СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные методы обучения на уроках физической культуры как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы обучения на уроках физической культуры как средство формирования ключевых компетенций обучающихся»


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» Конфуций 

Образование призвано играть важнейшую роль в развитии личности и общества. Это не волшебное лекарство и не магическое заклинание, открывающее дверь в идеальный во всех отношениях мир. Образование является одним из основных средств утверждения более глубокой и гармоничной формы развития человечества. Именно поэтому проблемы образования рассматриваются на самых высоких уровнях. Так в докладе международной комиссии по образованию для ХХI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор сформулировал «четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить». Таким образом определил основные глобальные компетенции.

Ранее цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения.

Необходимо воспитать и обучить личности с такими функциональными качествами как:

- инициативность,

- способность творчески мыслить и находить нестандартные решения,

- умение выбирать профессиональный путь,

- готовность обучаться в течение всей жизни.

Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. Поэтому важнейшей стратегической задачей образования в нашей стране является, с одной стороны, сохранение лучших образовательных традиций, с другой – обеспечение выпускников школ международными квалификационными качествами. В условиях модернизации для современной школы выступает задача формирования у учащихся ключевых компетенций.

Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности.

1. Познавательная компетентность:

–учебныедостижения;
–интеллектуальные задания;
– умение учиться и оперировать знаниями.

2. Личностная компетентность:

– развитие индивидуальных способностей и талантов;
– знание своих сильных и слабых сторон;
– способность к рефлексии;
– динамичность знаний.

3. Самообразовательная компетентность:

– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

4. Социальная компетентность:

– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование.

5. Компетентное отношение к собственному здоровью:

– соматическое здоровье;
– клиническое здоровье;
– физическое здоровье;
– уровень валеологических знаний.

Физическое воспитание учащихся, как часть системы образования, развивается в единстве социальных, культурных преобразований и нравственных ценностей общества. Современное состояние физического воспитания в системе образования обусловлено общими изменениями, происходящими в образовании – направленностью на повышение его эффективности и качества. Обострение проблемы повышения эффективности физического воспитания школьников, связано с современными инновационными процессами в системе образования, задающими направление совершенствования физического воспитания в образовательных учреждениях.

Меняется общество, меняется отношение к изучаемым предметам. Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток и разнообразие информации. Однако все эти источники предоставляют материал для восприятия пассивно. В обществе, в прессе, на телевидении, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возникает вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить этот объем информации и разобраться в нем? Сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения.

Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.

Как  развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь на все собственную точку зрения?

Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.

Под интерактивными методами обучения принято понимать систему правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала и применяются в различных технологиях: «здоровьесберегающие технологии», «развивающее обучение», «развитие критического мышления», «личностно-ориентированный подход», «проектная деятельность», «научно-исследовательская работа», ИКТ и др. Применение этих технологий на уроках физической культуры будет способствовать:

а) освоению детьми знаний по физической культуре и связанных с ними умений и навыков, составляющих основу интеллектуальных ценностей физической культуры;

б) формированию определенного мировоззрения, осознанного в рамках возрастных возможностей отношения ребенка к освоению физкультурных ценностей, развитию его мотивационных потребностей, что совпадает с социально-психологическими задачами воспитания физической культуры человека.

Уроки физической культуры, как и все общеобразовательные предметы призваны формировать у учащихся вышеперечисленные компетенции. Так, при изучении основ знаний, предусмотренных учебной программой, уроки физической культуры оказывают прямое воздействие на умственное развитие старшеклассников, так как усвоение знаний по биомеханике и физиологии двигательной деятельности, гигиене физических упражнений, методике спортивной тренировки, требует определенного умственного напряжения. При этом активизируются все виды умственной работы: аналитическая, обобщающая, закрепление в памяти.

Не меньшее значение для стимулирования умственной активности имеет косвенное воздействие физических упражнений, через все системы организма, на деятельность коры головного мозга. Установлено, что после кратковременных интенсивных нагрузок улучшаются внимание, память и мышление.

Разнообразить урок физической культуры поможет применение интерактивных технологий. Практически все современные педагогические технологии построены на применении групповой работы со школьниками. Это способствует формированию умения работать в группе, позволяет слабым ученикам не испытывать страх перед трудностями, а сильным – проявлять свои лидерские способности. При этом ученикам задаются проблемные вопросы, на которые они самостоятельно или в группе находят ответы. Такие технологии как: «развитие критического мышления», «личностно-ориентированный подход», «проектная деятельность», «научно-исследовательская работа», ИКТ и др. способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Данные технологии направлены на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. А применение ИКТ на уроках позволяют сделать уроки максимально информированными, красочными, интересными.

Сегодня много говорят о применении здоровьесберегающих технологий в школе.

Нет какой-то одной единственной и уникальной технологии сохранения здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некого образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической (осуществляемые при тесном контакте педагог - медицинский работник – ученик) и физкультурно-оздоровительной направленности и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников, используя личностно-ориентированный подход, а именно, учитывая индивидуальные морфофункциональные особенности каждого ребенка, можно решить задачи здоровьесбережения. Сама жизнь убеждает нас в том, что целенаправленная здоровьесберегающая деятельность педагога – это формирование и совершенствование культуры здоровья ребенка в педагогических системах. Сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьника без создания условий для самостоятельного освоения, получения и осмысления ими знаний. Задача современного учителя - не подавать знания школьникам, а создать мотивацию и сформировать комплекс умений обучать себя. Конечно, никакое умение не приходит к ученику без помощи учителя. Сотрудничество ученика и учителя предусматривает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, которая предоставляется ученику. Это приведет к личностному становлению школьника и его развитию. Ведь главное чему должен научиться ученик, выйдя из стен школы – умению адаптироваться в обществе, раскрыться как творческая Личность и быть достойным Гражданином своей страны

Литература:

1. Ж.Делор «Образование – сокрытое сокровище» //ЮНЕСКО 1996г

2. В.А. Онищук « Урок в современной школе» //Москва просвещение 2008г

3. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы.// Учитель - 2000 - №1.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!