СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные методы обучения младших школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: определение места, целесообразности и эффективности применения интерактивных методов и средств в собственной педагогической деятельности при обучении младших школьников. Степень новизны заключается в использовании комбинации элементов известных методик, в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы обучения младших школьников»

«Интерактивные методы обучения младших школьников».

Что рассказать вам о себе такое…

Чтобы других не повторять,

Чем удивить, что рассказать…

Признаюсь, в современном мире нелегко

Быть мамой и женой.

Быть дочерью, снохой.

Быть внучкой, тётей, другом и коллегой,

И соответствовать профессии своей.

Ведь я - учитель.

Я человек, который любит жизнь

И делом увлечён, всегда в работе.

И человек, любящий жизнь и увлеченный делом, всегда находится в цейтноте. Как говорил Шалва Александрович Амонашвили: «Находясь в педагогическом цейтноте, часто буду вынужден за считанные секунды решать сложнейшие задачи обучения и воспитания, способные менять всю последующую жизнь ребенка. Я должен сделать это без спешки и помнить, что я ответственен за его судьбу». Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные временем методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить новые социальные запросы, отраженные в ФГОС. Все возрастающий поток информации требует внедрения таких методов и средств обучения, которые позволяют за достаточно короткий промежуток времени передавать достаточно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения изучаемого материала и закрепления его на практике.

проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, пришла к выводу, что к числу инновационных, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся, самостоятельному осмыслению учебного материала относятся интерактивные методы и средства обучения. Это определило тему моей педагогической деятельности «Интерактивные методы и средства обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников».

Цель работы: определение места, целесообразности и эффективности применения интерактивных методов и средств в собственной педагогической деятельности при обучении младших школьников. Степень новизны заключается в использовании комбинации элементов известных методик, в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда.

Главная задача моей деятельности состоит в создании условий для того, чтобы ребенок выступал не как слепой исполнитель воли учителя, а был человеком, активно и осознанно действующим, был «субъектом учебной деятельности». В этом мне помогают интерактивные методы и средства обучения.

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Данный вид обучения характеризуют следующими чертами:

  • это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем;

  • это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения;

  • это обучение «реальности», т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.

В соответствии с ведущей функцией того или иного метода в организации педагогического взаимодействия методы могут быть классифицированы по следующим группам: методы создания благоприятной атмосферы, методы обмена деятельностями, методы мыследеятельности, методы смыслотворчества, методы рефлексивной деятельности, интерактивные игры. Интерактивные методы обучения также могут быть классифицированы как групповые и индивидуальные.

Учителю необходимо адаптировать и встроить в модель и логику урока методы отвечающие требованиям интерактивных стратегий обучения.

В ходе работы была разработана структура и модель интерактивного урока для начальной школы.

Как и любой другой урок по интерактивной методике он включает в себя 3 стадии:

вызов, осмысление, рефлексию.

I стадия – вызов (пробуждение интереса к изучаемой теме).

Цели стадии вызова:

  • актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений по предлагаемой проблеме;

  • активизация интеллектуальной деятельности;

  • создание смыслового поля.

Поэтому на первой стадии интерактивного урока уместны следующие приёмы и методы:

• нестандартное начало урока;

• мозговой штурм;

• постановка проблемной ситуации;

• ролевое моделирование;

На стадии вызова обучающиеся получают внутреннюю мотивацию к дальнейшей деятельности на уроке.

II стадия интерактивного урока – осмысление подразумевает осмысленное усвоение и понимание учебного материала.

На стадии осмысления применяю следующие методы:

  • групповые дискуссии (дебаты, круглый стол, мозговой штурм),

  • проблемное изложение,

  • частично-поисковая деятельность,

  • кооперативное обучение,

  • ролевое моделирование,

  • учебный проект,

  • мультимедиа.

О сущности и преимуществе данных методов остановлюсь подробнее.

Метод группового обучения.

Работа в парах - одна из форм организации учебного процесса, целью которого является формирование межличностных отношений. Формирует умения принимать общую цель, разделять обязанности, соотносить свои действия с действиями партнёра по совместной деятельности.

Работа в группах - обучение в сотрудничестве.

Работая в группах, обучающиеся оказываются в условиях, когда в ходе коллективного обсуждения дети учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слушать друг друга.

Групповую работу использую как при изучении нового материала, так и при закреплении изученного. В этой ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение более слабых учащихся, глубокое осмысление материала сильными учащимися.

Использование метода проектов и исследовательского метода. Обучение началам проектной деятельности осуществляю через урок, внеурочную учебную деятельность, защиту исследовательских проектов.

