка: «Дождь».
Участники встают в круг.
По кругу цепочкой вы будете передавать движения. Как только они вернутся ко мне, я покажу следующие. Следите внимательно.
Поднялся ветер (трем ладони).
Начинает капать дождь (щелчки пальцами).
Дождь усиливается (поочередные хлопки ладонями по груди).
Начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам).
А вот и град - настоящая буря (топот ногами).
Но что это? Буря стихает (хлопки по бедрам).
Дождь утихает (хлопки ладонями по груди).
Редкие капли падают на землю (щелчки пальцами).
Тихий шелест ветра (трем ладони).
Солнце! (руки вверх).

IV. Закрепление материала:

1) Игра «Доскажи фразу» 
1. В Великой Отечественной войне Казахстан участвовал как субъект союзного государства … (СССР). 
2. В ряды сражающейся армии влились … (1 200000) казахстанцев. 
3. Правители фашистской Германии рассматривали СССР искусственное объединение огромного числа наций, разрабатывая план… («Барбаросса»). 
4. На фронт ушел каждый …(пятый) казахстанец. 
5. Промышленные предприятия из прифронтовой полосы были перевезены в восточные районы страны, из них в Казахстан перевезены…(220) заводов и фабрик. 
6. Казахстан, Средняя Азия, Татарстан, Башкирия, Азербайджан, Северный Кавказ по планам фашистов должны входить колонию…(«Большой Туркестан»). 
7. Выдающийся геолог Казахстана который вел разработку Джесказганского месторождения меди…(Сатпаев). 
8. На фронт и в оборонную промышленность отправился каждый…(четвертый) казахстанец. 
9. 22 июня 1941 года началась … (Великая Отечественная война) 
10. По выплавке свинца в стране Казахстан выходит на (первое место). 


2) Работа с Интернет-ресурсами (Центральные образовательные ресурсы (ЦОРы)):

- Папка «Задания»;

- Папка «Тесты»
V. Рефлексия. Стратегия «Т-таблица».


Заполнить таблицу.

Основная фраза

Доказательство

Участие казахстанцев в Великой Отечественной войне - героизм

Да, участие казахстанцев в Великой Отечественной войне можно охарактеризовать как героизм. Они положили все силы для защиты своей Родины.

Все жители Казахстана сражались против фашизма, как на поле битвы, так и в тылу.



XII. Домашнее задание.
Читать параграф, заполнить таблицу «Герои ВОВ». Написать эссе «Никто не забыт…»

Казахстанские воины – герои, защищавшие Москву


Казахстанские воины – герои, участвовавшие в битве за Ленинград

Казахстанские воины – герои, участвовавшие в битве за Берлин





XIII. Итог урока:
Выставление оценок

…Нет страшнее слова, чем слово «война». Нет большего горя для каждого в отдельности и для целой страны в целом, если идет война. И нет оправданий тем, кто начинает войну, страшную войну. Любой человек, который даже издали видел войну, скажет, самое главное это мир. И поэтому я хочу, чтобы вы, будущее молодое поколение запомнили мудрое изречение древних: «Если человечество забывает о прошлой войне, то начинается новая». И чтобы этого не произошло, помните о жертвах прошлой войны, тогда не будет новой.

Ученик читает стихотворение (слайд 33)

«Прошла война,

прошла страда,

но боль взывает к людям.

давайте, люди, никогда

об этом не забудем».


(А.Твардовский)




Список использованных ресурсов:

  1. Сайт «Инфоурок».

  2. http://mugalim.ru.

  3. Учебник 9 класса.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!