ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» Конфуций
Образование призвано играть важнейшую роль в развитии личности и общества. Это не волшебное лекарство и не магическое заклинание, открывающее дверь в идеальный во всех отношениях мир. Образование является одним из основных средств утверждения более глубокой и гармоничной формы развития человечества. Именно поэтому проблемы образования рассматриваются на самых высоких уровнях. Так в докладе международной комиссии по образованию для ХХI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор сформулировал «четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить». Таким образом определил основные глобальные компетенции.
Ранее цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения.
Необходимо воспитать и обучить личности с такими функциональными качествами как:
- инициативность,
- способность творчески мыслить и находить нестандартные решения,
- умение выбирать профессиональный путь,
- готовность обучаться в течение всей жизни.
Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. Поэтому важнейшей стратегической задачей образования в нашей стране является, с одной стороны, сохранение лучших образовательных традиций, с другой – обеспечение выпускников школ международными квалификационными качествами. В условиях модернизации для современной школы выступает задача формирования у учащихся ключевых компетенций.
Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности.
1. Познавательная компетентность:
–учебныедостижения;
–интеллектуальные задания;
– умение учиться и оперировать знаниями.
2. Личностная компетентность:
– развитие индивидуальных способностей и талантов;
– знание своих сильных и слабых сторон;
– способность к рефлексии;
– динамичность знаний.
3. Самообразовательная компетентность:
– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.
4. Социальная компетентность:
– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование.
5. Компетентное отношение к собственному здоровью:
– соматическое здоровье;
– клиническое здоровье;
– физическое здоровье;
– уровень валеологических знаний.
Физическое воспитание учащихся, как часть системы образования, развивается в единстве социальных, культурных преобразований и нравственных ценностей общества. Современное состояние физического воспитания в системе образования обусловлено общими изменениями, происходящими в образовании – направленностью на повышение его эффективности и качества. Обострение проблемы повышения эффективности физического воспитания школьников, связано с современными инновационными процессами в системе образования, задающими направление совершенствования физического воспитания в образовательных учреждениях.
Меняется общество, меняется отношение к изучаемым предметам. Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток и разнообразие информации. Однако все эти источники предоставляют материал для восприятия пассивно. В обществе, в прессе, на телевидении, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возникает вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить этот объем информации и разобраться в нем? Сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения.
Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.
Как развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь на все собственную точку зрения?
Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.
Под интерактивными методами обучения принято понимать систему правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала и применяются в различных технологиях: «здоровьесберегающие технологии», «развивающее обучение», «развитие критического мышления», «личностно-ориентированный подход», «проектная деятельность», «научно-исследовательская работа», ИКТ и др. Применение этих технологий на уроках физической культуры будет способствовать:
а) освоению детьми знаний по физической культуре и связанных с ними умений и навыков, составляющих основу интеллектуальных ценностей физической культуры;
б) формированию определенного мировоззрения, осознанного в рамках возрастных возможностей отношения ребенка к освоению физкультурных ценностей, развитию его мотивационных потребностей, что совпадает с социально-психологическими задачами воспитания физической культуры человека.
Уроки физической культуры, как и все общеобразовательные предметы призваны формировать у учащихся вышеперечисленные компетенции. Так, при изучении основ знаний, предусмотренных учебной программой, уроки физической культуры оказывают прямое воздействие на умственное развитие старшеклассников, так как усвоение знаний по биомеханике и физиологии двигательной деятельности, гигиене физических упражнений, методике спортивной тренировки, требует определенного умственного напряжения. При этом активизируются все виды умственной работы: аналитическая, обобщающая, закрепление в памяти.
Не меньшее значение для стимулирования умственной активности имеет косвенное воздействие физических упражнений, через все системы организма, на деятельность коры головного мозга. Установлено, что после кратковременных интенсивных нагрузок улучшаются внимание, память и мышление.
Разнообразить урок физической культуры поможет применение интерактивных технологий. Практически все современные педагогические технологии построены на применении групповой работы со школьниками. Это способствует формированию умения работать в группе, позволяет слабым ученикам не испытывать страх перед трудностями, а сильным – проявлять свои лидерские способности. При этом ученикам задаются проблемные вопросы, на которые они самостоятельно или в группе находят ответы. Такие технологии как: «развитие критического мышления», «личностно-ориентированный подход», «проектная деятельность», «научно-исследовательская работа», ИКТ и др. способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Данные технологии направлены на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. А применение ИКТ на уроках позволяют сделать уроки максимально информированными, красочными, интересными.
Сегодня много говорят о применении здоровьесберегающих технологий в школе.
Нет какой-то одной единственной и уникальной технологии сохранения здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некого образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической (осуществляемые при тесном контакте педагог - медицинский работник – ученик) и физкультурно-оздоровительной направленности и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников, используя личностно-ориентированный подход, а именно, учитывая индивидуальные морфофункциональные особенности каждого ребенка, можно решить задачи здоровьесбережения. Сама жизнь убеждает нас в том, что целенаправленная здоровьесберегающая деятельность педагога – это формирование и совершенствование культуры здоровья ребенка в педагогических системах. Сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьника без создания условий для самостоятельного освоения, получения и осмысления ими знаний. Задача современного учителя - не подавать знания школьникам, а создать мотивацию и сформировать комплекс умений обучать себя. Конечно, никакое умение не приходит к ученику без помощи учителя. Сотрудничество ученика и учителя предусматривает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, которая предоставляется ученику. Это приведет к личностному становлению школьника и его развитию. Ведь главное чему должен научиться ученик, выйдя из стен школы – умению адаптироваться в обществе, раскрыться как творческая Личность и быть достойным Гражданином своей страны
Литература:
1. Ж.Делор «Образование – сокрытое сокровище» //ЮНЕСКО 1996г
2. В.А. Онищук « Урок в современной школе» //Москва просвещение 2008г
3. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы.// Учитель - 2000 - №1.