В рамках учебных занятий использую такие виды проектной деятельности как: поиск дополнительной информации по заданной теме, проведение опыта, наблюдения; выполнение творческих заданий по сочинению собственных стихотворений, сказок, загадок. В качестве творческих домашних заданий предлагаю учащимся подготовку сообщений, поиск ответов на проблемные вопросы, составление кроссвордов, викторин. Таким образом, учащиеся вовлечены в процесс обучения, а не являются лишь «пассивными зрителями». Работа над проектом осуществляется и во внеурочной деятельности. Основными формами организации деятельности являются: коллективные (творческие и социальные проекты), групповые и индивидуальные (учебное исследование). Я, как учитель, выступаю в роли инструктора по ходу выполнения работы, консультирую, направляю, помогаю в оформлении работы.

Кластер («гроздь»). Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. (Например задание по русскому языку в 3 классе: выделите основные отличительные черты имени существительного как части речи).

«Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение.

Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Вокруг него создается атмосфера открытости, поиска. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. (Примеры сочинений, стихов, писем, объявлений детей).

Также применяю на своих уроках такие методы, как «Синквейн», «Чтение с остановками», «Верите ли вы, что…», «Уголки», «Логическая цепочка».

На стадии осмысления происходит:

  • организация сознания учащихся на основе рефлексии,

  • освоение способов мышления,

  • творческое овладение ЗУН.

III стадия урока – рефлексия (размышление) призвана выявить возможные ошибки в процессе усвоения, а также причины этих ошибок самими учащимися.

Методы:

• проблемная задача,

• игры для контроля и систематизации знаний,

• защита проекта,

• составление синквейна,

• мультимедиа.

Использование интерактивных методов обучения в моей педагогической практике тесно связано с применением интерактивных средств обучения.

Мой учебный кабинет оборудован такими техническими средствами обучения, как:

• мультимедийный комплекс (интерактивная доска TRIUMPH BOARD, ноутбук, проектор, документ-камера);

• МФУ (принтер, сканер, копир);

• медиатека

Для работы с ИД я освоила программное обеспечение.

Интерактивная доска – это визуальный ресурс, который помогает мне сделать урок более живым и привлекательным, преподносить информацию, используя широкий диапазон  средств визуализации, повысить мотивацию обучающихся, привлечь внимание детей к процессу обучения. Интерактивная доска помогает детям преодолеть психологический барьер, стеснение у доски, легко вовлекает в учебный процесс. Ребята начинают понимать более сложный материал и работать более творчески.

На уроках технологии, литературного чтения помогает в работе документ-камера.

Урок математики. Самостоятельная работа. Документ-камера предоставляет возможность проверить правильность выполнения задания, положив под камеру тетрадь того ученика, который верно выполнил упражнение и тетради тех учеников, которые решили задачу или другое задание иным способом, ребята устно могут пояснить.

Мультимедийные средства применяю на различных этапах урока. В процессе изучения нового материала - слайдовые презентации, мультимедийные лекции.

На этапе оперативного контроля - тестирование, игры и упражнения. Обучающие компьютерные игры позволяют отрабатывать полученные умения и навыки, осуществлять дифференцированный подход.

Для разработки мультимедийных уроков, создания презентаций использую программу Power Point. Появилась копилка мультимедийных уроков и презентаций, которые использую на уроках окружающего мира, литературного чтения, ИЗО, технологии. Создаю и свои презентации для уроков. На уроках русского языка и математики предпочитаю использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы). Очень радует, что всё чаще дети сами стали обращаться к домашним компьютерам как к инструменту, позволяющему создавать творческую работу. Детям приходится часто самим находить необходимую информацию по различным темам. Задача учителя начальной школы – умело сочетать работу с книгой и поиск информации детьми с помощью техники. ( При изучении экосистем в 3 классе ребята сами создавали презентации к урокам окружающего мира. Презентации по литературному чтению к произведениям. Причем количество слайдов разное. Это и фото, подписи и тексты. Для меня, как для учителя начальной школы, главным кажется показать ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях информационного общества.

- открытые уроки с использованием ИКТ, открытый урок по математике литературному чтению с применением интерактивной доски во время школьного методического дня;

Следовательно, можно сделать выводы: в результате использования интерактивных методов и средств обучения в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.

По словам В. Ключевского, «Из множества предусмотренных и обдуманных мелочей, составляется крупный успех, а с помощью интерактивных методов обучения рождается победа в педагогическом цейтноте».

Свое выступление хочется закончить строчками из своего стихотворения:

Как в веке новых технологий

Не заблудиться, а вперёд идти?

Как научить детей учиться,

И в их сердцах зажечь те огоньки,

Что в жизни разгорятся в пламя,

Помогут в жизни путь найти?

Ведь я – учитель.

Частичку сердца детям отдаю,

Живу и ошибаюсь,

Учусь, и жить учу…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!